ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2625
Скачиваний: 7
которых занялись созданные для этого референтуры по культурным связям, протоколу и
подготовке дипломатических кадров.
В результате пересмотра «Оккупационного статута» 15 марта 1951 г. было создано
Министерство иностранных дел ФРГ, в которое была включена и Служба по внешним
сношениям. Министром иностранных дел стал федеральный канцлер Конрад Аденауэр, а
статс-секретарем — профессор Вальтер Хальштейн, занимавший этот пост до 1958 г. и
оставшийся в истории как автор т.н. «доктрины Хальштейна». Она предусматривала, что
правом единоличного представительства германских интересов обладает исключительно
правительство ФРГ. Все государства призывались не поддерживать дипломатические
отношения с ГДР под угрозой разрыва отношений с боннской республикой и применения
экономических санкций. «Доктрина Хальштейна» стала одним из инструментов
«холодной войны». Ее реализация существенно осложнила и замедлила процесс
сближения двух германских государств, создание единого государства на действительно
равноправной основе, поставило немало преград на пути нормализации обстановки в
Европе.
МИДу ФРГ было возвращено старое наименование — Ведомство иностранных дел.
Однако в русском варианте в дипломатической переписке используется классическое
название — Министерство иностранных дел.
В состав МИД, помимо упомянутой Службы по внешним сношениям были включены т.н.
Бюро по вопросам мира в Штутгарте, созданное в 1947 г. главами правительств западных
земель для сбора и анализа документов по вопросам мирного урегулирования в Европе, а
также внешнеторговый департамент существовавшего с 1947 г. «Управления по делам
объединенной экономической территории» во Франкфурте - на - Майне.
На первом этапе МИД ФРГ имел 330 сотрудников (из них 129 дипломатов) в Центре и 433
сотрудника в зарубежных представительствах (147 дипломатов). В 1951 г. были
установлены дипломатические отношения с 12 государствами (Бельгия, Бразилия, Дания,
Греция, Италия, Канада, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Норвегия и Швеция). При
правительствах трех западных держав были назначены поверенные в делах, возведенные в
1953 г. в ранг послов. После вступления в силу в 1955 г. т.н. «Германского договора»,
передавшего ФРГ значительную часть суверенитета, представительства ФРГ в столицах
трех западных держав были преобразованы в посольства. В том же году министром
иностранных дел ФРГ стал Хайнрих фон Брентано.
В 1955 г. состоялся визит в Москву канцлера ФРГ Аденауэра, в ходе которого была
достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений между СССР и
ФРГ и обмене посольствами. Первым советским послом в ФРГ стал В.А.Зорин.
Дипломатическая служба ГДР
Параллельно происходило становление дипломатической службы в ГДР. Это было
сопряжено с немалыми трудностями, поскольку в результате осуществления «доктрины
Хальштейна», активно поддержанной западными державами, ГДР долгое время не
удавалось добиться установления дипломатических отношений с иностранными
государствами, расположенными за пределами социалистического лагеря. Лишь после
подписания Московского договора в августе 1970 г., Четырехстороннего соглашения по
61
Западному Берлину в сентябре 1971 г. и вступления двух германских государств в ООН в
1973 г. «доктрина Хальштейна» была окончательно сломлена, и оба германских
государства стали равноправными субъектами международных отношений.
К этому времени дипломатические службы обоих германских государств уже полностью
сложились. Дипломатические службы ФРГ и ГДР отличались высоким
профессионализмом, эффективностью, организованностью, настойчивостью в решении
стоящих перед ними задач. На международной арене они конкурировали друг с другом,
жестко противоборствовали, используя весь арсенал своих возможностей, влияния и
опыта для достижения поставленных руководством государств целей.
Короткая история дипломатической службы ГДР завершилась драматически. Объединение
Германии в 1990 г. сопровождалось роспуском всех государственных институтов
Республики. Подлинное объединение, соединение потенциала государственных, в том
числе дипломатических, служб не состоялось. Идеологическая несовместимость оказалась
сильнее практической и профессиональной целесообразности. Правительство ФРГ
отторгло дипломатов ГДР несмотря на то, что большинство из них были высококлассными
специалистами, многие получили образование в МГИМО, обрели солидный опыт работы
за рубежом, в том числе в международных организациях. Тем не менее, было
категорически запрещено принимать дипломатических работников ГДР на службу в
дипломатическое ведомство объединенной Германии. Лишь единицы из младших
дипломатов получили впоследствии работу в системе государственных органов ФРГ.
Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ
Дипломатическая служба является составной частью государственной службы ФРГ. Это
конституционная система, находящаяся на службе государства и нации, основные
принципы которой — профессионализм, беспристрастность, конкурсный отбор, карьера.
Ее задачи и функции, ее деятельность регулируются Конституцией, законом о
дипломатической службе 1990 г., законом об окладах государственных служащих 1996 г. и
некоторыми другими нормативными актами.
Конституция определяет, что внешние сношения с иностранными государствами
относятся к исключительной компетенции Федерации (ст. 32, п. 1). Она обладает и
исключительной законодательной компетенцией в этой области (ст. 73, п. 1). МИД
является высшей исполнительной инстанцией, обеспечивающей проведение в жизнь
внешней политики ФРГ и отвечающей за поддержание отношений с иностранными
государствами и международными организациями.
Характерно, что в Законе о дипломатической службе ее задачи определяются не только в
обобщенной форме, но вполне конкретно, с перечислением приоритетов внешней
политики ФРГ. К их числу закон относит:
— содействие поддержанию прочного мирного и справедливого порядка в Европе и между
народами мира;
— обеспечение нерушимых и неотъемлемых прав человека как основы любого
человеческого сообщества;
62
— сохранение естественных основ жизни на земле и защита культурного наследия
человечества;
— уважение и дальнейшее развитие международного права;
— строительство объединенной Европы;
— обеспечение единства и свободы немецкого народа. Как видим, это вполне благородная
программа действий.
Вопрос, однако, в том, в какой мере практическая политика ФРГ и действия ее
дипломатической службы соответствует программным установкам. Например, действия
ФРГ в составе сил НАТО в Боснии и Косово позволяют усомниться в этом. Закон
достаточно четко определяет и конкретные задачи дипломатической службы. Ее
непосредственные задачи:
— защита интересов ФРГ за рубежом;
— поддержание внешних связей в разнообразных областях (в законе они названы
конкретно) и содействие их развитию;
— информирование правительства о положении дел и развитии событий за границей;
— распространение информации о ФРГ за границей;
— оказание помощи и содействия немцам за границей;
— сотрудничество в формировании отношений в международно-правовой сфере и в
развитии международного правопорядка;
— координация деятельности государственных и других публичных органов в сфере
внешних сношений в рамках политики правительства ФРГ.
В законе предусмотрена также обязанность дипломатической службы оказывать
содействие конституционным органам Федерации в их международных контактах.
Имеются в виду органы как исполнительной, так и законодательной и судебной властей.
В соответствии с конституцией ФРГ основные направления внешней политики страны
(как и политики в других вопросах) определяются федеральным канцлером. Он —
ключевая фигура, за ним — принятие окончательных решений по принципиальным
вопросам международной деятельности государства. Однако это никак не умаляет роли и
задач Министерства иностранных дел.
В пределах основных установок внешней политики ФРГ в международных делах
федеральный министр ведет дела самостоятельно и под свою личную ответственность.
Любые конкретные указания, от кого бы они ни исходили, могут передаваться аппарату
Министерства или загранучреждениям только через министра. Никто не вправе
предпринимать какие-либо шаги в области внешней политики в обход министра
иностранных дел, без согласования с ним.
На практике иногда все же возникают трения между Министерством иностранных дел и
Ведомством федерального канцлера, в составе которого имеется управление по внешней
63
политике и политике безопасности. Оно призвано обеспечивать внешнеполитическую
деятельность федерального канцлера, однако, в ряде случаев Ведомство развивает
собственную активность в поддержании международных связей, тем более, что в
последнее время личные контакты между руководителями государств стали важнейшим
инструментом решения международных проблем. Поскольку в коалиционных
правительствах посты федерального канцлера и министра иностранных дел обычно
занимают представители разных партий, трения между Ведомством канцлера и МИД
имеют чаще всего партийно-политическую подоплеку, а не отражают расхождения в
вопросах внешней политики ФРГ, хотя и такие разногласия время от времени возникают.
Организация дипломатической службы
Дипломатическая служба ФРГ состоит из Центрального аппарата — Министерства
иностранных дел и представительств за границей — посольств, генеральных консульств,
консульств и представительств при международных организациях. Количество
загранпредставительств постоянно меняется в зависимости от потребностей, состояния
отношений и положения в отдельных регионах, а также выделяемых на содержание
дипломатической службы финансовых средств. Проектом бюджета на 2002 г.
предусматривается выделение на внешнеполитическую деятельность 2104 млн евро, что
составляет 0,85% общих расходов федерального бюджета (247800 млн евро). Из этой
суммы 782 млн выделяется на содержание аппарата, 562 млн — на осуществление
культурной политики за рубежом, 567 млн — взносы на содержание международных
организаций.
