Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4982

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

более чем в 250 погребениях, среди орудий труда сохранились целые или фрагмен-

тированные разновеликие железные ножи, однолезвийные, с прямой, реже — со

слегка изогнутой спинкой. Суженный по сравнению с лезвием черенок имел дере-

вянную, изредка - костяную рукоять (рис. 97). Железные ножк помещали в погре-

бение независимо от присутствия там кинжала или меча. Практически в каждом за-

хоронении, где зафиксировано какое-либо оружие, был и железный нож. Неодно-

кратно в погребениях железные ножи лежали рядом с миской, блюдом или куском

циновки с тазобедренной частью барана, во многих подбойных мужских погребени-

ях ножи были привешены к поясу рядом с кинжалом. Большинство же ножей лежа-

ло рядом или под кистью захороненного или захороненной. В женских погребениях

помимо основного ножа обычно присутствие той же формы маленького железного

ножичка, положенного рядом с зеркалом и другими туалетными принадлежностями

(рис. 98). Аналогичные джетыасарским железные ножи достаточно широко распро-

странены в памятниках второй половины I тыс. до н.э., а также в первых веках и в

середине I тыс. н.э. Такие ножи изучались К.Ф.Смирновым, А.М.Мандельштамом,

Б.АЛитвинским и другими исследователями (Смирнов, 1964, рис. 48, 28; Ман-

дельштам, 1966, с. 88 и ел., табл. XLVIII, XLIX; Литвинский, 1978, с. 10 и ел., табл.

3; Могильников, 19926, табл. 123).

Нередко в джетыасарскйх поселениях и курганах находили различные острия,

проколки, гвозди, орудия типа долота (рис. 101), костяные и роговые "кочедыки",

иногда орнаментированные пунсонным узором (рис. 104), деревянные, металличе-

ские и костяные ложки, обычно в кожаном чехле (см. погребение I кургана №454,

рис. 150).

В детских погребениях и в культурных слоях городищ встречались и принад-

лежности детских кроваток — костяные "сунаки". Костяные рукояти ножей и проко-

лок, шильев сохранились в 38 курганах и в 7 жилых помещениях (рис. 104). Некото-

рые из рукоятей имели прорезной орнамент.

Более чем в сотне погребений и в таком же количестве жилых помещений обна-

ружены керамические пряслица (рис. 99, 100), при этом в отдельных захоронениях

их было по нескольку экземпляров, надетых на один деревянный стержень

(веретено) (курганы №№252, 266 некрополя Алтынасар 4м). Пряслица находили

как в женских, так и в мужских погребениях. Большинство найденных пряслиц

имеют усеченно-биконическую форму с различной степенью уплощенности и

скругленности. Как правило, эти пряслица покрыты густым красно-коричневым

или серо-черным ангобом и лощением, изредка с прочерченным геометрическим и

точечным орнаментом. Немало было встречено в погребениях и пряслиц, выточен-

ных из стенок сосудов горнового обжига. Аналогичные последним пряслица рас-

пространены в материалах соседних земледельческих культур Средней Азии и Ка-

захстана, отмечены и в материалах скотоводов евразийских степей, как, например, у

ранних сарматов Поволжья и Приуралья (Мошкова, 1963, табл. 21,

 9-10, 13, 16, 24,

25;

 Смирнов, Петренко, 1963, табл. 19,

 5-6, 11-12),

 так и в памятниках Зауралья

(Могильников, 1992а, табл. 119,

 29-31, 35-40),

 Забайкалья (у ранних кочевников Ту-

вы , см. Мандельштам, Стамбульник, 1992, табл. 81, 18; в ранних хуннских памятниках,

Коновалов, 1976, табл. XX,

 8, 9).

 Тождественные джетыатарским усеченно-бикони-

ческие пряслица с разной степенью уплощенности широко известны прежде всего в

материалах саргатской культуры Зауралья, также в памятниках савроматов и ранних

сарматов Поволжья и Южного Приуралья (Могильников, 19926, табл. 123; Смирнов,

1989, табл. 68,

 24, 59, 40, 77,

 Мошкова, 1963, табл. 23,

 14, 36, 42).

