Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4975

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

или валиком, покрытые серым ангобом и лощением, иногда с резным геометриче-

ским орнаментом на плечиках. Эти сосуды находят аналогии на обширной террито-

рии от Монголии до Крымских степей в материалах памятников скифо-сарматского

времени (Novgorodova, Volkov, 1982, с. 106, рис. 63, с. 96, рис. 53, 3, с. 108, рис. 65,

15с; Грач, 1980, с. 186, рис. 49, 5; Мошкова, 1963, табл. 6, 36; Крис, 1981, с. 111, табл.

31,

 10-12).

На этапе Джетыасар II среди кружек появляются и становятся резко преобла-

дающими широко открытые сосуды с маленьким уплощенным дном, с прямыми

или округлыми стенками, с кольцеобразными ручками на тулове, часто со шпень-

ком для прикрепления, с простым, чуть утонченным, отогнутым наружу краем.

Большинство этих кружек — сероглиняные с темно-серым до черного ангобом и

лощением, украшены прорезным или прочерченным орнаментом в виде сочетания

прямых и зигзагообразных линий. Небольшая часть кружек имеет раздутое тулово и

резко отогнутый край, к которому прикреплена вертикальная ручка. На горле -

горизонтальное рифление. Такую же кувшиновидную форму имеют и некоторые

горшки без ручек с нешироким рифлением на верхней части плечиков. Возможно, к

концу этого этапа относятся горшки с рифлеными венчиками.

И на этапе Джетыасар III наибольшее распространение имеют тонкостенные

кружки с простым отогнутым краем горла, отделенным от тулова резким уступом.

Эта форма кружек, с густым ярко-красным, красно-коричневым, иногда до черно-

го, ангобом и лощением, непосредственно связана с одним из характерных джхтыа-

сарских типов кружек, но отличается несколько более вытянутыми пропорциями,

менее раздутым туловом и своеобразным способом прикрепления кольцевидной

ручки, глубоко вдавленной в стенку тулова. Небольшую часть находок составляют

продолжающие бытовать широко открытые кружки с округлым туловом, но с петле-

образной ручкой, идущей от края и иногда поднимающейся выше края сосуда.

Встречены отдельные экземпляры кружек цилиндрической формы, с маленькой

петлеобразной ручкой, с густым красным ангобом и лощением. У некоторых кру-

жек - петлеобразные ручки с плоской многогранной площадочкой на верхней части

(рис. 82).

Уже в нижних слоях исследованных нами джетыасарских поселений встречались

сосуды, украшенные резным пояском из заштрихованных и незаштрихованных

треугольников, со сплошным зонным штамповым орнаментом, в частности с поло-

сой подтреугольных штамповых вдавлений, с пунсонным и резным зигзагообраз-

ным узором (рис. 63, 69, 77, 80). Сосуды с подобной орнаментацией продолжали

бытовать и в слоях этапа Джетыасар II. Это прежде всего относится к сосудам с гео-

метрическим орнаментом в виде сочетания прямых и зигзагообразных линий.

В культурных слоях городищ и погребальных комплексах периодов 16 и 1в до-

вольно часто встречаются кувшины и кружки, снабженные ручками с зооморфными

налепами или ручками в виде зверька, с проработанными лапами и даже пальцами.

Необходимо отметить, что наряду с характерной джетыасарской керамикой в куль-

турных слоях городищ и в погребальных памятниках встречено немало сосудов, рез-

ко отличных от типичных для джетыасарской культуры. Так, например, в период 16

появляются кувшины с характерным горизонтальным мелким рифлением на тулове

и с одним или двумя горизонтальными валиками на горле. Часть этих кувшинов, в

отличие от таких же, найденных в слоях более позднего времени, изготовлена на

ножном гончарном круге. Близкие по форме кувшины с рифленым туловом и вали-

ком на горле известны в районах верховьев р. Арысь, в нижнем слое городища

Ак-тобе 2 близ Чардары (см. Вайнберг, Левина, 1968, с. 58, рис. 24,

 2).

В слоях городищ того же периода 16 распространяются кувшины с несколько

иными пропорциями (более широким дном) того же яйцевидного тулова, со свет-

• Зак. 4052

193


background image

лым ангобом на поверхности. Единичные находки таких кувшинов отмечены в

культурных слоях соседней чирикрабатской культуры третьего этапа, датируемого
Ш-П вв. до н.э. (Вайнберг, Левина, 1993, рис. 74 в).

