ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 479
Скачиваний: 1
На правах рукописи
ПЕТУХОВ Валерий Борисович
ФЕНОМЕН ТЕРРОРИЗМА В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Специальность
24.00.01 –
Теория и история культуры
(
культурология
)
Авторефер ат
диссертации на соискание ученой степени
доктора культурологии
Москва
– 2009
2
Работа выполнена в секторе прикладной культурологии и культурной политики
Российского института культурологии
Научный консультант
:
доктор искусствоведения
,
профессор
,
заслуженный деятель искусств
Разлогов Кирилл Эмильевич
Официальные оппоненты
:
доктор философских наук
,
профессор
Кондаков Игорь Вадимович
доктор исторических наук
,
профессор
Звягельская Ирина Доновна
доктор культурологии
,
доцент
Жукова Ирина Владимировна
Ведущая организация
:
Московский государственный университет
им
.
М
.
В
.
Ломоносова
Защита состоится
15
июня
2009
г
.
в
15.00
часов на заседании Диссертаци
-
онного совета Д
. 212.154.14
при Московском педагогическом государственном
университете по адресу
: 119571,
г
.
Москва
,
проспект Вернадского
,
д
. 88,
ауд
. 826
а
.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеке в Москов
-
ском педагогическом государственном университете по адресу
: 119992,
г
.
Москва
,
ул
.
Малая Пироговская
,
д
. 1.
Автореферат разослан
«_____»________________ 2009
г
.
Ученый секретарь
Диссертационного совета
О
.
И
.
Горяинова
3
I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
.
Проблема терроризма на рубеже
ХХ
–
ХХ
I
вв
.
приобрела угрожающие масштабы
.
И это кажется закономерным
на фоне глобализации насилия последних лет
.
Некоторые исследователи заяв
-
ляют даже о том
,
что мир вступает
в эпоху терроризма
,
называют терроризм
глобальной проблемой современности
.
В средствах массовой информации
,
имеющих многомиллионную аудиторию
,
регулярно воспроизводятся сообще
-
ния о террористических актах
,
совершающихся в различных уголках земного
шара
.
В тональности этих сообщений преобладает дух сенсационности и высо
-
кой эмоциональности
.
В них
,
с одной стороны
,
выражена жажда бескомпро
-
миссной борьбы и справедливого возмездия террористам
,
с другой
–
чувство
неопределенности
,
бессилия властей
,
подспудного страха и безысходности
.
Ес
-
тественно
,
что вся эта информация вполне адекватно создает в массах ощуще
-
ние серьезной угрозы безопасности со стороны террористов
.
Специфика терроризма заключается в откровенной демонстративной
природе насильственного действия
,
рассчитанного на превентивное устрашаю
-
щее воздействие на социум
.
Эта основная целеполагающая установка характер
-
на для всех направлений терроризма
.
При проведении террористических акций
их организаторы делают ставку на информационный эффект
,
который стано
-
вится императивом в сознании и практической деятельности экстремистов
.
Ян Хардман справедливо отметил
: «
Публичность террористического акта явля
-
ется кардинальным моментом стратегии терроризма
.
Если террор терпит не
-
удачу в том
,
чтобы вызвать информационный отклик в общественных кругах
,
это будет означать
,
что он бесполезен как орудие социального конфликта
.
Ло
-
гика террористической деятельности не может быть вполне понята без адекват
-
ной оценки показательной природы теракта
Особенности общественного понимания терроризма
,
так или иначе
,
пере
-
секаются в пространстве политической диверсификации
,
так как именно в по
-
литике терроризм обретает свои сущностные черты одной из наиболее опасных
социальных болезней
.
Парадокс заключается в том
,
что в политической сфере
непредвзятое объективное представление о терроризме весьма проблематично
.
Реальная политическая борьба подразумевает постоянное воспроизводство
«конфликтогенных
»
ситуаций
,
в которых противоборствующие стороны
,
воль
-
но или невольно
,
будут использовать
«
террористический фактор
»
в качестве
средства борьбы за власть
.
Направленность политических пропагандистских
действий может быть и скрытой протеррористической
,
и антитеррористиче
-
ской
,
но суть остается одной и той же
–
манипулирование общественным соз
-
нанием в целях получения политических дивидендов
.
1
Hardman J. B. S. Terrorism: A Summing Up in the 1930s. //The terrorism Reader: A Historical Antology.
Ed.by Walter Laquer. London.1979. P. 223.
4
Исследователь
,
взявшийся за изучение терроризма
,
с неизбежностью ока
-
зывается в ситуации между сциллой гипертрофированного массового представ
-
ления о нем и харибдой формулы
«
двойного стандарта
»
в его политических
оценках
.
Если в первом случае мы имеем дело с чрезмерным теоретическим
обобщением на основе массового сознания
,
то во втором случае мы сталкива
-
емся с ситуацией
,
когда политизированность конфликтных ситуаций превали
-
рует над научным их осмыслением
.
