Файл: ПЕТУХОВ Валерий Борисович.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1088

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вполне очевидно, что предпринимаемые административно-огра-ничительные, цензурные и законодательные запрещающие меры борьбы               с информационным терроризмом в Интернете в условиях начала ХХI в. не срабатывают и обречены на провал, поскольку Интернет-пространство очень сложно регулировать и контролировать. Закрытие террористических сайтов наносит террористам минимальный ущерб, вследствие их регенерирующих и мимикрирующих способностей самовоспроизводства. Также неудачен опыт уголовного преследования специалистов в области информационных технологий, которые помогали или помогают террористам, а также администраторов сайтов, подозреваемых в причастности к терроризму. Исходя из указанных объективных обстоятельств, поиск наиболее эффективных методов противодействия терроризму в Интернете следует сосредоточить в идеологической, контрпропагандистской сфере, в неформальных сетевых сегментах глобального информационного пространства. Огромную роль в этом может сыграть экзистенциональное понимание мифологической обусловленности функционирования террористической пропаганды в Интернете, о которой говорилось ранее. Противодействие может проявляться в трех основных сценариях воздействия: 1) разоблачение мифа и дискредитация его творцов; 2) формирование нового мифа, переориентирующего объект влияния; 3) контаминация отдельных элементов террористической информационной системы со специально внедренными в нее антитеррористическими элементами. Все три варианта базируются на принципе информационной интервенции на сайты террористического противника. Разоблачение террористического мифа может осуществляться с помощью аргументированной критики, опирающейся на авторитетные в мусульманской аудитории источники; посредством широкого распространения новых сайтов религиозного содержания, акцентированных на ненасильственные способы разрешения проблем; путем создания информационных порталов-двойников, копирующих лишь внешние конфигурации ресурсов, но с иным содержанием; запуска целенаправленной дезинформации. Формирование контртерро-ристического мифа призвано переключить агрессивную энергию потенциальных носителей террористического сознания и сочувствующих им людей                  на личностное самоусовершенствование. Наконец, контаминация и встраивание дестабилизирующих элементов в информационную структуру террористических сайтов позволит внести сумятицу в планы террорократической элиты и разобщенность в ряды сторонников террористических действий. В целом же использование «мифологического инструментария» в идеологической борьбе            с терроризмом способно нанести серьезный удар по его диспозиции и имиджу. Таким образом, антитеррористическая пропаганда посредством Интернета является необходимым ресурсом в ослаблении информационного воздействия терроризма на социум.  


В третьей главе «Феномен терроризма в контексте художественной рефлексии» анализируется отражение темы терроризма в произведениях художественной литературы и игровом кино. Хронологические рамки предпринятого исследования охватывают два периода: конец XIX – начало ХХ вв. и конец ХХ – начало XXI вв.

 Методологической основой к пониманию специфики информационно-художественного влияния терроризма на отдельные категории населения                и на общество в целом послужили взгляды Х. Яусса, рассматривающего текст, как своего рода подмостки для социально-культурного диалога. Он отчетливо различал многообразие позиций читателей и трактовок текста, но допускал наличие феномена авторского текста, оказывающего определенное воздействие на читателя. Он указывал специфические методы, при помощи которых автор направляет и ориентирует читателя в тексте. Далее он утверждал, что в тексте автор формирует «горизонт ожиданий», то есть набор оценок, суждений и переживаний, которые предназначены для читателя, имеющего свой собственный социально и психологически обусловленный «горизонт ожиданий». Завоевав внимание и напряженный интерес читателя, автор, умело манипулируя, пытается потрясти читателя, чтобы повлиять на его ожидания. Читатель же интерпретирует авторские знаки сообразно собственной системе эталонов, собственному опыту, верованиям, ценностям и менталитету.

Террористы через «своих» авторов художественных текстов создают определенный «горизонт ожиданий», ориентированный, с одной стороны на слой сочувствующих и потенциальных сторонников, с другой стороны – на некоторые круги либерально-демократической интеллигенции. Через последних путем создания новых текстов формируется еще один вторичный «горизонт ожиданий», обращенный уже к более широкой аудитории, и имеющий целью закрепление за террористами имиджа непримиримых борцов за справедливость в массовом общественном сознании. Такой сценарий развития художественного осмысления террора, по мнению диссертанта, является наиболее вероятным.

Художественное творчество носителей протеррористического мировоззрения имеет широкие потенциальные возможности социально-психологического информационного влияния на общественное мнение, особенно на аудиторию находящуюся в зоне усиленного терророфонического давления.

