Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2404

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Структура государственного секретариата, как и многих министерств иностранных дел 
других стран, основывается на функционально-территориальном принципе.

Следует также отметить, что Иоанн Павел II, идя в ногу со временем, сумел использовать 
в   интересах   католической   церкви   глобальные   средства   массовой   информации:   под 
патронажем государственного секретариата  издается папский ежегодник «Деятельность 
Святого   престола»   («L'Attivita   delta   Santa   Sede»)   объемом   около   2000   страниц, 
отражающий деятельность Святого престола в области международных отношений.

Наряду   с   государственным   секретариатом   международными   отношениями   занимается 
«Папский Совет справедливости и мира» (Justitia et Pax), которому поручено продвигать 
социальную   доктрину   католической   церкви.   В   его   компетенцию   входят   вопросы   прав 
человека,   борьбы   за   мир   и   разоружение.   Публикации,   выступления   и   мероприятия   по 
линии   этого   совета   должны   быть   предварительно   одобрены   государственным 
секретариатом.

Параллельно   с   советом   справедливости   и   мира   действует   еще   одна   организационная 
структура   —   «Папский   совет   Cor   Unum»   (одно   сердце),   в   чью   компетенцию   входят 
проблемы развития.

В  составе   Римской  курии   учреждаются   и  временные   —  ad  hoc  —  департаменты,  как, 
например,   отдел   папского   посредничества,   созданный   специально   для   посредничества 
между   Аргентиной   и   Чили   в   спорном   пограничном   вопросе   и   просуществовавший   в 
течение всего 1979 года.

Дипломатические контакты между Ватиканом, Россией и рядом других государств

Заграничная служба Ватикана приобрела современные организационные контуры к началу 
XX   в.   Ее   структура   и   функции   были   закреплены   в   принятом   в   1908   г.   Кодексе 
канонического   права,   который   вплоть   до   1983   г.   определял   основные   черты 
дипломатической службы Святого престола.

По окончании Второй мировой войны Святой престол значительно расширил сферу своей 
дипломатической   деятельности   и,   в   частности,   приступил   к   налаживанию   постоянных 
дипломатических   отношений   с   нехристианскими   государствами   на   основе   прецедента 
1942 г., когда под давлением итальянского правительства он установил такие отношения с 
Японией и Китаем. Постоянными дипломатическими представителями Ватикан обменялся 
также с Египтом (1947), Индией (1948), Индонезией (1950), Пакистаном (1951), Сирией 
(1953), Турцией (1960) и т.д.

Дипломатические связи Ватикана обладают рядом особенностей. Развитие двусторонних 
контактов   зачастую   зависит   от   причин   религиозного,   исторического   и   политического 
характера.   Так,   история   дипломатических   связей   Святого   престола   с   Российским 
государством   в   значительной   мере   обусловлена   взаимоотношениями   православия   и 
католицизма   и,   разумеется,   требует   самостоятельного   исследования.   В   данном   случае 
ограничимся общим обзором развития этих отношений.

Ватикан   начал   проявлять   активность   в   вопросе   об   установлении   постоянных 
дипломатических отношений с Россией уже в конце XVIII в. в связи с разделами Польши 

216


background image

и   значительным   увеличением   числа   католиков,   находящихся   в   пределах   Российского 
государства.   В   1783   г.   в   Петербург   в   качестве   посла   со   специальной   миссией   прибыл 
нунций Ватикана в Варшаве Аркетти. В 1797 г. на коронации Павла I присутствовал легат 
папы архиепископ Литта. Римский прелат попытался придать своей миссии постоянный 
характер. Однако два года спустя Литта был выслан из страны за вмешательство в дела 
католической церкви на территории Российского государства.

Тем не менее в 1801 г. Александр I открыл постоянное представительство при Святом 
престоле   во   главе   с   поверенным   в   делах   итальянским   графом   Кассини.   Правда,   на 
аккредитование   папского   нунция   в   Петербурге   российское   правительство   не   давало 
согласия.   Ватикан   предложил   считать   своим   поверенным   в   делах   аббата   Бенвенути, 
находившегося в течение продолжительного времени в России.

