Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2605

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Становление дипломатической службы Германии неразрывно связано с формированием 
единого германского государства в  XIX  в. Датой учреждения германского Министерства 
иностранных дел считается первое января 1870 года.

Первым   шагом   к   объединению   Германии   стало   присоединение   к   Пруссии   в   1864   г. 
Шлезвиг-Гольштейна в результате войны с Данией, выиграть которую  не представляло 
труда. Готовясь к войне с Австрией, Берлину было важно продемонстрировать свою силу и 
испытать возможности своей армии. Очередь Австрии наступила через два года, и уже в 
1866 г. был сделан второй шаг к созданию рейха.

Победив   Австрию,   Пруссия   доказала,   что   в   пределах   бывшей   Священной   Римской 
империи   именно   она   является   сильнейшим   государством   Германской   нации   и 
претендентом на главенство среди германских государств. Но первоначально был создан 
лишь   Северогерманский   Союз,   куда   вошли   немецкие   государства   и   княжества, 
расположенные   к   северу   от   реки   Майн.   На   большее   Пруссия   не   могла   в   тот   момент 
рассчитывать   из-за   риска   спровоцировать   немедленную   войну  с   Францией,   которая   не 
делала   секрета   из   своего   резко   негативного   отношения   к   возникновению   на   своей 
восточной границе мощного германского государства. Берлин пока не был готов к этой 
войне.   Предстояло   нарастить   мощь   своей   армии   и   дождаться   такой   международной 
ситуации,   при   которой   на   стороне   Франции   не   выступили   бы   другие   европейские 
державы.

Такой момент наступил в 1870 г. — канцлеру Пруссии Бисмарку удалось спровоцировать 
Францию   на   объявление   войны   Пруссии,   что   лишило   ее   международной   поддержки. 
Вспыхнувшая   во   Франции   революция   довершила   дело.   Наполеон  III  был   повержен   и 
оказался даже в плену у немцев.

Под   впечатлением   прусских   побед   до   тех   пор   самостоятельные   немецкие   государи   и 
князья   в   южных   землях   склонились   перед   троном   прусского   короля.   В   1871   г.   южно-
германские земли присоединились к Германскому Союзу, преобразованному в Германскую 
империю.   Прусский   король   был   провозглашен   германским   кайзером.   Как   говорил   сам 
Бисмарк,   объединение   Германии   было   осуществлено   «железом   и   кровью»,   методом,   к 
которому   германские   властители   неоднократно   прибегали   в   истории   для   достижения 
своих военно-политических целей.

В   состав   рейха   вошли   королевства   Пруссия,   Бавария,   Саксония,   Вюртемберг,   великие 
герцогства   Баден,   Гессен-Дармштадт,   Ольденбург,   Мекленбург-Шверин,   Мекленбург-
Штрелитц,   Саксония-Веймар-Айзенах,   еще   12   герцогств   и   княжеств,   а   также   три 
свободных ганзейских города — Любек, Гамбург и Бремен.

Сформировалось крупное государство в центре Европы с большой внутренней динамикой 
и   ярко   выраженным   стремлением   к   внешней   экспансии,   к   расширению   своего 
«жизненного пространства», с откровенными претензиями на передел колоний. С самого 
начала своего существования рейх как бы противопоставил себя «старым» колониальным 
державам, прежде всего Великобритании и Франции, стремясь потеснить их в заморских 
владениях, отвоевать себе «место под солнцем». Однако ни Британия, ни Франция, ни 
другие государства не хотели уступать хотя бы часть своих владений этому молодому и 
алчному международному хищнику.

Экспансионистские устремления германского рейха и противодействие ему со стороны 
«старых» европейских метрополий предопределили весь ход международных отношений 
конца  XIX — начала  XX в. с постоянно вспыхивавшими конфликтами, тайным и явным 

56


background image

противоборством,   сколачиванием   и   развалом   коалиций   и,   в   конце   концов,   —   Первой 
мировой войной, завершившей этот бурный период политико-дипломатической борьбы.

Германская   дипломатия   была   призвана   обслуживать   политику   нового   государства, 
обеспечивать проведение в жизнь планов и программ внешней экспансии, создавать для 
этого наиболее благоприятные условия, не допускать возникновения сплоченного фронта 
сопротивления   внешнеполитическим   устремлениям   Берлина,   раскалывать   и   ссорить 
потенциальных   участников   антигерманских   коалиций   и,   в   свою   очередь,   формировать 
блок собственных союзников и партнеров. Это был период сложной политической игры, 
грубых провокаций, жесткого давления, закулисных махинаций, династических интриг и 
возрастающего влияния на государственную политику поднимавшихся капиталистических 
картелей.

