ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1090
Скачиваний: 1
В художественной литературе серебряного века достаточно рельефно обозначились проблемы информационно-семиотического сопровождения терроризма. Одной из них является осознание теснейшей взаимосвязи терроризма и провокации. Постановка данного вопроса в литературе в такой семиотической плоскости – культурологическое открытие А. Белого. Художественное чутье и интуиция подсказали ему, что провокация является одним из источников террора, точно также как и его неизбежным следствием. В тексте романа «Петербург» символически дан образ главного организатора эсеровского террора и главного провокатора Е. Азефа, который выведен под именем Липпанченко. Даже в его фамилии семантически проявляется ложь, фальшь, подделка, кичливость. Липпанченко – это мастер интриги и провокации, искусно манипулирующий не только судьбами людей, но и крупнейших политических и государственных организаций. Несмотря на всю масштабность фигуры Липпанченко, А. Белый в своем художественном анализе идет гораздо дальше личностного фактора, он выходит на более высокий уровень обобщения: в романе провокация и терроризм связываются неразрывной, взаимообусловленной цепью эмоционально- чувственных представлений, идей и действий. В тексте «Петербурга» практически все действующие лица, так или иначе, переплетены провокационными или провоцирующими ситуациями.
Другая проблема, которую поднимает автор диссертации, рассматривая литературу начала ХХ в., сфокусирована на религиозно-символическом понимании сущности терроризма. На этом пути были сконцентрированы социально-философские и литературно-художественные поиски Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус и Б. В. Савинкова. Д. С. Мережковский в свете теории «религиозной общественности» литературно канонизировал террористов, убеждая в святости их поступков. Для него террористический акт – это терновый венец, путь террориста – это Голгофа, а его смерть на эшафоте – искупление грехов. Так открывается дорога в царство обожествляемого эсеровского террора.
Мысль о святости революционной жертвы достаточно отчетливо прозвучала в статье З. Гиппиус «Революция и насилие». Здесь она развивает идеи, уже прозвучавшие у Д. Мережковского. Террористы в ее статье уподоблялись первым христианам в катакомбах, их жизнь – это жизнь аскетов, отказавшихся от всего ради революции. Она считала, что террористами двигало неосознанное религиозное чувство, желание пострадать за правду. Магическая сила самоубийственной жертвенности в терроре заслоняла в сознании З. Гиппиус любые моральные преграды, даже гибель ни в чем не повинных людей.
Красной нитью в данном параграфе диссертации проходит идея об информационной обусловленности террористического процесса, проявляющаяся в текстах литературных произведений. Л. Андреев в повести «Губернатор» обратился к информационным источникам, формирующим общественное мнение. Он показал роль молвы в аксиологической кодификации протеррористических настроений. В романе А. Белого «Петербург» информационным источником, выражающим неофициальную санкцию толпы на совершение террористического акта, являются слухи, которые выступают индикатором общественного мнения. В романе выявлена информационная атмосфера, усиливающая терророфонический эффект, показаны факторы формирования протеррористически настроенной социальной среды. А. Белый показал подстрекательские и пропагандистские возможности прессы через распространение панических настроений (серия репортажей о Красном Домино, терроризирующем жителей Петербурга). На примере Н. Аблеухова он показал процесс подталкивания людей к террору информационными средствами. Кроме того, в романе можно проследить формирование через печать негативного образа будущей жертвы теракта, чтобы добиться моральной санкции общества на его совершение. Таким образом, на художественном уровне проясняется реальная возможность средств массовой информации лить воду на мельницу терроризма в погоне за рублем и сенсацией.
Второй параграф третьей главы «Российская художественная литература рубежа ХХ – XXI вв. и проблема отношения к терроризму» отражает художественную рефлексию постсоветской литературы на многочисленные социально-политические метаморфозы в России и мировом сообществе, приведшие к усугублению террористических угроз.
