Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6002

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом при рассмотрении таких дел извещения о времени и месте судебного заседания суду необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства).


Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности


Комментарий к статье 204


1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает требования к заявлению, обусловленные особым характером дел об административных правонарушениях. В соответствии с п. 5 ч. 1 настоящей статьи в заявлении должно быть указано требование заявителя о привлечении лица к ответственности. Меру этой ответственности определяет только арбитражный суд, что необходимо учитывать при составлении заявления.

2. Протокол, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, согласно ст. 28.2 КоАП составляется при совершении административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 КоАП. Согласно ст. 28.4 КоАП если дело возбуждено прокурором, то выносится постановление, в связи с чем протокол не составляется. В соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол не составляется, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. При этом уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном ст. 32.3 настоящего Кодекса, взимаемый в порядке, предусмотренном ст. 32.2 настоящего Кодекса.

3. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, содержится в ст. 28.3 КоАП. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

4. Лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Кроме того, им, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Данный документ должен быть представлен в суд одновременно с заявлением о возбуждении дела.


5. Статья 28.8 КоАП устанавливает срок для направления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении в арбитражный суд. Этот срок - трое суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. В случае если ответственность за правонарушение включает в себя административный арест либо административное выдворение, то протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. Комментируемая статья не предусматривает необходимости представления в суд документа, подтверждающего направление в суд заявления о привлечении к административной ответственности. Таким образом, возможна ситуация, когда суд не сможет проверить соблюдение лицом, составившим протокол об административном правонарушении, срока, предусмотренного в ч. 1 ст. 28.8 КоАП.

6. При обнаружении в ходе рассмотрения дела недостатков в протоколе административные органы, составившие протокол, должны устранить их в течение трех дней со дня их поступления (получения) от судьи. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

7. Протокол является обязательным документом для представления в суд по данным категориям дел. Однако основанием для возбуждения дела является заявление, составленное согласно комментируемой статье. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 настоящей статьи, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ст. 29.4 КоАП, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу <1>.


--------------------------------

<1> Пункты 5, 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10.


Пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" дает разъяснение по вопросу подачи заявления с нарушением норм о подведомственности дела. При поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления согласно п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.


Статья 205. Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности


Комментарий к статье 205


1. Порядок судебного разбирательства по делам о привлечении к административной ответственности регламентирован не только АПК 2002 г., но также отдельными нормами КоАП, не противоречащими АПК РФ, в соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в случаях, когда в гл. 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности. Так, например, норма ч. 1 ст. 24.2 КоАП, согласно которой производство может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, не применяется как противоречащая ст. 12 АПК РФ.

2. В рамках подготовки дела к судебному разбирательству арбитражный суд руководствуется не только нормами гл. 14 АПК РФ, но и ст. 29.1 КоАП, определяющей вопросы, которые должны быть выяснены арбитражным судом на данной стадии, а именно:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

3. В соответствии со ст. 29.4 КоАП при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1 - 25.10 КоАП, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;


3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

4. Учитывая положения ч. 3, 4 комментируемой статьи, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", дано разъяснение об извещении участников арбитражного процесса о том, что, принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные частью 1 комментируемой статьи, и невозможность в связи с этим извещения участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания не позднее чем за пятнадцать дней до его начала, судам при наличии соответствующих сведений об участниках арбитражного процесса следует руководствоваться частью 3 статьи 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Необходимые для уведомления контактные телефоны лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержаться в заявлении и приложенных к нему материалах.

При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 121 АПК РФ.

5. Отдельные положения, регламентирующие порядок проведения судебного заседания, предусмотрены ст. 29.7 КоАП, которая применяется с учетом норм гл. 19 АПК РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;


3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

6. В ч. 6 комментируемой статьи определяется предмет доказывания по делам о привлечении к административной ответственности, который во многом совпадает с положениями ст. 26.1 КоАП. В предмет доказывания входит установление:

события административного правонарушения;

факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

основания для составления протокола об административном правонарушении;

полномочий административного органа, составившего протокол;

предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения (как КоАП, так и законами субъектов РФ);

основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол (виновность лица в совершении административного правонарушения);

обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность;

характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением;

обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении;

иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.


Статья 206. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности


Комментарий к статье 206


1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении арбитражный суд принимает решение, по форме и содержанию соответствующее нормам гл. 20 АПК 2002 г. В этой связи не применяется ст. 29.9 КоАП, определяющая виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении, согласно которой по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. также комментарий к ст. 202 АПК РФ).