Первый параграф третьей главы «Серебряный век русской культуры           и терроризм» посвящен проблеме отражения терроризма в русской художественной литературе серебряного века, которая рассматривается как информационный индикатор ментальных настроений российского общества в начале            ХХ в.

Автор диссертации провел параллель между эпохой Ренессанса и серебряным веком русской культуры, отметив типологическую близость их социальных практик, когда небывалый подъем культуры сопровождался усилением разрушительных тенденций в социальных отношениях: ростом конфликтности в обществе, ухудшением криминальной обстановки, апологетикой анархического авантюризма, падением морально-нравственных устоев, распространением апокалипсических ожиданий, терроризма.


Российская художественная интеллигенция конца XIX в., признавая себя выразителем оппозиционных настроений, выработала два варианта поведения: 1) либеральный, сочувствующий революции и 2) политически-индиффе-рентный, демонстративно отстраненный от политики. Оба эти варианта              не выражали нравственного отпора и противодействия терроризму. Тем самым через литературные каналы была дана моральная санкция российского либерального общества на осуществление революционного террора.

Представители протеррористической тенденции героизировали террористов. Нередко реальные личности адептов террора становились прототипами их произведений, возводились на пьедестал героев-борцов с самодержавием. Вокруг них создавался ореол свободной, сильной, независимой личности. Как установила М. Могильнер, сформировавшийся к этому времени в среде леворадикальной интеллигенции мифологический микрокосм протеррористической направленности, условно названный «Подпольная Россия», создавался на основе массовой беллетристики революционно-демократического содержания. В результате в сознании россиян закрепился миф об идеальном герое – революционере-террористе, бесстрашном борце с самодержавием, которое воплощало                 в себе все зло и несправедливость ненавистного окружающего мира. Заданный стереотипный канон стал воспроизводиться в геометрической прогрессии, нередко уподобляя реальную жизнь сюжетам литературных произведений. Так миф, созданный путем художественной рефлексии, стал вторгаться в действительность, переделывая ее под свой канон.

Между целевыми установками адептов террора на устрашение и худо-жественно-мифологическим преобразованием террористических образов в литературе существует определенная взаимосвязь. Это в большей мере касалось тех писателей и поэтов, которые искали новые модернистские формы художественного выражения (Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Волошин, Бальмонт, Блок). Для них террористическая идея исподволь врастала в идею революции            и радикалистской оппозиции самодержавию, выступала наиболее ярким смысловым и семиотическим воплощением свободы. Их ментальным настроениям соответствовало оправдание террористического насилия высокими целями. Стремление оправдать террор, придать его носителям легитимный статус борцов за справедливость, неизбежно приводило к мифологизации террористов            в художественном произведении. В русской литературе серебряного века есть множество подтверждений этой закономерности. Это четко прослеживается на примере поэзии. А. Блок, В. Брюсов, М. Волошин, К. Бальмонт, З. Гиппиус оказались в плену мифологизированных образов революционеров-террористов, уже утвердившихся и канонизированных в интеллигентской среде. Романтизируя героев «Подпольной России» они ретранслировали не столько террористические идеи, сколько ментально-психологические рефлексивы их носителей. Поэтическая форма придавала их художественным текстам эмоциональность            и большую убедительность. В конечном итоге, стихи, идеализирующие террористов, расширяли границы информационного террористического воздействия, направленного, прежде всего, на молодежь и интеллигенцию. В диссертации подчеркивается, что в лоне модернизма и декадентства, наряду с взлетами высокого искусства и творческой мысли, развивались тенденции, культивирующие насилие, деструктивизм, нагнетание страха, апокалипсические настроения, упадничество, мистицизм и террор.


Протеррористическая направленность литературного творчества проявлялась и в прозе. В «Рассказе о семи повешенных» Л. Андреев создал ряд возвышенных и, в то же время, простых и непритязательных образов революционеров, осужденных за попытку совершения теракта. Не случайно сюжетная линия повести развивается вокруг поведения социалистов-революционеров                  в тюрьме, судебного процесса, и описания их казни. Еще со времен суда над Верой Засулич народнической интеллигенцией был выработан сценарий реабилитации террористов в глазах общественного мнения в ходе судебного процесса. Это стало эффективным средством пропаганды и распространения террористических настроений, особенно путем ретрансляции судебной информации              в прессе.

Антитеррористическая тенденция реализовывалась в творчестве писателей-реалистов, романтиков и некоторых символистов (А. П. Чехов, А. Грин,              А. Белый). Их объединяло одинаковое видение террора как социального зла.           В повести А. П. Чехова «Рассказ неизвестного человека» удивительно тонко подмечено, как революционные террористические настроения могут зарождаться и гибнуть на почве любовных и семейных отношений в обществе, зараженном социально-политической пропагандой, нацеленной на насилие и террор. А. П. Чехову удалось отобразить социально-психологическую атмосферу девальвации революционно-террористических настроений в обществе. Для него уход человека от терроризма в обычную жизнь через любовь есть торжество разума и утверждение истины.

