Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5807
Скачиваний: 125
Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 419
форм для создания гражданского общества, радикально-революци
онная идеология, пытающаяся достигнуть той же цели насильствен
ным путем, и консервативная (охранительная) идеология, высту
павшая против всяких перемен. Актуальность политико-правовых
проблем, поставленных и по-разному решенных этими направлени
ями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на пос
ледующее исследование доктрин и движений той эпохи. Именно
поэтому, в частности, несколько десятилетий в нашей исторической
литературе существовала устойчивая идеологическая тенденция
отрицательного отношения к реформистской политико-правовой
идеологии в России. Этим обусловлена недостаточная изученность
и противоречивость оценок политико-правовых доктрин западни
ков, славянофилов, других мыслителей. В последние годы многое
здесь как бы открывается заново.
Г Л А В А 2 1
Буржуазные политические
и правовые учения в Западной Европе
во второй половине XIX в.
§ 1. Введение
Во второй половине XIX в. в странах Западной Европы разви
вающееся гражданское общество освобождалось от пережитков фео
дализма в экономике, политике, социальной структуре. Всеобщее
равенство перед законом разрушало остатки сословного строя, де
лало чисто номинальными дворянские титулы. Права и свободы
индивидов, поначалу выраженные в частном праве, вскоре по
требовали публичноправовых гарантий, ограничивающих произвол
государственной власти, ее вмешательство в частноправовые от
ношения. Развитие представительного государства в этот период
связано с расширением круга лиц, имеющих избирательные права,
а также со становлением системы политических партий, участвую
щих в выборах и деятельности законодательных учреждений. Не
малую роль в политической жизни играли широкие демократичес
кие движения (за всеобщее избирательное право, в том числе для
женщин, за социальные реформы и др.).
Существенные изменения происходили в экономике. От перво
начального капитализма, основанного на индивидуальном предпри
нимательстве частных собственников, их конкуренции и бесплано
вом производстве, финансовых авантюрах и спекуляциях, обще
ство постепенно переходило к капитализму, организованному в тре
сты, картели, акционерные общества.
В тот же период класс наемных рабочих создал организации,
способные противостоять эгоизму предпринимателей. Почти во всех
странах возникли профессиональные союзы. Под натиском рабочего
класса и демократических движений во многих странах издаются
законы о правах профсоюзов, о продолжительности рабочего дня, о
социальном страховании и обеспечении, здравоохранении, народ
ном образовании. В ряде стран были созданы политические партии,
ставящие своей целью защиту интересов трудящихся.
Буржуазные политические и правовые учения этого периода в
основном продолжали развитие идей либерализма первой полови-
Гл. 21. Бурж. полит, и прав, учения в Зап. Европе 2-й пол. XIX в. 421
ны XIX в. Новым для буржуазного государствоведения и правове
дения было признание необходимости реформ, смягчающих остро
ту ряда социальных и политических антагонизмов. Новым стало
также исследование представительного государства в связи со
складывающейся системой партий, каждая из которых имела яс
ную программу, многочисленный и стабильный круг сторонников.
Общей методологической основой большинства буржуазных те
орий оставался философский позитивизм. В нем обрел свое допол
нительное обоснование и ранее возникший юридический позитивизм,
сохранивший значение преобладающего направления в юриспру
денции. Вместе с тем в политико-правовой идеологии наметилась и
стала осуществляться твердая тенденция перехода от чистого по
зитивизма к обобщениям, от фактологии и текстологии — к фило
софии, социологии, историзму, психологии.
§ 2. Юридический позитивизм. К. Бергбом
Господствующим направлением буржуазной юриспруденции
оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широ
кое обоснование в книге немецкого юриста
Карла Бергбома
"Юрис
пруденция и философия права" (1892 г.).
Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом
выступает против "метаюридических" принципов и идей, вноси
мых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о
"народном духе" исторической школы права, всеми теми доктрина
ми, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а
предполагаемое или желательное право.
Согласно теории Бергбома наука должна изучать, а не оцени
вать или требовать; она должна иметь дело только с реальными
предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно тео
рия права должна заниматься только объективно существующим
правом, основанным на правотворческих фактах, т. е. законодатель
ной (и вообще правотворческой) деятельности государства.
Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок,
гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопо
рядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством.