К периоду 16 относятся находки небольших кувшинов с плавным переходом от

горла к тулову (без уступа или валика), с характерным покрытием поверхности ан-
гобом красного цвета, но столь низкого качества, что он напоминает плохо поло-

женную "пачкающуюся" краску (рис. 83).

К концу периода 16 может относиться и появление в культурных слоях поселе-

ний кружек с усеченно-коническим туловом, с прикрепленной к средней части ту-

лова кольцевидной ручкой, покрытых, как и вышеупомянутые кувшинчики, легко

снимающимся красным ангобом или краской (рис. 84). Как и у подавляющего
большинства ранних джетыасарских кружек, у последнего типа прочерченной сна-
ружи линией выделен край. В слоях периодов 16 и 1в встречены единичные экзем-

пляры светлоангобированных кружек горшковидной формы с относительно широ-
ким дном, которые имеют аналоги в материалах нижних слоев среднесырдарьин-
ских культур первого этапа (Левина, 1971, с. 132, рис. 44, 70). В период 1а в первом и
втором строительном горизонте городища Томпак-асар отмечено несколько горш-
ковидных станковой работы сосудов с валиком под горлом, характерных для перво-
го этапа соседней чирикрабатской культуры (IV в. до н.э., см. Вайнберг, Левина,

1993).

Необходимо отметить, что в погребальных памятниках наряду с обычными дже-

тыасарскими сосудами встречено немалое число кувшинов, горшков, мисок, кружек
и чаш, нехарактерных для джетыасарского керамического комплекса (рис. 83, 84). Сре-
ди подобных сосудов упомянем кувшины и горшки второй группы керамики, изго-
товленные, как и джетыасарские, ручной лепкой, но гораздо небрежнее, чем джетыасар-
ские, и отличающиеся от последних не только формой (относительно широкое дно, не-

высокое, часто лишь намеченное раструбообразное горло, иные пропорции тулова), тех-
нологией изготовления, но и характером легко стирающегося, очень нестойкого ангоб-
ного покрытия красного цвета. Эти сосуды найдены в погребениях курганов №№97, 98,

118, 132, 137, 138, 439 некрополей Алтынасар 4 (рис. 83, 84) и в курганах могильников

Косасар 2 и Бедаикасар (Левина, 19936, рис. 43). Там же были и близкие по форме сосу-

ды, но покрытые жидким беловатым ангобом, подобно обнаруженным в погребениях

курганов №№203, 249 некрополей Алтынасар 4. Аналогичные сосуды широко представ-

лены в ранних памятниках среднесырдарьинских культур предгорных районов
Тянь-Шаня, верховьев р. Арысь, в Кетмень-тюбе, в Южном Казахстане (Левина, 1971,
рис. 58,

 5, 29,

 Кожомбердиев, 1977, рис. 5,

 2).

 В могильнике Косасар 2 такие сосуды бы-

ли в погребениях курганов №№7, 14, 21, 72, 76 (Левина, 19936, рис. 43,

 1, 2, 10-11).

 Надо

отметить, что на многих вышеописанных горшках, покрытых нестойким, "пачкающим" ,
красным ангобом, был характерный джетыасарский орнамент в виде симметрично рас-
положенных налепных шишечек (рис. 83; Левина, 19936, рис. 115). В катакомбном по-
гребении кургана №224 некрополя Алтынасар 4к поставлен станковой работы кувшин,
покрытый жидким беловатым ангобом, по своей форме и технологии тождественный
распространенным в ранних памятниках отрарско-каратауской культуры, прежде всего
районов р. Арысь (Левина, 1971, с. 198 и ел., рис. 63, 66; Байпаков, Подушкин, 1989,
табл. III, IV). В тех же материалах находят аналоги и кувшины погребений курганов
№№214, 221, 222 того же некрополя Алтынасар 4к (Левина, 1994, рис. 95). В некоторых
ямных пофебениях и в отдельных пофебениях в ямах с боковыми нишками могильни-
ков Алтынасар 4 находили миски, тазы, также резко отличавшиеся от обычных джетыа-
сарских по своей форме, выделке, орнаментации. Такие сосуды с "пачкающим" красным
или нестойким жидким светлым ангобом на поверхности, с прорезными горизонталь-

