Файл: ПЕТУХОВ Валерий Борисович.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1093

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если признать философию "над-рефлексией бытия", то следует принять за аксиому синкретический характер ее мысли - она объединяет интеллектуальные поиски человечества. Поэтому обращение философской мысли к современным проблемам людей оправдано. И действительно, человечество вступило в новое тысячелетие и, к сожалению, унаследовало тяжелый исторический груз серьезных проблем. Одна из них - терроризм в самых различных формах и проявлениях; проблема, которая всегда бытовала и проистекает из глубины веков, а ныне она в силу ряда причин стала "болезненным" объектом внимания общественности.

В политико-семантическом аспекте проблема предстает в неоднозначности трактовок терроризма (например, национально-освободительное движение относится ли к терроризму? Акции движения басков в Испании, многовековые национально-религиозные вариации движений в Иране, чеченцев в России, талибов в Афганистане и других движений - правомерно ли относить к терроризму?).

Согласно нашей гипотезы терроризм есть феномен исторический, неотъемлемый элемент человеческого существования, который являет собой изменчивые формы развития - бытовые, политические, идеологические, вандалистические, информационные, разбойные и т.п. И тем самым меняется его место в жизни общества. Например, вандалы равно рушат и памятник Дзержинскому в Первопрестольной и с энтузиазмом могилы иудеев, затем -мусульман, а в отместку - мусульмане могилы христиан...

Терроризм представляет собой вид войны "всех против всех", говоря языком Гоббса. Известный мыслитель Сюзан Бак-Морс называет его (терроризм) новой глобальной войной "за гегемонию".1 Это весьма заметное (и не бесспорное) утверждение, требующее логического обеспечения.

Во всяком случае, сегодня организованный террор стал опаснейшим глобальным вызовом обществу, он дестабилизирует безопасность стран и целых регионов, препятствует нормальному развитию международных отношений. Общественность тревожит растущий уровень финансовых возможностей и технической оснащенности террористических группировок, транснациональный характер их деятельности. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать рост количества национальных и международных террористических организаций, упорядочивание их деятельности, налаживание межорганизационных контактов. По прошествии веков современный терроризм отнюдь не смягчил свою жестокую сущность, меняя лишь формы античеловеческих акций. Сегодня достоверно известно, что террористические группировки активно используют в своих интересах

1 См.: РыклмпМ. Apocalyse now. Философия после 11 сентября // Отечественные записки. - 2002. - № 3. - С. 327.

современные достижения науки и техники, получают широкий доступ к информации и современным военным технологиям. Терроризм приобретает новые формы и возможности в связи с усиливающейся интеграцией международного сообщества, развитием информационных, экономических и финансовых связей, расширением миграционных потоков и ослаблением контроля за пересечением границ. При этом поиск новых, все более жестоких и масштабных способов устрашения активно продолжается. Уже известны случаи использования средств массового уничтожения (в японском метро). Террористы уже не однократно делали попытки "нащупать" пути к оружию массового уничтожения, пытались овладеть им или его изготовить, применить сильнодействующие токсические средства, совершить диверсии на атомных объектах. Общественное мнение ряда стран неоднократно будоражили слухи о хищениях и нелегальных коммерческих сделках с расщепляющимися материалами, их тайной переправке за рубеж. Известно о попытке отравления водопроводной системы в Чикаго в 1972 г., об угрозе применения террористами горчичного газа и бациллы сибирской язвы в ФРГ и США, попытке распыления радиоактивных веществ в Австрии, раскрытие подпольной лаборатории по производству палочки ботулинуса в Париже, токсин которого является самым сильным из известных ядов, использование отравляющего газа в токийском метрополитене и т.д. Все это лишний раз подтверждает опасность превращения терроризма в глобальный катастрофогенный фактор.1 Таким образом, терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государств. В международном масштабе терроризм распространился весьма широко и имеет тенденцию к устойчивому росту.


