Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3061

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дипломатические служащие и специалисты-атташе

ме, на языке и с использованием выражений той страны, в которой будет использоваться бюллетень. Выбор названия для подобного отдела осуществляется министерствами, среди вариантов: пресс-служба, служба средств массовой информа­ции, информационный отдел — в зависимости от конкретной ситуации.

Дипломатические служащие и специалисты-атташе

Вплоть до последнего времени существовало четкое различие между профессиональными дипломатами, целиком посвя­тившими себя политической деятельности, и атташе, чьи интересы обычно ограничивались определенной сферой. Первые состояли на дипломатической службе и на практике являлись связующим звеном между Министерством иност­ранных дел своей страны и той страной, в которой они были аккредитованы. Вторые являлись представителями раз­личных государственных ведомств и, даже находясь под покро­вительством и контролем главы миссии, защищали в первую очередь интересы своего департамента. В настоящее время количество персонала, необходимого для обслуживания дип­ломатических миссий, постоянно увеличивается, и различия между двумя вышеназванными категориями стираются. На­пример, специалист в области юриспруденции или законо­дательства о труде может быть как атташе, так и секретарем, то есть состоять на дипломатической службе. Вне зависимос­ти от возложенных функций главным является четкое соот­ветствие деятельности сотрудников целям миссии в целом.

Военные атташе

Военные атташе обычно являются представителями воору­женных сил своей страны, состоящими на действительной военной службе и приписанными на определенный срок к дипломатической миссии. Одной из основных задач во­енного атташе, а также военно-морского или военно-воз-

37


Дипломатическое представительство

душного атташе является представление отчетов о событи­ях, имеющих отношение к данной сфере интересов, непос­редственно в свой департамент или, в особо важных случа­ях, через главу миссии. При определенных обстоятельствах военный атташе может способствовать продаже или закуп­ке вооружения, и в большинстве стран он также приглаша­ется на учения регулярных войск.

Атташе по вопросам культуры и образования

В одно время заключение соглашений в сфере культуры было последней областью межправительственных контак­тов, в которой не велся поиск новых форм взаимодействия. В настоящее время деятельность атташе по вопросам куль­туры может иметь огромное значение для содействия взаи­мопониманию и развитию добрых отношений между госу­дарствами путем организации обмена профессиональными или любительскими творческими коллективами либо визи­тов в страну артистов мирового уровня, а также назначения стипендий, предоставления возможностей обучения на языке своей страны. Иногда практикуется назначение на должность атташе по вопросам культуры выдающегося деятеля в этой области; однако в таких случаях в рамках миссии принято назначать хорошего администратора помощником атташе. В некоторых случаях отдельно назначаются атташе по воп­росам культуры и атташе по вопросам образования.

Атташе по другим вопросам

Диапазон возможных постов атташе ограничивается лишь интересами государства, их назначающего, и готовностью их принять с другой стороны. Название поста атташе от­ражает сферу его деятельности, например: по вопросам труда, сельского хозяйства, рыболовства, промышленности, гражданской авиации, общественным связям, найму, туриз­му, законодательству, иммиграции, судоходству, лесному хозяйству.

38


Назначения, приезды и отъезды

В некоторых дипломатических миссиях важную роль иг­рают лица духовного звания — капелланы, которые также могут состоять на дипломатической службе и иметь дипло­матический статус.

Отсутствие или недееспособность главы миссии

Если глава миссии отсутствует либо по иным причинам не име­ет возможности исполнять возложенные на него обязанности (например, вследствие тяжелой болезни) или если пост главы миссии остается вакантным, член дипломатической миссии (обычно — следующий по рангу) исполняет обязанности вре­менного поверенного в делах. В подобных случаях глава мис­сии или министерство, к которому он относится, уведомляет соответствующих должностных лиц страны пребывания о про­изошедших изменениях, а также сообщает о сроках возвра­щения главы миссии к исполнению обязанностей. Если ник­то из членов дипломатического персонала не в состоянии взять на себя функции главы миссии во время его отсутствия, кто-либо из членов административного или технического персо­нала может, с согласия представителей страны пребывания, быть уполномочен своим правительством взять на себя орга­низацию выполнения текущих административных задач, сто­ящих перед миссией. Если временный поверенный в делах не в состоянии продолжить исполнение взятых на себя обязан­ностей, он не уполномочен назначать на свое место нового временного поверенного: это прерогатива Министерства инос­транных дел.

