Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5807

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 419 

форм для создания гражданского общества, радикально-революци­
онная идеология, пытающаяся достигнуть той же цели насильствен­
ным путем, и консервативная (охранительная) идеология, высту­
павшая против всяких перемен. Актуальность политико-правовых 
проблем, поставленных и по-разному решенных этими направлени­
ями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на пос­
ледующее исследование доктрин и движений той эпохи. Именно 
поэтому, в частности, несколько десятилетий в нашей исторической 
литературе существовала устойчивая идеологическая тенденция 
отрицательного отношения к реформистской политико-правовой 
идеологии в России. Этим обусловлена недостаточная изученность 
и противоречивость оценок политико-правовых доктрин западни­
ков, славянофилов, других мыслителей. В последние годы многое 
здесь как бы открывается заново. 


background image

Г Л А В А  2 1 

Буржуазные политические 

и правовые учения в Западной Европе 

во второй половине XIX в. 

§ 1. Введение 

Во второй половине XIX в. в странах Западной Европы разви­

вающееся гражданское общество освобождалось от пережитков фео­
дализма в экономике, политике, социальной структуре. Всеобщее 
равенство перед законом разрушало остатки сословного строя, де­
лало чисто номинальными дворянские титулы. Права и свободы 
индивидов, поначалу выраженные в частном праве, вскоре по­
требовали публичноправовых гарантий, ограничивающих произвол 
государственной власти, ее вмешательство в частноправовые от­
ношения. Развитие представительного государства в этот период 
связано с расширением круга лиц, имеющих избирательные права, 
а также со становлением системы политических партий, участвую­
щих в выборах и деятельности законодательных учреждений. Не­
малую роль в политической жизни играли широкие демократичес­
кие движения (за всеобщее избирательное право, в том числе для 
женщин, за социальные реформы и др.). 

Существенные изменения происходили в экономике. От перво­

начального капитализма, основанного на индивидуальном предпри­
нимательстве частных собственников, их конкуренции и бесплано­
вом производстве, финансовых авантюрах и спекуляциях, обще­
ство постепенно переходило к капитализму, организованному в тре­
сты, картели, акционерные общества. 

В тот же период класс наемных рабочих создал организации, 

способные противостоять эгоизму предпринимателей. Почти во всех 
странах возникли профессиональные союзы. Под натиском рабочего 
класса и демократических движений во многих странах издаются 
законы о правах профсоюзов, о продолжительности рабочего дня, о 
социальном страховании и обеспечении, здравоохранении, народ­
ном образовании. В ряде стран были созданы политические партии, 
ставящие своей целью защиту интересов трудящихся. 

Буржуазные политические и правовые учения этого периода в 

основном продолжали развитие идей либерализма первой полови-


background image

Гл. 21. Бурж. полит, и прав, учения в Зап. Европе 2-й пол. XIX в. 421 

ны XIX в. Новым для буржуазного государствоведения и правове­
дения было признание необходимости реформ, смягчающих остро­
ту ряда социальных и политических антагонизмов. Новым стало 
также исследование представительного государства в связи со 
складывающейся системой партий, каждая из которых имела яс­
ную программу, многочисленный и стабильный круг сторонников. 

Общей методологической основой большинства буржуазных те­

орий оставался философский позитивизм. В нем обрел свое допол­
нительное обоснование и ранее возникший юридический позитивизм, 
сохранивший значение преобладающего направления в юриспру­
денции. Вместе с тем в политико-правовой идеологии наметилась и 
стала осуществляться твердая тенденция перехода от чистого по­
зитивизма к обобщениям, от фактологии и текстологии — к фило­
софии, социологии, историзму, психологии. 

§ 2. Юридический позитивизм. К. Бергбом 

Господствующим направлением буржуазной юриспруденции 

оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широ­
кое обоснование в книге немецкого юриста

 Карла Бергбома

 "Юрис­

пруденция и философия права" (1892 г.). 

Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом 

выступает против "метаюридических" принципов и идей, вноси­
мых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о 

"народном духе" исторической школы права, всеми теми доктрина­

ми, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а 
предполагаемое или желательное право. 

Согласно теории Бергбома наука должна изучать, а не оцени­

вать или требовать; она должна иметь дело только с реальными 
предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно тео­
рия права должна заниматься только объективно существующим 
правом, основанным на правотворческих фактах, т. е. законодатель­
ной (и вообще правотворческой) деятельности государства. 

Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, 

гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопо­
рядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством. 

