Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3328
Скачиваний: 14
the Rules of the Game (December 3—4)
154
First Intermission. Dancing in a Mine Field
159
Act Three. Presidential Gambit (December 8—9)
163
Act Four. Test by Shock (December 10—12)
167
Second Intermission. The Phantom
of the Constituent Assembly
175
Act Five. Finale (December 14)
178
Instead of an Epilogue
180
PART 5. 1993. STORMY YEAR
193
Chapter 17. The Compromise Crumbles
195
A View from 1993.Reformist Fantasies
195
«1993 — What Next?»
195
Two Tactics at the Referendum
202
«If Not the Referendum, Then What?» —
Concerning the Matter of the Constitutional Agreement
202
«Avoiding Disaster»
205
Postscript
207
Looking Back Through the Years. Referendum
or Agreement Between Leaders?
210
Chapter 18. The Ides of March
234
VIII Congress. The Final Crossroads
235
A View from 1993. Congress: Accord
or Confrontation.
235
Looking Back Through the Years
237
Missing the Target
254
Last Congress of Russia’s Deputies
261
Chapter 19. April: A Draw Without Honors
289
En Route to a Referendum
289
Results of the Referendum
301
A View from 1993
309
On the Hot Trail of Events
309
«But the Voters Were Smarter»
310
The Referendum Passed. What Next?
316
Chapter 20. Passions Surrounding the Constitution
322
Two Projects: Who Will Get the Upper Hand
324
Competition Between Projects
324
Constitution Commission’s
Draft: Final Document
333
“Presidential” Project
339
A View from 1993. My Choice
347
«The Dangers of Exorcizing Demons
by Using Satan»
347
«Federative Relations — Key Question
of the Constitution»
351
«Ideal Solution — Merging the Two Projects»
356
The Constitutional Assembly at the Starting Line
362
Agenda and the Days of the Constitutional Assembly
376
The July Project
396
Chapter 21. Conclusion of the Constitutional Process
417
How Should the Constitution Be Adopted?
417
The Last Time-Out
433
Final Transformations of the Constitutional Project
454
As it Looked Back Then
469
«The July Project Needs to Be Reconsidered»
469
«The Dangers of Living Without a Constitution»
473
«The New Basic Law: For
and Against». Expert’s Arguments
477
Chapter 22. The Collapse of the Russian Parliament
504
I Remember
504
A View from 1993
507
Four Scenarios
507
«The Two Impossibilities»
511
«Go to the Poll Station»
513
Postscript
515
On the Eve of…
516
Decree No. 1400. What Next?
525
Four Days in October
548
In the Wake of Tragedy
564
Chapter 23. Election Law.
(How Russia Should Vote)
578
The Initiative Group
578
The Law is Taking Shape
583
Hurdle Race
588
«They’re Neither Senators Nor Intercessors —
They’re Politicians». Responding to Opponents
594
Subject of Discussion — the Law on Elections
608
The Kremlin Detective
615
Chapter 24. December Epilogue
629
In the Regime of ‘Rule by Decree’
629
A Burst of Party and Bloc Construction
641
The Birth of «Yabloko»
660
A View from 1993. As It Looked Back Then
682
«I Keep Wanting to Draw the Line»
682
Political Situation Before the Elections
687
«The Twelfth Day in December»
690
Afterword: Twenty Years Later
726
Name Index
734
List of Tables
759
List of Abbreviations
760
Summary
763
About Carnegie Endowment for International Peace
767
About INDEM Foundation
769
аше время прошло, — сказала ранней весной 1992 г. одна моя
приятельница. Я согласился, хотя до конца тогда еще этого не осознал.
ройдет несколько месяцев, и от августовской эйфории не останется и
следа.
Обложки книг «Russia at Barricades» и «'од после августа. 'оречь и выбор»
15
14
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
юз», объединившиеся в блок «оссийское единство», насчитыва-
ли 290 депутатов. формированный уже в ходе ъезда блок «о-
зидательные силы» («ромышленный союз», «абочий союз» и
«мена — овая политика»), заявивший свои претензии на роль
«третьей силы», но по многим ключевым вопросам голосовавший
вместе с непримиримой оппозицией, располагал 170 депутатами.
лавной интеллектуальной силой этого блока была фракция
«мена» с ее квалифицированной экспертной группой. а пер-
вых ъездах молодые интеллектуалы-«сменовцы» действовали
вместе с демократами, но разошлись с ними, не согласившись с
полномочиями, предоставленными президенту. а этой точке, од-
нако, «сменовцы» не остановились и стали эволюционировать от
либерализма неокомсомольцев к необольшевизму прагматиков.
