Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5810
Скачиваний: 125
414
История политических и правовых учений
ний ни того, ни другого. Мы существуем как бы вне времени, и
всемирное образование человеческого рода не коснулось нас". При
чиной отрыва России от величественной истории западных народов
Чаадаев считал православие: "Ведомые злою судьбою, мы заим
ствовали первые семена нравственного и умственного просвещения
у растленной, презираемой всеми народами Византии".
Объединенные народы Европы, писал Чаадаев, в столкновении
мнений, в кровопролитной борьбе за истину создали себе целый
мир идей: "Это идеи долга, закона, правды, порядка. Они развива
ются от происшествий, содействовавших образованию общества;
они необходимые начала мира общественного. Вот что составляет
атмосферу Запада; это более чем история: это физиология европей
ца. Чем вы замените все это?"
В странах Запада, подчеркивал философ, борьба за идеи при
вела к важным социальным последствиям: "Искали истину и на
шли [свободу]
1
и благосостояние".
Чаадаев оговаривает, что на Западе есть не только добродетели,
но и пороки. Однако народы Европы, в отличие от России, имеют
богатую историю: "Мир пересоздавался, а мы прозябали в наших
лачугах из бревен и глины". "Мы живем лишь в самом ограниченном
настоящем, без прошедшего и без будущего, [среди плоского застоя]".
Из-за православия, считал Чаадаев, вся история России шла не
так, как история западных народов: "В самом начале у нас дикое
варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное
владычество завоевателей, [дух которого национальная власть впос
ледствии унаследовала], владычество, следы которого в нашем об
разе жизни не изгладились совсем и поныне".
Еще резче, чем самодержавие ("национальную власть"), Чаа
даев порицал крепостничество: "Свергнув иго чужеземное, мы мог
ли бы воспользоваться идеями, которые развились за это время у
наших западных братьев, но мы были оторваны от общего семей
ства, [мы подпали рабству, еще более тяжкому, и притом освящен
ному самим фактом нашего освобождения]"
2
.
Публикацию "Философического письма" Герцен назвал выст
релом, раздавшимся в темную ночь: "Письмо Чаадаева потрясло
всю мыслящую Россию". Письмо стало стимулом к обсуждению
1
В квадратных скобках здесь и далее — слова, опущенные или изме
ненные редакцией в публикации "Телескопа".
2
Во втором "Философическом письме" в узаконении рабства в России
прямо и резко обвиняется православная церковь: "Пусть скажет, почему
она не возвысила материнского голоса против этого отвратительного наси
лия одной части народа над другой... Христианский народ в 40 миллионов
душ пребывает в оковах!... Одно это могло бы заставить усомниться в
православии, которым мы кичимся".
Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 415
исторических судеб страны. Главный упрек представителей власти
Чаадаеву сводился к тому, что "Философическое письмо" противоре
чит патриотизму и официальному оптимизму. Отвергая попытку
одного из вельмож заступиться за Чаадаева, ш е ф жандармов Бен
кендорф писал: "Прошедшее России было удивительно, ее настоя
щее более, чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно
выше всего, что может представить себе самое смелое воображе
ние; вот, мой друг, точка зрения, с которой русская история должна
быть рассматриваема и писана".
Идеологи официальной народности называли Чаадаева преступ
ником, предлагали выдать его православной церкви для смирения
одиночеством, постом и молитвой. Николай I, чтобы сильнее уни
зить автора, повелел считать его сумасшедшим.
§ 6. Политико-правовые идеи западников
и славянофилов
Обсуждение перспектив развития России породило к концу
30-х годов два идейных направления в среде столичной интеллиген
ции — западников и славянофилов.
Западники,
вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной
Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливос
ти. Главой московских западников был профессор
Тимофей Нико
лаевич Грановский
(1813—1855). В лекциях по всеобщей истории,
которые он читал в Московском университете, Грановский почти
открыто сопоставлял историю сословно-крепостнического строя и
его разрушения в странах Западной Европы с состоянием и перспек
тивами существования крепостничества в России. Подчеркивая, что
феодальный произвол основан на "презрении к человечеству", Гра
новский считал общей целью исторического развития (и критерием
прогресса) создание нравственной и образованной личности, а так
же общества, соответствующего потребностям такой личности
1
.
Видным западником был историк и правовед
Константин
Дмитриевич Кавелин
(1818—1885). Следуя мысли Гегеля о том, что
в основе развития германских племен лежало "личностное начало",
определившее всю послеантичную историю Западной Европы, Ка
велин доказывал, что в истории русского права личность всегда
поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью.
Поэтому если история Запада была историей развития свобод и
прав личности, то
русская
история была историей развития само
державия и власти. Как и другие западники, Кавелин осуждал
1
Эти идеи Грановского впоследствии были воспроизведены народни
ком Лавровым в знаменитой "формуле прогресса" (см. § 5 гл. 22).
416
История политических и правовых учений
крепостное право; в период подготовки крестьянской реформы он
высказывался против политических преобразований, опасаясь, что
конституцию, если она будет введена в России, дворянство исполь
зует для сохранения своих привилегий и борьбы против реформ.
В среде западников обсуждались не проекты конституции бу
дущей России, а общие перспективы развития страны в связи с
историей других европейских стран.
