Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2409

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

величине представительстве, либо даже послом в небольшой стране. После этого обычно 
следует   перевод   на   аналогичную   должность   в   более   крупную   страну.   И   все   это   без 
промежуточной работы в ЦА МИД.

После возвращения на родину сотрудник назначается обычно на должность зав. отделом в 
МИД ФРГ, а в дальнейшем может отправиться послом в среднюю по величине страну, 
либо   посланником   или   генеральным   консулом   в   крупную   страну.   Для   большинства 
сотрудников этим и завершается их дипломатическая карьера.

Наиболее перспективные дипломаты назначаются на должность зам. директора, а затем — 
директора   департамента   с   перспективой   назначения   послом   в   крупную   страну.   Лишь 
единицы становятся статс-секретарями.

Существующая   в   МИД   ФРГ   система   ротации   дипломатов   обеспечивает   их 
профессиональное   формирование   как   «гене-ралистов»,   универсалов,   т.е.   специалистов 
широкого профиля, способных гибко приспосабливаться к выполнению заданий разного 
характера и в разных регионах. Германский дипломат может, например, поработать пресс-
атташе   в   посольстве   в   Анкаре,   советником   по   экономическим   вопросам   в   Токио, 
генеральным   консулом   в   Новосибирске,   атташе   по   культуре   в   Париже.   Узкая 
специализация не поощряется. Хотя и здесь нет правил без исключения.

Для   работы   по   наиболее   важным,   специальным   направлениям   внешней   политики   в 
соответствующем   подразделении   складывается   ядро   специалистов,   которые   могут 
длительное время заниматься одной проблемой, например, разоружением, СБСЕ, ООН, 
либо повторно выезжать  в командировки в  одну и ту же  страну.  В МИД ФРГ  есть, а 
частности,   специалисты,   которые   целенаправленно   специализировались   для   работы   в 
СССР, а затем — в России.

В настоящее время в МИД ФРГ развернулась дискуссия вокруг вопроса о том, не следует 
ли   усилить   страноведческую   и   проблемную   специализацию   немецких   дипломатов. 
Причина в том, что «генералисты» далеко не всегда оказываются в состоянии справиться с 
задачами,   возникающими   на   наиболее   острых   направлениях,   где   требуются   глубокие 
системные знания не только нынешнего состояния дел в каком-либо вопросе, но и истории 
его развития.

Исходя   из   действующей   модели   ротации,   знание   языков   всех   тех   стран,   в   которых 
приходится работать немецким дипломатам, считается желательным, но не обязательным. 
Они могут пользоваться услугами переводчиков, хотя, конечно, незнание языка страны 
пребывания является серьезным недостатком и ощутимой помехой в работе дипломата, 
осложняющей его общение и получение необходимой информации.

Обязательным для поступления на дипломатическую службу ФРГ считается знание двух 
иностранных   языков   —   английского   и   французского.   За   это   даже   не   выплачивается 
надбавка к зарплате. А вот за знание дополнительных языков надбавка выплачивается, но 
не более 600 марок за пять языков. Проверочные экзамены сдаются один раз в четыре 
года.

Структура Министерства иностранных дел ФРГ

66


background image

В настоящее время организационная схема МИД ФРГ выглядит следующим образом:

Министерство   возглавляет   министр.   Смена   министров   и   приход   к   руководству 
представителей   разных   партий   обычно   не   ведет   к   кадровым   перетряскам. 
Профессиональный   состав   остается   неизменным,   причем   в   аппарате   МИД   работают 
представители   разных   политических   партий.   Принадлежность   к   партии   считается   их 
личным   делом   и   не   является   основанием   для   каких-либо   санкций,   при   условии,   что 
сотрудники   не   используют   свой  пост   для   работы   в   пользу  той   или   иной   партии   и   не 
занимаются   партийной   деятельностью   в   рабочее   время.   Принцип   внепартийности 
государственной службы в дипломатическом ведомстве соблюдается довольно строго.

