ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1096
Скачиваний: 1
Столь же конкретными и потому более эффективными представляются документы межгосударственных объединений, таких, как Шанхайская Организация Сотрудничества и Содружество Независимых Государств. Декларации, договоры и соглашения названных объединений предполагают весомую ответственность каждого участника за разработку и проведение контртеррористической политики.
Третью группу документов составляют материалы законодательных учреждений и ведомств исполнительной власти Российской Федерации. Конституция РФ, федеральные законы, Уголовный Кодекс РФ, Указы и Послания Президента РФ, Постановления Правительства РФ содержат значительный объем тех правовых и концептуальных положений, которые легли в основу всей антитеррористической и контртеррористической политики Отечества в 1992-2007 годах. В этот блок документов также входят: различные обзоры, записки, отчеты, информационные доклады Генеральной Прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности России. Они раскрывают в той степени, в какой это возможно, стратегию и тактику контртерроризма, методы и средства по борьбе с терроризмом в регионах России и за ее пределами. Они показывают, какие взгляды сложились в высшем политическом руководстве России на феномен терроризма и способы его преодоления. Анализ этой группы документов и материалов позволил автору составить довольно ясное представление о системе контртеррористической политики РФ, ее достижениях, ошибках и перспективах.
Автор изучил официальные документы зарубежных стран, США, Канады стран Западной Европы и Израиля, чтобы составить картину развития контртеррористической политики и сравнить эту политику с российской. Задача адаптации зарубежного опыта в этой сфере стоит остро и требует максимально эффективного и продуманного решения. При анализе документов иностранных государств автор исходил из той точки зрения, что сообщение одного, двух, пяти и даже десяти фактов успешной работы ведомств против террористических организаций не означает, во-первых, победу данной государственной системы, во-вторых, не означает применимость конкретного зарубежного опыта к Российской Федерации, ее сложным геополитическим и этно-конфессиональным условиям.
Основными научными положениями, выносимыми на защиту, являются:
1. Авторское определение международного терроризма. Под ним понимается посягающее на международный правопорядок применение (или угроза применения) организованного насилия, направленное на устранение политического противника либо на достижение иных международно-противоправных целей путем устрашения лиц, не являющихся непосредственными объектами нападения.
2. Проведение грани между явлениями терроризма и иными проявлениями насилия. Терроризм отличают политическая цель и двойственность объекта террористического воздействия (непосредственное и опосредованное воздействие).
3. Четкое соотношение понятий «терроризм» и «международный терроризм». Данные понятия соотносятся между собой как общее и особенное. Поэтому международный терроризм обладает дополнительными признаками, так называемыми признаками международности, на основании которых разграничиваются международный и внутригосударственный терроризм.
4. Тезис о постепенном сближении позиций отдельных государств в сфере борьбы с терроризмом. Существует перспектива сближения национальных антитеррористических законодательств вплоть до выработки единых и обязательных для всех государств международных правовых антитеррористических актов.
5. Отнесение феномена «государственный терроризм» к разновидности международного терроризма, поскольку устрашение осуществляется по отношению к физическим лицам других государств, и ответные действия также ожидаются от представителей иностранных государств.
6. Утверждение о многополюсности международного терроризма. Всемирная террористическая сеть не существует. Как всемирное явление международный терроризм исключительно противоречив, многополюсен, по своей природе не поддается какому-либо руководству из единого центра.
7. Тезис тесной связи терроризма с реализацией внешней политики государств. Международный терроризм превратился в удобный инструмент реализации внешнеполитических интересов благодаря таким своим характеристикам, как: малозатратность, эффективность, анонимность, уход от возможных санкций мирового сообщества или ответных действий потерпевшей стороны.
8. Измерение степени опасности международного терроризма. Нарастание опасности терроризма заключается в небывалом росте политического экстремизма в мире; в увеличении групп населения, вовлекаемых в различные экстремистские организации; в широком применении террористами особо опасных форм и методов насилия; в изменении тактики деятельности террористических организаций.
