Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5949

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рассматриваемом случае предприниматель, обратившись в суд с заявлением об оспаривании постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности, в нарушение подп. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ не указала дату и место своей государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а соответствующий документ, подтверждающий этот статус, не представила. Ссылка судьи в Определении об оставлении заявления без движения на необходимость представления предпринимателем ряда документов, не предусмотренных процессуальным законодательством для данной категории дел (при несоблюдении заявителем иных процессуальных требований), не повлияла на правильность принятых судебных актов <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 апреля 2005 г. N А79-10853/2004-СК1.


2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость представления документа, подтверждающего направление копии заявления лицу или органу, чей акт оспаривается. Как правило, направление копии заявления осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Заявитель должен подтвердить арбитражному суду направление такой копии путем приложения к нему соответствующего документа, в том числе уведомления о вручении.

3. В случае несоблюдения требований к заявлению арбитражный суд в соответствии со ст. 128 АПК РФ оставляет заявление без движения, предложив устранить соответствующие нарушения в определенный срок, и в случае неисполнения в установленный срок определения суда на основании ст. 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает заявление.


Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов


Комментарий к статье 210


1. Иные сроки по делам, рассматриваемым арбитражным судом, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, федеральным законодательством не установлены.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, на которое законодатель не отводит специальных сроков, судья:

- выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения заявления данным арбитражным судом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

- разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

- направляет заявление со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если его рассмотрение не относится к компетенции соответствующего арбитражного суда (ст. 30.4 КоАП).

2. Об извещении лиц, участвующих в деле, см. комментарий к ст. 205 АПК РФ. К лицам, которые должны быть извещены о времени и месте судебного заседания, относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель.


3. Несмотря на то что заявителями по рассматриваемой категории дел являются лица, привлеченные к административной ответственности, учитывая публично-правовую природу данной категории дел, согласно ч. 4 комментируемой статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, ложится на соответствующий государственный или административный орган. В случае непредставления необходимых доказательств лицом, на которое возложена такая обязанность по закону, суд может истребовать их в инициативном порядке. Учитывая, что в соответствии с п. 4 ст. 65 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно, к материалам дела об административном правонарушении в обязательном порядке должны приобщаться документы об ознакомлении с материалами дела лица, привлекаемого к ответственности, в случае его участия в рассмотрении дела <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 3 информационного письма ГТК России от 21 ноября 2002 г. N 01-06/46004 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".


4. Предмет доказывания по рассматриваемой категории дел определен в ч. 6 комментируемой статьи и включает в себя:

законность и обоснованность оспариваемого решения;

наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;

наличие законных оснований для привлечения к административной ответственности;

соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности;

сроки давности привлечения к административной ответственности;

иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Для выяснения названных обстоятельств заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с АПК 2002 г.


Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности


Комментарий к статье 211


1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении арбитражный суд принимает решение, по форме и содержанию соответствующее нормам гл. 20 АПК 2002 г.

2. В случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, отмены постановления материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено.


Применяя нормы ч. 2 настоящей статьи, арбитражный суд отменяет постановление в связи с неправильной квалификацией правонарушения либо с принятием этого постановления неправомочным органом при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений, как отмечается в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

3. Если в ходе рассмотрения дела выяснится, что имеет место нарушение норм о подведомственности, арбитражный суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении документов заявителю.

4. Последствием принятия решения об отмене постановления административного органа в связи с малозначительностью административного правонарушения или в связи с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП), является недопустимость дальнейшего осуществления административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).

5. При рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП, в частности в отношении юридического лица - характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 комментируемой статьи, принимает решение о признании оспариваемого постановления незаконным и о его изменении в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.


Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено в случае, когда арбитражным судом на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10.


6. Особенности принятия решений, затрагивающих отдельные категории административных правонарушений, отражены в п. 20, 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10.

7. Об обжаловании принятого судом решения см. также комментарий к ст. 206 АПК РФ.

8. Исполнение судебного решения осуществляется не только в соответствии с АПК 2002 г., Федеральным законом "Об исполнительном производстве", но также с учетом положений разд. V КоАП.


Глава 26. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ВЗЫСКАНИИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ


Статья 212. Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций


Комментарий к статье 212


1. Комментируемая глава содержит лишь некоторые положения, регламентирующие особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Отдельные процессуальные нормы содержатся в НК РФ, в частности в ст. 104, 105. К обязательным платежам относятся налоги и сборы, таможенные платежи, платежи во внебюджетные фонды. Так, ст. 13 - 15 НК РФ определяются виды налогов и сборов с разделением их на федеральные (налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина), региональные (налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог), местные (земельный налог; налог на имущество физических лиц).

Согласно ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи говорит о лицах, которые вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженностей по обязательным платежам и санкций. В соответствии с действующим федеральным законодательством полномочиями по взысканию обязательных платежей и санкций в судебном порядке наделены налоговые, таможенные и другие органы.

Так, согласно ст. 31 НК РФ к правам налоговых органов относится право предъявлять в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды иски:


- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).

3. В соответствии со ст. 408 ТмК РФ к правомочиям таможенных органов относится предъявление в арбитражные суды исков и заявлений о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов.

4. Нормы комментируемой главы подлежат применению при взыскании пени как обеспечительной меры по уплате обязательных платежей. Так, согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.


Статья 213. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций


Комментарий к статье 213


1. Об органах, наделенных контрольными функциями, см. комментарий к ст. 212 АПК РФ.

Условиями для возникновения права на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций являются:

1) наделение федеральным законом контрольными функциями государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов;

2) отсутствие предусмотренного федеральным законом иного порядка взыскания обязательных платежей и санкций;

3) неисполнение требования о добровольной уплате взыскиваемых сумм или пропущенный срок, указанный в таком требовании;

4) неистекший срок давности. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Статьей 115 НК РФ установлена давность взыскания налоговых санкций. По общему правилу, содержащемуся в п. 1 указанной статьи, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.