В 1802 г. император разрешил папскому дипломату Ареццо кратковременное пребывание в 
Петербурге,   но   только   в   качестве   представителя   Папского   государства,   а   не   Святого 
престола.   В   1816   г.   уровень   главы   представительства   в   Ватикане   был   поднят   до 
посланника, которым стал А.И.Италийский. Ватикану, однако, так и не удалось добиться 
открытия в России своего постоянного дипломатического представительства, несмотря на 
то, что в 1845 г. Николай I посетил Рим и дважды встречался с папой.

Отношения с Ватиканом были прерваны в 1865 г. в результате событий в Польше. Тем не 
менее,   российские   официальные   представители   в   качестве   «дипломатических 
наблюдателей»   остались   в   Риме.   Лишь   по   прошествии   двух   десятилетий,   в   1883   г., 
Александр   III   направил   своего   представителя   в   Рим   с   «неофициальной»   миссией.   Год 
спустя она завершилась учреждением постоянного дипломатического представительства 
— Российской императорской миссии при Святом престоле во главе с чрезвычайным и 
полномочным   посланником   А.П.Извольским.   Одновременно   были   возобновлены   и 
переговоры об открытии в Санкт-Петербурге постоянной апостолической нунциатуры.

Смерть   папы   Льва   XIII,   сторонника   развития   отношений   с   Россией,   прервала   этот 
многообещающий   диалог.   Отношения   обострились:   Николай   II   стал   «единственным 
монархом, находящимся в дипломатических сношениях с папой и не обменивающимся с 
ним поздравлениями, хотя бы по случаю Нового года»*.

* АВПРИ. Ф. Ватикан. Оп. 890. Д. 34. Л. 98. (См.: Гайдук В.П. Диалог России с Ватиканом 
на рубеже XIX—XX вв. по новым архивным материалам // Новая и новейшая история. № 
6. 1998.)

Дальнейшие переговоры об открытии постоянной нунциатуры в Санкт-Петербурге были 
прерваны   Первой   мировой   войной.   Всего   лишь   через   две   недели   после   Февральской 
революции 1917 г. Святой престол заявил о признании Временного правительства, и в 
Ватикан направился представитель этого правительства А.И.Лысаковский.

С приходом к власти большевиков Наркоминдел телеграммой потребовал от Лысаковского 
дать   согласие   на   проведение   внешней   политики   советского   правительства.   Телеграмма 
была проигнорирована, и Лысаковский вместе с другими 27 послами, посланниками и 
работниками российских посольств, отказавшимися сотрудничать с новой властью, был 
уволен.   После   этого   он   представлял   в   Ватикане   правительства   Деникина,   Колчака   и 
Врангеля. В 1922 г. Ватикан, надеясь на подписание с Советской Россией соглашения о 

217


background image

направлении в Москву миссии помощи, исключил Лысаковского из официального списка 
дипкорпуса, аккредитованного при Святом престоле.

Действительно, первым официальным соглашением России с Ватиканом было соглашение 
о   помощи   Ватикана   голодающим   Поволжья,   подписанное   советским   представителем   в 
Италии В.В.Воровским и государственным секретарем Ватикана кардиналом Гаспарри 12 
марта 1922 г.

Многочисленные   контакты   между   представителями   Ватикана   и   советскими 
официальными лицами также не привели к установлению дипломатических отношений. В 
1925   г.   наркоминдел   Г.В.Чичерин   заявил:   «Сейчас   нам   (от   Ватикана.   —   Т.З.)   не   надо 
ничего, ни признания де-юре, ни направления представителя, нунция, а папа для нас — 
только духовное лицо»*.

*   АВП   РФ,   референтура   по   Италии,   1925   г.,   дело   «Ватикан».   (Цит.   по:   Карлов   Ю.Е. 
Советская дипломатия и Ватикан в 1917—1924 гг. // Новая и новейшая история. 1999. № 
1.)

В   последующем   отношения   между  СССР   и   Ватиканом   развивались   неравномерно   под 
сильным   воздействием   идеологических   мотивов   обеих   сторон.   Редкие   официальные 
контакты носили спорадический характер.

