Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2400

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

не   межгосударственный   характер,   ибо   субъектом   этих   отношений   выступает 
Апостолический престол, а не город-государство Ватикан. В дипломатической практике 
следует   учитывать,   что   еще   в   1957   г.   ООН   по   согласованию   с   руководством   папской 
дипломатии рекомендовала использовать в официальных документах и на международных 
конференциях термин «Святой Престол» {Holy See) вместо «город-государство Ватикан» 
(Vatican   City).   Поэтому   представители   папы   имеют   паспорт   не   города-государства 
Ватикан*, а паспорт дипломатический или служебный, выданный Святым престолом.

*   На   практике   такие   паспорта   существуют,   например,   в   свое   время   их   выдавали 
священникам собора Св. Петра, приехавшим из стран Восточной Европы, что давало им 
возможность   выезжать   за   границу.   Большинство   же   проживающих   в   Ватикане 
священнослужителей путешествуют с паспортами страны, из которой они происходят.

Подготовка дипломатических кадров

Подготовка дипломатических кадров Святого престола осуществляется по линии Папской 
Церковной Академии, основанной в 1701 г.

Академия — одно из старейших учебных заведений Европы и мира, специализирующихся 
на подготовке дипломатических кадров. В Ватикане Академию обычно называют «школой 
нунциев». Среди ее выпускников — пять пап, в частности, Пий XII и Павел VI, которые 
после окончания Академии были ее профессорами.

В   своей   дипломатической   деятельности   Святой   престол   исходит   из   понимания 
дипломатии   как   искусства   миротворчества.   Павел   VI   так   сформулировал   эту   задачу, 
выступая   перед   будущими   дипломатами:   «Поиск   мира   в   международных   отношениях 
является   главной   задачей   всякой   дипломатической   миссии,   и   в   особенности   нашей 
дипломатической миссии. Это означает, во-первых, сохранять мир и отстаивать его там, 
где   он   уже   есть,   и   во-вторых,   устанавливать   мир   там,   где   он   в   настоящее   время 
отсутствует».   Прием   в   Папскую   церковную   академию   осуществляет   ее   руководство. 
Рекомендации   руководству   Академии   дает   епископ,   который   подбирает   кандидатов   из 
числа молодых, подающих надежды священнослужителей, отличившихся на церковном 
поприще и имеющих серьезные и содержательные публикации. Епископ дает кандидатам 
детальную характеристику, заверяемую в государственном секретариате.

Представитель Святого престола при ЮНЕСКО Ренцо Франа вспоминал, что епископ его 
родного   города   Бергамо   сначала   отказал   ему   в   разрешении   поступить   в   Академию. 
«Самому тебе, — говорил он, — не надлежит проситься на дипломатическую  службу. 
Сначала университет, в котором ты  учился, должен предложить руководству Академии 
твою кандидатуру, затем Академия обратится ко мне, твоему епископу, и только тогда я 
смогу рещить твою дальнейшую судьбу». Следует особо подчеркнуть, что в Академию 
принимают только не постриженных в монахи священнослужителей.

Разумеется, не все выпускники Академии поступают на дипломатическую службу: выбор 
тех,   кто   будет   представлять   Святой   престол   на   международной   арене,   является 
компетенцией   самого   понтифика.   Так,   в   1915   г.   Бенедикт   XV   направил   в   Польскую 
нунциатуру   префекта   ватиканской   библиотеки   кардинала   Акилле   Ратти,   ставшего 
впоследствии его преемником на папском престоле под именем Пий XI.

226


background image

Поступающие в Академию должны иметь диплом по каноническому праву, теологии или 
другим   отраслям   богословия  и  в  совершенстве  владеть  двумя  иностранными   языками. 
Лица старше 30 лет в Академию не принимаются. До поступления в Академию учащиеся 
должны быть рукоположены в священники. Окончательный список принятых визируется 
прелатом-президентом.

К кандидатам предъявляются особые личностные требования с учетом предстоящих им 
деликатных дипломатических миссий. Они должны обладать такими важными качествами, 
как   здравомыслие,   развитый   ум   и   интеллектуальная   зрелость.   Кроме   того,   кандидат 
должен   мыслить   ортодоксально   в   соответствии   с   католической   доктриной,   быть 
безгранично преданным Святому престолу и папе, уметь хранить тайну, быть готовым к 
выполнению любого задания церкви и проявлять верность своему делу.

