Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6307
Скачиваний: 32
Материальная выгода
— это экономическая выгода в денежной или на-
туральной форме, которую можно оценить и определить в качестве
дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ.
Мафия
— преступная организация, сливающаяся
с
государством, пользу-
ющаяся содействием политических руководителей и чиновников,
имеющая целью личную наживу. В настоящее время в России мож-
но выделить восемь основных форм мафий: территориальную, от-
раслевую, национальную, военную, милицейскую, правоохранитель-
ную, чеченскую мафиозную войну, «черных» мэров.
Ненормированный служебный день
устанавливается для гражданских
служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской
службы.
Объектом науки государственной гражданской службы
является госу-
дарственное управление, государство как таковое, частью которого
оно является.
Оптимизация подготавливаемых государственных решений
осуществ-
ляется главным образом за счет соблюдения двух основных усло-
вий: 1) привлечения компетентных и высокопрофессиональных
специалистов, разрабатывающих эти решения; 2)
последовательно-
го
использования принципов своевременности, цикличности и за-
конности государственных решений.
Организационное обеспечение гражданской службы
есть способ оп-
редмечивания информации в процессе коммуникативной деятель-
ности в относительно устойчивую межиндивидуальную определен-
ность посредством кадрового, корпоративного, компьютерного
и другого обеспечения.
Организованная преступность
есть устойчивое преступное сообщество
с руководством и организационной структурой, имеющее целью
личную наживу. Коррупция вызывает мощный рост организован-
ной преступности, которая в последнее десятилетие XX в. в России
контролировала до 40% частных предприятий, до 60% государствен-
ных предприятий и от 50 до 85% банков. Практически ни один сек-
тор экономики не был защищен от се воздействия.
Особенности гражданского общества: 1)
отличается негосударственным
характером; 2) является самоуправляющимся; 3) осуществляет орга-
низованную реализацию групповых интересов людей; 4) приобре-
тает системный характер.
486
Особенности гражданской службы субъектов Федерации:
1) имеет пе-
реходный характер, ее структура еще не сложилась и имеет ряд
уровней, форм и элементов, которые постепенно должны трансфор-
мироваться или исчезнуть совсем; 2) представляет собой практи-
чески самостоятельный срез государственного управления, плохо
связанный с федеральной и муниципальной службами; 3) в насто-
ящее время в основных чертах начинает постепенно повторять струк-
туру федеральной гражданской службы.
Особенности прокурорского надзора: 1)
распространяется на исполне-
ние Конституции РФ и всех нормативных правовых актов, облада-
ющих юридической силой закона; 2) не уполномочен надзирать за
высшими органами законодательной и исполнительной власти и со-
ответственно высшими должностными лицами государства.
Особенности системы федеральной гражданской службы:
1) имеет не
субординационный, а координационный характер; гражданские служ-
бы трех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодей-
ствуют на принципах конвенционализма; 2) данная система реали-
зуется нормативными правовыми актами; 3) абсолютное большинство
на должностях федеральной гражданской службы занимают жен-
щины, их в два с лишним раза больше, чем мужчин.
Особенностями советской бюрократической командно-административ-
ной системы
являлись, во-первых, ее партократический характер,
следование не законам, провозглашенным Конституцией, а партий-
ным программам и уставам, а во-вторых, тоталитаризм, огосудар-
ствление всех сфер и отраслей социальной действительности.
Ответственность за нарушение законодательства о гражданской службе:
лица, виновные в нарушении данного закона, привлекаются к дис-
циплинарной ответственности, а также к гражданско-правовой, ад-
министративной и уголовной ответственности в порядке, установ-
ленном федеральными законами.
Отрасли прокурорского надзора:
1) общий надзор; 2) надзор за соблю-
дением прав и свобод человека и гражданина; 3) надзор за исполне-
нием законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознания и предварительного следствия; 4) надзор за
исполнением законов администрациями органов и учреждений, ис-
полняющих наказания.
Повышение квалификации гражданского служащего
осуществляется
по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
487
Порядок присвоения классных чинов федеральным гражданским слу-
жащим
(после сдачи ими квалификационного экзамена). Классные
чины действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса
присваиваются Президентом РФ. При этом классные чины в тех
федеральных органах исполнительной власти, руководство деятель-
ностью которых осуществляет Президент РФ — по представлению
руководителей этих органов; в иных федеральных органах испол-
нительной власти — по представлению Правительства РФ; в про-
чих федеральных государственных органах или их аппаратах — так-
же
по
представлению руководителей этих органов.
Классные чины государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса
присваиваются федеральным гражданским служащим: а) в феде-
ральных органах исполнительной власти — Правительством РФ;
б) в иных федеральных государственных органах — представителя-
ми нанимателя.
