Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6312

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

управленческого решения, осуществляемых в рамках традиционной
социологии и психологии, а в последнее время и когнитивной пси-
хологии. Изучение показывает, что ни одному из этих подходов
нельзя отдать очевидного предпочтения. Все зависит от конкретной
ситуации: при наличии линейных зависимостей успешнее срабаты-
вает нормативный подход, при нелинейных — дескриптивный.

Двойственность государственного аппарата

 состоит в том, что, с одной

стороны, он подчиняется политической (конституционной) власти,
а с другой — должен располагать значительной степенью независи-
мости от последней, что достигается за счет его законодательной
защищенности.

Дисциплинарные взыскания на гражданского служащего

 возлагаются

за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или
ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине воз-
ложенных на него должностных обязанностей. Представитель госу-
дарственного нанимателя имеет право применить следующие дис-
циплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение
о неполном должностном соответствии; освобождение от замещае-
мой должности гражданской службы; увольнение с гражданской
службы. За один и тот же дисциплинарный проступок может быть
применено только одно дисциплинарное взыскание.

Должность гражданской службы

 есть совокупность административных

обязанностей, прав и ответственности гражданского служащего по
обеспечению деятельности лиц, замещающих государственные долж-
ности, оказанию услуг населению, а также исполнению полномочий
государственного органа.

Индивидуальный служебный спор

 — неурегулированные разногласия

между представителем нанимателя и гражданским служащим либо
гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее со-
стоявшим на гражданской службе, по вопросам применения зако-
нов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе

и

 служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотре-

нию индивидуальных служебных споров.

Информация

 — это совокупность сведений о состоянии управляющей

и

 управляемой подсистем, а также внешней среды. Все стадии и этапы

процесса управления связаны с переработкой информации. В соци-
альной жизни она является средством коммуникации между людь-
ми, а в социальном управлении — средством воздействия на людей.

481


background image

Испытание при поступлении на гражданскую службу

 в целях проверки

соответствия гражданского служащего замещаемой должности граж-
данской службы может быть обусловлено соглашением сторон при
издании акта о назначении на должность гражданской службы и за-
ключении служебного контракта. Условие об испытании должно быть
указано в акте о назначении на должность гражданской службы
и служебном контракте. Отсутствие в акте о назначении на долж-
ность гражданской службы и служебном контракте условия об испы-
тании означает, что гражданский служащий принят без испытания.

Кадровое обеспечение

 гражданской службы направлено па то, чтобы

любая государственная деятельность осуществлялась хорошо под-

готовленными кадрами. Кадры — это индивиды, приобретшие соци-
альную профессию, результаты деятельности которой жизненно
необходимы для других индивидов.

Кадровый резерв на гражданской службе

 формируется с учетом Свод-

ного реестра гражданских служащих РФ и поступивших заявлений
граждан в государственном органе для участия на конкурсной осно-
ве для замещения должностей гражданской службы. На основе кад-
рового резерва федеральных государственных органов

 и

 кадрового

резерва государственных органов субъектов РФ федеральный госу-
дарственный орган по управлению государственной службой фор-
мирует Сводный кадровый резерв Российской Федерации для за-
мещения вакантных должностей гражданской службы.

Карьера гражданских служащих

 характеризуется статусно-ролевыми

показателями, связанными с уровнем профессиональных знаний, на-
выков и умений, позволяющим замещать определенные должности
гражданской службы. Основной целью управления К. г. с. является
предоставление каждому гражданскому служащему таких служеб-
ных возможностей, которые обеспечивали бы наиболее полную ре-
ализацию его профессиональных способностей и стремлений в со-
ответствии с интересами государства и общества.

Категории должностей гражданской службы:

 руководители, помощни-

ки (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.

Категория «руководители»

 — это должности руководителей и заме-

стителей руководителей государственных органов и их структур-
ных подразделений, замещаемые на определенный срок полномо-
чий или без ограничения срока полномочий.

Категория «помощники (советники)»

 означает должности, учрежда-

емые для содействия лицам, замещающим государственные долж-
ности, в реализации их полномочий и замещаемые на

 определен-

482


background image

ный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или
руководителей.

Категория «специалисты» —

 должности, учреждаемые для профес-

сионального обеспечения выполнения государственными органами
установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока
полномочий.

Категория «обеспечивающие специалисты» —

 должности, учрежда-

емые для организационного, информационного, документационно-
го, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспече-
ния деятельности государственных органов и замещаемые без
ограничения срока полномочий.

Квалификационные требования по должностям гражданской службы

устанавливаются в зависимости: 1) от уровня профессионального
образования; 2) стажа гражданской (государственной) службы или
стажа (опыта) работы по специальности; 3) профессиональных зна-
ний и навыков их применения, необходимых при исполнении долж-
ностных обязанностей.

