Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4981

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

с. 302, табл. 122; Кожомбердиев, Худяков, 1987, с. 78-80, рис. 1; Худяков, 1986, с.

23-30; 2, 4, 21-23, рис. 34; Засецкая, 1968а).

Бронзовые, железные и костяные наконечники стрел, несмотря на "поголовное"

древнее ограбление, сохранились в культурных слоях поселений и в более чем в по-

лусотне мужских и женских погребений (рис. 92-93). Немногочисленные бронзовые

втульчатые трехлопастные наконечники стрел, найденные в 4-7 строительных гори-

зонтах Бедаик-асара, на городище Джеты-асар №11 (Большой Кос-асар) (см.

рис. 92), аналогичны характерным для среднесарматской культуры IV-II вв. до н.э .

Редки находки бронзовых наконечников стрел и в погребальных памятниках.

Выше упоминалось о том, что характер охранных работ диктовал выбор объек-

тов раскопок, которые даже по своему расположению заведомо должны были быть

синхронны поздним культурным слоям соседних городищ, при этом ранние курга-

ны могли попасть в число исследуемых лишь случайно. Так, вблизи самого раннего

из городищ комплекса Алтын-асар — крепости "Малый дом", на месте развеянных

погребений курганов №№461а и 4616 вместе с фрагментами сосудов обнаружены и

бронзовые наконечники стрел: пулевидный и трехлопастной втульчатый (рис. 92). К

северо-западу от того же "Малого дома", в одном из ранних курганов (№183/1), пе-

рекрывшем два еще более древних кургана (№№183/2, 185), в грабительском вы-

бросе найден бронзовый черешковый трехлопастной наконечник (рис. 92). Трехло-

пастной и трехгранный черешковые бронзовые наконечники стрел найдены среди

материалов разрушенных наземных кирпичных склепов (тип третий) в могильниках

Бедаикасар (курган №3) и Томпакасар (курган №81, см. таблицу 1) (Левина, 1993а,

рис. 34, 11, 12). Аналогичные последним наконечники распространены на террито-

рии Казахстана, Южной Сибири, Алтая, Монголии и Памира в VII -VI вв. до н.э.

(Волков, 1962, с. 23, рис. 4, 5; Членова, 1967, с. 262, табл. 12; Бернштам, 1952, с. 307,

309, рис. 133, 135; Грязнов, 1947, с. 12, рис. 5; Акишев, Кушаев, 1963, с. 117; Руден-

ко, 1960, табл. XIX, 1; Кадырбаев, 1966, рис.66; Вишневская, 1973, с. 92-96, табл.

XXV). О.А.Вишневская считает возможным бытование таких наконечников в Во-

сточном Приаралье до начала V в. до н.э. (Вишневская, 1973, с. 96, ел.; там же свод-

ка находок подобных наконечников стрел). Два бронзовых втульчатых трехлопаст-

ных наконечника обнаружены при работах на некрополе Алтынасар 4л в кургане

№229 и в грабительском выбросе рядом с курганом №233 (рис. 92). В склепах пер-

вого типа (подземных) бронзовые наконечники стрел отмечены дважды. В кургане

№227 могильника Алтынасар 4л небольшой втульчатый трехлопастной наконечник

стрелы находился под деревянными плахами между стенкой котлована и кирпичной

стеной склепа (Левина, 1993а, рис. 34,

 9),

 а.в склепе кургана №300 некрополя Алты-

насар 4о в заполнении самого склепа был обломок относительно крупного бронзо-

вого трехлопастного наконечника вместе с маленьким трехгранным железным на-

конечником (Левина, 1993а, рис. 34,

 10, 6).

 Все вышеупомянутые бронзовые нако-

нечники стрел, известные на обширной территории, разнотипны, безусловно, раз-

новременны и могут быть датированы в пределах VII-VI вв. (может быть, V в.) и

IV-II вв. до н.э. (Смирнов, 1961, с. 37 и ел., рис. 28-40; он же, 1989, табл. 64; Волков,

1962, с. 23, рис. 4,5; Грязнов, 1947, с. 12, рис.5; Бернштам, 1952, с. 307, 309,

рис. 133, 135; Акишев, Кушаев, 1963, с. 117; Руденко, 1960, табл. XIX, /; Кадырбаев,

1966, с. 379-380, рис. 66; Членова, 1967, с. 262, табл. 12; она же, 1972, с. 225, табл. 60;

Вишневская, 1973, с. 92-96, табл. XXV; Мошкова, 1963, с. 30-33, табл. 14; 15; Леви-

на, 19796, рис. 5; Вайнберг, Левина, 1993, с. 86, рис. 84; Корякова, 1988, рис. 15).