В нескольких детских погребениях были различной сохранности бронзовые иг-

рушки, в том числе и типа погремушки, в виде десяти бронзовых конусов, вырезан-

ных из тонких листиков бронзы, соединенных основаниями в два ряда по пять штук

в каждом ряду вместе с полушарными нашивными бляшками (рис. 110).

203


background image

В джетыасарских памятниках встречено немало и предметов из дерева. Прежде

всего речь идет о деревянных сосудах в виде чаш, кружек, различной формы блюд.

Помимо шести весьма фрагментированных таких изделий из жилых помещений

различных строительных горизонтов Томпак-асара подобные сосуды в той или иной

степени сохранились более чем в ста погребениях (см. табл. 1, 2). Во всех курганах

могильника Алтынасар 4м деревянная посуда представлена особенно широко и раз-

нообразно, но зафиксирована она и в погребениях курганов и многих других некро-

полей. В основном это были крупные, овальные, реже круглые в плане блюда, ино-

гда на коническом поддоне или на четырех ножках (рис. 102, 103, курганы №№256,

190, 393, 260, 266, 247, 251, 280), но наиболее частой находкой явились кружки и

чаши, с прямыми или слегка скругленными стенками и кольцевидной ручкой на

тулове (курганы №№260, 266, 160, 293, 255). Кружки ставились рядом с кувшина-

ми, флягами, двуручными сосудами, изредка помещались и внутри сосудов для

жидкости (например, в погребениях курганов №№160, 293 и др.), некоторые круж-

ки были вырезаны из капа (курганы №№255, 266, рис. 102). Наиболее близкие ана-

логии (иногда вплоть до тождества) деревянным блюдам и кружкам находим' среди

погребальных памятников Таласской и Кетмень-Тюбинекой долин, верховьев

Чаткала (Бернштам, 1940; Кожомбердиев, 1963; он же 1977; Кибиров, 1959), немало

их и среди материалов памятников ранних кочевников Тувы (Мандельштам, 1992,

табл. 83).

В тех же районах Тянь-Шаня встречаем значительное число плетеных корзин с

крышками, подобных полностью или частично сохранившимся в некоторых жилых

помещениях городищ Томпак-асар (например, в помещении 102 раскопа I; в поме-

щении №3 раскопа IV), Бедаик-асар (например, в помещении 7 раскопа I) и в 14

погребениях могильников Алтынасар 4 (в курганах №№260, 263, 265, 326, 427 и

др.). В нескольких погребениях сохранились части овальных, круглых или подпря-

моугольных в плане коробочек (с крышками), мисочек, иногда со следами красной,

голубой краски на поверхности (рис. 103). В погребении кургана №420 был дере-

вянный косметический сосудик с крышкой. Многие деревянные сосуды имели

бронзовые окантовки и скобы по краю сосуда, а некоторые блюда - и по всей по-

верхности были обиты тонкими бронзовыми листами и полосками (рис.103). При

окантовке применялись мелкие бронзовые и железные гвозди (рис. 101).

В плетеных корзинах и деревянных коробочках-шкатулках лежали туалетные

наборы и украшения. Нередко деревянные шкатулки, внутри которых находились

предметы туалета и "драгоценные" украшения, дополнительно обтягивались тканью

и кожей. Так, например, в маленькой деревянной шкатулке, обтянутой красного

цвета кожей, из погребения кургана №34 могильника Томпакасар, были сотни

бронзовых разновеликих полушарных бляшек и более 600 бисеринок. В обтянутой

красной кожей корзинке из погребения кургана №265 некрополя Алтынасар 4р на-

ходились и украшения из кабаньих клыков. Но, как правило, при раскопках встре-

чались уже с пустыми после древних ограблений шкатулками, корзинками и ларца-

ми, как, например, из погребений курганов №263 могильника Алтынасар 4м или

№292 некрополя Алтынасар 4о. В последнем случае в погребении кургана №292

грабители, выбрав все ценное из деревянного ларца, бросили его обратно в могиль-

ную яму, оставив внутри ларца лишь матерчатый мешочек с зеркалом, деревянный

гребень, железный ножичек, брусочек мела и створку крупной речной раковины.