ропрезидентские силы были представлены оформившимся по-
сле обрания граждан блоком демократических фракций —
«оалицией реформ» («емократическая оссия», «адикаль-
ные демократы», «вободная оссия», «Oевый центр — Объеди-
ненная фракция и » и «Eеспартийные депутаты») с 294
депутатами. не блоков оставалась фракция политических элит
автономий «уверенитет и равенство» (64 депутата), озабочен-
ная главным образом тем, как закрепить и расширить завоевания,
зафиксированные в едеративном договоре. го парадное подпи-
глава 14
VI Съезд: предвестие перелома
от затрещали барабаны —
отступили басурманы.
огда считать мы стали раны,
оварищей считать.
ихаил )ермонтов
ОАЯ ААОА АА
начале 1992 г. еще оставались какие-то надежды на то, что про-
медление, допущенное льциным и его командой в первые недели
после Августа, политически восполнимо, ошибки исправимы, а
процессы, не только вырывавшиеся из-под контроля, но и прино-
сившие много неожиданностей, обратимы. о VI , состояв-
шийся 6—21 апреля, таких надежд не оставил. Этот ъезд обозна-
чил исходную точку противостояния с новой расстановкой сил:
поскольку судьба уже была решена, основной конфликт
приобрел внутрироссийский характер. яды оппозиции расшири-
лись. а ъезде она захватила политическую инициативу.
началу ъезда соотношение сил в парламенте выглядело
следующим образом. а оппозиционном фланге четыре фракции:
«оммунисты оссии», «оссия», «Отчизна» и «Аграрный со-
17
16
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
Оппозиции, действовавшей значительно более сплоченно,
не удалось, правда, реализовать программу-максимум (хотя
предложения вынести вотум недоверия правительству и даже
лишить президента дополнительных полномочий, которые он
получил на V ъезде, еще не раз будут повторены и даже по-
ставлены на голосование). о в целом сражение за повестку дня
она выиграла. Основной ее пункт — о ходе экономической ре-
формы — был существенно «утяжелен» добавлением пунктов о
состоянии агропромышленного комплекса и о социальной защи-
те населения. ак была воспроизведена тактика демократов на
I ъезде, настоявших на том, чтобы начать с обсуждения вопро-
сов наиболее болезненных и сделать их обсуждение продолжи-
тельным
4
. помощью одного только этого приема удалось по-
ставить в положение обвиняемых правительство, находившееся
у власти менее полугода, президента, назначившего такое прави-
тельство, и приступить к «раскачиванию» колеблющейся части
депутатского корпуса. Eыло продавлено решение начать, а не
закончить обсуждение докладом президента. Это дало оппози-
ции тактический выигрыш: реформаторам пришлось с самого
начала выводить из резерва свою тяжелую артиллерию. осто-
явшиеся в первый день голосования по повестке выявили рас-
становку сил, не вполне совпадавшую с фракционным делением
и существенно иную, чем на предыдущих ъездах
5
.
О
этой ситуации реформаторам предстояло сделать выбор: пред-
принять жесткую силовую акцию, сметающую с пути данный со-
став ъезда, как это предлагали некоторые ораторы на обрании
граждан, или попытаться так или иначе его ублаготворить. ще
накануне ъезда в ерховном овете прошло постановление, со-
державшее неудовлетворительную оценку работы правительства
и рекомендацию президенту: «рассмотреть вопрос о персональ-
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
сание состоялось накануне ъезда. не фракций пребывали 269
депутатов
1
.
сли бы на ъезде действовала фракционная дисциплина
голосования, а поведение депутатов в каждом случае соответст-
вовало политическим позициям, заявленным от их имени лиде-
рами фракций, можно было бы ожидать повторения сценариев
прежних ъездов. ри равенстве сил двух противостоящих коа-
лиций и относительной малочисленности «болота» демократы
завладевали инициативой и по большинству вопросов добива-
лись решения в свою пользу. о в стране произошли существен-
ные изменения. авление кризиса, который начавшиеся наконец
экономические реформы перевели в новое качество значитель-
но усилилось. урс реформ утрачивал былую популярность.
Это наложило отпечаток на поведение депутатов безотноси-
тельно к их фракционной принадлежности. олосования многих
из них стали менее предсказуемыми.