Поскольку естественное право представляет собой не более чем
предположение, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его
всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой
разрушение правопорядка и анархию. Нельзя решать возникаю
щие на практике юридические дела исходя из естественно-право
вой доктрины, делящей право на естественное и положительное:
"Приверженец естественного права должен отказаться от права
позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен
422
История политических и правовых учений
отбросить естественное, — писал Бергбом. — Любое дуалистичес
кое учение о праве является с точки зрения практической юриди
ческой жизни невозможным". Единственное реальное право то, ко
торое выражено в законе. "Сущность любого права состоит в том,
что оно действует". Норма — альфа и омега права, его начало и
конец, за пределами закона нет никакого другого права.
Вслед за французскими экзегезами (толкователями, коммента
торами Гражданского кодекса) Бергбом рассматривал право как
нечто логически законченное и беспробельное
1
— праву присуща та
же непроницаемость, что и физическому телу. Вся задача суда
состоит в том, чтобы на основе логического толкования текста зако
на определить решение по данному делу.
Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Ости
ном континентальный позитивизм видел источник права в суверен
ной власти, в государственной воле. Отсюда делались выводы о
верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юридический пози
тивизм довел до совершенства разработку приемов толкования пра
вовых норм, особенно приемов логических, грамматических, систе
матических.
Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет
первостепенное значение для правоприменительной деятельности,
особенно в периоды относительно стабильного развития граждан
ского общества.
И все же юридический позитивизм не создал подлинной теории
права. Отказ от "оценочных суждений" и от философских подходов
к праву выводил за пределы правоведения не только всю критику
права (известно, что противоречий и пробелов в законах избежать
никогда не удавалось), но и прогностический подход к самому пра
ву, т. е. проблему его совершенствования и развития. Юридический
позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос:
как обеспечить законность (правомерность) правотворческой дея
тельности государства, если само оно сила, творящая право?
Вся теория юридического позитивизма базировалась на пред
положении, что государство является правовым, однако это пред
положение неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля
силы, чем мешок права"), а к обоснованию правового государства
могло вести лишь изучение "метаюридических" начал.
Наконец, сколь ни велика заслуга юридического позитивизма в
обосновании законности и правопорядка, проблема прав человека
1
В Гражданском кодексе Наполеона (1804 г.) беспробельность права
возведена на уровень закона: "Судья, который откажется судить под пред
логом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать
преследованию по обвинению в отказе в правосудии" (ст. 4).
Гл. 21. Бурж. полит, и прав, учения в Зап. Европе 2-й пол. XIX в. 423
была им отвергнута вместе с теорией естественного права, а сам
человек в праве и правопорядке признавался лишь "физическим
лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из
текстов законов, а не из природы самого человека.
На началах юридического позитивизма строились также, кон
цепции ряда либеральных государствоведов, анализирующих и ком
ментирующих институты публичного права на основе формально-
догматической методологии.
Характерным представителем этого направления был француз
ский государствовед
Адемар
Замен (1848—1913). Эсмен — предста
витель юридической школы государствоведения, суть которой сво
дится к выведению государства из конституции формально-право
выми способами, к отождествлению государства с правопорядком, с
системой государственно-правовых норм, к принципиальному от
рыву государствоведения от социологии. В книге "Общие основания
конституционного права" (1895 г.) Эсмен утверждал, что конститу
ционное право и социология имеют различные области знания, у
каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования.
Аналогичных взглядов на государство как на "юридическую
организацию народа" придерживались германский государствовед
Пауль Лабанд и другие либеральные позитивисты, сводившие го-
сударствоведение к комментированию действующих конституций и
практики их осуществления.
§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве
Юридический позитивизм соответствовал повседневным пра
вовым интересам развивающегося гражданского общества, но не
отвечал на ряд острых вопросов. Этим было обусловлено стремле
ние ряда юристов и государствоведов найти внешние по отношению
к государству и праву факторы, ссылками на которые можно глуб
же идеологически обосновать представительное государство. Поиск
этих факторов вел к соединению политико-правовых теорий с со
циологическими, психологическими и иными концепциями.
Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о
праве и государстве предпринял известный немецкий юрист
Ру
дольф Иеринг
(1818—1892).
Считая недостаточными "юриспруденцию понятий", формаль
но-догматический подход к праву, Меринг в своей книге "Цель в
праве" (том I, 1872 г.) стремился дать современным ему праву и
государству социологическое обоснование. Центральным понятием
его теории является понятие интереса, выраженного в праве. По его
определению, "право есть система социальных целей, гарантируе
мых принуждением", "право есть совокупность жизненных уело-