При министре имеется т.н. «руководящий штаб», включающий 5 отделов: бюро министра, 
отдел,   ведающий   вопросами   парламента   и   кабинета   министров,   отдел   по   работе   с 
общественностью, отдел печати и отдел связи. Кроме того, министру непосредственно 
подчинен   штаб   планирования,   главная   задача   которого   —   разработка   концептуальных 
вопросов внешней политики, а также Центр реагирования на кризисные ситуации.

В   качестве   заместителей   министра   действуют   два   статс-секретаря,   являющиеся 
профессиональными дипломатами, чиновниками, высшей категории ВЦ. Распределение 
обязанностей между ними периодически меняется. Как правило, один из статс-секретарей 
курирует   все   административные   службы   министерства,   весь   комплекс   отношений   с 
европейскими   и   североамериканскими   государствами,   включая   деятельность 
региональных   международных   организаций,   вопросы   европейской   интеграции, 
разоружения и контроля над вооружениями. Обычно этот статс-секретарь является как бы 
первым заместителем министра.

Второй   статс-секретарь   ведает   глобальными   проблемами   международных   отношений, 
включая   деятельность   ООН,   вопросами   отношений   в   сфере   экономики,   культуры, 
международно-правовыми проблемами, отношениями с государствами, расположенными 
за пределами Европы и Северной Америки, а также протокольной службой.

Кроме   того,   в   составе   министерства   имеются   два   государственных   министра.   Это 
политические   деятели,   а   не   профессиональные   дипломаты.   Они   входят   в   состав 
правительства и меняются со сменой кабинета. Государственные министры представляют 
министра в контактах с парламентом, на заседаниях кабинета в случае его отсутствия, в 
межминистерских контактах, в сфере внешних сношений и на внутренних общественно-
политических мероприятиях, когда министр в силу занятости не может в них участвовать.

В составе Министерства имеются 10 департаментов и отдельная протокольная служба, 
которые подразделяются на отделы. Директора департаментов по существу осуществляют 
те же функции, что и заместители министра в МИД России.

Первый т.н. Центральный департамент, имеет в своем составе 22 отдела. Его функции 
охватывают:

— осуществление кадровой политики;

— подготовку и переподготовку кадров;

— формирование кадров ЦА и загранпредставительств;

— организацию внутренней работы Министерства (секретариаты, канцелярии);
67


background image

— финансово-бюджетные вопросы и административно-хозяйственную службу;

—   работу   политического   архива,   библиотеки,   центра   документации,   переводческой 
службы;

— организацию дипломатической связи, шифровальной и дипкурьерской служб;

— обеспечение безопасности;

— организацию медицинского обслуживания и некоторые другие вопросы.

На правах отдельного подразделения Министерства действует служба инспекторов МИД, 
контролирующая организацию работы в загранучреждениях. Она состоит из 4 отделов. В 
последние годы функции этой службы заметно расширились.

Второй департамент — Политический. Его директор является Политическим директором 
Министерства, третьим по значению профессиональным дипломатом в МИД после статс-
секретарей.   В   составе   департамента   И   отделов,   а   также   группа   по   общей   внешней   и 
оборонной   политике   ЕС,   специальные   уполномоченные   по   вопросам   укрепления 
стабильности в Юго-Восточной Европе, по делам России, Кавказа и Центральной Азии, 
два посла по особым поручениям.

Департамент   ведает   вопросами   отношений   с   США   и   Канадой,   общими   вопросами 
оборонной политики и политики безопасности, всей проблематикой НАТО, включая евро-
атлантическое  партнерство,   Совет  Россия—НАТО,  военно-политические  вопросы  ЕС   и 
соответствующие   вопросы   в   отношениях   с   государствами   ЕС,   проблематикой   ОБСЕ, 
Совета Европы, отношениями с Россией и государствами СНГ, с государствами Восточной 
Европы, Балтии и др.

Департамент   2   «А»,   аппарат   уполномоченного   правительства   ФРГ   по   вопросам 
разоружения и контроля над вооружениями, ведает в полном объеме всей проблематикой 
разоружения,   включая   проведение   переговоров,   разработку   новых   и   осуществление 
действующих соглашений. Департамент состоит из 4 отделов.

