ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 479

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

На правах рукописи

ПЕТУХОВ Валерий Борисович

ФЕНОМЕН ТЕРРОРИЗМА В ИНФОРМАЦИОННОМ

ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

Специальность

 24.00.01 – 

Теория и история культуры

 (

культурология

)

Авторефер ат

диссертации на соискание ученой степени

доктора культурологии

Москва

 – 2009


background image

2

Работа выполнена в секторе прикладной культурологии и культурной политики

Российского института культурологии

Научный консультант

:                       

доктор искусствоведения

профессор

,

                                                              

заслуженный деятель искусств

                                                              

Разлогов Кирилл Эмильевич

Официальные оппоненты

:                 

доктор философских наук

профессор

                                                              

Кондаков Игорь Вадимович

                                                              

доктор исторических наук

профессор

                                                              

Звягельская Ирина Доновна

                                                              

доктор культурологии

доцент

  

Жукова Ирина Владимировна

Ведущая организация

:      

Московский государственный университет

                                             

им

М

В

Ломоносова

Защита состоится

 15 

июня

 2009 

г

в

 15.00 

часов на заседании Диссертаци

-

онного совета Д

. 212.154.14 

при Московском педагогическом государственном

университете  по  адресу

: 119571, 

г

Москва

проспект  Вернадского

д

. 88,

ауд

. 826

а

.

С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  читальном  зале  библиотеке  в  Москов

-

ском  педагогическом  государственном  университете  по  адресу

: 119992,

г

Москва

ул

Малая Пироговская

 , 

д

. 1.

Автореферат разослан

 «_____»________________ 2009 

г

.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

О

И

Горяинова


background image

3

I. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

.

Проблема терроризма на рубеже

ХХ

 – 

ХХ

вв

приобрела угрожающие масштабы

И это кажется закономерным

на  фоне  глобализации  насилия  последних лет

Некоторые  исследователи заяв

-

ляют даже  о том

что  мир  вступает

  

в  эпоху  терроризма

называют  терроризм

глобальной  проблемой  современности

В  средствах  массовой  информации

,

имеющих  многомиллионную  аудиторию

регулярно  воспроизводятся  сообще

-

ния  о  террористических  актах

совершающихся  в  различных  уголках  земного

шара

В тональности этих сообщений преобладает дух сенсационности и высо

-

кой  эмоциональности

В  них

с  одной  стороны

выражена  жажда  бескомпро

-

миссной  борьбы  и  справедливого  возмездия  террористам

с  другой

 – 

чувство

неопределенности

бессилия властей

подспудного страха и безысходности

Ес

-

тественно

что вся эта информация вполне адекватно создает в массах ощуще

-

ние серьезной угрозы безопасности со стороны террористов

.

Специфика  терроризма  заключается в  откровенной  демонстративной

природе насильственного действия

рассчитанного на превентивное устрашаю

-

щее воздействие на социум

Эта основная целеполагающая установка характер

-

на для всех направлений терроризма

При проведении террористических акций

их  организаторы  делают  ставку  на  информационный  эффект

который  стано

-

вится  императивом  в  сознании  и  практической  деятельности  экстремистов

.

Ян Хардман справедливо отметил

: «

Публичность террористического акта явля

-

ется  кардинальным  моментом  стратегии  терроризма

Если  террор  терпит  не

-

удачу в  том

чтобы  вызвать  информационный  отклик  в общественных кругах

,

это будет означать

что он бесполезен как орудие социального конфликта

Ло

-

гика террористической деятельности не может быть вполне понята без адекват

-

ной оценки показательной природы теракта

».

1

Особенности общественного понимания терроризма

так или иначе

пере

-

секаются в пространстве политической  диверсификации

так как именно в по

-

литике терроризм обретает свои сущностные черты одной из наиболее опасных
социальных  болезней

Парадокс  заключается  в том

что в политической сфере

непредвзятое объективное представление о терроризме весьма проблематично

.

Реальная  политическая  борьба  подразумевает  постоянное  воспроизводство
«конфликтогенных

» 

ситуаций

в которых противоборствующие стороны

воль

-

но  или  невольно

будут  использовать

 «

террористический  фактор

» 

в  качестве

средства  борьбы  за  власть

Направленность  политических  пропагандистских

действий  может  быть  и  скрытой  протеррористической

и  антитеррористиче

-

ской

но суть остается одной и той же

 – 

манипулирование  общественным соз

-

нанием в целях получения политических дивидендов

.

1

Hardman J. B. S. Terrorism: A Summing Up in the 1930s. //The terrorism Reader: A Historical Antology.

Ed.by Walter Laquer. London.1979. P. 223.


background image

4

Исследователь

взявшийся за изучение терроризма

с неизбежностью ока

-

зывается в ситуации между сциллой гипертрофированного массового представ

-

ления  о  нем  и  харибдой  формулы

 «

двойного  стандарта

» 

в  его  политических

оценках

Если  в  первом  случае  мы  имеем  дело  с  чрезмерным  теоретическим

обобщением  на  основе массового сознания

то во втором  случае мы  сталкива

-

емся  с  ситуацией

когда  политизированность  конфликтных  ситуаций  превали

-

рует над научным их осмыслением

.