Диссертант обращает внимание на такую актуальную тенденцию, как «детективизация» и «триллеризация» художественного творчества. С одной стороны, она иллюстрирует реальный и виртуальный уровень криминальности нашей жизни, с другой – является фантомным призраком постоянно нависшей угрозы, которая ассимилируется общественным сознанием. Именно детективы и триллеры служат основными проводниками художественного осмысления терроризма в литературе.
В постсоветскойя литературе, как и в литературе серебряного века, определяются протеррористическая и антитеррористическая тенденции в осмыслении терроризма .
К первой тенденции можно отнести литературно-художественную разработку темы терроризма в романе Б. Акунина «Статский советник». Не смотря на то, что Б. Акунин обратился к террористическим событиям далекого прошлого, читатель XXI в. воспринимает их по-особому, рассматривая в соответствии с собственными представлениями о терроризме, сложившимися у него за последние годы. Благодаря роману Б. Акунина в либеральном общественном сознании воссоздается положительный имидж героя-террориста, вызывающий уважение своим бесстрашием, самоотверженностью, честностью, стремлением к риску, силой воли и твердостью характера. Представляя Грина и его товарищей по террористической группе жертвами провокации со стороны высокого государственного чиновника, автор «Статского советника» подводит читателя к благорасположению и сочувствию по отношению к «своим» террористам. Фактически Б. Акунин в талантливом увлекательном тексте полностью воспроизводит мифологические стереотипы леворадикальной интеллигенции серебряного века. Следует учесть, что даже неосознанные попытки литературно-художественной романтизации и идеализации образов революционеров-террористов могут вызвать расширение зоны информационного влияния терроризма. Мифологизированное оправдание неонароднического терроризма начала ХХ столетия означает формирование условий пресловутой политики «двойных стандартов», разделение террористов на «своих» и «чужих». И это, безусловно, расширяет горизонты политического манипулирования людьми. Существует реальная возможность подсознательной экстраполяции позитивного имиджа революционеров-террористов на образы нынешних приверженцев террористической тактики, что приводит к аксиологической аберрации субъектов террористического влияния.
Вместе с тем Б. Акунин в ярких художественных образах изобразил реальную историческую ситуацию начала ХХ в., когда значительному большинству либералов революционно-террористическая деятельность казалась вполне допустимым, справедливым и эффективным средством политической борьбы, а люди, подобные Фандорину, оказывались в атмосфере удручающего непонимания и одиночества. Находясь между «молотом» провоцирующего государственного террора и «наковальней» оппозиционного терроризма, он не смог принять ни одну из сторон. Отсюда ощущение пессимизма и безысходности в финале романа, что вызывает усиление терророфонических настроений в читательской среде. С одной стороны, Б. Акунин отчетливо героизирует художественные образы революционеров-террористов. С другой стороны, он представляет государственную власть в лице ее правоохранительных органов институтом, генерирующем терроризм. Информационный эффект от такой художественной дивергенции, проецируясь на современное положение, усиливает негативистский настрой по отношению к государству и обеляет террористов, вызывая сочувствие к ним и возводя их деятельность в ранг вынужденной, но справедливой борьбы.
Выводы о возможном негативном протеррористическом потенциале воздействия романа Б. Акунина на общественное мнение ни в коем случае не следует понимать как призыв к цензурным запретам или каким-либо другим административным ограничениям свободы творчества. Тем не менее, современный писатель, в условиях повышенного риска манипуляции общественным сознанием, должен отчетливо представлять меру своей моральной ответственности перед читателем за возможные негативные последствия своих художественных текстов. Художественная литература представляет собой своеобразный мониторинг общественных настроений, нуждающийся не в цензуре и не в запретительно-силовых методах государственного контроля, а в осмыслении и изучении, что позволит своевременно выявлять негативные тенденции в информационной сфере России и противопоставлять информационному вызову терроризма нейтрализующие его адекватные меры.
