Файл: Дискретная мат-ка_УП.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

1.17. 

Дано

 

множество

 S = {a, b, c, 1, 2, 3, 4}. 

Сколько

 

суще

-

ствует

 

подмножеств

 

этого

 

множества

 

не

 

содержащих

 

букв

Сколько

 

существует

 

подмножеств

не

 

содержащих

 

цифр

Сколь

-

ко

 

существует

 

подмножеств

не

 

содержащих

 

ни

 

букв

ни

 

цифр

1.18. 

Какие

 

из

 

утверждений

 

верны

 

для

 

любых

 

А

В

 

и

 

С

а

если

 

А

 

∈ 

В

 

и

 

В

 

∈ 

С

то

 

А

 

∈ 

С

б

если

 

А

 

∩ 

В

 

⊆ 

С

 

и

 

А

 

∪ 

В

С

то

 

А

С

=

∅; 

в

если

 

А

 

≠ 

В

 

и

 

В

 

≠ 

С

то

 

А

 

≠ 

С

г

если

 

=

B

то

,

C

A

B

и

C

B

A

  

1.19. 

Нарисовать

 

диаграммы

 

Эйлера

-

Венна

а

) (

А

В

∩ (

В

 

∪ 

С

∪ (

В

 

∩ 

Ā

), 

б

А

 

∩ (

В

 

∪ I) ∩ (

С

 

∩ I  )∩ (A∪C), 

в

) (A 

∪ B) ∩ (

C

 

∩ B) ∩ (A ∩ B) ∪ (C ∩ 

Ā

). 

1.20. 

Нарисовать

 

диаграммы

 

Эйлера

-

Венна

а

) (A 

∪ B) ∩ 

)

C

A

(

 

∩ (A ∪ B ), 

б

) I 

∩ (A ∪ C) ∩ 

)

C

B

(

 

∪ (A ∩ (B ∪ C)), 

в

) (A 

∩ B) ∪ 

)

C

A

(

 

∪ (B ∩ C). 

1.21. 

Нарисовать

 

диаграммы

 

Эйлера

-

Венна

а

) (A 

⊕ B) ∩ (A ⊕ C), 

б

) A 

⊕ 

Ā

 

∩ 

B

 

⊕ 

Ā

 

∩ B, 

с

) A 

⊕ B ⊕ A ∩ B. 

1.22. 

Записать

 

формулу

 

по

 

диаграммам

 

Эйлера

-

Венна

 
 

 

      A      C        B                            A        C          B                      A           C        B 
 
             Рис. 

1.8 

   Рис. 1.9 

 

 

        Рис. 1.10 


background image

 

17

 

     A       C        B                           A       C          B                     A            C       B 
 
         Рис. 1.11        

 

        Рис. 1.12 

 

  

    Рис. 1.13 

 
1.23. 

Доказать

что

  

А

 

∩ (

В

 \ 

А

) = 

∅. 

1.24. 

Укажите

 

пустые

 

множества

а

А

 

∪ ∅;  

 

∅ ∪ ∅ ∩ 

А

б

А

 

∩ 

В

 

∩ ∅;    

∪ ∅ ∩ A; 

с

) (A 

∪ B) ∩ I∩ ∅;   I ∩ ∅ ∪ ∅. 

1.25. 

Упростить

 

выражения

если

 

В

 

⊃ 

А

 
 
1.26. 

Равны

 

ли

 

следующие

 

выражения

 
 
 
 
 
 
 
 
1. 27. 

Упростить

 

выражения

 
 

б

) (

С

 

∩ (

А

 

∪ 

В

 

∪ 

С

)) \ 

В

в

А

 

⊕ 

А

 

⊕ 

А

 

⊕ 

А

1.28. 

Указать

 

верные

 

выражения

а

А

 

∩ (

В

 

⊕ 

С

) = 

А

 

∩ 

В

 

⊕ 

А

 

∩ 

С

б

А

 

⊕ 

В

 

⊕ 

А

 

∩ 

В

 = 

А

В

.

B

A

)

г

;

B

A

)

в

;

B

A

)

б

;

B

A

)

a

.

I

и

B

B

A

A

)

д

;

I

и

I

B

A

)

г

;

A

и

A

A

A

A

)

в

;

A

и

I

I

A

)

б

;

С

В

А

и

C

B

A

)

a

;

C

)

B

A

(

)

C

B

(

A

)

а

.

D

C

B

A

D

С

А

С

В

А

)

г


background image

 

18

в) (A 

⊕ I) ∩ A = ∅; 

г) (A 

⊕ I ⊕ I) ∩A = ∅. 

1.29. Упростить выражения: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.30. Найти элементы множеств, если 
А = {1, 2, 4, 5};    B = {1, 3, 6, 7};   C = {3, 2, 6, 7}. 
а) A 

∩ B ∩ C ∪ B ∩ C ∪ B ∩ 

C

 ; 

б) (A 

⊕ В) ∩ С; 

 
 
 
 
1.31. Упростить выражения, если B = I, A = 

∅ : 

∪В) ∩ (С∪D); 

(A

∩C) ∪ ( B ∩C) ∪ (A∩B); 

A

 

∩  D  ∩C∪B∩C∩D; 

A

∩ (B∪C∪D) ∩B∩C; 

A

 

∩ (∪B∪C) ∩ (C ∪ D ∪ B); 

 (A

∪ B ∪ C) ∩ (

B

 

∪D). 