В   силу   исторических   обстоятельств   большинство   должностей   в   дипломатическом 
аппарате Ватикана всегда занимали итальянцы, что вызывало немало упреков в том, что 
ватиканская дипломатическая служба «завязана» на нравы и интересы одной Италии. В 
течение   первых   250   лет   существования   Академии   итальянцы   составляли   абсолютное 
большинство ее слушателей. С 1701 по 1951 гг. только треть из 1247 выпускников не были 
итальянцами.

Оправдывая   подобное   положение   дел,   специалисты   в   области   истории   дипломатии 
указывают,   что   «итальянский   уклон»   был   во   многом   уравновешен   целым   рядом 
преимуществ,   вытекающих   из   национальной   однородности   кадрового   состава 
дипломатической   службы.   Кроме   того,   подготовка   кадров   всегда   осуществлялась   под 
неусыпным контролем со стороны  высших иерархов  католической церкви. В конечном 
итоге представители самых различных национальностей не то чтобы вели себя и думали 
одинаково, но усваивали общий для всех способ мышления, отвергавший радикальные 
решения   и   располагавший   к   миропониманию,   вобравшему   в   себя   многовековый   опыт 
католической дипломатии.

В   настоящее   время   ситуация   меняется   и   слушателями   Академии   становятся   граждане 
самых   разных   стран.   В   1989   г.   из   24   обучающихся   в   академии   лишь   7   являлись 
гражданами Италии, остальные представляли 15 стран всех континентов. В конце 1990-х 
гг. в Академии обучалось в среднем 35 человек из 20 стран мира.

Курс   обучения   в   Академии   рассчитан   на   два   года.   Слушатели   находятся   на   полном 
академическом   пансионе   и   проживают   в   общежитии.   Считается,   что   учиться   в   этой 
Академии труднее, чем в других церковных учебных заведениях. Студенты занимаются 
четыре часа утром и столько же после обеда, помимо этого они осуществляют пастырскую 
деятельность в приходах Рима. Глава Академии два раза в год предстает перед папой с 
отчетом о проделанной работе.

В   Академии   изучаются   следующие   дисциплины:   история   папской   дипломатии, 
дипломатический   стиль   и   документация,   международное   и   дипломатическое   право, 
церковная   дипломатия,   церковные   и   политические   международные   организации, 
социальная   доктрина   церкви,   церковное   право   православных   государств.   Преподаются 
четыре   современных   языка   —   французский,   английский,   испанский   и   итальянский,   а 
также латынь. Стажировку слушатели проходят при Государственном секретариате или в 
одном из зарубежных представительств. Ежегодно Академию заканчивают не более 30 
человек.

227


background image

Выпускники, признанные годными к дипломатической службе, направляются на работу в 
зарубежные нунциатуры в качестве атташе. Обычно работу в нунциатуре начинают три-
четыре   выпускника,   из   которых   в   Государственном   секретариате   определяют   наиболее 
подходящую кандидатуру для продолжения дипломатической карьеры.

Характерные особенности дипломатии Святого престола

Святой престол принимает активное участие в деятельности международных организаций. 
Он  представлен   как   в   межправительственных   (ООН,  ВОЗ,   МОТ,   МАГАТЭ,   ЮНЕСКО, 
ФАО,   Совет   Европы,   Европейский   союз,   ОАГ,   Международный   комитет   по   военной 
медицине   и   фармакологии,   Международная   организация   по   туризму),   так   и   в 
неправительственных   международных   организациях   (Международный   комитет   по 
историческим   наукам,   Международный   комитет   по   палеографии,   Международный 
комитет по истории искусств, Международный комитет по антропологии и этнографии, 
Международный комитет по соблюдению нейтралитета медицины, международный центр 
исследований по охране и реставрации культурного наследия, международный совет по 
охране памятников и заповедников, международный туристический альянс).

Обычно папские постоянные представители при международных организациях не имеют 
епископского сана. Исключение составляют представители Святого престола при ООН в 
Нью-Йорке и в Женеве, а также представитель в ФАО в ее римской штаб-квартире. Титулы 
представителей зависят от того, имеют ли они право голоса в данной организации или на 
данной международной конференции. Представитель, имеющий право голоса, называется 
делегатом, а не имеющий такого права — наблюдателем. Однако ни тот, ни другой не 
имеют  дипломатического  статуса,  хотя  на  них,  как  и  на  представителей  других  стран, 
распространяются соответствующие привилегии и иммунитеты.

