ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
С другой стороны, в своем большинстве бизнес-структуры сами страдают от действий террористов. Будучи одним из наиболее значимых и влиятельных акторов, бизнес не просто подвержен современным вызовам и угрозам, исходящим от террористических групп, но зачастую становится непосредственной мишенью террористических нападений. Так, по данным Государственного департамента США за 1997–2002 гг. соотношение нападений на различные объекты из года в год имеет стабильный перевес в сторону бизнес-структур17. Это обусловлено тем, что для достижения своих целей террористам необходимо оказывать давление именно на мирное население той или иной страны, нанося удары, прежде всего по объектам массового скопления граждан. Такие объекты преимущественно имеют прямое отношение к бизнесу: бизнес центры, театральные центры, кинотеатры, общественный транспорт (на сегодняшний день, значительная часть которого принадлежит частному сектору) и т.д. Следует отметить, что бизнес несет не только убытки в тех случаях, когда непосредственной целью террористов оказываются структуры, принадлежащие конкретной компании, но и когда террористической атаке подвергаются объекты не связанные с данной компанией непосредственно. Например, после нападения террористов 11 сентября 2001 г. только прямой ущерб от атаки оценивался в 50 млрд. долл. США18. Но эти события имели и опосредованное влияние на экономику. Так, огромные убытки понесли авиационные компании, прежде всего американские авиаперевозчики. Это произошло из-за резкого сокращения объема перевозок, обусловленного боязнью пользоваться авиатранспортом19.
Негативное влияние терроризм оказывает на туристические и страховые фирмы. Только в случае угроз террористической атаки, риски в отношении этих, а также других видов бизнеса резко возрастают.
Подобные факты побуждают бизнес стремиться к стабильному развитию современного мира, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для равномерного и предсказуемого экономического роста, следовательно у бизнес-структур, в том числе и частного сектора, имеются все основания для противодействия терроризму.
Современная террористическая угроза, масштаб которой явно выходит за пределы, как отдельных корпораций, так и совокупности национальных и транснациональных бизнес-структур, не может быть снята собственными мерами по обеспечению безопасности и требует координации усилий в антитеррористической борьбе, прежде всего с ключевым актором мировой политики - государством.
На сегодняшний день государства также начинают осознавать острую необходимость привлечения бизнеса к борьбе против международного терроризма. Следует отметить, что Россия выступила одной из первых стран, которая инициировала сотрудничество государственных структур и бизнеса в борьбе с терроризмом. Будучи председателем на саммите "Группы восьми" в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге, Россия выдвинула проблему энергетической безопасности. В данной проблематике со всей очевидностью пересекаются вопросы антитеррористической деятельности и стабильной работы бизнес-структур. И это стало одной из основных тем обсуждения. В Декларации о борьбе с терроризмом, принятой "Группы восьми" по итогам работы саммита в Санкт-Петербурге, главы государств отметили следующее: «Мы подчеркиваем значение в глобализируемом мире тесной совместной работы с нашими партнерами из частного сектора для противодействия терроризму и укрепления способности защищать наших граждан и частные предприятия в рабочее время и в часы досуга. Мы приветствуем Глобальный форум по партнерству между правительствами и бизнесом в противодействии терроризму, который состоится в Москве в ноябре 2006 года, и обязуемся тесно сотрудничать в рамках "Большой восьмерки", а также с другими государствами и деловыми партнерами с тем, чтобы придать данной инициативе характер устойчивого и успешного процесса»20.
Осенью 2006 г. в Москве прошел Глобальный форум по партнерству государства и бизнеса в противодействии терроризму. Открывая его, министр иностранных дел России С.В. Лавров сказал, что «Сотрудничество государства и бизнеса на основе верховенства права, уважение прав человека должно стать существенным дополнением современных антитеррористических усилий, вести к созданию мощного слоя антитеррористической коалиции»21. По итогам работы Глобального форума была принята «Стратегия партнерства государства и бизнеса в противодействии терроризму», в которой называются различные области сотрудничества государства и бизнеса (Приложение 1)22.
Состоялся целый ряд и других встреч, на которых обсуждался вопрос о роли бизнеса в противодействии терроризму. Так, можно назвать III Конференцию по вопросам всеобщей безопасности под названием «Защищая людей, экономику и инфраструктуру: достижения, вызовы и задачи на будущее»23, организованную МИД РФ, Всемирной таможенной организации и Международным институтом Восток-Запад. Вместе с представителями государственных структур в ней участвовали руководители крупнейших мировых компаний: General Motors, Boeing, Microsoft, Motorola, Sharp.
