Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6310
Скачиваний: 32
ческая приемлемость; нравственная обеспеченность. Принятие со-
циально значимых решений является не только правом, но и обя-
занностью государственного руководителя.
Сведения о доходах и имуществе
гражданские служащие передают пред-
ставителю нанимателя не позднее 30 апреля года, следующего за
отчетным.
Системность государственной службы,
предусмотренная законом «О си-
стеме государственной службы РФ», пока еще не сформировалась,
но административная реформа должна сделать все, чтобы это каче-
ство у нее появилось. Пока под системой понимается единство трех
видов государственной службы: государственной гражданской служ-
бы, военной службы, правоохранительной службы. Но данные виды
связаны пока только названием. Единого органа управления у них
нет, как нет и единых нормативных оснований.
Служебная дисциплина на гражданской службе
— обязательное для
гражданских служащих соблюдение правил служебного распорядка
и исполнение должностного регламента, установленных в соответ-
ствии с законом и служебным контрактом.
Служебная проверка
проводится по решению представителя нанима-
теля или по письменному заявлению гражданского служащего.
Служебное время гражданского служащего
— время, в течение которо-
го гражданский служащий в соответствии со служебным распоряд-
ком государственного органа или графиком службы либо условия-
ми служебного контракта должен исполнять свои должностные
обязанности. Нормальная продолжительность служебного времени
не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служа-
щего устанавливается пятидневная рабочая неделя.
Служебный контракт
заключается по результатам конкурса, но лишь на
основе акта государственного органа о назначении гражданина на
должность гражданской службы (ст. 26). Служебный контракт —
это соглашение между представителем нанимателя и гражданином,
поступающим на гражданскую службу, о прохождении гражданской
службы.
Социально-правовой контроль
— это такой этап деятельности граждан-
ских служащих, который направлен на обнаружение и ликвидацию
отклонений от принятых целей и норм. Это проверка качества госу-
дарственной деятельности посредством сопоставления фактически
491
достигнутых результатов с теми стандартами, которые были постав-
лены в государственных решениях.
Социально-правовой статус гражданского служащего
— это установ-
ленные и гарантированные государством меры должного и возмож-
ного поведения работника в области государственно-служебных
отношений. Его основу составляют восемь групп государственно-
служебных норм, которые определяют его права, обязанности, огра-
ничения, запреты, требования, ответственность, социальную защи-
щенность (экономическое обеспечение) и гарантии.
Социальные предпосылки современного бюрократизма
проявляются:
1)
в отставании деятельности управляющей подсистемы (или субъек-
та государственного управления) от уровня деятельности управля-
емой подсистемы (или объекта государственного управления); 2) от-
сутствии или несовершенстве механизмов контроля со стороны
управляемой подсистемы (или народа) за деятельностью управля-
ющей подсистемы (или политических руководителей и гражданских
служащих). Именно отсутствие этого механизма в виде правовых
регламентации, гласности, демократии и т.д. приводит к тем много-
численным беззакониям и искажениям, которые характерны для
нашей системы государственного управления.
Специфика выполнения государственных решений
состоит в том, что
если подготовка и принятие решений всегда духовны, то деятель-
ность по реализации этих решений в основном материальна, в ка-
кой бы социальной сфере она не осуществлялась. Исполнение
государственных решений — это практическая, а следовательно, ма-
териальная сторона государственной управленческой деятельности.
«Средний класс»
обычно включает высокооплачиваемую интеллиген-
цию (которая составляет 75—80% среднего класса), а также город-
ских и сельских средних собственников, рабочих высокой квалифи-
кации, зажиточных фермеров (образующих в совокупности 20-25%
в составе среднего класса). В некоторых странах Европы и Америки
средний класс включает 60—70% населения. Именно он и составля-
ет социальную базу современного гражданского общества.
Сроки присвоения классных чинов гражданским служащим
зависят от
их профессионального уровня и времени прохождения гражданской
службы РФ: а) в классных чинах секретаря государственной граж-
данской службы РФ 3 и 2 класса — не менее одного года; б) в класс-
ных чинах советника государственной гражданской службы РФ
3 и 2 класса, государственного советника РФ 3 и 2 класса — не менее
492
двух лет; в) в классных чинах действительного государственного
советника РФ 3 и 2 класса — также не менее одного года. Для про-
хождения гражданской службы в классных чинах секретаря го-
сударственной гражданской службы РФ 1 класса, референта го-
сударственной гражданской службы РФ 1 класса, советника
государственной гражданской службы РФ 1 класса и государствен-
ного советника РФ 1 класса сроки не устанавливаются. Срок граж-
данской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня
присвоения классного чина. При назначении федерального граж-
данского служащего на более высокую должность гражданской служ-
бы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек
срок, установленный в предыдущем классном чине, и при условии,
что для этой должности гражданской службы предусмотрен класс-
ный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваива-
емый федеральному гражданскому служащему.