Мелкие железные трехгранные наконечники стрел, подобные найденным в

курганах некрополей Алтынасар 4 №№70, 232, 238, 300, 313, 321 и др. (рис. 92), из-

Напомним, что, к сожалению, ранние жилые слои джетыасарских городищ практически в на-

стоящий момент еще не исследованы.

198


background image

вестны в материалах памятников сарматов и других культур с конца IV в. до н.э.

(Смирнов, 1961, с. 62, рис. 40; Хазанов, 1971, с. 35-38, 155, табл. XIX, XX). Среднего

размера железные трехперые наконечники стрел, аналогичные найденным в мо-

гильниках Алтынасар 4а, 46, 4л в курганах №№31, 86, 91, 98, 224, 240, в некрополях

Косасар 2 в курганах №№18, 69 и Томпакасар в кургане №7 и др. (рис. 92, 93), рас-

пространены в материалах Казахстана, Юго-Западной Сибири, Алтая, Тянь-Шаня,

Средней Азии, Приуралья, Поволжья и других районов в первые века н.э.

(Сорокин, 1956; Литвинский, 1965, с. 75-91; он же, 1968а, с. 102, рис. 8; Кожомбер-

диев, 1960; Кожомбердиев, Худяков, 1987, с. 81 и ел., рис. 3, 4; Погодин, Труфанов,

1991, рис. 12; Худяков, 1986, рис. 3-6; Дьяконова, 1970, табл. 1). Крупные железные

ассиметрично-ромбические трехлопастные наконечники стрел, подобные встре-

ченным в кургане №488 некрополя Алтынасар 4т (рис. 93), отмечены в памятниках

тех же регионов в IV-VIII вв. н.э. (Арсланова, 1969, с. 45; она же, 1972, табл. 111,5,

 9,

10, 12, 13,

 IV,

 3, 7, 10, 12, 20,

 Плотников, 1981, с. 113). В материалах джетыасарских

поселений редки находки небольших черешковых трехлопастных железных нако-

нечников стрел. Они встречены в верхних строительных горизонтах городища

Джеты-асар 12 (Томпак-асар) (см. рис. 92).

Гораздо чаще в культурных слоях джетыасарских поселений встречались костя-

ные наконечники стрел, как правило тщательно залощенные и отполированные

(рис. 93). Некоторые из них имели пулевидную форму (например, из раскопов I, III

городища Томпак-асар). Один мелкий черешковый трехгранный наконечник яв-

ляется четкой копией такого же бронзового (помещение 7 раскопа IV городища

Томпак-асар). Но основная масса представлена черешковыми наконечниками с

ромбовидным или трехгранным сечением пера, иногда с двумя лопастями, часто с

насечками на выступающем черешке (например, из раскопов II, IV городища Беда-

ик-асар). Тождественные последним костяные наконечники стрел неоднократно

отмечены и в погребальных комплексах. Они были встречены и в погребении кур-

гана №1 могильника Бедаикасар 2 (Левина, 19936, рис. 11), в кургане №69 некро-

поля Косасар 2 и в кургане №7 могильника Томпакасар (см. Левина, 19936, рис. 49,

5, 6,

 рис. 80,

 9-11),

 а также в курганах №№34, 149, 240, 268 и др. некрополей Ал-

тын-асар 4а, 4в, 4л, 4м (Левина, 1994, рис. 121). Ареал и хронологический диапазон

бытования таких костяных наконечников очень широк (по крайней мере от

VIII-VII вв. до н.э). Тождественные джетыасарским костяные наконечники стрел

есть и в памятниках тасмолинской культуры Центрального Казахстана, у саков бас-

сейна Жаныдарьи, Инкардарьи в Восточном Приаралье, в памятниках Тувы, Алтая,

Южной Сибири, Зауралья, Поволжья и др. (Дьяконова, 1970а, табл. II; Кызласов,

1979, рис. 55; Могильников, 19926, табл. 122; Хазанов, 1971, табл. XXII; Смирнов,

1989, табл. 64; Мошинская, 1965, с. 41, 49, табл. 1, 17, 18, 30; Грязное, 1956, с. 45, 79,

115; Кожин, 1972, с. 83, рис. 3, 22; Киселев, 1951, с. 252, табл. XXVI, 18; Членова,

1967, с. 264, табл. 13, 36, 42-45; Кызласов, 1960, с. 8, 87, 173; Мошкова, Генинг,

1972, с. 109, 111, 94, рис. 5, 6, 7, 8; 7,

 3;

 Збруева, 1952, с. 29, табл. 19, 28; Мелюкова,

1964, табл. 1, А-20; Бернштам, 1952, с. 307, рис, 133; он же, 1956). Наиболее близкие

джетыасарским костяные наконечники найдены среди материалов второго этапа

тасмолинской культуры Казахстана (Кадырбаев, 1966, рис. 66,

 29-31).