Ежегодно при составлении бюджета уточняется штатное расписание Центрального
аппарата и заграничной службы, устанавливается количество должностей каждой
категории. Контролирующие органы строго следят за соблюдением штатных предписаний.
В системе дипломатической службы ФРГ в середине 2001 г. работали примерно 9450
человек. Около 2700 человек были заняты в Центральном аппарате МИД, около 6750
человек — в загранпредставительствах. ФРГ имеет за границей 142 посольства, 56
генеральных консульств и консульств, двенадцать постоянных представительств при
международных организациях и два специальных представительства.
Поскольку дипломатическая служба является составной частью государственной службы
ФРГ, на нее распространяется установленная сетка должностей и должностных окладов. В
Германии существуют две основные группы должностей — категория «А» (имеет 16
разрядов или классов) и категория «В» (имеет 11 разрядов или классов). Для категории
«А» установлены прогрессивные ставки окладов в зависимости от выслуги лет. Для
категории «В» — фиксированные ставки окладов.
Структура государственной службы включает в себя так называемую «простую службу»
(категории А1—А5), «среднюю службу» (категории А5—А9), «высокую службу»
(категории А9—А13), и «высшую службу» (категории А13—А16 и ВЗ, В6, В9, В11).
К непосредственно дипломатическим относятся должности «высшей службы». Однако в
штатах МИД и его загранпредставительств работают сотрудники всех категорий, причем
работники категории «высокой службы» фактически также выполняют функции
дипломатов, а за границей имеют и дипломатические паспорта. Они соответствуют
64
примерно младшим дипломатам российской дипломатической службы — референтам,
атташе, третьим секретарям.
Из общего числа сотрудников МИД только 688 человек являются собственно дипломатами
и проходят по категории «высшей службы». Это немногим больше 25% общего состава
кадров дипломатического ведомства. В загранпредставительствах таких несколько больше
— 900 человек, но при этом они составляют лишь около 14% работающих.
Переход сотрудников в порядке повышения по должности из одной категории в другую,
например из «высокой» в «высшую» не предусматривается. Дело в том, что для
зачисления в «высшую» категорию необходимо иметь законченное университетское
образование, пройти трехлетнее обучение в Дипломатической школе МИД и сдать
квалификационный экзамен.
Сотрудники «высокой» категории таким требованиям, как правило, не отвечают. Они
обладают лишь общим или специальным высшим образованием, а служащие «средней»
категории — законченным средним образованием. Этим и объясняется жесткая
иерархическая структура дипломатической службы ФРГ.
В современной Германии дипломатическая служба уже не является привилегией
избранных, которой в прошлые века пользовались главным образом представители
аристократии, хотя и сегодня среди дипломатов можно встретить выходцев из старых
аристократических семей. По мере демократизации общественной жизни и расширения
международного общения профессия дипломата потеряла свою исключительность и
особую привлекательность. Но и сейчас вокруг этой профессии сохраняется атмосфера
некой таинственности, избранности, что поддерживает достаточно большой интерес к
поступлению на дипломатическую службу.
Положение дипломатов хорошо защищено германским законодательством. Предусмотрена
широкая система разного рода надбавок к должностному окладу в зависимости от
сложности и условий работы в различных регионах мира, в результате чего зарплата
дипломата может более чем вдвое превышать вознаграждение, получаемое чиновником,
работающим в Центре. Установлены также компенсации для членов семей, учитывающие
профессиональный ущерб, нанесенный им в связи с необходимостью прерывать свою
деловую карьеру при выездах с главой семьи на работу за границу. Действуют также
различные социальные гарантии, достойное пенсионное обеспечение и т.д.
В германской дипломатической службе применяется модель передвижения и ротации,
которая предусматривает большую мобильность и служебный рост сотрудников, если они,
разумеется, обеспечивают необходимое качество работы. После окончания
Дипломатической школы молодой сотрудник назначается на должность А13 —
«легационный секретарь», что соответствует должности второго секретаря. Он может
поработать на одной—двух должностях в Центральном аппарате и на двух—трех
должностях в представительствах за границей в различных регионах мира и на разных
участках работы, причем перемещения осуществляются без заезда в Германию и
промежуточной работы в МИД ФРГ.
Поработав на младших дипломатических должностях 10— 12 лет, дослужившись до
звания старшего советника, сотрудник обретает реальную возможность получить
назначение на должность заместителя заведующего отделом в ЦА МИД. На этой
должности он может проработать неопределенное время и либо продвинуться еще на одну
ступень в Министерстве, либо получить назначение генеральным консулом в среднем по
65