«Статусная рента»
— это узаконенные правовые установления, за разре-
шение пользоваться которыми политические руководители и граждан-
ские служащие могут брать взятки с граждан, особенно с бизнеса.
Обычно выделяют семь основных барьеров на пути бизнеса: 1) ре-
гистрация предприятия; 2) лицензирование деятельности; 3) согла-
сование проектной документации; 4) сертификация; 5) идентифи-
кация и маркирование; 6) регистрация товарных знаков и доменных
имен; 7) деятельность различных инспекций и надзорных органов.
Структура федеральной гражданской службы
имеет два уровня подси-
стем — центрально-федеральный и федерально-региональный. Пер-
вый уровень (или центрально-федеральный) образуют государствен-
ные службы трех ветвей федеральной государственной власти. Он
возникает под влиянием дифференциации этих трех ветвей на оп-
ределенные федеральные органы. Второй уровень (или федераль-
но-региональный) образуется в регионах (субъектах Федерации),
где многие федеральные органы исполнительной и судебной власти
создают свои дочерние органы.
Субъектами Российской Федерации
называются исторически сложив-
шиеся территориально-национальные образования, формирующие
в настоящее время свои системы государственного управления, эко-
номического обеспечения и местного самоуправления в пределах
единого политико-хозяйственного пространства. В последнее время
за ними закрепилось название «регионы».
Счетная палата Российской Федерации
— это единственный конститу-
ционный орган, внешний по отношению к исполнительной власти,
493
который от имени общества осуществляет контроль за деятельно-
стью власти в сфере распоряжения государственными финансами
и имуществом, относящимся к ведению Российской федерации.
Технология государственного решения
означает систему подходов, ме-
тодов, приемов и этапов работы гражданских служащих с управ-
ленческими действиями и процедурами.
Тройственная модель органов федеральной исполнительной власти
включает министерства, службы и агентства, на основе чего граж-
данская служба наделяется властными полномочиями, способными
оживить ее деятельность и придать ей эффективный характер.
Уровни коррупции
определяются формами вовлечения в преступную
деятельность различных должностных лиц. Всего можно выделить
три уровня. Первый позволяет при помощи взяток вовлечь полити-
ческого руководителя или гражданского служащего в противозакон-
ные действия. Второй дает преступным группировкам возможность
через коррумпированных политиков и чиновников полностью или
частично подчинить себе государственную организацию или учреж-
дение посредством создания разных коммерческих структур. Тре-
тий открывает криминалитету доступ.к государственным средствам
через незаконные кредиты и субсидии, занижение реальной стоимо-
сти государственной собственности во время приватизации, при-
своение валютной выручки от реализации за рубежом сырьевых
ресурсов страны
и
т.д.
Федеральная гражданская служба
— это профессиональная админист-
ративная (аппаратная) деятельность гражданских служащих по обес-
печению исполнения и исполнению полномочий федеральных го-
сударственных органов.
Функции гражданской службы
дифференцируются на две основные груп-
пы: информационные и организационные, которые являются базо-
выми для любого управления.
Граждан Валерий Дмитриевич
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
Учебник
Второе издание,
переработанное и дополненное
Корректор
МЛ. Иванова
Компьютерная верстка:
О.С. Курская
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.011206.11.06 от 28.11.2006 г.
Подписано в печать 24.01.2007.
Формат 60x90/16. Гарнитура «Petersburg». Печать офсетная. Бумага газетная.
Усл. печ. л. 31,0. Уч.-изд. л. 26,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 512.
ЗАО «КНОРУС». 129110, Москва, ул. Большая Переяславская, 46.
Тел.: (495) 680-7254, 680-0671, 680-1278.
E-mail: office@knorus.ru http://www.book.ru
Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени
полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР».
170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября,
46.1£
Качество печати соответствует предоставленной заказчиком
электронной версии оригинал-макета.