Сам ларец (размером 250x250 мм, высотой 105 мм) изготовлен из деревянных доще-

чек и снаружи окантован бронзовыми полосами (длиной 12-15 мм, толщиной

1,5 мм). Внутри ларца по дереву и бронзовому каркасу шел деревянный шпон, по-

верх которого наклеена кожа ровного красного цвета и тонкий ярко-красный

(китайский) шелк. Шатровой формы крышка (размером 260x260x53 мм) сооружена

204


background image

из деревянных дощечек. По нижнему краю крышки проходила бронзовая, загнутая

под углом в 60° полоса-крепление. Снаружи крышка обклеена толстой кожей, на-

борной и профилированной, возможно сделанной шероховатой искусственно. Вы-

пуклый центр крышки (размером 122,5x122,5 мм) имеет вдавленный четырехло-

пастной с бутонообразными навершиями орнамент и бронзовые украшения-набал-

дашники по углам. Узор черного цвета по красному фону кожи нанесен по способу

аппликаций. К центральному квадрату прилегает полоса черного цвета (шириной 36

мм), согнутая под углом 60°. Внизу были четыре отдельные кожаные полосы черно-

го цвета, окаймленные красными полосочками. Составленная из железных колец

(диаметром 15 мм) железная цепь с четырьмя креплениями обвивала ларец вместе с

крышкой, вероятно, служила ручками ларца. Плетение цепочки представляло собой

два в два кольца, затем сложное переплетение попарно и одновременно одно в одно

кольцо (рис. 105). Отметим, что подобный отмеченному на крышке растительный

орнамент и особенно его элементы известны и в керамических комплексах дже-

тыасарской культуры на ее позднем этапе (Левина, 1971, рис. 20, 38), широко рас-

пространены у народов Тувы, Бурятии, Монголии, северо-востока Средней Азии

вплоть до современности. Часто такой узор или его компоненты, выполненные в

технике аппликации и вышивки, встречаются на различных изделиях из кожи и

войлока (Вайнштейн, 1974, с. 141, рис. 96,

 2),

 особенно в районах Алтая и Забайка-

лья, начиная со скифского времени (см. раскопки в Пазырыке. Руденко, 1953,

рис. XXIV, /, XXXIX,

 3,

 XCV; Грязное, 1958, рис. 50, 51, 63).

Дерево в джетыасарских жилых и погребальных памятниках применялось очень

широко, прежде всего в дверных коробках, лестничных ступеньках, перекрытиях

и т.п. В одном из погребений в кургане №255 могильника Алтынасар 4м были две

части детской кроватки, или "люльки", на высоких ножках, вырезанные из одного

толстого ствола дерева.

В культурных слоях периода 1в на городищах Томпак-асар (раскопы I, IV, VII),

"Большой дом" Алтын-асара и в целом ряде подкурганных грунтовых погребений и

в камерах склепов (см. табл. 1; 2) сохранились фрагменты сосудов (в основном чаш)

из фасеточного стекла, вероятно, римского (возможно, византийского) производ-

ства (Левина, 1966, с. 55, рис. 6, 35; она же, 1993а, рис. 39,

 2-4),

 аналогичные обна-

ружены в причерноморских памятниках II-IV вв. н.э. (Кропоткин, 1970, с. 75; Со-

рокина, 1982, с. 40 и ел., 101, рис. 2).

Как видно из рассмотренного материала, для джетыасарских комплексов харак-

терно значительное разнообразие и многочисленность всех категорий предметов

быта и орудий труда, говорящих о достаточно сложной организации быта и произ-

водственной деятельности. При этом важно напомнить, что как и для керамики, так

и здесь хорошо прослеживается жесткая устойчивость традиции (внешнего вида и

изготовления), на фоне которой опять же заметны все привнесенные элементы

других культур (например, часть пряслиц) и, естественно, особенно резко выделя-

ются все импортные предметы.