ными полосами на верхней части тулова (как, например, из пофебений курганов

194


background image

№№196, 197, 205,419/2, рис. 83, 84) или с расширяющимися кверху прямыми стенками,
с двумя ручками с шишечками наверху (как, например, из погребения кургана №138)
подобны распространенным в уже неоднократно упоминавшихся ранних памятниках
среднесырдарьинских культур (Левина, 1971, рис. 59). Аналогичные миски, тазы встре-
чались в курганах и других джетыасарских некрополей, прежде всего в могильнике Ко-
сасар 2 (Левина, 19936, рис. 44, 8). В могильниках Алтынасар 4в, 4л, 4и, 4к найдены
кружки с "пачкающим" красным ангобом, с прямыми, слегка расширяющимися кверху

стенками (курганы №№132, 194, 221, 376/2, рис. 84), а также с удлиненным, слегка
округлым туловом, простым краем, покрытые жидким розоватым ангобом (курганы
№№162, 247, 396), идентичные распространенным в памятниках последних веков до
н.э. — первых веков н.э. районов Тянь-Шаня и Алая, среднесырдарьинских культур
(Левина, 1971, рис. 44, 74 -109; 59; 60,

 21-26;

 Кожомбердиев, 1963, рис. 10). В погребаль-

ных инвентарях джетыасарских курганов зафиксировано также немало аналогичных по
форме джетыасарским кружкам чаш с шаровидным туловом, высоким горлом, малень-
ким округлым или чуть уплощенным дном, с красным или серо-черным ангобом и ло-

щением (Левина, 1994, рис. 119, курганы №№58, 164, 430). Такие сосуды широко из-
вестны в культурных слоях джетыасарских поселений ранних периодов этапа Джеты-
асар I. Близкой формы сосуды (иногда с чуть расширяющимся кверху горлом, иной сте-
пенью округлости дна, подобные найденным в курганах №№137,138,215 и др., см. Левина,

1994, рис. 119) характерны для саргатской культуры Зауралья V-II вв. до н.э. (Корякова,

1988, с. 98-99, рис. 26; Погодин, Труфанов, 1991, с. 113, рис. 6, с. 118, рис. 8,

 6-8,

 Могиль-

ников, 1992а, с. 301, табл. 127,

 1, 2, 4и

 др.). Аналогичные сосуды в значительном числе

встречены и в могильнике Косасар 2 (Левина, 19936, рис. 45,

 1-5, 13).

В нескольких ямных погребениях могильников Алтынасар 4в, 4л, Косасар 2 сохра-

нились бронзовые и имитирующие их глиняные котлы с яйцевидным или округлым ту-

ловом, высокими ручками, иногда с горизонтальным валиком на тулове, с коническим

поддоном (например, курганы №№92, 131, 233, рис. 65). Тождественные бронзовые
котлы и их глиняные копии мы находим в материалах Тувы, Западной Монголии,
Юго-Западной Сибири, Киргизии (Novgorodova, Volkov, 1982, с. 86, рис. 43; Доржсурен,

1962, рис. 7; Волков, 1967, с. 129, рис.16; Киселев, 1951, табл. XXVII; Членова, 1967, табл.
18; 19; Кызласов, 1979, рис. 35; Мандельштам, Стамбульник, 1992, табл. 79; Могильни-

ков, 19926, табл. 120,

 29

; Кибиров, 1959, с. 106, рис. 17; Засецкая, 1994, рис. 22-23), в

материалах памятников, большинством исследователей (авторов) связываемых с ис-
торией хуннов-сюннов.

В конце этапа Джетыасар II и начале этапа Джетыасар III на типичных джетыа-

сарских сосудах широко распространяются прорезные и прочерченные орнаменты
на венчиках и тулове типа "елочки", "сетки", зигзагообразных рисунков с опреде-

ленными зонами. Аналогии этим орнаментальным мотивам находим в тех памят-

никах Семиречья, которые их исследователи связывают с тюркскими племенами
(Бернштам, 1952, табл. LIV, LVI, LIX и др.; Кожемяко, 1959, с. 40, табл. VII, с. 29,

табл. 3; Байпаков, 1966, №8, с. 65, рис. 3).