 Культурные

слои городищ, где найдены вышеописанные костяные наконечники стрел, как и

костяные накладки луков, относим к периодам " б" и " в " этапа Джетыасар I.

На городищах Бедаик-асар (раскоп I, помещение 24), в слоях четырнадцатого

строительного горизонта, и Томпак-асар, в одном из помещений жилой секции рас-

копа I, стратиграфически относимой к периоду 1в, обнаружены халцедоновые ско-

бы для прикрепления ножен меча (рис. 85). Находки подобных скоб многократно

зафиксированы прежде всего на территории Дальнего Востока (Кореи), в погребе-

199


background image

ниях эпохи Хань, и в районах Поволжья, где они встречаются в погребальных па-

мятниках сарматов (подробнее о скобах см. Хазанов, 1971, с. 25-27, табл. XV, там же

сводка таких находок). Отдельные находки таких скоб отмечены в памятниках вос-

точноевропейских степей до V в. (Амброз, 1981, с. 109, рис. 5, 7).

Предметы конской сбруи в джетыасарских поселениях и погребениях встреча-

ются крайне редко. В помещениях городищ Бедаик-асар и Томпак-асар в тех же

культурных слоях, где отмечены вышеупомянутые костяные наконечники стрел,

найдены и двудырчатые роговые и костяные псалии, аналогичные псалиям из мате-

риалов памятников середины и второй половины I тыс. до н.э. (рис. 94). Аналогич-

ные псалии известны и из материалов погребений. Основная масса находок предме-

тов конской сбруи относится к некрополю Алтынасар 4м, а также к единичным

курганам, отличающимся от характерных джетыасарских, в могильниках Алтынасар

4т и 4ж. Бронзовые и железные удила, однокольчатые, двусоставные (рис. 94), упот-

реблялись вместе с двудырчатыми стержневыми роговыми (Левина, 19926, табл. 23,

50, 51) или деревянными псалиями, прямыми и слегка изогнутыми, иногда со спе-

циально вырезанным конусообразным или округлым украшением на концах. Близ-

кие по форме костяные псалии известны в материалах савроматских и раннесармат-

ских памятников (Смирнов, Петренко, 1963, табл. 16, 17; Мошкова, 1963, с. 36-37,

табл. 21,

 2;

 Смирнов, 1961, с. 150, рис. 48; Смирнов, 1989, табл. 67), а также в одно-

временных указанным и в более поздних памятниках Западной Сибири, Алтая

(например, в саргатской культуре, см. Могильников, 19926, табл. 123,4). Аналогии

алтынасарским роговым псалиям находим в ранних гуннских погребениях Алтая,

Забайкалья (Руденко, 1962а, с. 49, рис. 43; Коновалов, 1976, с. 180, табл. VI,

 13).

 По-

добные удила были распространены на обширнейшей территории в весьма протя-

женный промежуток времени, начиная с памятников савроматов и пазырыкских

памятников Саяно-Алтая.

В разграбленном погребении кургана №104 сохранилась выточенная из кости

крупного животного лука седла (рис. 95), подобная распространенным в культурных

слоях джетыасарских городищ начиная с первых веков н.э. (вероятно, с рубежа эр) и

по III-IV вв. н.э. (Левина, 19926, табл. 23, 58-59, 67). Некоторые из таких предметов

снабжены парными отверстиями. Вероятно, речь идет о каком-либо раннем вари-

анте твердого седла, возможно, промежуточного, переходного типа от мягкого к

твердому деревянному. В нескольких курганах могильника Алтынасар 4м обнару-

жены различной степени сохранности деревянные седла, положенные в переверну-

том виде в ногах захороненной (рис. 95). Эти деревянные седла, крыловидной фор-

мы, с высокой передней лукой, состояли из двух половинок, скрепленных на задней

части планкой. В погребениях курганов №№260, 261 на поверхности седел зафик-

сированы остатки кожаной обтяжки седла со следами красной краски. Аналогии

этим деревянным седлам широко известны в погребениях ранних тюрок Сая-

но-Алтая (Вайнштейн, 1966, с. 327 и ел., табл. X-XI; Амброз, 1973; Гаврилова, 1965;