В романах А. Проханова «Господин Гексаген» и «Политолог» автором диссертации была выявлена другая тенденция, имеющая протеррористический оттенок воздействия на читательскую аудиторию. Данные произведения А. Проханова отличаются мрачным удручающим пессимизмом и апокалипсичностью. Фатальная неизбежность надвигающейся катастрофы и разрастание террористической угрозы предопределена всем ходом развития сюжета. Поражает варварское соединение ужаса реальной трагедии с жанром фантастической социально-политической утопии, в которую втягивают читателя. Проблема состоит в том, что, став заметным явлением современной российской литературы, «Господин Гексаген» и «Политолог» несут в себе мощный отрицательный заряд протеррористической направленности. И дело здесь не в апологии терроризма и террористов со стороны автора. Напротив, А. Проханов категорически не приемлет эту социальную болезнь. Но ментально, психологически, романы провоцируют распространение в обществе чувства страха, постоянно нависшей угрозы безопасности, абсолютного нигилизма по отношению к государственным способам и методам противодействия террору. Они способствуют усилению настроений подавленности, катастрофической напряженности в обществе, провоцируют ненависть граждан к государственным органам национальной безопасности, деятельность которых рассматривается как главная причина развития терроризма.
В данном параграфе утверждается тезис о том, что информационные коды ультраправого политического терроризма проникают в массовую аудиторию через художественную литературу. Примечательно, что современный националистический ультраправый терроризм, который часто маскируется под более широким понятием экстремизм, в значительной мере идеологически базируется на литературных и беллетризованных публицистических текстах их лидеров и вождей. Иногда литературные произведения служат настоящим учебным пособием начинающему террористу. В качестве иллюстрации автор диссертации приводит роман Д. Нестерова «Скины: Русь пробуждается». Популярность данной книги в среде скинхедов, попытки ее репринтного тиражирования и сетевого распространения говорят об использовании художественных текстов в качестве информационно-пропагандистских средств идеологической обработки молодежной аудитории через привлекательную приключенческо-детективную форму художественного изложения.
Особое внимание обращается в диссертации на информационный протеррористический комплекс представлений, имеющий целью дискредитацию господствующей политической власти путем информационного давления на социум. Когда подрывается вера в силу государственной власти и ее реальные возможности противостоять террору, происходит иррационализация страха, к людям приходит гнетущее ощущение постоянного ожидания теракта, их беззащитности перед непредсказуемыми обстоятельствами, которым они ничего не могут противопоставить. Именно такую тенденцию отражают литературные произведения, подобные романам «Синдикат» Д. Рубинной или «Номер один» Л. Петрушевской. В них сосредоточено концентрированное выражение слабости дезорганизованного социума перед террором. Такие произведения свидетельствует об устойчивом стихийном расползании терророфонии.
Восприятие терроризма в массовом сознании и в художественной литературе начала XXI в. характеризуется высокой степенью лабильности, всепроникающей конвергентностью и включенностью в обыденную жизнь. Своеобразной чертой отечественного литературного процесса начала XXI в. стало растворение темы терроризма в повседневности. Если известные мастера прозы всегда пытаются при освещении данной темы выйти на уровень широких философских размышлений и сильных эмоционально-художественных переживаний, то писатели среднего звена, ориентирующиеся на массовые потребительские запросы, прибегают к ней по весьма прагматическим мотивам, видя в ней просто символический бренд. В результате террор в таких произведениях становится событийным фоном и своеобразным симулякром. В этом случае открытый информационный вызов террористического послания, первично преобразованный и мифологизированный СМИ, повторно кодируется в пространстве художественной культуры, вызывая равнодушное отношение к терроризму, что приводит к снижению морально-нравственного иммунитета к восприятию зла, к дегуманизации культуры.