Как следует из рассмотренного материала и предыдущих публикаций, джетыа-

сарский комплекс предстает как особо своеобразный, со специфическими чертами,
сохраняющимися на протяжении всей истории культуры. Наличие такой устойчи-
вой традиции, проявляющейся в формах, пропорциях, технологических приемах,
позволяет рассматривать данную керамику как важнейший критерий определимо-
сти джетыасарской культуры и дифференцирующего признака на всей территории
ее распространения вплоть до Юго-Западной Ферганы и Северного Кавказа
(Левина, 19816; она же, 1990). Поэтому появление любых "чужих" форм и элементов

фиксируется достаточно отчетливо. В этом плане на основе анализа вышеприведен-
ного материала возможно говорить, например, о привнесении "чужой" керамики во

195


background image

II—I вв. до н.э. из присырдарьинских и приугорских районов Южного Казахстана,

Киргизии (юечжи, гунны?), с одной стороны, и районов верховьев Иртыша, Тобола,

Ишима (угры?) — с другой. Нам представляется, что абсолютное большинство за-

фиксированной "чужой" посуды невозможно объяснить торговыми связями. Ее

бытовой и относительно массовый характер, при достаточно низком техническом

качестве, не позволяет думать о такой керамике в качестве предмета экспорта или

импорта. Скорее всего, речь может идти о переселении в районы расположения

джетыасарских поселений определенных масс инокультурного, иноэтничного насе-

ления.

§ 2. ОРУЖИЕ И КОНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

В

 джетыасарских памятниках оружие представлено достаточно раз-

нообразно: кинжалы, мечи, луки, стрелы, копья. В культурных слоях городищ най-

дены лишь бронзовые, костяные, железные наконечники стрел и костяные наклад-

ки сложного лука.

В то же время, насколько можно судить, учитывая массовый характер древних

ограблений, оружие было обязательной принадлежностью всех мужских и многих

женских погребений. Но, очевидно, именно оружие (помимо украшений) являлось

наиболее желанной добычей тех же грабителей. Мечи (в основном, фрагментиро-

ванные) сохранились в 24 мужских погребениях. Положение мечей в могилах по-

зволяет говорить о двух способах их ношения: слева от пояса, вдоль левого бедра и

справа, за правым плечом. Последнее зафиксировано в нескольких погребениях в

ямах с боковыми нишками, при этом остатки рукояти лежали под правой ключицей

(см. курганы №№365, 408 некрополя Алтынасар 4о и др.). Положение меча от пояса

слева, вдоль левого бедра отмечено и в погребениях того же типа и в ямных захоро-

нениях (см., например, курганы №№164, 355, 356 могильников Алтынасар 4в, 4о;

курган №53 мог. Томпакасар и др.). Клинки всех мечей двулезвийные, линзовид-

ные, уплощенные или двояковыпуклые (рис. 85), шириной 4-6 см, длиной 68-90 см.

Большинство сохранившихся мечей имело прямое перекрестье (например, в курга-

нах №№252, 356, 365, рис. 85). У некоторых мечей перекрестье отсутствовало (или

было деревянным, как, возможно, у мечей из курганов №№408, 358 некрополя

Алтынасар 4о). Ни у одного из мечей не сохранилось полностью навершья, всегда

отломанного грабителями, часто вместе с перекрестьем (как, например, у мечей из

курганов №№164, 159, 478 и др.). На некоторых мечах сохранился деревянный тлен

от ножен, изредка со следами красной краски. У меча из погребения кургана №164

(рис. 85) на клинке сохранилась часть бронзовых ножен, навершье же с пере-

крестьем и конец клинка — отломаны. Подобные мечи с прямым железным же пе-

рекрестьем широко известны в памятниках Приуралья, Поволжья, Средней Азии,

Кавказа и других районов Ш-И вв. до н.э. (Хазанов, 1971, с. 6 и ел., табл. III, IV;

Шилов, 1959, рис. 40, 49; он же, 1975, с. 115, рис. 49; Мошкова, 1989, табл. 81; Ман-

дельштам, 1966, табл. XXXIX, /,

 2,

 Каменецкий, 1989, табл. 93; Могильников,

1992а, табл.119). Аналогичные джетыасарским длинные мечи без металлического

перекрестья и навершья характерны для памятников уже указанных районов

II-IVBB. Н.Э.

 (Хазанов, 1971, с. 16, табл. X).