Поскольку естественное право представляет собой не более чем 

предположение, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его 
всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой 
разрушение правопорядка и анархию. Нельзя решать возникаю­
щие на практике юридические дела исходя из естественно-право­
вой доктрины, делящей право на естественное и положительное: 

"Приверженец естественного права должен отказаться от права 
позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен 


background image

422 

История политических и правовых учений 

отбросить естественное, — писал Бергбом. — Любое дуалистичес­
кое учение о праве является с точки зрения практической юриди­
ческой жизни невозможным". Единственное реальное право то, ко­
торое выражено в законе. "Сущность любого права состоит в том, 
что оно действует". Норма — альфа и омега права, его начало и 
конец, за пределами закона нет никакого другого права. 

Вслед за французскими экзегезами (толкователями, коммента­

торами Гражданского кодекса) Бергбом рассматривал право как 
нечто логически законченное и беспробельное

1

 — праву присуща та 

же непроницаемость, что и физическому телу. Вся задача суда 
состоит в том, чтобы на основе логического толкования текста зако­
на определить решение по данному делу. 

Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Ости­

ном континентальный позитивизм видел источник права в суверен­
ной власти, в государственной воле. Отсюда делались выводы о 
верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юридический пози­
тивизм довел до совершенства разработку приемов толкования пра­
вовых норм, особенно приемов логических, грамматических, систе­
матических. 

Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет 

первостепенное значение для правоприменительной деятельности, 
особенно в периоды относительно стабильного развития граждан­
ского общества. 

И все же юридический позитивизм не создал подлинной теории 

права. Отказ от "оценочных суждений" и от философских подходов 
к праву выводил за пределы правоведения не только всю критику 
права (известно, что противоречий и пробелов в законах избежать 
никогда не удавалось), но и прогностический подход к самому пра­
ву, т. е. проблему его совершенствования и развития. Юридический 
позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: 
как обеспечить законность (правомерность) правотворческой дея­
тельности государства, если само оно сила, творящая право? 

Вся теория юридического позитивизма базировалась на пред­

положении, что государство является правовым, однако это пред­
положение неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля 
силы, чем мешок права"), а к обоснованию правового государства 
могло вести лишь изучение "метаюридических" начал. 

Наконец, сколь ни велика заслуга юридического позитивизма в 

обосновании законности и правопорядка, проблема прав человека 

1

 В Гражданском кодексе Наполеона (1804 г.) беспробельность права 

возведена на уровень закона: "Судья, который откажется судить под пред­

логом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать 

преследованию по обвинению в отказе в правосудии" (ст. 4). 


background image

Гл. 21. Бурж. полит, и прав, учения в Зап. Европе 2-й пол. XIX в. 423 

была им отвергнута вместе с теорией естественного права, а сам 
человек в праве и правопорядке признавался лишь "физическим 
лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из 
текстов законов, а не из природы самого человека. 

На началах юридического позитивизма строились также, кон­

цепции ряда либеральных государствоведов, анализирующих и ком­
ментирующих институты публичного права на основе формально-
догматической методологии. 

Характерным представителем этого направления был француз­

ский государствовед

 Адемар

 Замен (1848—1913). Эсмен — предста­

витель юридической школы государствоведения, суть которой сво­
дится к выведению государства из конституции формально-право­
выми способами, к отождествлению государства с правопорядком, с 
системой государственно-правовых норм, к принципиальному от­
рыву государствоведения от социологии. В книге "Общие основания 
конституционного права" (1895 г.) Эсмен утверждал, что конститу­
ционное право и социология имеют различные области знания, у 
каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования. 

Аналогичных взглядов на государство как на "юридическую 

организацию народа" придерживались германский государствовед 
Пауль Лабанд и другие либеральные позитивисты, сводившие го-
сударствоведение к комментированию действующих конституций и 
практики их осуществления. 

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 

Юридический позитивизм соответствовал повседневным пра­

вовым интересам развивающегося гражданского общества, но не 
отвечал на ряд острых вопросов. Этим было обусловлено стремле­
ние ряда юристов и государствоведов найти внешние по отношению 
к государству и праву факторы, ссылками на которые можно глуб­
же идеологически обосновать представительное государство. Поиск 
этих факторов вел к соединению политико-правовых теорий с со­
циологическими, психологическими и иными концепциями. 

Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о 

праве и государстве предпринял известный немецкий юрист

 Ру­

дольф Иеринг

 (1818—1892). 

Считая недостаточными "юриспруденцию понятий", формаль­

но-догматический подход к праву, Меринг в своей книге "Цель в 
праве" (том I, 1872 г.) стремился дать современным ему праву и 
государству социологическое обоснование. Центральным понятием 
его теории является понятие интереса, выраженного в праве. По его 
определению, "право есть система социальных целей, гарантируе­
мых принуждением", "право есть совокупность жизненных уело-