Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6308
Скачиваний: 32
§ 17.3. Прокуратура как общегосударственный административный
контроль 368
§ 17.4. Счетная палата как государственный финансовый контроль ....373
ГЛАВА 18. БЮРОКРАТИЗМ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
382
§ 18.1. Бюрократизм как форма абсолютизации роли
административного аппарата в управлении 382
§ 18.2. Технология бюрократической власти 386
§ 18.3. Административная реформа и бюрократизм 391
§ 18.4. Условия преодоления основных форм бюрократизма 395
ГЛАВА 19. КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
404
§ 19.1. Понятие и особенности коррупции 404
§ 19.2. Проблемы, сопровождающие коррупцию 408
§ 19.3. Коррупционное формирование класса собственников 412
§ 19.4. ЛжеГУПы и квазитендерьт 415
§ 19.5. Организованная преступность и мафия 420
§ 19.6. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией 425
ГЛАВА 20. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ
И ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
430
§ 20.1. Состояние и проблемы формирования гражданского
общества 430
§ 20.2. Место и роль организованных групп интересов 437
§ 20.3. Группы давления как форма социального лоббизма 441
§ 20.4. «Новые русские» и корпоративный лоббизм 445
§ 20.5. Оптимизация взаимодействия гражданского общества
и государства 451
ГЛАВА 21. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ И ЕГО АДАПТАЦИЯ В РОССИИ
457
§ 21.1. Публичная служба Франции 457
§ 21.2. Публичная служба ФРГ 461
§ 21.3. Гражданская служба Великобритании 467
§ 21.4. Государственная служба США 471
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
479
ПРЕДИСЛОВИЕ
Государственная административная власть в России называлась
по-разному. Поэтому определенную сложность представляет исполь-
зование нормативных документов по предмету исследования. До мая
2003 г. аппаратные структуры всех государственных органов, а также
воинские и правоохранительные подразделения именовались
госу-
дарственной службой.
Но после принятия Федеральным Собрани-
ем Федерального закона «О системе государственной службы Россий-
ской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ она была поделена на
три вида: государственная гражданская служба, военная служба
и правоохранительная служба. Поэтому при цитировании докумен-
тов всегда следует иметь в виду данную особенность.
Государственная гражданская служба
— это специфический со-
циально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятель-
ности работников государственных органов, без которой невозмож-
но не только нормальное функционирование, но и само существование
государства. Эффективная гражданская служба служит ключевым
фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высо-
кого динамизма. Она призвана решать целый комплекс задач: обеспе-
чивать единство законодательного процесса и императивов (лат. насто-
ятельных требований) правоприменения в работе над документами;
профессионального сопровождения формирования правового поля при
осуществлении целей и задач государства; создания политически и юри-
дически благоприятных условий для реализации каждым человеком
своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.
Потребность общества в гражданских служащих, независимых
от внешних политических воздействий, работающих в структуре го-
сударства, основательно и на пользу людям, имеет глубокие историче-
ские корни. Это понимали уже в древнем мире, хотя государствен-
ная (гражданская) служба как таковая сформировалась только в эпоху
становления капитализма. В числе первых к этой теме обратился
древнегреческий философ Аристотель, который писал: «Монархи
вынуждены прибегать к помощи многих глаз, ушей, рук и ног, делая
соучастниками своей власти людей, сочувствующих их правлению
и лично расположенных к ним»
1
. Другими словами, монархам (по-
литическим руководителям) требовалась определенная группа власт-
ных помощников, которых позже стали называть аппаратными ра-
ботниками (аппаратом)
2
.
Анализ законодательных актов, литературы и практики граж-
данской службы (или административной власти) в разных странах
показывает, что не существует однозначного общепринятого понятия
данной службы. В реальности гражданская (государственная) служба
в разных странах имеет такие особенности, которые зависят от мно-
гих факторов: от традиций, функциональной нагрузки, финансовых
возможностей и т.д. Специфика государственной гражданской службы
в каждой стране своя. Это положение напрямую относится и к россий-
ской государственной гражданской службе.
Смысл и назначение государственной гражданской службы со-
стоят в обеспечении функционирования государства как такового.
Действительная сущность государства может быть реализована только
посредством единой, целостной, системно организованной государ-
ственной гражданской службы. Отсюда государственная гражданс-
кая служба — это практическое и профессиональное участие граждан
в осуществлении целей и функций государства посредством обеспечения
исполнения полномочий федеральных государственных органов и ор-
ганов субъектов Федерации.
В ходе реформирования государственного управления в России
удалось решить первостепенные проблемы по перестройке аппарата
государственной власти и адаптировать его к новому этапу развития
страны. Поэтому одной из актуальных задач в настоящее время яв-
ляется профессиональная подготовка гражданских служащих новой
формации, которые сумеют работать в условиях господства полити-
ческого плюрализма и рыночных отношений. Важную роль в реали-
зации этой задачи призвана сыграть новая отрасль управленческих
знаний, посвященная исследованию деятельности государственного
аппарата, — теория государственной гражданской службы.
Данные о базовом образовании работников государственных
органов и об основных сферах их предшествующей деятельности по-
казывают также целесообразность включения в учебные планы ин-
1
Аристотель.
Соч. Т. 4. М, 1984. С. 483.
2
Аппарат (от лат.
apparatus)
— совокупность устойчивых групп професси-
ональных работников, обслуживающих какую-либо область управления (госу-
дарственного, предпринимательского и т.д.).
8
формационных, компьютерных, экономических, юридических и со-
циологических дисциплин, а также увеличение практических заня-
тий и стажировок с учетом специфики конкретного работника. С це-
лью большей индивидуализации обучения формирование групп
гражданских служащих и составление учебных планов следует про-
водить с учетом их принадлежности к определенному уровню и вет-
ви государственной власти, должностных категорий и групп, отрас-
лей деятельности, стажа практической работы и базового образования.
ГЛАВА 1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
КАК НАУКА О ГОСУДАРСТВЕННО-
АДМИНИСТРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ
Ключевые
объект и предмет науки государственной граждан-
понятия:
ской службы; политическая и правовая концепции
гражданской службы; методы и модели управления
гражданской службой
Развитие науки, как известно, происходит не ровно и плавно,
а через скачки, разнообразные качественные трансформации. Одной
из форм качественных преобразований научного знания является про-
цесс его дифференциации, т.е. отпочкования от традиционных наук
новых ветвей научного знания, а также возникновение на стыке уже
сложившихся наук научных дисциплин, имеющих синтетический ха-
рактер.
Становление новой науки всегда связано с различного рода слож-
ностями, начиная от выработки названия, определения предмета,
структуры, содержания и кончая установлением ее места в системе
научного знания. Не избежала этих трудностей и государственная
гражданская служба, как одна из многих наук об управлении.
Каков объект и предмет науки государственной гражданской
службы?
§ 1.1. Объект и предмет науки
государственной гражданской службы
Любая наука — это сложная многоэтажная конструкция, внешний
облик которой выражается обычно в названии. В древности и в Сред-
ние века основное внимание исследователей привлекало, по вполне
понятным причинам, государственное управление. В начале текуще-
го столетия проблемы управления на микросоциальном уровне ста-
ли исследоваться в теории менеджмента.
10