На ход мировых дел все большее воздействие оказывали не противоборство императоров, 
королей   и   президентов,   а   борьба   финансово-промышленных   групп   за   мировые   рынки. 
Государственную   политику   все   заметнее   определяли   интересы   не   потомственной 
аристократии, а набиравших силу олигархов. И не случайно в этот период возник термин 
«империализм»,   определивший   характер   взаимоотношений   и   противоборства 
политических   и   экономических   сил   в   национальных   и   международных   масштабах.   В 
конце  XX  в.   эти   процессы   получили   новое   развитие   и   обрели   свое   название   — 
«глобализм».

Министерство иностранных дел Северогерманского Союза было создано указом канцлера 
Отто фон Бисмарка от 8 января 1870 г. Впрочем, министерством этот орган не назывался. 
Он   получил   наименование   Ведомство   иностранных   дел   по   аналогии   с   британским 
ForeignOffice.   Такое   название   должно   было   подчеркнуть,   что   речь   идет   о   ведомстве, 
подчиненном   непосредственно   канцлеру.   В   то   время   в   германском   рейхе   все 
соответствующие   министерствам   структуры   именовались   ведомствами   —   ведомство 
внутренних дел, морское ведомство, ведомство юстиции и т.д. Название «министерство» 
появилось   лишь   после   1919   г.,   когда   была   свергнута   монархия   и   провозглашена 
республика.   Такое   название   сохранилось   и   в   гитлеровском   рейхе,   даже   с   добавкой 
«Имперское».   В   созданной   в   1949   г.   ФРГ   возникло   наименование   «федеральное 
министерство», хотя по традиции МИД ФРГ назывался Ведомством иностранных дел.

Предшественником   этого   ведомства   было   прусское   Министерство   иностранных   дел, 
созданное   в   1808   г.   в   результате   выделения   соответствующего   подразделения, 
занимавшегося   внешними   делами,   из   т.н.   Министерства   Прусского   Кабинета, 
существовавшего с 1728 года.

Главой   ведомства   иностранных   дел   стал   князь   Отто   фон   Бисмарк,   занимавший 
одновременно   посты   имперского   канцлера   и   премьер-министра   Пруссии.   Он 
председательствовал   также   в   Федеральном   или   Имперском   Совете,   состоявшем   из 
представителей объединившихся территорий. При этом каждое королевство и княжество 
имело   в   Совете   разное   количество   голосов   в   зависимости   от   размеров   субъекта. 
Максимальное количество голосов — 17, имела Пруссия.

Структура   и   организация   работы   Ведомства   иностранных   дел   были   унаследованы   от 
прусского МИДа. В составе ведомства было два департамента — один Политический, а 
другой,   —   занимавшейся   всеми   неполитическими   вопросами   —   внешнеторговыми, 
консульскими и т.д. Первым департаментом руководил непосредственно статс-секретарь, 
являвшийся заместителем главы ведомства, которым на протяжении 28 лет был Бисмарк.

57


background image

Разделение на два департамента по существу жестко делило ведомство внешних сношений 
на две службы — дипломатическую и консульскую. Перелив кадров из одной в другую 
практически   исключался.   Дипломатическая   служба   была   безусловной   привилегией 
аристократии. Как и в других европейских странах того времени, посланники и, тем более 
послы, были выходцами из знатных дворянских семей. Иначе и не мыслилось, поскольку 
они были личными представителями монарха при иностранном дворе, и направление в 
таком   качестве   лица,   лишенного   дворянского   статуса,   воспринималось   бы   как 
оскорбление.   Впрочем,   первым   статс-секретарем,   возглавлявшим   политический 
департамент   в   течение   17   лет   (с   1864   по   1881   г.)   был   Максимилиан   Филипсборн, 
получивший дворянское звание лишь после своего назначения на этот пост. Помимо двух 
департаментов в ведомстве имелась служба драгоманов, переводчиков восточных языков, 
получавших   еще   и   юридическое   образование   и   обеспечивавших   правовую   сферу 
деятельности германских миссий за границей.

В   1879   г.   из   Политического   департамента   был   выделен   так   называемый   Центральный 
департамент, ведавший кадровыми и финансовыми вопросами, а в 1885 г. возникло еще 
одно подразделение — Правовой департамент (ранее он существовал и в прусском МИДе). 
В   1890   г.   был   создан   департамент   по   делам   колоний,   преобразованный   в   1907   г.   в 
самостоятельное   имперское   ведомство.   Германия   уделяла   все   большее   внимание 
колониальной экспансии и соответственно выстраивала систему государственных органов, 
призванных обеспечивать работу на этом направлении. Наконец, в 1915 г. был учрежден 
департамент  информации,   выросший  из   отдела  прессы,  который   существовал   еще   при 
Бисмарке и назывался в то время «литературным бюро».