§ 4. ОДЕЖДА

Как правило, при археологических раскопках столь древних памят-

ников остатки одежды не сохраняются. Однако, благодаря сухому климату пустыни,

даже учитывая то обстоятельство, что, к сожалению, около 84,4% раскопанных

джетыасарских подкурганных грунтовых погребений и все подкурганные же кир-

пичные склепы оказались разграбленными в древности, в джетыасарских могиль-

никах встречено немало фрагментов одежды. Судя по положению скелетов, ограб-

205


background image

ления совершались чаще всего вскоре после захоронения. Безусловно, грабители

были достаточно осведомлены о том, где и что грабить, поэтому, очевидно, самое

ценное ими присваивалось. Но и среди остатков разграбленных погребальных ин-

вентарей было немало интереснейших предметов туалета, украшений, одежды. Как

уже указывалось выше, для всей джетыасарской культуры характерна определенная

нивелировка и повторяемость видов одежды, ткани, кожи, украшений в разновре-

менных джетыасарских погребениях различных типов, а изредка, возможно, отно-

сящихся и к разным этносам. Часть найденных фрагментов тканей от одежды, го-

ловных уборов, а также кожа от обуви и одежды (главным образом из курганов мо-

гильников Алтынасар 4) была подвергнута специальному исследованию (см. Елки-

на, Левина, 1995).

При этом А.К.Елкиной, изучавшей джетыасарские ткани из шелка и хлопка

4

,

было выделено шесть видов ткацких изделий, среди которых наиболее многочис-

ленными оказались хлопчатобумажные ткани простейшей структуры, сотканные из

нитей ручного прядения на веретене. В одном случае (погребение 3 склепа кургана

№276 некрополя Алтынасар 4а) ткань из хлопка была изготовлена по специальной

технологии и предназначалась для счетной геометрической вышивки (рис. 107). Та-

кие ткани из льна известны по этнографическим данным у народов Восточной Ев-

ропы. В нашем случае вышивка производилась нитью, окрашенной пурпуром. Сама

ткань была розовой, окрашенной сафлором уже в готовом виде. Подобное сочетание

материалов, шитье пурпурной нитью по сафлоровому хлопку известно по находке

фрагмента подола платья жрицы из Пархарского могильника на Памире (участок

"Иттифок") I—III вв. н.э. (Фаязова, 1977, с. 35; Древности Таджикистана, 1985,

с. 114, №315).

Третий выделенный А.К.Елкиной вид ткани из хлопка представлен уникальной

находкой (фрагмент рукава, курган №265 некрополя Алтынасар 4р ) многослойного

тканья, выполненного в технике драгоценных полихромных шелков.

Остальные три вида ткацких изделий, выделенных А.К.Елкиной, это шелка:

1) многослойный шелк, сотканный на основе саржевого переплетения (рис. 107,

 5),

в структуре, в которой ткались драгоценные шелка древнего Ирана - большие

многоцветные узорные композиции, шелка известные под названием самит; 2)

шелковые полихромные ткани сложной структуры (как, например, из кургана №260

некрополя Алтынасар 4м) с как бы атласной поверхностью лицевой стороны некру-

ченого шелка, структура которых тождественна китайским шелкам (Лубо-Лесни-

ченко, 1961, с. 67 и ел.), а также 3) значительное число фрагментов некрученого яр-

коокрашенного (мареной, червецом и др.) шелка типа тафты, аналогичного китай-

ским шелкам, известным из раскопок на Алтае и Ноин-Уле (Руденко, 1953; Лу-

бо-Лесниченко, 1961 ).

Коллекция тканей из джетыасарских курганов может дать представление о

местном текстильном производстве и торговых связях этого региона в последние ве-

ка до н.э. по VI-VII вв. н.э. Местный хлопок невысокого прядильного качества

обыгрывался в простых тканях яркой покраской его в спектрально-розовый цвет

сафлором (также местным растением). На эту розовую одежду нашивались металли-

ческие украшения - полусферические бляшки разных размеров (рис. 106, 107,

 2).

Наряду с гладкими одноцветными шелками, употреблявшимися и для отделки .ве-

роятно из Китая, привозились и сложно украшенные многоцветные ткани из Ки-

тая и Ирана.

Почти "поголовное" древнее ограбление джетыасарских погребальных сооруже-

ний отнюдь не способствовало сохранности одежд захороненных. Однако тщатель-

ная полевая фиксация на чертежах и в дневниках, фотодокументация на цветных

слайдах и черно-белых фотопленках всех находок, в том числе и множества фраг-

Шерстяные ткани не исследовались.

