ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бизнес активно участвует в рамках многоуровневой дипломатии в различных областях, например, при урегулировании конфликтов48. Потенциал бизнеса огромен, и его надо использовать. На что указывает, в частности, Т.В. Зонова, отмечая, что сегодня "правительства должны вести переговоры не только с правительствами, но с фирмами и предпринимателями, а фирмы имеют дело и с правительствами, и друг с другом"49.

Цель исследования состояла в изучении возможности и необходимости привлечения бизнес-структуры к борьбе с современным терроризмом, а также определении их места в международной антитеррористической деятельности в рамках многоуровневой дипломатии.

Задачи исследования:

  • рассмотреть, что собой представляет современный терроризм, выявить его характерные особенности и международную составляющую;

  • проанализировать опыт использования и основные тенденции развития многоуровневой дипломатии в различных областях (экологической; коммуникативной и информационной, урегулировании конфликтов) и оценить потенциал многоуровневой дипломатии в антитеррористической деятельности;

  • определить возможности и ограничения многоуровневой дипломатии при борьбе с терроризмом;

  • проанализировать интересы различных бизнес-структур в борьбе с террористической угрозой;

  • проанализировать имеющийся опыт и возможности сотрудничества бизнеса с государственными структурами в борьбе с терроризмом;

  • определить параметры и сферы деятельности бизнеса в рамках многоуровневой дипломатии при противостоянии терроризму.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые бизнес-структуры рассматриваются в рамках многоуровневой дипломатии для противостояния терроризму. Следует отметить, что вопрос о необходимости многоуровневой дипломатии в борьбе с терроризмом вообще ставится впервые, а сама проблема многоуровневой дипломатии относительно новая в отечественной науке. В диссертации впервые показано, что такой подход позволяет не только описать возможности бизнеса в противодействии терроризму, но и указать место именно этих структур в антитеррористической борьбе.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что понимание проблем терроризма и адекватная оценка исходящих от него угроз позволяет находить действенные средства для противостояния этим угрозам. Изучение интересов и возможностей бизнес-структур в борьбе с терроризмом, четкое осознание их роли в антитеррористической деятельности способствует налаживанию эффективного сотрудничества государственных структур и бизнеса в области противодействия терроризму. В работе приводятся примеры конкретных форм и методов взаимодействия государства и бизнеса, которые применяются сегодня, а также анализируются возможности их дальнейшего развития и совершенствования.


Результаты проведенного исследования способствуют нахождению более эффективных схем взаимодействия различных акторов мировой политики в целях борьбы с терроризмом и представляют интерес для МИД России, а также для других внешнеполитических ведомств и структур. Полученные в диссертации результаты и выводы использованы в учебном процессе при подготовке курсов по проблемам дипломатии и вопросам безопасности, а также при подготовке репортажей для российского телевизионного канала на английском языке Russia Today.

В качестве методов исследования наряду с традиционными для отечественной политической науки методами изучения, такими как анализ документов и материалов, а также научных публикаций, использовался и относительно нестандартный для отечественной науки метод – интервью практических работников. В частности, интервью были проведены с членом научно-экспертного совета ПИР-Центра В.З. Дворкиным, бывшим министром обороны США Р. Макнамарой, бывшим сенатором США С. Нанном, с президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации 1998-1999 гг. академикам РАН России Е.М.Примаковым, членом научно-экспертного совета ПИР-Центра А.В. Федоровым и другими.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современный терроризм представляет собой сложное явление по целому ряду параметров (по мотивации, целям, структурной организации, использованию стратегических и тактических средств и т.п.), выходящее за пределы национальных границ и затрагивающее интересы государств, бизнес-структур, отдельных граждан и т.д. В борьбе с терроризмом заинтересованы различные акторы мировой политики, в том числе, бизнес-структуры.

2. Для решения глобальных проблем современного мира таких, как экология, урегулирование конфликтов, координация информационных потоков и других, все чаще используется многосторонняя и многоуровневая дипломатия, предполагающая участия многих стран (многосторонность) и многих акторов, в том числе, и бизнес-структур, при ведущей роли государств. Идея многосторонности нашла отражение в Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г. в которой отмечается, что «Россия будет продолжать добиваться укрепления многосторонних начал в мировых делах, формирования такой архитектуры международных отношений, которая основывалась бы на признании международным сообществом принципов неделимости безопасности в современном мире и отражала бы его многоликость»50.

Эффективно противостоять современному терроризму можно только в случае разработки комплексной международной программы, которая предполагает многосторонний (участие многих стран) и многоуровневый (участие различных акторов, в том числе, и бизнес-структур) характер антитеррористической деятельности. В научной литературе проблема многоуровневой дипломатии в противодействии терроризму, к сожалению, пока не получила разработки. В лучшем случае изучается деятельность отдельных акторов, их роль в общей проблеме террористической угрозы. Такое положение вряд ли можно признать удовлетворительным.