Классные чины советника государственной гражданской службы РФ
1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы 1,
2 и 3 классов, секретаря государственной гражданской службы 1, 2
и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим
представителем нанимателя в лице руководителя федерального го-
сударственного органа либо представителя этого руководителя, осу-
ществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Рос-
сийской Федерации.
Поступление гражданина на гражданскую службу
для замещения дол-
жности гражданской службы или замещения гражданским служа-
щим другой должности гражданской службы согласно ст. 22 осуще-
ствляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке
профессионального уровня претендентов, их соответствия установ-
ленным квалификационным требованиям по должности граждан-
ской службы.
Правоохранительная служба
— вид федеральной государственной служ-
бы, представляющая собой профессиональную служебную деятель-
ность граждан на должностях правоохранительной службы в госу-
дарственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих
функции по обеспечению безопасности, законности и правопоряд-
ка, но борьбе с преступностью, по защите прави свобод человека
и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные зва-
ния и классные чины.
Предконфликтная ситуация
— это такое положение дел в государствен-
ной службе, при котором у должностных лиц и членов обществен-
ных советов возникает конфликт интересов.
488
Предметом науки государственной гражданской службы
являются го-
сударственная административная власть или объективные законы,
принципы и нормы гражданской службы.
Представитель нанимателя
— руководитель государственного органа,
лицо, замещающее государственную должность, либо их представи-
тель, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Россий-
ской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Принципы гражданской службы
— это основополагающие требования,
которыми руководствуются гражданские служащие в процессе сво-
ей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые
основания функционирования государственного административно-
го управления. Они устанавливают основные правила этой деятель-
ности. Эти принципы изложены в Федеральных законах «О системе
государственной службы РФ» (2003) и «О государственной граж-
данской службе РФ» (2004 г.).
Принципы деятельности прокуратуры РФ:
единства и централизации;
независимости от федеральных, субъектов Федерации и местных ор-
ганов; гласности.
Принципы деятельности Счетной палаты РФ:
законность, объективность,
независимость, гласность. Она уполномочена не только наблюдать
за деятельностью государственных органов и фиксировать финан-
совые недостатки, но и принуждать их к исполнению законов. Ее
предписания обязательны для всех должностных лиц, в том числе и
для руководителей органов исполнительной власти.
Реестр должностей федеральной гражданской службы
— это перечень
должностей федеральной гражданской службы, распределенный по
государственным органам, категориям, группам и иным признакам.
Существует три вида реестров: федеральный, региональный (субъек-
тов РФ) и сводный, объединяющий первые два.
Разновидности коррупции:
верхушечная, низовая, вертикальная. Пер-
вая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и со-
пряжена с принятием решений, имеющих высокую стоимостную
цену. Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связа-
на с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граж-
дан (штрафы, регистрации, выдача справок и пр.). Третья выступа-
ет в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией, что
свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных ак-
тов в стадию укореняющихся организованных форм.
489
Различие между бюрократией и бюрократизмом.
Бюрократия как це-
лесообразная деятельность аппарата государственных органов от-
личается от бюрократизма как искаженной деятельности этого же
аппарата по удовлетворению своих корпоративных, узкокорыстных
интересов. Первое нацелено на добросовестное обслуживание об-
щества, второе ориентировано на себя. Но между этими состояния-
ми управления нет пропасти. Бюрократия при определенных усло-
виях может перерасти в бюрократизм. И напротив, бюрократизм
под воздействием социального и государственного контроля может
стать рациональной бюрократией или административным (аппарат-
ным) управлением. Именно эта задача по трансформированию со-
временного бюрократизма в рациональную административную бю-
рократию в полный рост встала перед нашим обществом.
Результативность государственного решения
прямо пропорциональна
положительному эффекту в процессе достижения цели и обратно
пропорциональна количеству и качеству средств, использованных
для этого.
Результат квалификационного экзамена гражданского служащего:
1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный
экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина; 2) при-
знать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экза-
мен. Результаты квалификационного экзамена направляются пред-
ставителю нанимателя не позднее чем через семь дней после его
проведения.
На основании результатов квалификационного экзамена предста-
витель нанимателя либо принимает решение о присвоении в уста-
новленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдав-
шему квалификационный экзамен, либо направляет представление
о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина
в порядке, установленном законодательством РФ о государствен-
ной гражданской службе.
Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен,
может выступить с инициативой о проведении повторного квалифи-
кационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после прове-
дения данного экзамена, а также вправе обжаловать результаты ква-
лификационного экзамена в соответствии с законодательством РФ.
Репрезентативные (представительные) критерии осуществления опти-
мального выбора государственной цели и нормы:
системная само-
достаточность; политическая целесообразность; экономическая вы-
годность (или хотя бы доступность); социальная позитивность
(возможность положительных социальных последствий); экологи-
490