1.32. Доказать, что два множества равны тогда и только то-

гда, когда результаты их объединения и пересечения совпадают. 

1.33. Известно, что из 100 студентов живописью увлекаются 

28, спортом 

− 42, музыкой − 30, живописью и спортом − 10, жи-

вописью  и  музыкой 

− 8, спортом  и  музыкой  − 5, живописью, 

спортом и музыкой 

− 3.  

Определить количество студентов:  
а) увлекающихся только спортом;  
б) ничем не увлекающихся. 

.

D

C

B

A

C

A

D

C

A

C

B

A

)

ж

);

C

B

(

B

)

B

A

(

)

е

);

D

B

A

(

)

B

A

(

)

д

);

B

B

B

A

(

B

)

г

;

D

C

A

C

B

A

C

A

)

в

;

C

D

C

B

A

)

б

;

B

A

C

B

A

)

а

.

B

)

C

B

A

(

)

C

B

A

(

)

д

);

C

B

A

(

)

C

B

(

)

B

A

(

)

г

);

C

B

A

(

)

C

B

A

(

)

в


background image

 

19

1.34.  Экзамен  по  математике  сдавали 250 абитуриентов, 

оценку  ниже  пяти  баллов  получили 180 человек,  а  выдержали 
этот экзамен 210 абитуриентов. Сколько человек получили оцен-
ки 3 и 4? 

1.35. В школе 1400 учеников. Из них 1250 умеют кататься на 

лыжах,952 – на  коньках.  Ни  на  лыжах,  ни  на  коньках  не  умеют 
кататься 60 учащихся.  Сколько  учащихся  умеют  кататься    и  на 
лыжах, и на коньках? 

1.36. В группе из 100 туристов 70 человек знают английский 

язык, 45 знают французский язык и 23 человека знают оба языка. 
Сколько туристов в группе не знают ни английского, ни француз-
ского языка? 

1.37.  В  олимпиаде  по  математике  принимало  участие 40 

учащихся.  Им было предложено решить одну задачу по матема-
тике,  одну  по  геометрии  и  одну  по  тригонометрии.  Результаты 
проверки:  

 

Решены задачи 

Кол-во решивших 

По алгебре 20 
По тригонометрии 18 
По геометрии 18 
По алгебре и геометрии 7 
По алгебре и тригонометрии 8 
По геометрии и тригонометрии 9 

 
Известно  также,  что  ни  одной  задачи  не  решили  трое. 

Сколько  учащихся  решили  все  три  задачи?  Сколько  учащихся 
решили две задачи? 

1.38.  Пусть  А – подмножество  множества  натуральных  чи-

сел, каждый элемент множества А есть число, кратное или 2, или 
3,  или 5. Найти  число  элементов  в  множестве  А,  если  среди  них 
имеется: 70 чисел,  кратных 2; 60 чисел,  кратных 3; 80 чисел, 
кратных 5; 32 числа, кратных 6; 35 чисел, кратных 10; 38 чисел, 
кратных 15, и 20 чисел, кратных 30. 

1.39.  В  штучном  отделе  магазина  посетители  обычно  поку-

пают либо один торт, либо одну коробку конфет, либо один торт 
и одну коробку конфет. В один из дней было продано 57 тортов и 


background image

 

20

36  коробок  конфет.  Сколько  было  покупателей,  если 12 человек 
купили и торт и коробку конфет? 

1.40.  В  спортивном  лагере 65% ребят  умеют  играть  в  фут-

бол, 70% – в волейбол и 75% – в баскетбол. Каково наименьшее 
число ребят, умеющих играть и в футбол, и в волейбол, и в бас-
кетбол? 

1.41.  Каждый  из учеников  класса  в  зимние  каникулы  ровно 

два раза был в театре, при этом спектакли А, В и С видели соот-
ветственно 25, 12 и 23 ученика.  Сколько  учеников  в  классе? 
Сколько из них видели спектакли А и В, А и С, В и С? 

1.42.  В  течение  недели  в  кинотеатре  демонстрировались 

фильмы  А,  В  и  С.  Из 40 школьников,  каждый  из  которых  про-
смотрел либо все три фильма, либо один из трех, фильм А видели 
13,  фильм  В – 16, фильм  С – 19 школьников.  Сколько  учеников 
просмотрели все три фильма. 

1.43.  В  отряде  из 40 ребят 30 умеют  плавать, 27 умеют  иг-

рать  в  шахматы  и  только  пятеро  не  умеют  ни  того  ни  другого. 
Сколько ребят умеют плавать и играть в шахматы? 

1.44.  На  уроке  литературы  учитель  решил  узнать,  кто  из 40 

учеников класса читал книги А, В и С. Результаты опроса оказа-
лись таковы: книгу А читали 25 учащихся, книгу В – 22, книгу С 
–  также 22. Книги  А  или  В  читали 33 ученика,  А  или  С – 32, В 
или С –  31; все три книги прочли 10 учащихся. Сколько учени-
ков прочли только по одной книге? Сколько учащихся не читали 
ни одной из этих трех книг? 

1.45.  Среди  абитуриентов,  выдержавших  приемные  экзаме-

ны в вуз, оценку «отлично» получили: по математике – 48 абиту-
риентов, по физике – 37, по русскому языку – 42, по математике 
или физике – 75, по математике или русскому языку – 76, по фи-
зике  или  русскому  языку – 66, по  всем  трем  предметам – 4. 
Сколько абитуриентов получили хотя бы одну пятерку? Сколько 
среди них получивших только одну пятерку?