Политический   департамент   разделялся   на   референтуры   по   регионам   и   проблемам, 
возглавлявшиеся старшими советниками. Канцелярские нужды  ведомства обеспечивало 
центральное   бюро,   регистрировавшее   входящую   и   исходящую   корреспонденцию   и 
ведавшее архивом. Лишь в 1920 г. были созданы отдельные канцелярии в департаментах и 
специальный Политический архив.

Как   видим,   Ведомство   иностранных   дел   первоначально   было   весьма   компактным 
учреждением. Достаточно сказать, что в Политическом департаменте работали всего 4—6 
советников и такое же количество вспомогательных сотрудников, референтов.

Ведомство размещалось в небольшом дворце по улице Вильгельмштрассе 76, в центре 
Берлина, где с 1819 г. располагалось Министерство иностранных дел Пруссии. Это здание 
оставалось резиденцией германского МИДа вплоть до 1945 г., когда оно было разрушено в 
ходе   штурма   Берлина.   Однако   размеры   здания   не   позволяли   вместить   всех   даже 
немногочисленных сотрудников ведомства, и отдельные его подразделения размещались 
во множестве других зданий в Берлине.

К   началу   Первой   мировой   войны   штаты   Центрального   аппарата   Ведомства   заметно 
расширились.   Там   работали   один   статс-секретарь,   один   его   заместитель,   4   директора 
департамента,   три   их   заместителя,   23—28   старших   советников,   23   постоянных 
вспомогательных   сотрудников,   18   внештатных   асессоров,   т.е.   всего   70—80 
дипломатических сотрудников.

На рубеже веков вся германская дипломатическая служба (без драгоманов и консулов) в 
Центре и за границей включала 350 дипломатических сотрудников. В 1874 г. Германия 
имела   всего   4  посольства   (в   Лондоне,   Париже,   Санкт-Петербурге   и  Вене),   14  миссий, 
возглавлявшихся посланниками, 8 миссий во главе с поверенными в делах, 8 прусских 
представительств   в   германских   землях,   7   генеральных   консульств   с   дипломатическим 

58


background image

статусом, 33 консульства и 4 вице-консульства. К 1914 г. миссии в Риме, Константинополе, 
Мадриде, Вашингтоне и Токио были преобразованы в посольства. Заметно увеличилось 
число миссий (до 23), генеральных консульств (до 33) и консульств (до 100). Германия 
активно укрепляла свои связи с внешним миром.

Примечательно, что самым высокооплачиваемым дипломатом в кайзеровской Германии 
считался посол в Санкт-Петербурге, оклад которого составлял 150000 золотых марок, по 
тем временам весьма большая сумма. Его коллеги в Лондоне, Париже и Вене получали 
лишь   по 120000  марок,  а  статс-секретарь  Ведомства  в  Берлине  —  всего  50000  марок. 
Отмечают, однако, что оклады британских и французских дипломатов были вдвое выше.

За  130  лет   своего   существования   дипломатическая   служба   Германии   пережила   немало 
реформ   и   преобразований.   Изменение   политического   режима,   расширение   сферы 
деятельности дипломатов, активизация международных отношений, включение в сферу 
международного регулирования все новых и новых проблем и областей сотрудничества 
требовали   постоянного   изменения   структуры,   организации,   кадрового   состава   службы, 
приспособления к новым условиям и требованиям.

В 1918 г. после свержения монархии и провозглашения республики были произведены 
серьезные   преобразования   в   организации   дипломатической   службы   Германии.   Было 
отменено деление на дипломатическую и консульскую службу и создана единая служба, 
существующая   до   настоящего   времени   и   подразделяющаяся   на   четыре   категории   — 
«простую»,   «среднюю»,   «высокую»   и   «высшую».   При   этом   собственно   дипломаты 
относятся к «высшей службе».

Возросло   число   департаментов.   Помимо   нескольких   региональных,   возникли 
департаменты,   занимающиеся   вопросами   культуры,   экономики,   протокола,   служба 
лингвистического   обеспечения   (переводчики).   Были   сформированы   также   отделы, 
занимающиеся внутренними делами, вопросами Лиги Наций и других международных 
организаций.   В   целях   улучшения   координации   и   руководства   работой   отдельных 
подразделений были созданы «Бюро министра» и «Бюро статс-секретаря».

В   этот   период   было   также   введено   в   практику   проведение   ежедневных   совещаний 
директоров   департаментов   под   председательством   статс-секретаря,   на   которых 
обсуждались   важнейшие   политические   и   организационные   вопросы,   и   определялась 
линия   поведения   по   возникавшим   проблемам.   Практика   проведения   таких   совещаний 
сохраняется до сих пор.