В диссертационном исследовании обосновывается необходимость не только межгосударственного сотрудничества на двухсторонней и многосторонней основе в борьбе с терроризмом, но и привлечение к этой деятельности других акторов мировой политики, в частности бизнес-структур, что представляет собой многоуровневую дипломатию, включающую в себя межгосударственный и негосударственный уровни. В диссертации также изучаются вопросы возможных направлений развития взаимодействия государства и бизнес-структур именно в борьбе с терроризмом.
Проблемы, связанные с двойственной мотивации бизнеса в отношении терроризма, не входят в сферу анализа в данной работе, поскольку представляют отдельную научную проблему.
Таким образом, актуальность выбора темы обусловлена политической значимостью проблемы терроризма в современном мире, что побуждает к разработке широкого спектра мер по противодействию данной угрозе, в том числе, использованию ресурсов и возможностей негосударственных транснациональных акторов, прежде всего крупного бизнеса. Выявление новых возможностей в борьбе с терроризмом, связанных с привлечением бизнес-структур несомненно является актуальной задачей как в практическим, так и в научном плане. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о сотрудничестве государства и бизнес-структур в антитеррористической деятельности, а не простом использовании финансовых возможностей бизнеса.
Объектом диссертационного исследования выступила антитеррористическая деятельность, а предметом – взаимодействие государственных структур и бизнеса при противодействии терроризму.
Источниковедческую базу исследования составили официальные документы Российской Федерации, а также других государств (в частности, Концепция национальной безопасности РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», «Доклад Национальной комиссии по террористическим нападениям на США»), документы ООН, «Группы восьми», выступления официальных лиц и другие официальные документы.
Степень разработанности темы. Проблема терроризма, заняв одно из первых мест в международной повестке дня ХХ1 в., привлекает к себе огромное внимание. По проблематике терроризма выходит множество монографий, статей, проводятся конференции и семинары. С очевидностью можно констатировать, что недостатка в источниках и литературе по вопросам терроризма нет. При работе над диссертацией проблема в большей степени состояла в том, чтобы показать, какое отношение те или иные работы или направления исследований имеют к вопросам отношений государства и бизнеса в антитеррористической борьбе.
Важно отметить, что в диссертации терроризм рассматривается в контексте тех изменений, которые претерпевает современный мир в целом, поэтому анализировались работы российских и зарубежных авторов по проблемам политической структуры современного мира, ее трансформации, роли новых акторов, взаимосвязи внешней и внутренней политики, «прозрачности» государственных границ, роли многоуровневой дипломатии, теории политики и теории международных отношений и т.д. К их числу из отечественных работ следует прежде всего отнести исследования, проводимые такими авторами, как Т.А. Алексеева, А.Г Арбатов, О.Н. Барабанов, Э.Я. Баталов, А.Д. Богатуров, Т.В. Зонова, С.А Караганов, С.В. Кортунов, В.Б. Кувалдин, М.М. Лебедева, А.Ю. Мельвиль, А.И. Никитин, С.К. Ознобищев, Е.М. Примаков, А.В. Торкунов, Д.М. Фельдман, П.А. Цыганкова и др.24. Среди отечественных периодических изданий внимание было, в первую очередь, обращено на следующие журналы: «Россия в глобальной политике», «Международные процессы», “Pro et Contra”, «Космополис», «Индекс Безопасности», «Мировая экономика и международные отношения», «США и Канада: экономика, политика, культура», «Международная жизнь» и другие.
Из зарубежных исследований по общим проблемам политического развития мира, которые использовались в данной диссертации, в первую очередь следует назвать работы Р. Кохэна, Р. Ная, С.Краснера, Дж. Грума и др.25.
Для раскрытие темы диссертации были рассмотрены работы, связанные с анализом роли бизнеса в современном мире, что нашло отражение в отечественных и в зарубежных работах по международной политической экономии26.
Проблема международного терроризма в силу своей актуальности, а также комплексности требует привлечение специалистов из совершенно различных областей знания – международных отношений, юриспруденции, экономики, политологии, социологии, психологии, технических наук и многих других. Для понимания природы феномена терроризма, его современных форм; стратегии и тактики террористических действий, которым необходимо противостоять, использовались многочисленные работы российских и зарубежных авторов. Непосредственно проблемами терроризма занимались О.В. Будницкий, С.И. Илларионов, П.Л. Грисет и С. Махэн, У.К. Кларк, Ан. Ливен, Ю.И. Авдеев, Э.Г. Соловьев, Д.В. Тренин, Дж. Най, В.М. Кулагин, П.Р. Пиллар27 и другие. Эти работы стали базовыми для анализа феномена современного терроризма.
Терроризм - явление довольно сложное и понимаемое по-разному и экспертным сообществом, и различными государствами. В связи с этим автор в диссертации обращается к анализу подходов к определению терроризма, нашедших отражение, в частности, в исследованиях авторского коллектива под руководством В.Я. Кикотя28, а также в работах А.И. Никитина29, Б. Ганора30.