В предлагаемом исследовании отстаивается идея, согласно которой терроризм глубочайшим образом исторически внедрен в современную нам

1 См.: Биотерроризм: национальная и глобальная угроза// Вестник Российской Академии Наук. - март2003. том 73. - №3 - С. 195-205; Сорокин К.Э. Ядерное оружие в эпоху многополярности //Политические исследования. - 1995. - №4. - С. 56-67; Мсликян О. Н. Вызовы нового века // Политические исследования. -2000.-№4.-С. 57-69.

социальную реальность. Этим объясняется, что при теоретическом осмыслении террористической деятельности она оказывается некоторой "пересекающейся" областью, где происходит аберрация теорий многих наук: юриспруденции, политологии, истории, психологии, религиоведения, экономики и других наук. Отношение к терроризму предстает некоторым "оселком", по которому определяется "лицо" политика, общественного деятеля, руководителя государства...

Другая "сторона медали" (политическая) заключается в том, что те кто мыслит террор как необходимую практическую деятельность отнюдь не считают себя преступниками, но борцами за справедливость, свободу, национальную независимость, последователями святого мщения и т.п. Подчас и общественное мнение на стороне "героев" террора. Здесь присутствует известная и актуальная проблема "двойного стандарта", на которую обратил внимание в конце XIX столетия Л.Толстой: когда венценосцев убивают по суду или при дворцовых переворотах, то об этом обыкновенно молчат; когда убивают без суда, то это вызывает в династических кругах величайшее негодование.

Проблема "двойного стандарта" дает противоположные трактовки: то, что для одного интерпретатора есть зло, для другого - благо.

Так, из благих побуждений против распространения оружия массового уничтожения правящая элита США начала войну в Ираке, в огне которой погибло пять процентов населения этого государства, но оказалось, что атомного оружия в Ираке и в помине не было. В результате Ирак превратился в одну из "горячих" до нынешних дней не остывающих точек на земле. Добавим: это не исчезнет из памяти иракского народа. Можно привести другие примеры "двойного стандарта": с одной стороны в декларациях осуждения терроризма и, с другой стороны - одновременного предоставления убежища от возмездия террористам и их материальная поддержка. Первый заместитель министра иностранных дел В.И.Трубников говорит: "... Мы сталкиваемся с примером государственной и политической

недальновидности, либо открытых проявлений тактики умиротворения террористов и двойных стандартов. Иначе не объяснишь, почему террорист Закаев беспрепятственно переезжает из Дании в Великобританию, где также чувствует себя достаточно комфортно, особенно после предоставления английскими властями "политического убежища" Б.Березовскому. В этот же ряд можно поставить спокойную жизнь террориста 3. Яндорбиева в Катаре, относительно беспрепятственную перегруппировку "Аль-Каиды" и талибов в прилегающих к Афганистану районах Пакистана".1 (Не наша тема исследования).


Развивая проблему "двойных стандартов" О.А. Бельков отмечает, что "...отсутствие четких критериев и рамок "международного терроризма" позволяет произвольно причислять к нему одни организации и государства и выводить из него другие, таит опасность того, что "борьба с терроризмом" будет использована сильными мира сего в собственных экспансионистских и гегемонистских целях".

Поэтому обращение к онто-гносеологической теме исследования проблемы обусловлено осознанием глубокого проникновения терроризма как социальной действительности (реальности), социального института и специфической деятельности людей, что вызывает необходимость раскрыть "тайну" его как понятия.

В социально-практическом видении проблемы очевидно нарастание влияния терроризма на все общественные отношения. «Больно за державу», говоря словами известного киноперсонажа, но Россия ныне не является образцом спокойного сосуществования людей. Известный мыслитель и публицист Борис Гройс на вопрос "Как же будем жить?" отвечает: "Так, как в России живут уже сейчас: если хотят себя защитить, обращаются к мафии

1 Трубников В.И. Формируется новая философия отторжения терроризма // Международная жизнь - 2003. -N9/10.-С. 18-19.

2 Бельков О.А. Международный терроризм-слова и смыслы//Власть. -2002. -№2. -С.21.