Департамент   «Е»   —   Европейский   департамент.   Состоит   из   12   отделов.   Ведает   всей 
проблематикой западно-европейской интеграции и деятельностью Европейского Союза, 
включая   отношения   ЕС  с   третьими  странами,  кроме   военно-политических   вопросов,   а 
также отношениями со странами — членами ЕС. В составе департамента действуют два 
специальных   уполномоченных   —   по   вопросам   расширения   ЕС   и   по   координации 
европейской политики.

Департамент глобальных международных вопросов, ООН, прав человека и гуманитарной 
помощи.   Состоит   из   9   отделов   и   аппарата   уполномоченного   по   вопросам   борьбы   с 
международным терроризмом. Ведает всеми вопросами деятельности ООН и организаций 
системы ООН, а также вопросами оказания гуманитарной помощи, проблематикой прав 
человека, борьбы с международной преступностью и международным терроризмом.

Третий департамент — Политический. Состоит из 12 отделов и ведает всеми вопросами 
отношений   со   странами   Азии,   Африки,   Латинской   Америки,   Ближнего   и   Среднего 
Востока.   При   департаменте   работают   специальные   уполномоченные   по   вопросам 
политики ФРГ в отношении указанных регионов.

68


background image

Четвертый департамент — Экономический. Состоит из 12 отделов и трех специальных 
уполномоченных.   Занимается   проблематикой   внешнеэкономических   связей   ФРГ   с 
зарубежными странами, международного экономического сотрудничества, деятельностью 
международных   экономических   организаций,   вопросами   научно-технического 
сотрудничества,   мирного   использования   ядерной   энергии,   контроля   над   экспортом 
оружия,   сотрудничеством   в   области   охраны   окружающей   среды   и   др.   смежными 
проблемами.

Пятый   департамент   —   Правовой.   Состоит   из   12   отделов.   Ведает   всем   комплексом 
правовых,   международно-правовых,   договорных,   консульских,   в   том   числе   визовых, 
вопросов, правовыми аспектами положения иностранцев и вопросами предоставления им 
убежища.

Шестой   департамент   —   Культурное   сотрудничество.   Состоит   из   10   отделов   и   ведает 
вопросами отношений с зарубежными странами в области культуры, многосторонними 
отношениями   в   этой   сфере,   деятельностью   институтов   Гёте   и   других   немецких 
организаций, занимающихся продвижением немецкой культуры и информации о ФРГ за 
границей.   Предметом   деятельности   департамента   является   сотрудничество   в   области 
науки   и   образования,   включая   научные   обмены,   международные   молодежные   и 
спортивные контакты.

Протокольная   служба.   Действует   на   правах   департамента,   хотя   формально   таковым   не 
является. Выполняет функции государственного протокола, обслуживает не только МИД, 
но   и   Ведомства   федерального   президента   и   федерального   канцлера.   Организует   и 
осуществляет работу с дипломатическим корпусом в Берлине, обеспечивает протокольную 
сторону международных конференций и встреч на высшем уровне, проводимых в ФРГ. 
Состоит из пяти отделов.

В рамках МИД ФРГ действуют также Координаторы сотрудничества с США и Францией. 
Как правило, это не дипломаты, а политические и общественные деятели.

Имеется также Уполномоченный по правам человека и гуманитарной помощи.

В Министерстве существует Совет по персоналу, избираемый сотрудниками на срок 4 года 
в   составе   20—25   человек.   Часть   из   них   освобождается   от   основной   работы.   Совет 
контролирует соблюдение установленных принципов кадровой политики и визирует все 
решения   кадровой   службы   по   назначениям   и   перемещениям   вплоть   до   должностей 
категории   А15   включительно   (ст.   советники,   заместители   зав.   отделами,   послы   и 
генеральные   консулы   в   небольших   странах).   Остальные   назначения   осуществляются 
руководством МИД самостоятельно.

