ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1086
Скачиваний: 1
В диссертации подчеркивается, что опасность заключается в очевидности тенденции к стиранию различия между виртуальным и реальным миром, между театром и жизнью, безумием и нормальностью. Привыкание к террористическому насилию, демонстрируемому на экранах с маниакальной дотошностью к деталям и мелочам, приводит к умиранию нравственного чувства. Об этом же говорит профессиональная «слепота» многих отечественных и зарубежных журналистов, предлагавших в период терактов вести непрерывный репортаж и посвящать данному событию львиную долю эфирного времени. Фактически это означало бы эскалацию напряженности и страха в обществе, усиления тенденции адаптации к террору и, в конечном итоге, помогало бы осуществлению информационных целей террористов. Наивность и утопичность данных предложений, уверенность в том, что истину можно найти путем бесконечных многочасовых телевизионных обсуждений, показывает диспропорцию между завышенным уровнем журналистской амбициозности и узостью в понимании реальных механизмов деструктивного воздействия ТВ.
При обсуждении темы «Террор и медиа» телевидение обычно рассматривается исключительно как средство информации или как способ политического влияния на массы. Но практически никогда оно не исследуется как один из важнейших механизмов террора. В отечественной медиалогии этот вопрос в рамках когнитивной научной проблемы был поставлен Д. Б. Дондуреем. Исходным моментом в его позиции стало милитарное понимание самого механизма террористической деятельности. Д. Б. Дондурей полагает, что террор – это, в первую очередь, оружие массового психологического поражения. Он обратил внимание на то, что террор всегда воздействует на глубокие нравственные чувства, взламывает культурные табу и ценностные предписания. Очевидно, что террористам важно разрушить культурные скрепы социума, против которого они ведут боевые действия, воздействуя на механизмы создания, трансляции и восприятия смыслов, которые в дальнейшем определяют поведение людей.
Будучи политически мотивированным явлением, терроризм нацелен на дискредитацию власти. Показать обществу, что власть не в состоянии их защитить – это основополагающая целевая установка террористической деятельности. Именно на ней строится вся система информационно-пропагандистского давления на массы. Другая цель – заявить о себе как о реальной и активной социально-политической силе, наносящей неожиданные и беспощадные смертоносные удары по противнику, под которым может пониматься не только государственная власть или политический режим, но и любой гражданин. Еще одна чрезвычайно важная установка – формирование имиджа террористов как героев-мучеников и бескомпромиссных идейных борцов за справедливость. Осуществление этих пропагандистских задач, в значительном большинстве случаев, происходит через телевизионный экран.
В параграфе дан подробный сравнительный анализ деятельности российского телевидения в трагические дни терактов на Дубровке (Норд-Ост) и в Беслане. В целом события в Беслане показали, что по сравнению с освещением террористической акции в Норд-Осте, телевидение, в определенной мере, усвоило уроки прошлого. Журналисты перестали брать интервью у террористов, операторы и редакторы учли критику власти по поводу показа информации, которая могла бы стать подсказками для террористов в период проведения операции по освобождению заложников. Однако, выявились более глубокие противоречия, касающиеся роли телевидения в самом механизме воспроизводства террора, в медиативном воздействии терроризма как оружия массового психологического поражения. В результате более остро обозначился вопрос о взаимоотношениях власти, общества и СМИ в процессе предотвращения и отражения террористических угроз, который тесно связан с правовым регулированием этих отношений. Обзор правовых норм государственного и внутрикорпоративного регулирования этих отношений в США, Западной Европе и в России дает представление о потенциальных возможностях телемедийной стратегии и тактики противостояния терроризму.
Для журналистов – авторов отечественной Антитеррористической Конвенции – представления о терроризме сводятся к узколокальным вспышкам террористических актов. С их профессиональной точки зрения терроризм видится в фокусе «со-бытийного репортажа». Терроризм же, как многоуровневая и многофункциональная система деструктивной направленности, основанная на демонстративном насильственном «ужасающем» воздействии на социум через информационные каналы, остается вне поля их зрения. Отсюда –игнорирование протеррористического влияния на широкие зрительские или читательские массы. До сих пор в российских СМИ не выработана научно обоснованная система подачи материалов в период совершения терактов, в которой бы учитывалось возможное отрицательное влияние на массовую аудиторию. Оценивая в целом лингвоментальные особенности Конвенции, можно прийти к выводу о весьма сомнительных возможностях журналистской корпоративной саморегуляции по отношению к информационному освещению терроризма. Хартии и всевозможные моральные кодексы могли бы иметь смысл, если бы существовал институт, который бы не только давал оценку действиям журналистов в сомнительных случаях, но и помогал бы СМИ в формировании наиболее приемлемых форм нейтрализации террористической пропаганды и организации информационного противодействия террористической опасности. Важно, чтобы этот орган не был государственно-бюрократическим придатком власти, а представлял интересы массовых общественных организаций и имел достаточно твердые полномочия по предотвращению информационных атак террористов. Такой орган можно было бы назвать общественным Советом по информационному противодействию терроризму. Реалии начала ХХI в. настоятельно требуют создания общей антитеррористической информационно-пропа-гандистской платформы, объединяющей позиции власти, общества и СМИ на базе правового законодательного установления.