есткое противостояние и переток депутатов в ряды оппо-
зиции обозначились в первые же часы работы ъезда. ри об-
суждении повестки дня с обеих сторон были заявлены крайние
позиции. Оппозиция потребовала включить вопрос о доверии
правительству, но не собрала необходимого числа голосов, хотя
за это предложение проголосовало немногим меньше депутатов,
чем против
2
. Aато и предложения, вносившиеся наиболее ради-
кальным крылом демократов: рассмотреть вопросы о доверии
председателю , о введении прямого президентского правле-
ния на всей территории оссии на период реформ, об ограниче-
нии полномочий оветов, ставших, как утверждал иктор и-
ронов, «главным препятствием на пути экономических
реформ», «коммунистическими отстойниками», — провалива-
лись с треском
3
. ыдвижение заведомо провальных предложе-
ний, даже не прошедших обкатку среди депутатов демократиче-
ской коалиции, нагнетало истерию, наглядно демонстрировало,
что их авторы уже поставили крест на ъезде и на представи-
тельной власти вообще.
19
18
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
рая вам импонирует». Это уже была политическая уступка. Од-
нако льцин не был бы самим собой, если бы не дал понять, что
отступление имеет пределы. сли депутаты попытаются пере-
кроить онституцию, заменив президентскую республику пар-
ламентской, или отнять дополнительные полномочия, предостав-
ленные ему V ъездом, сказал он, то «...люди не останутся
безучастными… аш народ способен сказать свое веское слово
в минуту опасности»
7
.
а предыдущих ъездах выступления льцина, тщательно
отработанные его спичрайтерами, задавали тон дискуссии. еперь
этого не произошло. зале стоял гул, речь президента сопровож-
далась протестующими и насмешливыми репликами, она как-то
затерялась среди других докладов и речей, с которыми вслед за
президентом выступали члены правительства и ерховного ове-
та, сторонники и противники реформ. «Я еще не осознал, что
ъезды начинают вырождаться в политическую коммунальную
кухню»
8
, — так оценит льцин впоследствии эволюцию нашего
первого парламента, как бы запамятовав, что нечто подобное его
поклонники учинили в ерховном овете орбачеву в августе. е
успокоило депутатов и выступление айдара, в котором была да-
на в меру критическая оценка ситуации, в общем виде обещана
корректировка экономической политики, а главным основанием
для оптимистических ожиданий было представлено обещанное
Aападом выделение только в 1992 г. 24 млрд долларов
9
.
каждым днем обсуждение, дирижируемое асбулатовым,
все более шло вразнос. однимавшиеся один за другим на трибу-
ну критики реформы говорили о бедственном положении сель-
ского хозяйства, всех без исключения отраслей промышленно-
сти, науки, образования, незащищенных социальных слоев. се
это в большей или меньшей степени соответствовало действи-
тельности, хотя не обходилось без перехлестов: доктор медицин-
ских наук, например, поставил в вину трехмесячной реформе па-
дение рождаемости
10
. Однако в качестве альтернативы ораторы
предлагали решения несовместимые: например, снизить налоги и
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
ной ответственности членов правительства… за серьезные упу-
щения в работе по социальной защите населения»
6
.
ответ была избрана оборонительная тактика. заглавном
докладе льцин счел необходимым высказаться по широкому
кругу вопросов: о перспективах , международной политике
оссии, едеративном договоре и сепаратизме номенклатуры в
регионах, армии, перемещении культурных ценностей и т. д. о в
центре, конечно, стояли проблемы экономической реформы и
судьбы правительства. жестких выражениях обрисовав ситуа-
цию конца 1991 г. («енденция распада, разложения всех сфер
общественной жизни перешла за критическую черту… ля ос-
сии стала реальной угроза социального хаоса и распада»), льцин
заявил, что страна стояла перед альтернативой: «чрезвычайное
положение, жесткие административные меры» (они все равно «не
спасли бы оссию» и могли привести к гражданской войне) или
незамедлительное начало реформ, «запуск важнейших рыночных
механизмов» в сжатое время. Агрессии депутатов президент про-
тивопоставил позицию «большинства населения», которое «твер-
до уверено в том, что необходимо пережить значительное, но вре-
менное снижение уровня жизни, чтобы избежать катастрофы».
целом выступление президента было выдержано в успо-
коительных и примирительных тонах. Он перечислил ряд при-
знаков, которые как будто бы обещали позитивные экономиче-
ские сдвиги, но признал, что «перелом пока что не произошел».
прочем, повинна в том затратная экономика: ее «разрушитель-
ный потенциал… оказался настолько велик, что она буквально
прорвала все линии защиты», поставив под удар население, бюд-
жетные и приоритетные отрасли, конверсию, инвестиционный
комплекс и т. д. азвав ряд мер, с помощью которых предпола-
галось смягчить социально-экономическую ситуацию, президент
сделал большой шаг навстречу критикам реформы, пообещав
«пригласить в состав правительства масштабно мыслящих про-
изводственников, предпринимателей». а пост первого замести-
теля премьера, сказал он, будет предложена кандидатура, «кото-