Специфика настоящего исследования заключается в том
,
что терроризм
рассматривается как явление
,
репрезентирующее себя в медиа-среде и воздей
-
ствующее на общество через каналы массовой коммуникации
.
В диссертацион
-
ной работе используется понятие
«информационное пространство культу
-
ры
»
,
под которым подразумевается сфера человеческой деятельности
,
связан
-
ная с созданием
,
трансляцией
,
хранением
,
накоплением
,
обменом
,
интерпрета
-
цией и использованием социально значимой информации
.
пространство культуры образуется совокупностью субъектов информационного
взаимодействия
;
собственно информации
;
инфраструктуры
,
обеспечивающей
возможность осуществления обмена информацией между субъектами
;
общест
-
венных отношений
,
складывающихся между ними
1
.
Распространение информа
-
ции
,
смыслов
,
ценностей
,
знаков осуществляется через каналы средств массо
-
вой коммуникации
.
В контексте рассматриваемой проблемы информационные
каналы культуры выполняют не только функции ретранслятора
«
терроронос
-
ной
»
информации в общественном сознании
,
но и могут служить механизмом
протеррористического или антитеррористического воздействия на социум
,
пре
-
образуя и интерпретируя террористическое послание
,
привнося в него соответ
-
ствующие смыслы и мифологические акценты
.
Выше изложенная ситуация показывает
,
что узкие политологические
и социологические трактовки терроризма недостаточны для выяснения его
сущности как общественного явления
,
и делает актуальным комплексное ис
-
следование терроризма в информационном пространстве культуры
.
Объектом диссертационного исследования
является терроризм
как социальный феномен
.
Предметом исследования
являются формы и способы репрезентации
терроризма как социально-значимого явления в пространстве культуры
.
Цель диссертационной работы
–
комплексное исследование воздей
-
ствия терроризма на социум и рефлексии социума на терроризм как взаимообу
-
словленных процессов
.
1
Данное определение выработано по аналогии со сходным понятием
«
информационного пространст
-
ва
»,
предложенным А
.
И
.
Смирновым в книге
«
Информационная глобализация и Россия
:
вызовы и возможно
-
сти
».
М
.,
Изд
.
дом
«
Парад
», 2005,
С
. 321.
5
В связи с намеченной целью автором были поставлены следующие
задачи
:
·
дать определение информационно-террористического процесса
и сконструировать его модель
,
объясняющую траекторию движения
«
терроро
-
носной
»
информации в пространстве культуры
;
·
раскрыть сущность терроризма как формы социокультурной дест
-
руктивности
.
·
рассмотреть мифологические истоки терроризма
,
а также сущность
и специфику современных мифов
,
концентрирующихся вокруг феномена тер
-
роризма
;
·
прояснить наиболее существенные целевые установки и методы
террористического информационного воздействия на социум
;
·
выявить особенности восприятия
,
осмысления и интерпретации
проблемы терроризма в СМИ и Интернете
;
·
проанализировать характерные черты осмысления проблемы терро
-
ризма в художественной литературе серебряного века и в произведениях рос
-
сийских писателей конца ХХ
–
начала
XXI
вв
.;
·
исследовать художественное отражение феномена терроризма
в пространстве игрового кинематографа
;
·
изучить возможности информационных каналов культуры в контек
-
сте антитеррористической пропаганды
.
Методология исследования
.
Одним из наиболее важных методов
данной диссертационной работы является информационно-семиотический
.
Для
него характерно понимание культуры как социальной информации
,
которая со
-
храняется
,
передается
,
накапливается
,
преобразовывается и изменяется в обще
-
стве с помощью создаваемых людьми знаковых средств
.
С этой точки зрения
представляется возможным осмысление феномена терроризма в пространстве
коммуникативного взаимодействия
.
Такой подход позволяет в соответствии
с современной научной методологией познания построить модель
,
объясняю
-
щую специфику
,
структуру и динамику терроризма в контексте его информа
-
ционно-процессуальной обусловленности
.
В терроризме закодирована соци
-
альная информация
,
представляющая собой многослойный текст
,
в котором со
-
крыты разнородные смыслы
,
ценности
,
представления
,
мнения и нормы
,
исхо
-
дящие не только от террористов
,
но и от заказчиков и вдохновителей террора
,
от социально-политических интерпретаторов
.
С помощью информационно
-
семиотического подхода удалось выяснить сопряжение в пространстве культу
-
ры различных информационных потоков
,
репрезентирующих терроризм
.
В общеметодологическом аспекте использовалась концепция структурно
-
функционального анализа Т
.
Парсонса
,
сформировавшая представление о сис
-
темном характере терроризма как упорядоченной и особым образом структури
-
рованной целостности
.
Учитывались предложенные Т
.
Парсонсом характери
-
стики коллективной социальной системы и реверсивно-иерархический принцип
построения структурно-функциональной модели
.