Назначения, приезды и отъезды Уведомление о назначениях

Несмотря на то что официальное предварительное согласие принимающей страны требуется только при назначении гла­вы дипломатической миссии, а также иногда военного, во­енно-морского и военно-воздушного атташе, необходимо

39


Дипломатическое представительство

при первой же возможности уведомлять Министерство инос­транных дел принимающей страны о всех назначениях дип­ломатического персонала.

Уведомление о прибытиях и отъездах

Главе дипломатической миссии следует, если предоставляет­ся такая возможность, заранее ставить в известность прото­кольный отдел Министерства иностранных дел страны наз­начения о дате, времени и месте как своего прибытия (отъезда из страны в связи с окончанием миссии), так и о прибытии или отъезде других членов миссии, а также их семей. Кроме того, в некоторых странах существует практика передачи в консульский отдел Министерства иностранных дел страны, в которой находится миссия, детальной информации о наз­начениях на определенные должности или освобождении от них резидентов или граждан этой страны.

Процедура прибытия

По прибытии на место для исполнения своих обязанностей глава миссии встречается с главой протокольного отдела или его представителем. Однако такая встреча не проводится, если прибытие главы миссии совпадает с государственным, национальным или религиозным праздником либо (во все большем количестве стран) приходится на выходные дни; встреча также не проводится рано утром или в конце рабо­чего дня. Глава миссии незамедлительно сообщает минис­тру иностранных дел страны назначения (так же, как, впро­чем, и министру иностранных дел своей страны) о своем прибытии и договаривается о встрече, с тем чтобы предста­виться и, как это практикуется в некоторых странах, вру­чить копии своих верительных грамот.

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, например, посол лично передает главе протоколь­ного отдела во время официальной вышеупомянутой встре­чи или вскоре после прибытия письмо следующего содержа­ния, адресованное государственному секретарю по иностран­ным делам и делам Содружества:

40


Назначения, приезды и отъезды

Уважаемый/ая Господин / Госпожа Настоящим имею честь уведомить Вас о своем прибы­тии в Лондон сего года (такого-то числа) и о принятии обязанностей (Чрезвычайного и Полномочного) Посла такого-то государства при Дворе Ее Величества.

Я был бы весьма признателен Вам за предоставление возможности встретиться с соответствующими минис­трами и официальными должностными лицами Минис­терства иностранных дел Великобритании и Британско­го Содружества наций, а также, в установленном поряд­ке, получить Аудиенцию Ее Величества Королевы для вручения верительных грамот, копии которых я передам в Ваше Министерство.

Имею честь быть, Господин / Госпожа

Вашим покорным слугой [Обычная подпись посла] Достопочтенному

Государственному секретарю по иностранным делам и делам Британского Содружества,

Министерство по иностранным делам и делам Содружества, Лондон

Согласно практике, существующей в Великобритании, при­нятие копий верительных грамот вновь прибывшего посла (и в необходимых случаях — отзывных грамот его предшес­твенника) и письма, извещающего о его прибытии, состав­ляют формальное признание его вступления в должность. Если глава миссии имеет ранг поверенного в делах еп titre, он должен быть аккредитован в Министерстве инос­транных дел и обязан передать министру иностранных дел письмо о назначении на пост. Однако, вступив в должность, как это часто практикуется в наши дни, он фактически при­ступает к исполнению обязанностей посла, и его следую­щим шагом будет официальный визит к главе государства (для вручения оригиналов своих верительных грамот). Обыч­но такой визит организовывается с помощью главы прото­кольного отдела. Если во время визита принято выступать с краткой речью, следует заранее передать ее содержание министру иностранных дел.

41