В октябре 1940 г. Ватикан выступил с инициативой добиться на основе определенного 
модус вивенди единства действий с СССР в целях противостояния грозной опасности со 
стороны немецкого расизма. Однако в ответе наркоминдела В.М.Молотова было сказано, 
что «Советское правительство не видит возможности заключить соглашение с папой, так 
как это соглашение могло бы вызвать недовольство как православного духовенства, так и 
религиозно настроенных прихожан, не сочувствующих католической церкви»*.

* Документы внешней политики. Т. XXIII. Кн. 1. М., 1995. Док. 427, 450.

После   нападения   гитлеровской   Германии   на   Советский   Союз   секретарь   по   особым 
поручениям Ватикана кардинал Тардини дал указание папскому апостолическому делегату 
в   США   А.Чиконьяни   информировать   американских   епископов   о   допустимости 
«внешнеполитического сотрудничества с СССР», ссылаясь на то, что известная папская 
энциклика 1937 г. осуждает лишь «атеистический коммунизм, а не русский народ». Желая 
привлечь   к   этому  внимание   советской   стороны,   Ватикан   распорядился   опубликовать   в 
американской   прессе   сообщение   о   том,   что   «указанная   энциклика   не   применяется   в 
период вооруженного конфликта»*.

* Actes et documents du Saint-Siege relatifs a la seconde guerre mondiale.  Vol. V. Citta del 
Vaticano, 1967. P. 330-331.

В   той   мере,   насколько   это   известно   сегодня*,   попытки   нормализовать   отношения   с 
Ватиканом   были   возобновлены   в   1961   г.   В   переговорах,   начатых   в   1963   г.   с   санкции 
Н.С.Хрущева и при посредничестве главы правительства Италии А.Фанфани, участвовали 

218


background image

посол   СССР   в   Риме   С.П.Козырев   и   глава   ватиканской   комиссии   по   вопросам 
христианского   единства   кардинал   А.Беа**.   На   Второй   Ватиканский   собор   прибыли 
представители русской православной церкви.

*   Советские   архивные   материалы,   относящиеся   к   сталинскому  периоду,   доступны   для 
исследователей   не   в   полном   объеме,   а   документы   Секретного   архива   Ватикана 
рассекречены лишь до 1930 г.

**   См.:   Карлов   Ю.Е.   Дипломатия   Москвы   и   Второй   Ватиканский   собор.   Взгляд   из 
Москвы. М., 1997.

В 1965 г. впервые в советской истории министр иностранных дел ААГромыко встретился 
с папой Павлом VI. В 1967 г. Председатель Президиума Верховного Совета и формальный 
глава   советского   государства   Н.В.Подгорный   посетил   Ватикан.   Эти   встречи 
способствовали   установлению   постоянных   контактов   между   заместителем 
государственного секретаря Святого престола и советником посольства СССР в Италии. В 
1970-е   гг.   обмен   поздравительными   телеграммами   и   посланиями   между   советскими 
руководителями   и   Ватиканом   стал   обычной   практикой.   Каждый   раз,   когда   министр 
иностранных дел СССР находился с визитом в Италии, он встречался с папой. В 1971 г. 
государственный   секретарь   кардинал   Казаро-ли   посетил   Москву   по   случаю 
присоединения Ватикана к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Качественно новую основу отношения с Ватиканом получили в ходе перестройки. В 1988 
г. кардинал Казароли посетил Москву по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси 
и был принят президентом СССР М.С.Горбачевым. В декабре 1989 г. последовала встреча 
Горбачева с Иоанном Павлом II в Ватикане. Именно в ходе этой встречи стороны приняли 
решение об установлении официальных отношений на постоянной основе.

В   1990   г.   при   Святом   престоле   был   аккредитован   Ю.Е.Карлов,   первый   официальный 
представитель СССР в ранге Чрезвычайного и Полномочного посла. В Москву прибыл 
апостолический нунций со специальными полномочиями.

После   распада  СССР   Б.Н.Ельцин  дважды  (в  1991  и  в   1998  гг.)   встречался  с   Иоанном 
Павлом II. В 2000 г. состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с 
папой   римским.   Таким   образом,   впервые   в   истории   официальные   отношения   между 
Россией   и   Ватиканом   обрели   постоянный   и   симметричный   характер.   Переговоры   о 
повышении уровня представительств до ранга посольств продолжаются.