206


background image

ментов тканей и кожи, а также их отпечатков на глине, позволяет делать определен-

ные заключения о характере одеяний древнего населения Джетыасарского урочища.

В мужских погребениях от плечевой и поясной одежды сохранились лишь об-

рывки хлопчатобумажной, шерстяной, шелковой ткани, нередко и кожи, прежде

всего от кафтанов и халатов, перехваченных тканевыми, но чаще кожаными пояса-

ми, как правило украшенными наборными серебряными, бронзовыми, изредка

позолоченными бляшками и пряжками. Если абсолютное большинство тканевых,

хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых наплечных одежд в мужских погребе-

ниях были окрашены в розовый (обычно темно-розовый) или коричневый цвет

(сафлор), то кожаные верхние одежды имели коричневый или черный цвет. Крой

как нательных, так и верхних плечевых и поясных мужских одежд остается неиз-

вестным. Судя по расположению обрывков тканей и кожи и по отпечаткам на гли-

не, кафтаны не были длинными. Можно сказать лишь, что верхние мужские ткане-

вые плечевые одежды типа кафтана или халата были распашными. Неясно, как они

запахивались, но скорее всего закреплялись лишь поясами, так как ни в одном муж-

ском погребении не было зафиксировано что-либо подобное каменным, янтарным,

стеклянным или металлическим пуговицам, в избытке встреченным в женских по-

гребениях джетыасарских курганов. Очевидно, верхняя наплечная одежда из тонкой

кожи имела тот же покрой, что и тканевая.

Большинство сохранившейся верхней мужской наплечной одежды было сшито

из шерсти или хлопчатобумажного волокна, окрашенных, как выше упоминалось, в

розовый или коричневый цвет сафлором (например, в курганах №182 могильника

Алтынасар 4е, №454, погребение 1 некрополя Алтынасар 4р). При этом почти в де-

сяти мужских погребениях сохранились обрывки кафтанов или халатов, сшитых из

тончайшего шелка полотняного переплетения типа тафты, ярко-красного цвета

(краситель - марена), вероятно китайского происхождения, как, например, в погре-

бениях кургана №397 могильника Алтынасар 4р. В камере склепа кургана №356

могильника Алтынасар 4л в захоронении воина под хлопчатобумажным тканевым

наборным поясом со сплошными бронзовыми бляшками (100 бляшек) сохранились

фрагменты кафтана из очень тонкого шелка типа тафты, коричневого цвета. В от-

дельных мужских погребениях могильников Алтынасар 4л, 4р, 4в, Томпакасар най-

дены относительно крупные бронзовые и серебряные нашивные полушарные

бляшки, рядами полос, возможно и кругов, украшавшие передние полы верхней

наплечной одежды. Края ворота, бортов, может быть, и обшлага некоторых мужских

кафтанов из шерсти, хлопка или шелка украшались специальными отделками из

полихромного шелка сложной структуры на основе полотняного переплетения. Та-

кая отделка зафиксирована в нескольких курганах, в частности, она сохранилась в

захоронении воина (погребение 3) кургана № 44 некрополя Алтынасар 46. В этой

отделке-кайме, в сложном геометрическом узоре отмечено три цвета: красный, си-

ний и желтый. Широко распространенный в Средней Азии уже в раннем средневе-

ковье обычай украшения мужской наплечной распашной и нераспашной одежды

подобными полихромными узорными отделками-каймой хорошо известен по рос-

писям Афрасиаба, Варахши, Балалык-Тепе, Пенджикента, а также по миниатюрам

XV-XIX вв. (Лобачева, 1979, с. 22-23, 25-27, 30 и ел., рис. 1; 2; Горелик, 1979, с. 54).

Кожаные мужские халаты и кафтаны в Джетыасарских погребениях были глад-

кими или же орнаментированы аппликациями, изредка расшиты цветными нитка-

ми сплошным геометрическим узором.

По остаткам и форме войлочного тлена в нескольких мужских захоронениях (в

могильниках Томпакасар, Алтынасар 46, 4л, 4м, 4р) можно думать, что один из ва-

риантов мужского головного убора имел форму колпака и был изготовлен из войло-

ка, возможно, с отворотами в нижней части (учитывая различную толщину войлочного

207