В русской литературе нет более яркого и объективного изображения эсеров, чем в рассказах «Шапки-невидимки» и примыкающих к ним ранних произведениях А. Грина. Это свидетельство писателя, наблюдавшего революцию и «террористическую работу» изнутри, глазами участника движения. Прототипом образа Яна в рассказе «Марат» послужил террорист Иван Каляев. Манифестация всеобщего террора в рассказе Грина находится в противоречии              с жизнью и действиями других персонажей, также членов эсеровской организации – они не просто думают иначе, они живут совершенно по другим законам            и правилам. Для них Ян предстает кровавым Тамерланом, Маратом. Талант              А. Грина раскрылся в лаконичном и емком показе этого противостояния жизни и смерти, где смерть самого террориста является неизбежным и желанным следствием террора. Логическим завершением размышлений писателя                  о терроре является его рассказ «Карантин», имеющий автобиографические черты. Главный герой рассказа Сергей осознал простую истину, что убийством невозможно изменить мир в сторону социальной справедливости, как невозможно через насилие сделать людей добрее, чище, счастливее. В этом преодолении себя и переосмыслении своей жизни заложен гуманистический потенциал, который в дальнейшем найдет отражение в романтической прозе А. Грина. Писатель четко уловил взаимосвязь терроризма с уголовными преступлениями               и прекрасно продемонстрировал срастание террора с уголовным миром на стра-ницах своих произведений. Реалистическая художественная литература первой почувствовала катастрофическую опасность террора, прикрываемого героической риторикой и фразеологией.


Многим мастерам художественного слова в начале ХХ в. было свойственно противоречивое отношение к революционному терроризму, обусловленное, с одной стороны, стойкой оппозицией самодержавию и одобрением революции, с другой стороны – внутренним нравственным разладом в связи с узнаванием «кровавой изнанки революции» и деградацией нравственных идеалов              в период первой русской революции. Подобное состояние испытывали              Л. Андреев. А. Белый, М. Осоргин, М. Горький. Примечательно, что формируемый литературой информационный фон, не смотря на усиление рефлексивных сомнений интеллигенции, склонялся в пользу леворадикальной протеррористической тенденции.

Л. Андреев опубликовал повесть «Тьма», в которой впервые показал террориста, разуверившегося в правоте своего дела. Поразительно, что это произведение вышло из-под пера человека, считавшегося убежденным сторонником леворадикального крыла интеллигенции (его произведения «Рассказ о семи повешенных» и «Царь-голод» признавались настоящими революционными бестселлерами, на текстах которых воспитывались будущие террористы). «Тьма» имела шокирующий резонанс даже в либеральной читательской аудитории. Однако самый мощный удар по литературно-мифологическому имиджу героя-террориста был нанесен «генералом эсеровского террора» Б. Савинковым                     в книге «Конь бледный».

Чем можно объяснить тот факт, что самым действенным литературно-информационным средством антитеррористического воздействия на общественное сознание стала книга, написанная одним из организаторов и руководителей эсеровского террористической движения? Б. Савинков отнюдь не стремился к разоблачению мифа об идеальном герое, его позиция не была следствием глубокого психологического надлома личности, осознавшей греховность содеянного и раскаявшейся. Ведь одновременно с «Конем бледным» Б. Савинков писал и готовил к публикации очерки и рассказы, по-прежнему возвеличивающие террористов. Разоблачение Азефа означало для Б. Савинкова полное крушение прежних идеалов. Выход из тупика накопившихся противоречий он попытался найти в идее религиозно-нравственного оправдания террора, которая появилась у него в процессе общения с Д. Мережковским и З. Гиппиус. В образе Вани из «Коня бледного» им был создан совершенно новый тип верующего, религиозно-ориентированного террориста, дихотомически противопоставленного «мастеру красного цеха» Жоржу. Тенденциозный замысел религиозного обновления терроризма с целью придания ему позитивного социального имиджа оказался непонятым леворадикальной интеллигенцией и не был                   ею принят. Образ Жоржа, напротив, был более цельным, жестким, реалистичным и скандально вызывающим, что выдвинуло его в центр читательского внимания, оттеснив идеализированного Ваню. «Расколдовывание» мифа произошло вопреки расчетам и желаниям автора и, в конце концов, привело к обратному эффекту: усилению отрицательного восприятия революции и террора.