3. В настоящее время межгосударственное сотрудничество по борьбе с терроризмом осуществляется на двухсторонней и многосторонней основе, несмотря на то, что еще остаются проблемы, обусловленные различными подходами государств к пониманию и определению самого феномена терроризма51. Значительно хуже дела обстоят с привлечением негосударственных акторов к антитеррористической деятельности, в том числе и бизнес-структур. Отчасти это обусловлено тем, что безопасность исторически была сферой деятельности исключительно государств. Другой причиной является неоднозначный характер отношения отдельных акторов, в частности некоторых бизнес-структур, к терроризму. Тем не менее, большинство бизнес-структур заинтересовано в сохранении и стабильном развитии мира.

4. Крупные бизнес-структуры, являющиеся акторами современной мировой политики, обладают большим ресурсом влияния для борьбы с терроризмом. Прежде всего это финансовый ресурс. Однако представляется недостаточным ограничить участие бизнес-структур только финансированием мероприятий по борьбе с международным терроризмом. Тесное взаимодействие бизнес-структур с государственными структурами в рамках многоуровневой дипломатии позволит бизнесу в большей степени быть сопричастным антитеррористической деятельности и тем самым усилит мотивацию бизнеса в борьбе с терроризмом. Важно, чтобы бизнес был реальным партнером государства в борьбе с терроризмом.

Повысить эффективность борьбы с терроризмом позволит разработка конкретной программы включения бизнес-струкуктур в борьбу с терроризмом, охватывающая ряд областей, в частности: 1) финансовую; 2) технологий обнаружения террористических средств и ликвидаций последствий террористических атак; 3) охранную; 4) разрешительную (выдача виз): 5) научную и информационную, связанные с пониманием феномена терроризма и средств противодействия с тем, чтобы определить пути борьбы с ним, а также обеспечить информации населения.

5. На политическом уровне сформулированы требования необходимости активного включения бизнеса в антитеррористическую борьбу. При этом Россия во многом выступила инициатором подобных действий. В практическом плане можно также обнаружить немало фактов взаимодействия государства с бизнес-структурами в антитеррористической деятельности. Однако подобное взаимодействие возникает часто ad hoc, без должной систематизации и целенаправленного поиска и восполнения необходимых, но отсутствующих звеньев. В результате нередко наблюдается значительный разрыв между позициями, сформулированными в официальных документах о взаимодействии государственных структур и бизнеса в противодействии терроризму, и реальной практикой.

В то же время, если говорить об общей тенденции развития в отношении взаимодействия государства и бизнес-структур в борьбе с терроризмом, то она явно усиливается, как по «объемам» такого взаимодействия, так и по охвату и расширению областей.


Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Апробация основных положений исследования была проведена на «Круглом столе» «Терроризм в России», организованном Институтом социологии РАН в Москве 15 апреля 2002; в дискуссии на «Круглом столе» в ПИР-Центре «Терроризм в мегаполисе» в декабре 2002 г. (Москва); в докладе на «Круглом столе» по проблемам терроризма в МГИМО (У) в марте 2004 г; в подготовительной встрече-семинаре к Международному Форуму «Бизнес и терроризм», организованной МИД России осенью 2006 г. в Подмосковье; в репортажах по антитеррористической проблематике, новым технологиям и т.п. на российском англоязычном канале Russia Today в 2007 – 2009 гг.52; в выступлении на Кафедре дипломатии МГИМО (У) в октябре 2008 г.

В целом работа над проблематикой терроризма и антитеррористической деятельностью государств и негосударственных акторов продолжалась в течение более семи лет.




II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении диссертационного исследования обосновывается актуальность выбранной темы, анализируется степень ее разработанности в России и за рубежом, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи диссертации, показывается научная новизна исследования, а также теоретическая и практическая значимость результатов работы.

В первой главе диссертации «Терроризм: его развитие, современные особенности и отношение к бизнесу» выявляются особенности современного этапа мирового политического развития для того, чтобы понять феномен терроризма и выявить, почему в настоящее время невозможно ограничиться силами государства и межгосударственного взаимодействия при антитеррористической борьбе, а необходимо еще привлечение к этому других акторов, в частности, бизнес-структур.

В данной главе показывается, что современный терроризм представляет сложное явление современного мира. Имея глубокие исторические корни и продолжая оставаться явлением политическим, он приобретает сегодня новые черты, такие как использование современных технологий при совершении террористических актов, наличие сложных сетевых структур организации, преследование не только отдельных политических целей в отношении того или иного государства, но стремление террористическими методами воздействовать на политическое устройства мира в целом. Все это, а также отсутствие общепринятого подхода к пониманию и определению терроризма (хотя здесь наметился некоторый прогресс), затрудняет борьбу с терроризмом, но одновременно и выдвигает задачи выстраивания антитеррористической деятельности с учетом новых реалий в рамках многоуровневой дипломатии.