В литературно-художественном освещении терроризма показательным стало появление в России антитеррористических художественных текстов. К их числу диссертант относит «Роман о любви и терроре» Э. Тополя, роман С. Минаева «“Медиасапиенс-2”. Дневник информационного террориста», повести С. Москвина и М. Шахова. У Э. Тополя истинными героями являются не террористы, а мужественные люди из числа заложников и спасателей, заботившиеся в трагические моменты не о себе, а о других. Строгое следование материалам воспоминаний заложников, внедрение в роман мемуарной полифонии, придает произведению убедительность, уводит читателя от односторонней предвзятости. История любви героев книги убедительно показывает нравственную ущербность террора, калечащего души его сторонников, превращающего их в фанатиков насильственного модуса бытия и жертвенной смерти. В романе С. Минаева разоблачается провокационная и манипулятивная роль медиа в протеррористическом воздействии на общественное сознание и деструктивном влиянии на самих журналистов. В романах С. Москвина и М. Шахова предпринята попытка на художественном уровне привлечь внимание общества к деятельности силовых структур и внедрить в общественное сознание идею о возможности их успешной борьбы с терроризмом.
Тема терроризма использовалась широким кругом российских писателей. Писать о терроризме стало модным. Мода на художественное изображение террора способствовала многоаспектному ее рассмотрению в различных литературных жанрах. Художественная литература аккумулировала в себе весь спектр общественных мнений по поводу развития террористической угрозы в современном обществе и ответила на информационный вызов терроризма соответствующей метарефлексией. Характер ее воздействия на социум, как видно из выше изложенных примеров, может быть как антитеррористическим, так и протеррористическим, вызывая различные реакции коммуникативного напряжения.
В третьем параграфе третьей главы «Терроризм в зеркале кинематографа» в центр внимания выдвигаются вопросы: о влиянии художественных образов террористов, созданных в игровом кино, на формирование их имиджа в глазах общественного мнения; о кинодраматургической мифологизации самого явления терроризма; о распространении нигилизма по отношению к власти через демонстрацию киносюжетов о терроре и др..
Создатели кино, снимающие фильм на тему терроризма, строят сценарный сюжет, режиссерскую концепцию, операторское видение и актерскую интерпретацию текста основываясь, в основном, на опубликованных материалах СМИ или литературных произведениях, используя уже вторичную, преобразованную журналистами или писателями информацию как основной источник. СМИ в данном случае следует рассматривать как промежуточный буферный кодификатор информационного массива, служащий базой концептуального и художественного пространства фильма. Перед режиссером встает задача авторского распознавания исходного текста. Он может пойти путем ретрансляции предшествующего текста, усиливая те или иные контексты, может предложить собственную концепцию и оппозиционировать предшествующему тексту. Однако, в любом случае, он будет отдален от основного субъекта информации о терроризме одним или несколькими промежуточными интерпретационными слоями, изменяющими тональность или даже смысл текста, исходя из убеждений интерпретатора.
В то же время между терроризмом и кинематографом пролегает виртуальная сфера, парадоксальным образом сближающая их в инструментальном смысле воздействия на социум. Это – драматургичность, зрелищная театральность. Длительная эксплуатация «эстетики шокирующего» в кинематографе привела к тому, что для многих обывателей, нередко помимо их воли, террористические события действительно стали зрелищем.
Cимволическими ментальными конструкциями, побуждающими террористов к воплощению семиотически уже предсказанного события, выступают виртуальные образы кино, подобные картинам разрушающихся в результате терактов высотных сооружений. Обращает на себя внимание множественность и повторяемость этих фреймовых ужасающих эпизодов в западной киноиндустрии. Произошла некоторая кодификация данного образа в профессиональном кинематографическом сообществе, закрепившая его на уровне массового сознания. Своеобразную трактовку ситуации высказал французский философ Ж. Бодрийяр. По его мнению, все дело в катарсисе, заключенном в созерцании разрушения символа мировой мощи, которыми и являются башни ВТЦ. Это чувство порождено глубоким недовольством или даже ненавистью по отношению к главному субъекту сосредоточения мировой власти и основному актору политики глобализации. В результате, – считает Ж. Бодрийяр, – возникло «воображение терроризма, которое бессознательно живет во всех нас».