Специфика  настоящего  исследования  заключается  в  том

что  терроризм

рассматривается как явление

репрезентирующее себя  в медиа-среде и воздей

-

ствующее на общество через каналы массовой коммуникации

В диссертацион

-

ной  работе  используется  понятие

«информационное  пространство  культу

-

ры

»

под  которым  подразумевается  сфера  человеческой  деятельности

связан

-

ная с созданием

трансляцией

хранением

накоплением

обменом

интерпрета

-

цией  и  использованием  социально  значимой  информации

Информационное

пространство культуры образуется совокупностью субъектов информационного
взаимодействия

собственно  информации

инфраструктуры

обеспечивающей

возможность осуществления обмена информацией между субъектами

общест

-

венных отношений

складывающихся между ними

1

Распространение информа

-

ции

смыслов

ценностей

знаков  осуществляется  через  каналы  средств  массо

-

вой коммуникации

В  контексте  рассматриваемой  проблемы  информационные

каналы  культуры  выполняют  не  только  функции  ретранслятора

 «

терроронос

-

ной

» 

информации в общественном сознании

но и могут служить механизмом

протеррористического или антитеррористического воздействия на социум

пре

-

образуя и интерпретируя террористическое послание

привнося в него соответ

-

ствующие смыслы и мифологические акценты

.

Выше  изложенная  ситуация  показывает

что  узкие  политологические

и  социологические  трактовки  терроризма  недостаточны  для  выяснения  его
сущности  как  общественного  явления

и  делает  актуальным  комплексное  ис

-

следование терроризма в информационном пространстве культуры

.

Объектом  диссертационного  исследования

  является  терроризм

как социальный феномен

.

Предметом исследования

 являются формы и способы репрезентации

терроризма как социально-значимого явления в пространстве культуры

.

Цель диссертационной работы

 – 

комплексное исследование воздей

-

ствия терроризма на социум и рефлексии социума на терроризм как взаимообу

-

словленных процессов

.

1

 Данное определение выработано по аналогии со сходным понятием

 «

информационного пространст

-

ва

», 

предложенным А

И

Смирновым в книге

 «

Информационная глобализация и Россия

вызовы и возможно

-

сти

». 

М

., 

Изд

дом

 «

Парад

», 2005, 

С

. 321.


background image

5

В  связи  с  намеченной  целью  автором  были  поставлены  следующие

задачи

:

·

дать  определение  информационно-террористического  процесса

и сконструировать его модель

объясняющую траекторию движения

 «

терроро

-

носной

» 

информации в пространстве культуры

;

·

раскрыть  сущность  терроризма  как  формы  социокультурной  дест

-

руктивности

.

·

рассмотреть мифологические истоки терроризма

а также сущность

и  специфику  современных  мифов

концентрирующихся  вокруг  феномена  тер

-

роризма

;

·

прояснить  наиболее  существенные  целевые  установки  и  методы

террористического информационного воздействия на социум

;

·

выявить  особенности  восприятия

осмысления  и  интерпретации

проблемы терроризма в СМИ и Интернете

;

·

проанализировать характерные черты осмысления проблемы терро

-

ризма  в  художественной  литературе  серебряного  века  и  в  произведениях  рос

-

сийских писателей конца ХХ

 – 

начала

 XXI 

вв

.;

·

исследовать  художественное  отражение  феномена  терроризма

в пространстве игрового кинематографа

;

·

изучить возможности информационных каналов культуры в контек

-

сте антитеррористической пропаганды

.

Методология  исследования

.

  Одним  из  наиболее  важных  методов

данной диссертационной работы является информационно-семиотический

Для

него характерно понимание культуры как социальной информации

которая со

-

храняется

передается

накапливается

преобразовывается и изменяется в обще

-

стве  с  помощью  создаваемых  людьми  знаковых  средств

С  этой  точки  зрения

представляется  возможным  осмысление  феномена  терроризма  в  пространстве
коммуникативного  взаимодействия

Такой  подход  позволяет  в  соответствии

с  современной  научной  методологией  познания  построить  модель

объясняю

-

щую  специфику

структуру  и  динамику  терроризма  в  контексте  его  информа

-

ционно-процессуальной  обусловленности

В  терроризме  закодирована  соци

-

альная информация

представляющая собой многослойный текст

в котором со

-

крыты разнородные смыслы

ценности

представления

мнения и нормы

исхо

-

дящие не только от террористов

но и от заказчиков и вдохновителей террора

,

от  социально-политических  интерпретаторов

С  помощью  информационно

-

семиотического подхода удалось выяснить сопряжение в пространстве культу

-

ры различных информационных потоков

репрезентирующих терроризм

.

В общеметодологическом аспекте использовалась концепция структурно

-

функционального  анализа  Т

Парсонса

сформировавшая представление  о сис

-

темном характере терроризма как упорядоченной и особым образом структури

-

рованной  целостности

Учитывались  предложенные  Т

Парсонсом  характери

-

стики коллективной социальной системы и реверсивно-иерархический принцип
построения структурно-функциональной модели

.