С   февраля   1919   г.   Ведомство   иностранных   дел   стало   именоваться   Министерством 
иностранных   дел.   В   1923   г.   его   возглавил   видный   германский   политический   деятель 
Густав   Штреземан.   В   то   время   МИД   Германии   значительно   расширился.   Германская 
дипломатическая   служба   насчитывала   2031   сотрудника,   из   них   1330   работали   в 
Центральном аппарате и 701 — в 112 загранпредставительствах. Статс-секретарем МИД 
был Карл фон Шуберт, занимавший этот пост с 1924 г. по 1930 г., а его преемником в 
течение 6 лет — Берн-хард Вильгельм фон Бюлов.

С приходом к власти Гитлера начинается усиленное внедрение в аппарат МИД идеологии 
и   кадров   нацистской   партии.   Неоднократные   чистки   привели   к   увольнению   с 
дипломатической службы более 120 чиновников высокого ранга, которые были сочтены 
неблагонадежными.   В   аппаратах   МИД   и   посольств   появились   сотрудники   СС   и   т.н. 
«Заграничной организации НСДАП». Представитель этой службы стал еще одним статс-

59


background image

секретарем в МИД и возглавил специальный департамент — отделение соответствующей 
службы нацистской партии.

В   1938   г.   министром   иностранных   дел   был   назначен   Иоахим   фон   Риббентроп, 
высокопоставленный деятель НСДАП, ярый нацист по убеждениям, активный проводник 
агрессивной   внешней   политики   гитлеровского   рейха.   При   нем   МИД   превратился   в 
инструмент   целенаправленной   подготовки   Второй   мировой   войны,   политического 
обеспечения   актов   агрессии   в   отношении   соседних   государств.   После   поражения 
Германии Риббентроп по заслугам оказался на скамье подсудимых в Нюрнберге и был 
приговорен Международным трибуналом к смертной казни, наряду с другими главными 
военными преступниками.

При Риббентропе произошло дальнейшее расширение дипломатической службы до 2665 
сотрудников,   главным   образом   за   счет   расширения   служб,   являвшихся   проводниками 
нацистской   политики   и   идеологии.   Были   созданы   специальные   подразделения   и 
структуры, нацеленные на проведение пропагандистской и дезинформационной работы. 
МИД превратился не только в проводника внешней политики гитлеровского рейха, но и в 
инструмент   идеологической   работы   в   стране   и   за   рубежом,   направленной   на 
популяризацию и распространение теории и практики германского фашизма.

Разгром   рейха   привел   к   разрушению   всей   государственной   машины   Германии   и   ее 
институтов,   как   это   и   было   предусмотрено   решениями   Потсдамской   конференции. 
Перестало   существовать   и   Министерство   иностранных   дел.   Вся   полнота   власти   на 
оккупированной территории осуществлялась контрольными органами четырех держав.

Дипломатическая служба ФРГ

Восстановление дипломатической службы в Германии началось после образования в 1949 
г. двух германских государств — ФРГ и ГДР. Происходило это постепенно. На первом 
этапе   оккупационные   власти   сохранили   за   собой   всю   сферу   внешних   сношений   двух 
германских   государств.   Для   западных   зон   оккупации   это   было   дополнительно 
зафиксировано т.н. Оккупационным статутом, принятым в 1949 году.

В Ведомстве федерального канцлера ФРГ была создана группа по связям с союзнической 
Верховной   Контрольной   Комиссией.   Реально   связи   поддерживались   с   Верховными 
Комиссарами трех западных держав. Однако уже 22 ноября 1949 г. т.н. Петерсбергским 
соглашением   три   западные   державы   предоставили   правительству   ФРГ   право 
поддерживать  с иностранными государствами консульские и торговые отношения. Еще 
накануне,   1   ноября   1949   г.   было   открыто   представительство   ФРГ   при   штаб-квартире 
Организации экономического сотрудничества и развития в Париже.

В   конце   1949   г.   в   Ведомстве   федерального   канцлера   было   создано   «Организационное 
бюро» по делам консульско-эко-номических представительств за границей. В течение 1950 
г. были открыты Генеральные консульства ФРГ в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, а затем в 
Стамбуле, Амстердаме, Брюсселе, Риме и Афинах.

В том же году на базе Группы по связям и Оргбюро в Ведомстве федерального канцлера 
был   образован   специальный   орган   —   Служба   по   внешним   сношениям,   которая   в 
дополнение к прежним функциям своих предшественниц получила новые, исполнением 

60