Кызласов, 1979, с. 135-140, рис. 96; Могильников, 1981, с. 37, рис. 19, 96; Овчинни-

кова, 1990, с. 99-102, рис. 44). Проблемы, связанные со временем распространения

жесткого седла, этнической принадлежностью его изобретателей, хронологией и ти-

пологией седел, неоднократно являлись предметом дискуссий (Вайнштейн, 1966;

Амброз, 1973; Кызласов, 1973; он же, 1979 и др.). Мы не имеем возможности оста-

навливаться на данном вопросе, однако нам представляется более правомерной тео-

рия М.В.Крюкова и С.И.Вайнштейна о связи появления жесткого седла с хуннами

(Вайнштейн, Крюков, 1984). Вероятно, одним из подтверждений этого могут быть

находки костяных лук от жесткого седла в культурных слоях ранних джетыасарских

городищ (не позднее

 III-IVBB. Н.Э.)

 наряду с глиняной статуэткой, где изображено

и твердое седло (Левина, 1966, рис. 5, 1; она же, 19926, табл. 23, 58-59). Эти наход-

200


background image

ки, как и ряд других из могильников Алтынасар 4, вероятно, могут быть связаны с

первым проникновением хуннов в Восточное Приаралье (I в. до н.э.), что подтвер-

ждают определенные предметы погребального инвентаря некоторых курганов нек-

рополя Косасар 2 (Левина, 19936, с. 76-78).

Железные стремена сохранились в двух курганах в могильниках Алтынасар 4ж и

4т. В ямном погребении кургана №165 среди остатков погребального инветаря были

округлого контура железные стремена, с петлеобразным ушком для~цетлища,

"восьмеркообразные", с гораздо более узкой по сравнению с остальными частями

стремени подножкой (рис. 94). От характерных раннетюркских (VI в.) стремян

Саяно-Алтая (Могильников, 1981, с. 37, табл. 19, 22; Овчинникова, 1990, с. 107)

стремена из кургана №165 отличаются более круглым контуром, отсутствием ребра

на очень узкой подножке. В погребении кургана №488 среди раскиданного древни-

ми грабителями погребального инвентаря найдены железные стремена арочной

формы, с петлеобразным ушком, с уплощенной подножкой (рис. 94). Аналогичные

стремена широко известны в тюркских памятниках VII-VIII вв. (Вайнштейн, 1966;

Амброз, 1973; Кызласов, 1973; Могильников, 1981, рис. 19, 72; Овчинникова, 1990,

с. 107-108, рис. 43).

В кургане №261, на деревянном седле, под железными удилами и деревянными

двудырчатыми псалиями найдены обрывки кожаного ремня, орнаментированного

двумя продольными рядами мелкого бронзового бисера, и крупная костяная под-

пружная пряжка. Такие пряжки встречены в целом ряде курганов в могильниках

Алтынасар и в некрополе Косасар 2 (рис. 96), как правило не более одной в погре-

бении, а также в верхнем строительном горизонте раскопа I Томпак-асара. Подоб-

ные костяные и роговые пряжки известны в курганах Тувы со скифского времени

(Мандельштам, 1992, с. 188, табл. 75, 83), распространяются в памятниках Западной

Сибири последних веков до н.э. — первых веков н.э. (Мандельштам, Стамбульник,

1992, табл. 81,

 43;

 Пшеницына, 1992, табл. 94, 76; Могильников, 1992в, табл.

106,

 29).

 Особенно широко представлены такие костяные и роговые пряжки в по-

гребениях тюрок Саяно-Алтая (Могильников, 1981, табл. 19, 25-26; Овчинникова,

1990, с. 113, рис. 48 и ел.). В курганах некрополей Алтынасар 4 были и единичные

находки костяных застежек от пут или уздечных (рис. 94), тождественных древне-

тюркским Западной Сибири (Могильников, 1981, табл. 19, 15; Овчинникова, 1990,

рис.51, 11).

Таким образом, рассмотренные предметы вооружения и конской упряжи пред-

ставляют значимую сферу джетыасарской материальной культуры, позволяющую

судить об определенных особенностях жизнедеятельности носителей этой культуры.