В третьем параграфе второй главы «Интернет как фактор информационного воздействия терроризма на социум» освещается проблема использования террористами Интернета в качестве психологического оружия давления на общественное мнение. Под термином «информационный терроризм» подразумевается использование информационных средств в террористических целях: угрозы применения физического насилия для решения политических задач, дестабилизации общества и оказания влияния на население или государство. Информационный терроризм в этом случае включает в себя различные элементы деструктивного влияния на мировоззренческие стереотипы в поведении и образе жизни людей.
Многочисленные террористические организации широко используют высокие Интернет-технологии для своих преступных целей. Они создают собственный закрытый сегмент информационного пространства, стремятся к захвату, разрушению или латентному контролю над различными дисперсными участками глобального информационного пространства. Террористические объединения планомерно и целенаправленно осуществляют крупномасштабную информационную войну, направленную против либерального цивилизационного мироустройства. По данным Национального Антитеррористического Комитета РФ, в настоящее время в мире действуют около пяти тысяч Интернет-сайтов, которые активно используются террористами. Число порталов, обслуживающих террористов и их сторонников постоянно растет. С одной стороны, это может свидетельствовать об увеличении количества радикалистских группировок, использующих террористические методы. С другой стороны, необходимо учитывать, что подобные веб-сайты внезапно появляются, быстро исчезают, меняют названия и доменные имена, сохраняя прежнее содержание. Поэтому подсчет реального количества протеррористических порталов в Интернете весьма проблематичен. Исследователи, идущие по пути поиска местонахождения сайтов террористических организаций в сети, проводя систематические мониторинги, запрашивая огромное количество терророиндикативных вариаций слов в поисковых серверах, обречены на постоянное преувеличение их численности. Ввиду изменения формальных конституирующих конфигураций данных сайтов возникает феномен виртуального разбухания масштаба терроризма в общественном сознании. В результате многократно умножается ощущение террористической опасности, возникающее вследствие постоянных повторений одних и тех же информационных ресурсов, меняющих лишь внешний формат, названия и адрес.
Интернет в силу таких своих особенностей как свободный доступ, огромная массовая аудитория, анонимность связи, затрудненность регулирования, контроля и цензуры, быстрота движения информации создает широчайшие возможности для деятельности террористических организаций.
Структура содержания террористических сайтов имеет много общих черт. Как правило, сайт содержит информацию об истории организации, красочное и символичное интерфейс-обрамление, обзор социальных и политических истоков движения, сведения о наиболее заметных и нашумевших «боевых операциях», биографии лидеров, основателей и героев. Большое внимание уделяется обозначению и утверждению политических и идеологических целей, текущим новостям, аналитическим статьям. Практически все без исключения террористические сайты сфокусированы на жесткой критике врагов, разоблачении их «зверств» и провозглашении непримиримой борьбы с ними. Часто сайты сопровождаются справочной литературой, документами и материалами, в том числе аудивизуальными, обосновывающими их тактику и стратегию, а также многочисленными практическими советами.
Известный американский терроролог Г. Вейман выделил и проанализировал восемь способов использования Интернета террористами: проведение психологической войны, поиск информации, обучение террористов, сбор денежных средств, пропаганда, вербовка, организация сетей, планирование и координирование террористических действий.
В начале ХХI столетия в глобальном сетевом пространстве обозначились два индикативно и конструктивно различающихся между собой информационных потока протеррористической направленности: 1) либерально-террористи-ческий, ориентированный на общественное мнение либерально-демокра-тических кругов на Западе; 2) джихадистский, нацеленный на бескомпромиссную и непримиримую борьбу с неверными.
Информационные порталы, относящиеся к первому потоку, как правило, не склонны афишировать и пропагандировать свои террористические операции и другие насильственные действия. Они фокусируют внимание пользователей Интернета на критике основного противника – государственной власти и ее правоохранительных органов. Эти проблемы находят большой отклик среди их сторонников и, в то же время, рассчитаны на то, чтобы вызвать симпатию у западноевропейских, американских, российских либералов и получить от них поддержку. Выражение протестов запрещенных террористических групп имеет особенный эффект в Интернете, так как для многих пользователей он является символом независимых, свободных и неподцензурных коммуникаций. По свидетельству Г. Веймана, подобные террористические сайты используют особые риторические конструкции для оправдания необходимости использования насилия .