В 1970 г. в Страсбурге Святой престол учредил пост своего специального посланника с 
функцией постоянного наблюдателя при Совете Европы, тогда как апостолический нунций 
в   Бельгии   был   аккредитован   в   качестве   нунция   при   штаб-квартирах   ЕЭС,   ЕОУС   и 
Евратома   в   Брюсселе.   Папский  представитель   при  ЕС   является   единственным  в   своей 
категории, имеющим титул апостолического нунция. Иногда папскими представителями 
становятся светские лица. Например, профессиональный юрист представляет в качестве 
делегата Святой престол при Международном институте по унификации частного права.

Руководство дипломатической службы Святого престола уделяет пристальное внимание 
деятельности ООН по кодификации дипломатического права. Кроме конференции 1961 г., 
принявшей Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, весной 1963 г. в Вене по 
инициативе ООН состоялась конференция по кодификации консульского права. Папскую 
делегацию   и   на   этот   раз   возглавил   Казароли.   Делегация   подготовила   пространные 
справки, освещающие исторический опыт консульских сношений Папского государства.

Ватиканская   делегация,   отметив,   что   Ватикан   в   настоящее   время   не   имеет   своих 
консульских представительств, не исключила возможность создания консульской службы 
на основе международной правосубъектности Святого престола.

По мнению ватиканских правоведов, Святой престол может открыть при необходимости 
такие   консульства,   консульские   функции   могли   бы   также   исполнять   дипломатические 
представители   Ватикана   или   его   апостолические   делегаты,   которые   уже   фактически 

228


background image

пользуются   консульскими   привилегиями   в   тех   странах,   где   по   разным   причинам 
невозможно установить официальные связи. Исходя из этих соображений, Ватикан внес 
свой вклад в разработку Венской конвенции о консульских сношениях.

Ватикан   плодотворно   сотрудничал   в   разработке   Конвенции   о   специальных   миссиях, 
принятой   ГА   ООН   в   1969   г.   Делегация   Святого   престола   выразила   мнение,   что 
кодификация   действий   специальных   дипломатических   миссий   будет   способствовать 
утверждению принципа религиозной свободы.

На очередной конференции ООН по кодификации дипломатического права, созванной в 
1974   г.   в   Вене,   папский   представитель   предложил   ввести   в   конвенцию   следующее 
положение:   «Государство,   участвующее   в   какой-либо   международной   конференции, 
может, формируя свою делегацию, пользоваться услугами экспертов, которые являются 
гражданами   принимающей   страны;   с   этой   целью   запрашивается   согласие   данного 
государства, а отсутствие реакции означает получение согласия».

Это предложение ватиканского представителя было принято подавляющим большинством 
голосов, ибо оно облегчает участие государств в международных конференциях. Ватикан 
считает,   что   предоставление   местным   гражданам   доступа   в   качестве   экспертов   в 
дипломатические   структуры   Святого   престола   послужит   делу  укрепления   религиозной 
солидарности.   Конференция   завершилась   14   марта   1975   г.   принятием   Конвенции   о 
представительстве   государств   в   их   сношениях   с   международными   организациями 
универсального характера.

Однако   самое   большое   значение   Святой   престол   придает   своей   работе   в   ООН   как 
наиболее   авторитетной   международной   организации.   Принципы   мира,   справедливости, 
уважения прав человека и достоинства человеческой личности, зафиксированные в Уставе 
ООН,   совпадают   с   принципами,   вдохновляющими   деятельность   церкви.   Ватиканские 
дипломаты   полагают,   что   только   универсальная   международная   организация   способна 
разрешить тревожные проблемы современности: разоружение, охрана окружающей среды, 
энергетический   кризис,   проблемы   развития,   народонаселения,   водоснабжения, 
продовольствия,   здравоохранения,   семьи,   молодежи   и   стариков,   мирового   океана   и 
космического пространства.

Подобные проблемы, по мнению Святого престола, не поддаются удовлетворительному 
решению на двустороннем уровне: необходим глобальный подход и политическая воля 
всех правительств, а также постоянный диалог между всеми членами международного 
сообщества. Именно ООН  является уникальным международным форумом, способным 
обеспечить   основу   для   диалога   и   переговоров   по   вышеуказанным   проблемам.   Особое 
внимание   дипломатия   Ватикана   уделяет   в   последнее   время   проблемам   реформы   ООН, 
призванной   стать   моральным   авторитетом   и   форумом,   в   свободной   дискуссии 
выстраивающим ценностные ориентиры международной жизни.