Квалификационный экзамен гражданского служащего

 проводится по

мере необходимости при присвоении классного чина гражданской
службы по замещаемой должности гражданской службы не чаще
одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Классификация гражданских служащих

 обычно проводится по уров-

ням государственной власти, на основе чего выделяют федеральных
гражданских служащих и региональных (субъектов РФ) граждан-
ских служащих, а также по ветвям государственной власти, в связи
с чем делят их на гражданских служащих законодательной, испол-
нительной и судебной власти.

Классификация гражданских служб субъектов Федерации: 1)

 по тер-

риториально-национальному принципу — гражданские службы:
55 русских краев и областей, два русских города федерального зна-
чения, 21 национальная республика, одна автономная область и де-
вять автономных округов; 2) по уровням государственной власти —
гражданские службы региональные и районные; 3) по ветвям госу-
дарственной власти — гражданские службы законодательной (пред-
ставительной), исполнительной и судебной власти.

Классификация должностей гражданской службы

 предполагает их рас-

пределение по различным структурам в зависимости от служебной
роли в государственном управлении. В соответствии с Федераль-
ным законом «О государственной гражданской службе РФ» (2004 г.)

483


background image

должности

 гражданской службы делятся по трем основаниям на

категории, группы и классные чины.

Классификация принципов государственной службы:

 конституционные,

организационные и вспомогательные. Первые обусловлены поло-
жениями Конституции РФ, вторые отражают механизм построения
и функционирования государственной службы, а третьи разброса-
ны в различных нормативных актах (основная их особенность со-
стоит в том, что они не вошли в базовые законы о государственной
(2003 г.) и гражданской (2004 г.) службе).

Классификация решений в государственном управлении:

 1)

 по субъек-

там управления —

 а) на федеральные, региональные, районные (го-

родские); б) принимаемые законодательной, исполнительной и су-

дебной властями; в) единоличные, коллегиальные, коллективные,
общественные; 2)

 по времени действия —

 стратегические (долгосроч-

ные), тактические (среднесрочные), оперативные (краткосрочные);
3)

 по социальному характеру —

 общие, частные; 4)

 по методам раз-

работки —

 аналогичные, автоматические, творческие; 5)

 по содер-

жанию

 — политические, экономические, организационные, техно-

логические; 6)

 по форме

 — письменные, устные; 7)

 по механизму

действия

 — прямого действия, рамочные.

Классификация социально-правового контроля

 проводится по: 1) ти-

пам — государственный и общественный (организуемый граждан-
ским обществом); 2) видам — предварительный и фактический, внут-
ренний и внешний, формальный и исполнительский; 3) формам —
общий (общероссийский) и отраслевой.

Классные чины гражданской службы

 присваиваются

 в

 соответствии

С замещаемой должностью в пределах группы должностей граждан-
ской службы по результатам квалификационного экзамена:
гражданским служащим, замещающим должности федеральной граж-

данской службы высшей группы, присваивается классный чин граж-
данской службы — действительный государственный советник РФ

1, 2 и 3 класса;

гражданским служащим, замещающим должности федеральной граж-

данской службы главной группы, присваивается классный чин граж-
данской службы — государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса;
гражданским служащим, замещающим должности гражданской служ-
бы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской служ-
бы — советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3
класса;

484


background image

гражданским служащим, замещающим должности гражданской служ-
бы старшей группы, присваивается классный чин гражданской служ-
бы — референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3
класса;
гражданским служащим, замещающим должности гражданской служ-
бы младшей группы, присваивается классный чин государственной
гражданской службы — секретарь государственной гражданской
службы РФ 1, 2 и 3 класса.

Компьютерное обеспечение гражданской службы

 — это деятельность

гражданских служащих, компьютеров и компьютерных сетей на
основе совместных компьютерных технологий по повышению каче-
ства и результативности государственного управления.

Конфликт интересов

 — ситуация, при которой личная заинтересован-

ность гражданского служащего влияет или может повлиять на объек-
тивное исполнением им должностных обязанностей и при которой
возникает или может возникнуть противоречие между личной за-
интересованностью гражданского служащего и законными интере-
сами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Феде-
рации или Российской Федерации, способное привести к причинению
вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества,
субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Корпоративное обеспечение

 гражданской службы выражается в том,

что возрастает эффективность (результативность) при осуществле-
нии совместной (кооперативной) деятельности, которая возникает
посредством вырабатываемых профессиональных и обыденных тех-
нологий.

Коррупция

 (лат. подкуп, продажность должностных лиц) — это пре-

ступная деятельность в органах государственной власти, выража-
ющаяся в использовании должностными лицами своих властных
полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.
На подкуп должностных лиц у предпринимателей и коммерсантов
идет от 20 до 50% прибыли, а криминалитет тратит на оплату «ус-
луг» чиновников и политических руководителей почти половину
похищенных средств.

Личная выгода

 — не является материальной выгодой и выражается в до-

стижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода
не привела к получению материальной выгоды. Не являются лич-
ной выгодой повышение по службе и объявление благодарности.

485