Очень осторожно западники касались проблем самодержавия,
православия, народности. По их мнению, развитие государствен
ного строя России рано или поздно само собой встанет на консти
туционный путь. Основной и первостепенной задачей западники
считали крестьянскую реформу. Поэтому они опасались, что преж
девременное создание в России представительных учреждений по
западным образцам неизбежно усилит политическую роль дворян
ства, а потому замедлит отмену крепостного права. Проблемы пра
вославия затрагивались западниками в неподцензурной печати. В
знаменитом "Письме к Гоголю" В. Г. Белинский писал, что право
славная церковь в России "всегда была опорою кнута и угодницей
деспотизма".
Для западников первостепенной была проблема прав личности.
Обсуждение проблем личности, ее прав и свобод закономерно при
вело к вопросу о гарантиях этих прав и свобод в условиях ста
новления промышленно-капиталистического общества. Часть за
падников склонялась к идеям социализма (например, А. И. Герцен,
В. Г. Белинский, Н. П. Огарев), другие же — были противниками
этих идей (в частности, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чиче
рин, И. С. Тургенев).
К концу 30-х годов оформились в течение общественной мыс
ли противостоящие западникам
славянофилы.
Ю. Ф. Самарин,
А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С, Аксаковы, И. В. и П. В. Киреев
ские объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и "Москови-
тянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы
основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицатель
но, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет
чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стреми
лись решать положительно, исследуя те особенности русской и сла
вянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход при
вел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской
Московской Руси.
Славянофилы утверждали, что идеализированное западниками
развитие германского начала личности не имеет ни конца, ни вы
хода. На Западе личность понимается только в атомарном, индиви
дуалистическом духе. Господствующий в странах Запада индивиду
ализм породил эгоизм и грубый материализм, частную собствен-
Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 417
ность, погоню за наживой, стяжательство, суетность, "язву проле-
тариатства". Увлечение западных стран политикой и законотвор
чеством создает лишь внешнюю свободу, повиновение независимо
от моральных убеждений. Западное христианство (католицизм и
протестантизм) искажено рационализмом, идущим от античного
наследия.
Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, сла
вянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие
и согласие. В славянском мире личность органически включена в
общность. "Общинный быт славян основан не на отсутствии лично
сти, — писал Самарин, — а на свободном и сознательном ее отрече
нии от своего полновластия". Самосознание и внутренняя свобода
славян опираются на "просветление общинного начала общинным
церковным (началом)". Это просветление и гарантии внутренней
свободы даются православием, сохранившим подлинное христиан
ство, не оскверненное античным рационализмом: "Истина науки в
истине православия". Славянский мир выше всего ценит общность
и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с Богом).
Поэтому у России свой, особый путь, отличный: от "ложных начал
исторической жизни Запада"; славяне для того и призвали варягов,
чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внут
реннюю.
Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь
была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I
разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и уза
конив "мерзость рабства". С Петра I берет начало "душевредный
деспотизм".
Резко осуждая "петербургскую бюрократию", славянофилы одоб
ряли самодержавие: самодержавие лучше всех других форм имен
но по той причине, что любое стремление народа к государственной
власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. Необхо
димость и полезность самодержавия объяснялись тем, что народ не
стремится к политической свободе, а "ищет свободы нравственной,
свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри
себя".
Самарин возражал против дарования народу какой бы то ни
было конституции еще и на том основании, что такая конституция,
не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой, ан
тинародной — немецкой, французской или английской, но не рус
ской конституцией.
Исходя из суждения, что "государство как принцип — ложь",
славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: "Сила влас
ти — царю; сила мнения — народу". Они утверждали, что в до
петровской Руси проявлением единства власти и народа были Зем-
418
История политических и правовых учений
ские Соборы, которые выражали свободное мнение народа. Прежде
чем принимать решение, власть должна выслушать землю. Един
ство власти и народа в Московской Руси XVII в. понималось как
союз самоуправляющихся земледельческих общин при самодер
жавной власти царя.
Развивая свои мысли о соотношении внутренней и внешней
свобод, славянофилы порой приходили к радикальным для России
того времени выводам: "Правительству — право действия и, следо
вательно, закона, народу — силу мнения и, следовательно, слова".
Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение
крестьян.
Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у
славянских народов общинного землевладения. В крестьянской об
щине они видели проявление соборности, коллективных начал сла
вянского быта, преграду частной собственности и "язвы пролетари-
атства", "балласт разумного консерватизма против наплыва всяких
чужеземных теорий демократизма и социализма". При отмене кре
постного права славянофилы предлагали наделить крестьян зем
лей, сохранив общину как залог "тишины внутренней и безопасно
сти правительства".
Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской
роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утвер
ждали, что православный русский народ — богоносец с его старин
ными формами общинности избавит от "скверны капитализма" сна
чала славян, а затем и другие народы.
Ряд идей славянофильства совпадал с лозунгами официальной
народности. Тем не менее критика бюрократии, защита свободы
мнения и свободы слова стали причиной преследования славяно
филов правительством (за ними был установлен тайный надзор, им
запрещалось выступать в печати, Аксаков и Самарин подвергались
арестам и допросам).
Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену
идеями. Под влиянием западников славянофилы познакомились с
философией Гегеля. Западники признали значение самобытности
России и преодолели бытовавшее среди них презрение к "лапотной
и сермяжной действительности". Западники Герцен, Огарев и Ба
кунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в
ней основу "русского социализма".
§ 7. Заключение
В первой четверти XIX в. в России наметились три основных
течения политико-правовой идеологии, ставшие актуальными на
ряд десятилетий: либеральная идеология, предлагавшая путь ре-