Изучение отдельных аспектов террористической деятельности, в том числе, психологических и конфессиональных и др., нашедших отражение в трудах Д.В. Ольшанского31, Б. Ганора32, А.В. Малашенко33 и Б. Хоффмана34, было необходимо для оценки того, «как далеко» могут пойти террористы в своей деятельности. Важным был также проанализировать идейные «ориентиры» различных террористических организаций.
В диссертации отмечается, что современный терроризм невозможен без технического прогресса, в частности развития средств массовой информации и способов передачи информации, которые многократно увеличивают пропагандистский эффект террористических актов35. Поэтому для раскрытия темы важным было также обращения к работам, посвященным роли новых технологий в обеспечении безопасности в современных условиях. В этом плане следует, прежде всего, назвать исследования, проводимые в ПИР-Центре36.
В то же время такие вопросы как кибертерроризм, подробно анализируемые в работах многих отечественных и зарубежных авторов37, в силу своей ярко выраженной специфики не рассматриваются в данном диссертационном исследования. Изучение вопросов взаимодействия государственных структур и бизнеса в противодействии кибертерроризму представляет собой отдельную научную задачу.
Терроризм с применением элементов ОМУ является особой угрозой. Об этом ни раз заявляли политические деятели России и других стран. Так, в 2006 г. президенты России и США в Санкт-Петербурге Владимир Путин и Джорж Буш выступили с Глобальной инициативой по борьбе с актами ядерного терроризма38, а в 2008 г. президенты России и США Дмитрия Медведева и Джоржа Буша направили совместное послание участникам четвертой встречи государств-участников Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, в котором говорится: «Сегодня мы можем назвать более 70 государств партнерами по Глобальной инициативе. Мы будем и далее опираться на принципы, являющиеся сердцевиной Инициативы, привлекать других в наши ряды и добиваться цели ее превращения в подлинно глобальную для искоренения террористического зла и фанатичных замыслов"39.
Для ответа на вопрос о возможности применения террористами элементов ОМУ, и потенциале бизнес-структур в противодействии ОМУ-терроризму необходимо было рассмотреть исследования тех авторов, которые писали именно по проблемам ОМУ-терроризма, в частности работы В.А. Орлова40, В. Терехова41, А.В.Федорова42.
Отдельный пласт составили работы по проблемам сотрудничества в рамках противодействия терроризму. Сотрудничество в борьбе с терроризмом в научной литературе рассматривается прежде всего как межгосударственное сотрудничество. Осознание глобальности проблемы террористической угрозы привело к тому, что государства в ХХ1 в. стали намного теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом как на двухсторонней, так и на многосторонней основе в рамках различных международных организаций и международных институтов, а именно, ООН, «Группы восьми», ОДКБ, НАТО и др. Все это находит отражение в научных исследованиях43.
В то же время довольно мало работ, посвященных непосредственно проблемам роли бизнеса в антитеррористической борьбе. Несмотря на то, что одна из первых книг по данной проблеме появилась еще в 1979 году44, этот вопрос долгое время оставался вне поля зрения большинства исследователей, и только после событий 11 сентября 2001 г. зарубежные авторы начинаю активно обсуждать роль бизнеса в противодействии терроризму45. Одновременно происходит и выстраивание взаимодействие бизнеса с государственными структурами для борьбы с терроризмом, хотя следует заметить, что данный процесс находится лишь в начальной стадии развития. Среди отечественных авторов, пожалуй, можно лишь назвать А.Е.Сафонова, работы которого прямо посвящены вопросам взаимодействия государства и бизнеса в антитеррористической борьбе46.
В целом изучение документов и материалов, а также научной литературы, по проблемам терроризма показало, что терроризм является сегодня глобальным явлением, а борьба с ним представляет собой комплексную задачу, решить которую можно только совместными усилиями. Тем не менее, вопросы о том, как должно быть построено взаимодействие различных акторов при борьбе с терроризмом, какова в нем роль негосударственных участников, в частности бизнес-структур, в теоретическом плане не разработаны.
В проведенном исследовании формулируется представление, согласно которому основой для выстраивания антитеррористического взаимодействия государств с различными акторами, в том числе и бизнеса, должна стать многоуровневая дипломатия.
Идея многоуровневой дипломатии (неофициальной дипломатии, или track-two diplomacy) получила разработку в отечественной и зарубежной литературе47. Имеется успешный опыт реализации многоуровневой дипломатии в различных сферах, в частности, при урегулировании конфликтов, решении экологических проблем (в том числе, Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам устойчивого развития, Йоханнесбург, 2002 г.), при заключении соглашений о запрете отдельных видов оружия (в частности, противопехотных мин); при обсуждении вопросов регулирования информационном потоков и коммуникации (Всемирный саммит по вопросам информационного обществ, Тунис, 2005 г.) и др.