Во второй главе «Возможности и ограничения многоуровневой дипломатии при противодействии терроризму» анализируется международное сотрудничество по противодействию терроризму. Показывается, что в современном мире, во-первых, увеличивается роль экономического фактора и роль бизнеса, во вторых, при решении международных проблем в международную практику вводится все больше многоуровневая дипломатия, предполагающая не только сотрудничество на межгосударственном уровне, но и привлечение негосударственных акторов. При этом государству как ключевому актору принадлежит в многоуровневой дипломатии организующая и ведущая роль. Довольно успешно многоуровневая дипломатия реализуется в области экологии, регулирования проблем использования Интернета, поиска согласия в конфликтах и других сферах.


В главе обсуждается вопрос о том, что собой представляет многоуровневая дипломатия, а также то, насколько этот опыт многоуровневой дипломатии применим непосредственно к сфере безопасности, к которой относится борьба с терроризмом и которая всегда была и остается наиболее чувствительной в отношении привлечения негосударственных акторов. Кроме того, рассматривается возможная роль различных акторов, и среди них – бизнеса, в антитеррористической борьбе.

Наконец, третья глава «Основные области, формы, методы взаимодействия государства и бизнеса в антитеррористической деятельности» в отличие от предыдущих в большей степени ориентирована на рассмотрение прикладных вопросов. Она посвящена анализу того, как конкретно, по каким направлениям и в каких формах может и должно осуществляться включение бизнес-структур в антитеррористическую борьбу. Это касается прежде всего таких сфер, как финансовая, охранная, разработка и внедрения новых технических средств, позволяющих предупредить террористические акты и т.д.

В главе показано, что серьезными организующими рамками взаимодействия бизнеса и государства в борьбе с терроризмом становятся структуры, создаваемые в России, в США, в странах Европы, на международном уровне под эгидой международных организаций. Эти совместные структуры начинают использоваться и бизнесом, и государством. К настоящему времени они в наибольшей степени они получили развитие и функционируют в таких сферах, как финансовая, охранная и разрешительная деятельность, а также в области поставок необходимого оборудования.

В Заключении делаются основные выводы, а также приводятся рекомендации.

Библиография диссертационного исследования насчитывает более четырехсот наименований, включая источники, литературу на русском и английском языках, основные периодические издания и сайты, затрагивающие проблемы современного терроризм и участия бизнеса в антитеррористической деятельности.

В Приложении приведены следующие документы: 1) «Стратегия партнерства государства и бизнеса в противодействии терроризму», принятая на «Глобальном Форуме по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму» 30 ноября 2006 г. в Москве; 2) Решение Совета Министров ОБСЕ «Частно-государственное партнерство в противодействии терроризму» MC.DEC/5/07, принятое 30 ноября 2007 г. в Мадриде; 3) FATF / GAFI. FATF Members and Observers; 4) ФАТФ – ГАФИ. Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. Сорок рекомендаций. 20 июня 2003 г. (с изменениями от 22 октября 2004 г); 5) FATF / GAFI. 9 Special Recommendation (SR) on Terrorist Financing (TF) от 22 октября 2004 г.


Основные положения исследования отражены диссертантом в следующих научных статьях:

  1. Лебедев М.В. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом: роль бизнеса // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 3, март. – С. 47-54.

  2. КНДР и ее ядерная программа. Ситуационный анализ под руководством Е.М. Примакова (член рабочей группы и группы экспертов) / Россия в глобальной политике. – Т. II. - №1, январь – февраль 2004. – С. 180 – 192 (в соавторстве).

  3. Лебедев М.В. Рецензия на книгу Scott D. Sagan, Kenneth N. Walts “The Spread of Nuclear Weapons: A Debate Renewed” / Ядерный Контроль. – 2003. - № 4 (70). – Т. 9, зима. – С.153–156.

  4. Лебедев М.В. «Экологическая безопасность: защита населения и территорий от угроз природного и техногенного характера» // Экологическая безопасность: природа и общество, Санкт-Петербург 2-3 апреля 2004 г. – С. 216 – 217. – Сборник тезисов докладов международный научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2004.

  5. Иракский кризис и перспективы урегулирования. Ситуационный анализ под руководством Е.М. Примакова (член рабочей группы и группы экспертов) / Россия в глобальной политике, том II, № 3 май-июнь 2004. - С. 221- 233 (в соавторстве).

  6. Лебедев М.В. Новый взгляд на «новые» вызовы международной безопасности / Россия в глобальном мире (ч.1). Социально-политический Альманах. - 2004. - № 6. СПб, – C. 71-79.

  7. Лебедев М. Новая повестка дня в области международной безопасности. – Тезисы доклада и презентация на «круглом столе» по проблемам терроризма в МГИМО (У) в марте 2004 г. (Интернет публикация. http://www.mgimo.ru/content1.asp?UID={C84CDDCC-17FA-44DA-8FE9-957BE34AF14B})..