Вопрос об отделении церкви от государства практически не играет никакой роли в том, 
что некоторые страны не представлены в Ватикане. С одной стороны, Франция, где строго 
проводится в жизнь принцип отделения церкви от государства, имеет одно из наиболее 
солидных дипломатических представительств в Ватикане и разрешает папскому нунцию в 
Париже выступать в роли дуайена. С другой стороны, США до 1984 г. (за исключением 
краткого периода с 1848 по 1870 г.) не имели дипломатических отношений с Ватиканом, 
объясняя это положением американской конституции об отделении церкви от государства. 
В   январе   1940   г.   американские   протестанты   опубликовали   заявление   о   том,   что 
установление дипломатических отношений с Ватиканом будет ими рассматриваться как 
«вопиющее нарушение являющегося основой американской системы принципа отделения 
церкви от государства».

219


background image

Мексика   под   тем   же   предлогом   в   течение   длительного   времени   не   поддерживала   с 
Ватиканом   дипломатических   отношений.   Но   такие   протестантские   страны,   как   Дания, 
Швеция   и   Норвегия,   где   лютеранство   является   государственной   религией,   сегодня 
представлены при Святом престоле.

В 1979 г. правительство Греции предприняло шаги по установлению дипломатических 
отношений со Святым престолом, в 1980 г. в Ватикане появился греческий посол, однако 
греческая сторона особо подчеркнула, что это отношения межгосударственные, но ни в 
коем случае не межрелигиозные.

С   1870   г.   в   дипломатической   практике   Ватикана   утвердился   принцип   никогда   не 
принимать   в   качестве   посла   (за   исключением   чрезвычайных   однодневных   посольств) 
дипломата, аккредитованного при итальянском государстве. Примером исключения может 
служить посол Швейцарии в Италии, который раз в год появляется в Ватикане по случаю 
принесения присяги швейцарскими гвардейцами.

Послы ряда государств, аккредитованные при Святом престоле, если, конечно, отношения 
с   Ватиканом   для   внешней   политики   их   страны   не   представляют   первостепенной 
важности, проживают постоянно в других странах, а в Риме бывают только наездами. 
Бывали   случаи,   когда   в   качестве   таких   послов   при   Святом   престоле   аккредитовались 
министры иностранных дел.

В Вечном городе существует  особый Римский клуб, основанный специально для того, 
чтобы дипломаты и священнослужители могли встречаться в неофициальной обстановке и 
обсуждать интересующие их проблемы.

Зарубежные представительства Святого престола

Зарубежные   миссии   Ватикана   можно   подразделить   на   две   категории:   миссии 
дипломатического   характера   —   нунциатуры   и   представительства   при   международных 
организациях, и миссии недипломатического характера — апостолические делегации.

Главный   и   наиболее   многочисленный   вид   зарубежных   миссий   Ватикана   —   его 
дипломатические   представительства.   Через   них   Святой   престол   поддерживает   связи   с 
иностранными государствами и получает информацию о положении в стране пребывания.

Поскольку у Ватикана имеются и другие, более многочисленные, источники информации, 
его дипломатические миссии, как правило, немноголюдны и в большинстве своем состоят 
из двух—трех человек: глава миссии, советник или секретарь, иногда аудитор. Канон 362 
нового   Кодекса   канонического   права   1983   г.,   промульгированного   Иоанном   Павлом   II, 
гласит:   «Римский   понтифик   имеет   неотъемлемое   и   независимое   право   назначать, 
направлять, переводить и отзывать своих собственных легатов, представляющих его при 
определенных церквях в разных странах и регионах, при государствах и государственных 
властях; нормы международного права должны соблюдаться при направлении и отзыве 
легатов, назначенных в то или иное государство».

Канон 364 следующим образом определяет обязанности легата: «направлять информацию 
апостолическому   престолу   по   поводу   положения   определенных   церквей,   оказывать 
помощь   епископу   действием   и   советом..,   передавать   или   предлагать   апостолическому 

220