или же в частные агентства".1 Мы не комментируем это высказывание на предмет его истинности, но лишь указываем на его существование...

В этой связи актуализируется проблема гносеологической институализации объекта/терроризма. Это означает, что здесь являет себя традиционная гносеологическая проблема: определение некоторого "объектного" образования, которое могло бы служить в качестве теоретического осмысления, оценки и научной интерпретации террористической деятельности. Иначе для одних возможна номинация террора как античеловеческой деятельности, для других — как "битвы за справедливость" и т.д. Эта проблема возникла в глубине веков и не находит своего разрешения и сегодня.

Оставаясь в рамках понятия собственно терроризма затруднительно решать многие его актуальные проблемы, Мы настаиваем на том, что актуальность выбранной темы обусловлена противоречием того, что, с одной стороны, по мере наибольшей явственности социальной проблематики возрастает необходимость обновления рефлексивной деятельности и использования философских методов исследования; с другой стороны, значительные различия в трактовке природы, специфики и оперирования понятием "терроризм" в социальном познании делают актуальным философский анализ проблемы.

Степень разработанности проблемы. Научной справедливости ради стоит отметить, что по причине чрезвычайной актуальности поиска решения проблемы, террор как деятельность и терроризм как концепция не обделены вниманием научного сообщества. Терроризму как политическому, социальному, экономическому, психологическому, религиозному феномену посвящено множество научных трудов. Запрос в систему Internet только по признаку русского языка дает ответ о более 400-х источниках монографического и научно-статейного характера (при этом мы не брали в расчет публицистику).


Groys В. Intcrwicw: Spuerhundc im Keller//Tageszeitung. -November 17. -2001. - S. 17.

В последние пять лет терроризм стал объектом пристального и постоянного внимания специалистов разных научных направлений, включая особенно исследования в плане многовековой и актуальной истории. Представления о терроризме прочно распространились во многих и разных областях знания. Исследованием различных сторон терроризма занимаются многие науки. Каждая из них обращается к своему аспекту рассмотрения этого социального феномена. Они (исследования) нашли применение в связи с конкретным опытом, внедрились в сферы новейших технологий, прошли в ряде случаев практическую проверку.

Можно выделить несколько основных направлений, по которым в современной научной литературе идет разработка решений проблемы терроризма.

Весьма заметны исследования в плане глобальной проблематики в работах А.И.Владимирова, Н.И. Горина, С.А. Проскурина, В.К. Петрова, А.С.Баранова, И. Валлерстайна, А. Митиль, И. Валлерстайна, Л.М.Земляновой, Н.Е. Покровского, Г.А. Дробота, К.П. Бришполец, А.В.Левашовой, А.И. Салицкого, Г.К. Широкова, A.M. Салмина, А.Н.Никитченко, А.И. Неклессы,В.М. Кулагина, А.И. Уткина, С.Ю.Барсукова, Т.Е. Савицкой, А.А. Иглицкого, В. Иноземцева, В.Кувалдина, А. Рябова, В. Дахина, Е. Брагина, Ю. Жилина, Ю. Яковца, Ф.Н.Юрлова, Г.-П.Мартина и X. Шумана, М.Ю. Воронцова, СВ. Порядина и других исследователей.

Наиболее детально на сегодняшний день терроризм разрабатывается в юридической литературе. Юристы рассматривают терроризм, прежде всего, как преступление, выводя на первое место систему наказания за него. Тем не менее, осмысление явления в данной плоскости также необходимо. В числе работ юристов, анализирующих международные аспекты терроризма, можно отметить работы А.И. Бастрыкина, В.П. Емельянова, О.М. Хлобустова и других исследователей. Среди юристов занимающихся проблемами противодействия терроризму в национальных масштабах можно отметить работы таких исследователей, как Г.М. Миньковский, В.П. Ревин, В.П. Емельянов, В.Е. Петрищев, Ю.М. Лнтонян, Л.П. Трегуб и другие.