9. Обоснование тезиса о сращивании криминального терроризма с политическим, национальным и религиозным. В результате процесса сращивания происходит значительное расширение финансовых, материальных и оперативных возможностей терроризма, усиление его инфраструктуры.
10. Предложения по совершенствованию правотворческой деятельности в сфере борьбы с международным терроризмом. Эта деятельность должна носить упреждающий, а не реактивный, характер и противодействовать наиболее опасным тенденциям терроризма.
11. Критика идеологии современной контртеррористической политики. До сих пор в России не выработана универсальная идеология контртерроризма, которая бы указывала на конечную цель борьбы с терроризмом. Диссертант формулирует конечную цель и критерий победы в войне – уничтожение, ликвидация терроризма как социального явления, угрожающего национальной безопасности России, самому существованию российского государства.
12. Необходимость постоянного мониторинг организационных аспектов предупреждения терроризма, позволяющего выделить наиболее эффективную стратегию и тактику борьбы с терроризмом. Это возможно в результате постоянного изучения и анализа вопросов, связанных с проведением превентивных мероприятий, тайных и полувоенных операций, акций возмездия, с координацией дипломатических усилий, а также принятием мер в отношении спонсоров терроризма независимо от того, являются ли ими государства, организации или отдельные лица.
13. Определение роли СМИ в контртеррористической политике. СМИ призваны создавать модель правосознательного поведения граждан, регулировать поведение людей в соответствии с конкретными задачами контртерроризма, создавать духовную атмосферу, препятствующую совершению правонарушения. Там, где СМИ монополизированы, терроризма быть не может.
14. Выявление опасной деятельности незаконных вооруженных формирований (НВФ) для общества, государства и граждан России. НВФ сочетают идеолгию и практику политического и криминального терроризма. В целях эффективной борьбы с ними требуется наступательная поливариантная политика, включающая меры непосредственного и прямого воздействия, а также профилактические меры предупреждения насилия.
15. Оценка возможностей международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом. Проблема взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов на национальном, региональном и международном уровнях должны решаться постепенно. В сфере контртерроризма государства не испытывают «эрозии суверенитета» и отстаивают, прежде всего, свои национальные интересы. адекватно реагируя на все изменения обстановки в сфере борьбы с терроризмом.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть применимы в следующих отраслях гуманитарных знаний:
1) Политология, в процессе подготовки и чтения лекций и курсов по выбору, посвященных генезису, эволюции и современным тенденциям международного терроризма и контртерроризма; имеющих отношение к процессу выработки и принятия решений в области внешней политики и национальной безопасности, особенностям функционирования государственных институтов, призванных обеспечить безопасность государства, общества и личности; обращенных к элитологии и теории элит.
2) Международные отношения, в процессе подготовки и чтения лекционных курсов, специальных курсов, семинарских и практических занятий по проблемам истории и теории международных отношений, дипломатической и консульской службы, процесса формирования внешней политики Российской Федерации и зарубежных стран, истории развития феномена «международный терроризм» и «контртерроризм», радикальных исламских организаций.
3) Регионоведение, в процессе разработки и чтения курсов лекций, курсов по выбору, практических и семинарских занятий, связанных с изучением истории, внешней политики, религии регионов Ближний Восток, Европа и Северная Америка, с изучением явления «исламский фундаментализм» и «мусульманский радикализм», а также с вопросами выработки и осуществления внешнеполитического курса великих держав.
Результаты исследования могут найти применение в сфере практической политики Российской Федерации, а именно: 1) в сфере политики национальной безопасности для учреждений Совет безопасности РФ, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Главное разведывательное управление Генерального штаба, Федеральная пограничная служба РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям; 2) в сфере дипломатии для Министерства иностранных дел РФ, Министерства внешнеэкономических связей РФ; 3) в сфере военной политики как части политики национальной безопасности для Министерства обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных сил РФ; 4) в сфере охраны общественного правопорядка и безопасности граждан для всей вертикали учреждений Министерства внутренних дел РФ и Внутренних войск МВД РФ.