Вторая, джихадистская, концепция предлагает совершенно иной путь достижения политических целей. В ее основе лежит глобальная информационная экспансия ультрарадикального исламизма, не признающая существующие демократические, либеральные и другие общественные институты, противопоставляющая их шариату и теократическим принципам организации мусульманского мира. На сегодняшний день существует множество веб-сайтов, представляющих исламистские организации. Это «Исламское сопротивление», «Исламская группа», «Ассоциация распространения ислама», «Халифат», «Сторонники шариата», «Исламское возрождение», «Караваны шахидов», «Пробуждение» и т. д. Эти сайты представляют своего рода узлы в Интернет-сетях, объединяющие целые группы родственных исламистских организаций протеррористического типа. Они образуют в Интернете особое локализованное виртуальное информационное пространство джихадистской направленности. Условно его можно назвать парадоксальным словосочетанием «djihad-net». В любой локальной точке этой информационной сети можно обнаружить материалы о сущности джихада, о том, как вести борьбу с неверными, какие средства и возможности при этом использовать. Несмотря на разницу формальных подходов, все они направлены на внедрение в массовое сознание мусульман убежденности в необходимости насильственных действий для защиты и возрождения ислама. Исламистская концепция джихада демонстрирует открытый информационный и политический вызов, предназначенный, в сущности, для всего мира за исключением мусульманских ультрарадикалов. Здесь преследуется несколько целей: угроза жизни и безопасности людей; дестабилизация политической обстановки; ставка на развязывание военных действий и провокация политики «закручивания гаек» со стороны власти, усугубляющая протестные настроения в обществе; погружение социума в хаос неопределенности; потеря доверия к власти у населения. Большую роль играет провоцирование настроений мести и экстремизма, а также культивирование ненависти к «неверным» у своих сторонников.
Помимо роста всего более изощренного присутствия террористов во всемирной паутине, обнаруживается хорошо продуманная стратегическая линия исламистского террористического сообщества на формирование собственного мифологизированного образа – могущественной и фантомной силы, вездесущей, всепроникающей и неуязвимой вследствие децентрализованного характера своей организации и функционирования. Такая информационно-психологическая установка, базирующаяся на собственной мифологизированной самоидентичности, возымела значительный успех в воздействии не только на общественное мнение, но и на определенную часть экспертов. Появилась точка зрения, что Интернет стал одной из причин возникновения «нового терроризма» – децентрализованных, не имеющих единого штаба организаций, объединенных определенными идейными установками и сетями электронных коммуникаций, констатируется факт создания террористами чрезвычайно гибкой и весьма эффективной информационной системы управления, а хакеры-адепты террористических организаций представляются настоящими компьютерными гениями.
Вне всякого сомнения, новые террористические вызовы, базирующиеся на современных компьютерных технологиях и особенностях глобальной сетевой инфраструктуры, требуют применения нетрадиционных подходов к анализу феномена терроризма. Однако насколько адекватно мы относимся к информационным материалам, репрезентирующим террористические сайты? Не попадаем ли мы в ловушку их психологических расчетов? Не усугубляем ли эффективность их информационного воздействия? Не вносит ли сформированная террористами виртуальная реальность иллюзорное представление о всемогуществе сил терроризма? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно отказаться от магикоподобных представлений о природе нового информационного терроризма, вспомнить о феномене «виртуального разбухания» организационных масштабов терроризма, искажающих истинные конфигуративные очертания террора, пристальнее взглянуть на хакерские атаки исламистских кибертеррористов, которые, в большинстве случаев, при взломе сайтов ограничиваются размещением на них лозунгов и призывов, уподобленных простым граффити.
Опираясь на безграничные манипулятивные возможности Интернета, порождающие идеальные фантомные объекты, террористы создали Большой Миф о джихаде как основе ислама и Малый Миф о себе как об обладателях и хранителях совершенной истины, исходящей от Создателя. Оба мифа обращены, прежде всего, к мусульманской аудитории и рассчитаны на коренное изменение традиционного исламского мировоззрения, сформировавшегося и укрепившегося в течение нескольких последних столетий. Будучи сравнительно немногочисленным течением, объединяющим экстремистски настроенных людей, адепты исламистского террора, тем не менее, являются достаточно пассионарной социально-политической силой, бросившей вызов современному миру. Стремясь объединить мусульман на основе джихадистской концепции ислама, они используют Интернет в качестве аккумулятора и транслятора информационных угроз, направленных против «неверных и лицемеров», а также в качестве инструмента социокультурной дифференциации внутри мусульманского мира. Смоделированная ими картина мира исходит из еще одного искусственно созданного мифа – столкновения двух цивилизаций: западной и восточной, между которыми, по их мнению, пролегает целая пропасть неразрешимых противоречий. При этом умышленно игнорируется реальная мультикультуральность как западных, так и мусульманских форм мироощущения и этносоциальных стереотипов поведения. Сходная модель была предложена С. Хантингтоном в его концепции столкновения цивилизаций. Подобные суждения, диаметрально раскалывающие мир, служат главным аргументом исламистов в пользу неизбежности и закономерности джихада. Так создается мифологическое обрамление информационного вызова исламистского терроризма. Один миф порождает другой и воплощается в следующем. И в этих, архетипически обусловленных трансформациях, можно видеть определенные перспективы противодействия терроризму.