В   середине   1998   г.   объявлено   о   проведении   широкой   структурной   реформы 
дипломатической   службы   ФРГ.   Цель   реформы:   повышение   эффективности   работы 
центрального аппарата за счет более рационального распределения обязанностей между 
подразделениями министерства, сокращения числа сотрудников, внедрения современных 
методов   организации   труда   и   современной   оргтехники.   Реформирование   затронуло, 
прежде   всего,   оба   политических,   а   также   экономический   и   культурный   департаменты. 
Одновременно   проводится   сокращение   заграничной   службы.   К   настоящему   времени 
закрыты   20   представительств   ФРГ   за   границей.   Реформирование   дипломатической 
службы ФРГ продолжается.

69


background image

Приемы и методы германской дипломатии

Было бы преувеличением считать, что особенности дипломатических приемов и методов 
имеют чисто национальное происхождение и обоснование. Конечно, история страны  и 
специфика   ее   развития   накладывают   свой   отпечаток   на   методы   дипломатической 
деятельности.   Однако   будет   правильнее   говорить   лишь   о   национальной   окраске 
дипломатии   того   или   иного   государства,   когда   определенные   приемы   и   методы 
дипломатической   технологии,   несомненно,   известные   в   других   странах,   но   не 
реализованные   их   дипломатией,   выступают   на   передний   план   в   политике   другого 
государства.

Решающее   значение   для   определения   дипломатической   стратегии   и   тактики   имеет 
геополитическое,   экономическое   и   военное   положение   страны,   расстановка   сил   на 
международной   арене,   характер   режима,   существующего   в   стране,   культурно-
политические   традиции,   уровень   нравственного   самосознания   общества   и   множество 
других   факторов   долгосрочного   или   моментального   воздействия,   включая   личные 
качества руководящих лиц государства.

Новая и новейшая история Германии дает хорошую возможность для изучения приемов и 
методов дипломатии вообще и германской дипломатии в частности. Они вырабатывались 
на   чрезвычайно   богатом   событиями   историческом   фоне,   полном   драматических 
поворотов,   трагических   коллизий,   блистательных   взлетов   и   катастрофических   падений 
государств и режимов, политических доктрин, идеологий и государственных деятелей.

В 30—40-е годы академик Е.В.Тарле глубоко исследовал приемы и методы дипломатии 
нового   и   новейшего   времени,   ярко   и   рельефно   описал   их   в   одном   из   разделов 
капитального труда группы видных историков — первом издании «Истории дипломатии». 
Многие из его оценок и выводов сохранят свою силу и сегодня.

Политика и дипломатия Германии во второй половине XIX в. во многом складывались под 
воздействием князя Отто фон Бисмарка, занимавшего в течение 28 лет пост канцлера

Пруссии,   а   затем   и   Германской   империи.   Как   политик   и   дипломат   он   обладал 
выдающимися качествами, поставившими его в ряд самых влиятельных государственных 
деятелей века, наряду с Талейраном, Меттернихом и Горчаковым. Его отличали огромная 
сила   воли,   последовательность   и   непреклонность   в   достижении   поставленной   цели, 
жесткость и неразборчивость в средствах, глубокая проницательность и личная честность, 
которые позволяли ему переигрывать своих соперников на международной арене.

Бисмарк   однажды   сказал,   что   разница   между   дипломатом   искусным   и   бездарным 
заключается в том, что первый успевает вовремя ухватиться за край одежды пролетающей 
мимо фортуны, а бездарный непременно прозевает и упустит этот момент. Сам Бисмарк 
никогда   не   терялся   в   подобных   ситуациях   и   не   останавливался   перед   самыми 
рискованными   действиями,   если   впереди   ему   виделся   успех.   Впрочем,   современники 
говорили, что в наиболее сложные моменты своей карьеры, он на всякий случай держал в 
кармане яд, чтобы не подвергать себя позору гонений в случае провала своих планов. Так 
было в начале войны с Австрией. Но яд ему не понадобился.

70