Так, можно говорить о большей роли коневодства (Толстое, 1952, с. 19; данные

В.П.Дальниченко). В то же время надо отметить, что наличие предметов конской

упряжи в погребальных инвентарях отдельных курганов, как правило, сочетается с

присутствием там элементов "чужой" культуры (например, курганы №№261, 488 и

др.), но в значительной степени уже адаптированных "джетыасарскими". Стоит еще

раз подчеркнуть такую характерную деталь, как наличие массовых находок в куль-

турных слоях ранних джетыасарских поселений и в погребениях частей твердого

седла. Что же касается оружия, которое, несмотря на сплошные древние ограбле-

ния, представлено весьма широко, то оно является надежным свидетельством важ-

ной роли воина-всадника (и всадницы) в джетыасарском обществе.

201


background image

§ 3. ОРУДИЯ ТРУДА И БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Ремесленное производство "джетыасарцев", к сожалению, практи-

чески почти не исследовано. Не вызывает сомнения существование гончаров. За-

фиксированы и гончарные печи для обжига керамики (например, к юго-востоку от

Бедаик-асара). Такие печи строились в стороне от жилья, в брошенном доме, но

чаще вне стен городища.

О наличии металлургического производства свидетельствуют косвенные дан-

ные, но скопления шлаков, обломки бракованных предметов найдены вблизи

многих джетыасарских городищ (как, например, к югу от городищ Джеты-асар

№10, №6, №2), реже - на территории самой крепости, но отдельно от жилых по-

строек (как на городище Южная Кос-кала). Обнаружено немало фактов, говорящих

о существовании косторезного ремесла и мастерских по изготовлению предметов из

костей животных и рыб. Множество готовых костяных изделий и полуфабрикатов

найдено на всех джетыасарских памятниках. Удалось проследить наличие такой

косторезной мастерской в одной из заброшенных башен (городище Томпак-асар,

раскоп I, западная башня), когда ее первоначальные оборонительные функции

из-за неоднократных перестроек и пристроек крепостных стен, поглотивших баш-

ню, были утрачены (очевидно, в период 1в). В это время в ней была организована

мастерская, вероятно, по изготовлению сложных луков с костяными и роговыми

концевыми и срединными накладками, наконечников стрел и др. предметов. Мно-

жество роговых и костяных лощил, скребков, проколок, рукоятей ножей и шильев,

части передней луки седла, псалии, великолепно отполированные наконечники

стрел разной формы (пулевидные, трехгранные черешковые, ромбического сечения

черешковые, ланцетовидные), пряжки и подвески, кольца и тончайшие цепочки -

все это говорит о высоком косторезном мастерстве джетыасарских ремесленников.

Постоянными находками в культурных слоях джетыасарских городищ являются

каменные оселки, лощила, терочники, зернотерки. Последние, вытянуто-овальной

или подпрямоугольной формы, почти обязательная принадлежность каждого жило-

го помещения на всех уровнях. Часто они находились в специальных глиняных

конструкциях у стены основного помещения жилой секции (рис. 10; 30; см. также

Толстов, 1958, рис. 115).

Каменные жернова были найдены лишь в верхних культурных слоях городищ

Джеты-асар №9 и "Большой дом" Алтын-асара, что позволило в свое время Толстову

отделить слои нижнего горизонта "зернотерок" от слоев верхнего горизонта

"жерновов" (Толстов, 1958, с. 229).

Даже в разграбленных мужских погребениях джетыасарских курганов оставались

точильные камни или оселки, изготовленные из серого песчаника, в виде прямо-

угольного или прямоугольно-овального в сечении бруска, равного по всей длине

или чуть расширяющегося книзу (см., например, погребение №36 некрополя Коса-

сар 2). В подбойных погребениях алтынасарских некрополей зафиксированы слу-

чаи, когда такие оселки в кожаном чехле были приторочены к поясу захороненного

(например, погребение I кургана №454). Подобные находки достаточно широко

распространены как территориально, так и хронологически, но ближайшие анало-

гии находим в памятниках савроматов Поволжья и Приуралья (Смирнов, Петренко,

1963, табл. 19, 23-31).

В культурных слоях городищ единичны находки железных рыболовных крючков

и тростниковых сачков с деревянной рукоятью. Такой сачок, например, лежал на

суфе в помещении одной из жилых секций раскопа I городища Бедаик-асар (на се-

верной пристройке).

Многочисленные железные ножи зафиксированы также и в культурных слоях

жилых помещений, и в погребальных памятниках. Лишь в джетыасарских курганах,

202