Апробация работы.Основные положения диссертации и результаты исследования были представлены, обоснованы, апробированы на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах. Автор участвовал и выступал с докладами по теме исследования в различных российских учебно-научных центрах:
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (1991 – 2008 гг.);
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова (1994 г.);
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (1995 г.);
Санкт-Петербургский педагогический университет (1995 г.);
Владимирский государственный университет (1999 г.);
Арзамасский государственный педагогический университет (2006 – 2007 гг.);
Академия ФСБ Российской Федерации (1993 г., 1999 г.);
Институт ФСБ России, г. Нижний Новгород (1991- 2008 гг.);
Управление ФСБ РФ по Нижегородской области (1983-2001 г.);
Управление ФСБ РФ по Республике Башкортостан (1998 г.);
Управление ФСБ РФ по Республике Мари-Эл (2001 г.);
Нижегородская академия МВД России (1998 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы. Каждая глава разбита на параграфы.
В первой главе изучаются политико-правовые и международные проблемы терроризма в современном мире. Автор ретроспективным обзором выявляет характеристики терроризма, детерминирующую основу современного терроризма, дает варианты классификации терроризма на базе признаков и оснований.
Во второй главе рассматриваются вопросы организации и содержания терроризма в условиях постоянной эволюции его видов и форм. В частности, автор уделяет большое внимание проблеме градации международного терроризма по видам, характеризует наиболее распространенные формы терроризма и оценивает последствия их проявления в мире, показывает основные тенденции терроризма конца ХХ – начала XXI столетия.
Третья глава посвящена международно-правовым и политико-финансовым вопросам применительно к функционированию системы антитерроризма и контртерроризма в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. Автор выясняет, в каком виде существует и развивается международно-правовая основа борьбы с терроризмом, обозначает актуальные проблемы в системе организации антитеррористической и контртеррористической деятельности, обсуждает возможности ликвидации источников финансирования террористической деятельности в глобальном пространстве.
Глава четвертая изучает организационные аспекты предупреждения терроризма. Эта глава важная для раскрытия темы потому, что критически рассматривает структурно-функциональные аспекты профилактического воздействия на террористические организации и террористов. Значительную роль в предупреждении террористических актов могут играть и играют средства массовой информации, и диссертант подробно характеризует позитивный и негативный опыт деятельности СМИ в сфере упреждения и профилактики терроризма.
Пятая глава является наиболее приближенной к политическим процессам и политическим институтам. В ней обсуждаются политико-организационные, международные и практические вопросы анти- и контртеррористической деятельности в глобальном пространстве и России. Автор показывает достижения, поражения и неудачные элементы системы контртеррористической политики США, стран Западной Европы и Израиля. Зарубежный опыт изучается на историческом фоне и в условиях глобализации с особым акцентом на анализ противодействия технологическому терроризму. Затем, в параграфах 5.2., 5.3. и 5.4. диссертант исследует опыт деятельности отечественных спецслужб, правоохранительных органов и вооруженных сил в системе антитерроризма и контртерроризма. Особое место в главе отведено практическим (политико-организационным и криминологическим) вопросам противодействия незаконным вооруженным формирования как наиболее опасной разновидности боевых террористических группировок.
Такое расположение глав, по мнению автора, позволяет адекватно решать намеченные исследовательские задачи и достичь поставленной цели диссертационной работы.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется современным осознанием важности философского (рефлексивного) познания и его инструментарного "приложения" при изучении социальных явлений. Во все времена философия не являлась феноменом "себя-для-себя", но ее рефлексивные акции всегда были направлены к социальной действительности.
История философии свидетельствует, что процесс развития философского знания опирается на оперативный анализ социальной действительности, человеческого бытия и его актуальной истории изменения. Человеческие проблемы инициируют философские рефлексии, тем самым развивая и собственно философскую мысль и создавая прецедент поиска решения социальных проблем. Ныне в ряду философских проблем социальной действительности одной из таких точек приложения становится терроризм как созидаемая система устрашения и насилия, и террор как деятельность, к которым обращено внимание значительной части мыслящего сообщества - публицистов, правоведов, историков, политиков, общественных деятелей, представителей различных конфессий и т.п.