Терроризм привлекает внимание политологов. Основной экскурс в политологических исследованиях направлен на выяснение причин терроризма независимо от его конкретных проявлений. Таким перспективным и более глобальным взглядом они выгодно дополняют представителей юридического исследовательского направления. В новейший период проблема терроризма поднимается в работах А.Н. Неклессы, П. Быкова, Д. Драгунского, А.В. Журавского, В.Л. Иноземцева; А.В. Мальгина; Г.В. Новикова, А.С. Панарина, А.И. Уткина, К. Хиршман, А.Н. Шахова, А.В. Дмитриева и И.Ю. Залысина и других исследователей.

Существенный вклад в разработку решения проблемы терроризма вносят исследователи-психологи. Исследования этого направления позволяют глубже понять поведение и мотивацию террористов при совершении отдельных террористических актов. Данная информация очень важна для разработки системы антитеррористических мероприятий, а потому должна быть отмечена отдельно. Среди работ психологов отметим исследования Ю.М. Антоняна, Р. Бэрона и Д. Ричардсон, Г.Г. Почепцова, Д.В. Ольшанского, Д. Майерса и других исследователей.


Глубоко и обстоятельно проблема терроризма рассматривается в исследованиях специалистов-востоковедов. Они подходят к ней учитывая специфику развития конкретных «развивающихся» стран восточного региона. В этом, собственно, заключается практическая ценность таких работ, ибо богатая фактология их позволяет адекватно трактовать остро стоящую сегодня проблему "исламского терроризма". Среди таких работ, мы отмечаем работы А.А. Игнатенко, Н.В. Жданова, А.В. Коровикова, Б.В. Долгова, В.Т. Белоусова, О.Л. Макарова, Г.И.Мирского, Ю. Каграманова, Е.Б. Рашковского, В. Ефимова.

Фундаментально проблема рассматривается с позиций социальной философии. В работах религиоведов и философов дается анализ ситуации в

глобальном масштабе. Пути решения видятся в примирении конфессий, в устранении конфликтов между ними посредством сближения религиозных мировоззрений (экуменизм). Немалое значение в разрешении существующих конфликтов отдается западным странам, которые, поступись они рядом привилегий, могли бы много сделать для решения проблемы терроризма. Проблема на наш взгляд заключается в том, что сегодня это скорее риторические рассуждения, нежели реально осуществимый план действий по нормализации ситуации. Однако они глубоки по смыслу и в будущем должны стать основой такой нормализации. Отметим работы Е.Б. Рашковского, А.И. Селиванова, В.К. Петрова, О.А.Белькова, Б.И. Каверина, Н.И. Иконниковой, Г.П. Отюцкого, А.И.Ракитова, И.Т. Фролова, P.P. Валитова, Г.Г. Дилигенского, В.А. Лекторского, В. Коши, А.Д. Сахарова, Н.И. Петякшевой, К.С. Гаджиева, Е.Н. Аникеевой и А.В. Семушкина, В. Дахина, К. Брутенца, Р. Евзерова, В.Иноземцева, Э. Баталова, П.А. Сорокина, Б.С. Сивиринова, В.В. Денисова, В.Ю. Кузнецова, И.Б. Новика, В.М. Розина, В.В. Никитаева и Г.Г. Копылова.

В онто-гносеологическом плане современный терроризм рассматривается только опосредовано и контекстуально, а значит требует дополнительной трактовки.

Таким образом, имеющееся противоречие между необходимостью изучения терроризма средствами гносеологического инструментария и широким спектром предметных (узких) подходов к исследованию феномена доказывает актуальность настоящего диссертационного исследования, формирует гипотезу, объект, предмет и определяет его цель и задачи.

Гипотеза, инициирующая наше исследование, возникла при осмыслении общеизвестного факта, что, несмотря на широкомасштабные акции во всем мире против террора, последнее социальное явление равно расширяется; это дает повод рассматривать агрессивность и склонность к террору как естественное состояние социального бытия. Это только гипотеза. На философском уровне осмысления проблемы наша гипотеза дает повод

И обратиться к оптическим основам террористической деятельности с использованием философско-познавательного инструментария.