В   то   же   время   Иоанн   Павел   II   в   своем   выступлении   на   ГА   ООН   в   октябре   1995   г. 
подчеркнул,   что   Святой   престол   рассматривает   ООН   не   как   прообраз   всемирного 
правительства, а как центр по выработке нравственной политики, ставящей своей задачей 
не только решение текущих проблем. ООН, по его мнению, должна превратиться в такой 
всемирный форум, где ведется серьезная дискуссия о системе ценностей, определяющей 
пути решения всех политических, экономических и социальных вопросов*.

* http: // www. christusrex. org /wwwl/ pope / voa-pope.txt. 1995. 21 October.

229


background image

Правда, Святой престол воздерживается от полноправного членства в ООН и на уровне ее 
специализированных   организаций   представлен   наблюдателями.   Исходя   из   того,   что   в 
основу   ООН   положен   принцип   суверенного   равенства   ее   членов,   Ватикан   не   считает 
возможным быть приравненным к обычному суверенному государству. Дело в том, что 
Устав предусматривает моральное, юридическое и политическое участие членов ООН в 
акциях,   направленных   против   государства-члена,   нарушившего   положения   Устава. 
Ватиканские дипломаты полагают, что статус полноправного члена вынудил бы Ватикан 
принять участие в силовых принудительных акциях, что противоречит его религиозной 
миссии*.   К   тому   же   нейтралитет   Святого   престола   обусловлен   ст.   24   Латеран-ских 
соглашений.   Папские   наблюдатели   воздерживаются   от   голосования   и   не   принимают 
прямого   участия   в   международном   переговорном   процессе   за   исключением   случаев, 
затрагивающих статус национальных церквей или права человека.

* См., например: Cardinale H.E. The Holy See and International Order. London, 1976.

Тем не менее, ватиканская дипломатия приняла самое активное участие в Совещании по 
безопасности   и   сотрудничеству   в   Европе   (1972—1975).   Святой   престол   выступил   в 
качестве активного участника общеевропейского форума и поставил свою подпись под 
Заключительным актом. Тем самым Святой престол обеспечил себе полноправное участие 
во   всех   последовавших   после   Хельсинки   европейских   совещаниях.   Ватиканская 
дипломатия   сочла   такие   совещания   наиболее   подходящим   инструментом 
общеевропейского диалога.

Особое   внимание   в   ходе   общеевропейского   процесса   папская   дипломатия   уделяла 
проблемам прав человека и фундаментальных свобод, включая право на свободу мысли, 
совести   и   религии.   Защита   прав   человека,   обоснованных   принципами   естественного 
права, со времен раннего христианства и по сей день неизменно оказывается в центре 
внимания   церкви,   хотя   исторически   выражается   по-разному.   Католические   философы-
персоналисты утверждали, что демократические ценности не противоречат католической 
доктрине. При этом проблема защиты прав человека, фундаментальных свобод, включая 
право на свободу мысли, совести и религии, обоснованных принципами естественного 
права, была выдвинута в качестве первоочередной.

Иоанн Павел II настоятельно подчеркивал решимость церкви выступать в защиту прав 
человека.   В   частности,   он   выразил   поддержку   усилиям,   направленным   на   создание 
Международного уголовного трибунала: «Подобный институт, если он будет базироваться 
на   прочной   юридической   основе,   мог   бы   способствовать   обеспечению   эффективной 
защиты прав человека в международном масштабе»*.

* Messaggio per la Giornata Mondiale della Pace 1999 // Osservatore Romano. 1999. 12 agosto.

Во   многом   позиция   нейтралитета   выгодна   Святому   престолу,   так   как   предоставляет 
возможность   выступать   в   роли   посредника   в   споре   противоборствующих   сторон. 
Политика   нейтралитета   предопределяет   его   стремление   способствовать   разрешению 
конфликтных ситуаций. Знаменитая речь Бенедикта XV с осуждением Первой мировой 
войны   как   «бесполезной   бойни»   стала   своего   рода   точкой   отсчета   в   миротворческой 

230