Железные кинжалы, двулезвийные и однолезвийные, сохранились в 42 погребе-

ниях некрополей Алтынасар 4, Косасар 2, Томпакасар. Кинжалы находились как в

мужских, так и в женских погребениях (например, в кургане №160 в захоронении

женщины с новорожденным). Часто кинжалы встречались вместе с мечами. Поме-

щались кинжалы в мужских погребениях как справа, так и слева у пояса, в женских

196


background image

захоронениях - только слева. Лезвие кинжалов в большинстве случаев двулезвий-

ное, линзовидное в сечении, но встречено немало и однолезвийных кинжалов

(рис. 86). Длина клинка - в среднем 25 см, ширина - 4 см. Немало кинжалов имели

прямое железное перекрестье, но навершье у всех этих кинжалов было целиком или

частично отломано. Многие кинжалы были лишены металлического перекрестья

(но имели расширение в верхней части перед рукоятью). Ареал распространения

всех этих кинжалов идентичен ареалу распространения мечей, так же, как их хроно-

логические рамки. Обычно кинжалы имели деревянные ножны, от которых сохра-

нялись деревянный тлен и кусочки дерева со следами красной краски. На рукояти

деревянная обкладка крепилась бронзовыми и железными гвоздями. В некоторых

курганах зафиксированы кожаные ножны, подобные найденным в погребении I

кургана №454 могильника Алтынасар 4р. Несмотря на огромное число древних

ограблений, находки кинжалов отмечены более чем в 40 курганах.

В одном из курганов (погребение 3 кургана №11 могильника Косасар 2, см. Ле-

вина, 19936, рис. 46,

 17)

 сохранился железный наконечник копья лавролистной

(ланцетовидной) формы, длиной 29 см, с длиной пера 21,5 см (рис. 86). Подобные

железные наконечники копий распространены в материалах памятников Северного

Кавказа, Волго-Камья, Северного Причерноморья начиная, по крайней мере, с

VII в. до н.э. (Халиков, 1977, с. 188-196, рис. 73), а в IV-III вв. до н.э. - это довольно

частая находка и в сарматских памятниках Поволжья (Хазанов, 1971, с. 44-50, табл.

XXVI,

 4;

 XXVII,

 2, 4, 7).

Костяные накладки сложного лука, различной степени сохранности, отмечены

как в культурных слоях джетыасарских городищ, так и в 37 грунтовых погребениях

всех четырех типов и в склепах (в основном, в мужских захоронениях). В культур-

ных слоях городищ найдены лишь концевые костяные и роговые накладки. Любо-

пытно, что в уже не используемой по прямому назначению западной башне горо-

дища Томпак-асар было множество "полуфабрикатов" разной степени готовности. В

погребениях же все луки находились справа от захороненного, нередко рядом с лу-

ком или поверх него помещали колчан со стрелами. Отдельные находки фрагментов

бересты заставляют предполагать существование берестяных коробок, внутри кото-

рых помимо лука находился и колчан со стрелами, подобно найденному во впуск-

ном захоронении на поселении Актобе 2 в районе Чардары (Вайнберг, Левина, 1968,

с. 74, рис. 31). Судя по находкам, в джетыасарских курганах представлено несколько

типов сложных луков. Большинство луков имело по четыре разновеликих концевых

и по три срединных костяных накладки, две боковые и одна фронтальная. У части

луков были дополнительные накладки, лежавшие на деревянной основе лука между

концевыми и срединными (рис. 87-91). У многих луков зафиксирована четвертая

срединная накладка - вторая фронтальная, имевшая явно лишь декоративные

функции и обычно представлявшая собой фигурные костяные или деревянные

пластинки. На некоторых костяных накладках, как и на деревянной основе лука,

сохранились следы красной краски (рис. 90). Вероятной принадлежностью луков

являлись костяные, каменные или деревянные выпукло-вогнутые округлые или

овальные в плане пластины, а также небольшие костяные цилиндры, очевидно,

предназначенные для защиты пальцев руки при натягивании тетивы (рис. 88-91)

2

.

Костяные накладки луков, зафиксированные в джетыасарских памятниках, принад-

лежат к типам сложных луков, известным в некоторых культурах Южной Сибири,

Приуралья, Поволжья, Зауралья, Казахстана, Средней Азии по крайней мере с кон-

ца III в. до н.э. по VI-VII вв. н.э. (Хазанов, 1971, с. 28-44; Могильников, 19926,

2

 Например, в погребении кургана №190, вблизи положенного поверх захороненного сложного

лука был полусферической формы деревянный предмет с углублением в центре плоской стороны,

выложенным бронзовой пластинкой, к которой двумя гвоздями прибит кожаный ремешок (рис. 91).

197