ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 4981
Скачиваний: 49
с. 302, табл. 122; Кожомбердиев, Худяков, 1987, с. 78-80, рис. 1; Худяков, 1986, с.
23-30; 2, 4, 21-23, рис. 34; Засецкая, 1968а).
Бронзовые, железные и костяные наконечники стрел, несмотря на "поголовное"
древнее ограбление, сохранились в культурных слоях поселений и в более чем в по-
лусотне мужских и женских погребений (рис. 92-93). Немногочисленные бронзовые
втульчатые трехлопастные наконечники стрел, найденные в 4-7 строительных гори-
зонтах Бедаик-асара, на городище Джеты-асар №11 (Большой Кос-асар) (см.
рис. 92), аналогичны характерным для среднесарматской культуры IV-II вв. до н.э .
Редки находки бронзовых наконечников стрел и в погребальных памятниках.
Выше упоминалось о том, что характер охранных работ диктовал выбор объек-
тов раскопок, которые даже по своему расположению заведомо должны были быть
синхронны поздним культурным слоям соседних городищ, при этом ранние курга-
ны могли попасть в число исследуемых лишь случайно. Так, вблизи самого раннего
из городищ комплекса Алтын-асар — крепости "Малый дом", на месте развеянных
погребений курганов №№461а и 4616 вместе с фрагментами сосудов обнаружены и
бронзовые наконечники стрел: пулевидный и трехлопастной втульчатый (рис. 92). К
северо-западу от того же "Малого дома", в одном из ранних курганов (№183/1), пе-
рекрывшем два еще более древних кургана (№№183/2, 185), в грабительском вы-
бросе найден бронзовый черешковый трехлопастной наконечник (рис. 92). Трехло-
пастной и трехгранный черешковые бронзовые наконечники стрел найдены среди
материалов разрушенных наземных кирпичных склепов (тип третий) в могильниках
Бедаикасар (курган №3) и Томпакасар (курган №81, см. таблицу 1) (Левина, 1993а,
рис. 34, 11, 12). Аналогичные последним наконечники распространены на террито-
рии Казахстана, Южной Сибири, Алтая, Монголии и Памира в VII -VI вв. до н.э.
(Волков, 1962, с. 23, рис. 4, 5; Членова, 1967, с. 262, табл. 12; Бернштам, 1952, с. 307,
309, рис. 133, 135; Грязнов, 1947, с. 12, рис. 5; Акишев, Кушаев, 1963, с. 117; Руден-
ко, 1960, табл. XIX, 1; Кадырбаев, 1966, рис.66; Вишневская, 1973, с. 92-96, табл.
XXV). О.А.Вишневская считает возможным бытование таких наконечников в Во-
сточном Приаралье до начала V в. до н.э. (Вишневская, 1973, с. 96, ел.; там же свод-
ка находок подобных наконечников стрел). Два бронзовых втульчатых трехлопаст-
ных наконечника обнаружены при работах на некрополе Алтынасар 4л в кургане
№229 и в грабительском выбросе рядом с курганом №233 (рис. 92). В склепах пер-
вого типа (подземных) бронзовые наконечники стрел отмечены дважды. В кургане
№227 могильника Алтынасар 4л небольшой втульчатый трехлопастной наконечник
стрелы находился под деревянными плахами между стенкой котлована и кирпичной
стеной склепа (Левина, 1993а, рис. 34,
9),
а.в склепе кургана №300 некрополя Алты-
насар 4о в заполнении самого склепа был обломок относительно крупного бронзо-
вого трехлопастного наконечника вместе с маленьким трехгранным железным на-
конечником (Левина, 1993а, рис. 34,
10, 6).
Все вышеупомянутые бронзовые нако-
нечники стрел, известные на обширной территории, разнотипны, безусловно, раз-
новременны и могут быть датированы в пределах VII-VI вв. (может быть, V в.) и
IV-II вв. до н.э. (Смирнов, 1961, с. 37 и ел., рис. 28-40; он же, 1989, табл. 64; Волков,
1962, с. 23, рис. 4,5; Грязнов, 1947, с. 12, рис.5; Бернштам, 1952, с. 307, 309,
рис. 133, 135; Акишев, Кушаев, 1963, с. 117; Руденко, 1960, табл. XIX, /; Кадырбаев,
1966, с. 379-380, рис. 66; Членова, 1967, с. 262, табл. 12; она же, 1972, с. 225, табл. 60;
Вишневская, 1973, с. 92-96, табл. XXV; Мошкова, 1963, с. 30-33, табл. 14; 15; Леви-
на, 19796, рис. 5; Вайнберг, Левина, 1993, с. 86, рис. 84; Корякова, 1988, рис. 15).
Мелкие железные трехгранные наконечники стрел, подобные найденным в
курганах некрополей Алтынасар 4 №№70, 232, 238, 300, 313, 321 и др. (рис. 92), из-
Напомним, что, к сожалению, ранние жилые слои джетыасарских городищ практически в на-
стоящий момент еще не исследованы.
198
вестны в материалах памятников сарматов и других культур с конца IV в. до н.э.
(Смирнов, 1961, с. 62, рис. 40; Хазанов, 1971, с. 35-38, 155, табл. XIX, XX). Среднего
размера железные трехперые наконечники стрел, аналогичные найденным в мо-
гильниках Алтынасар 4а, 46, 4л в курганах №№31, 86, 91, 98, 224, 240, в некрополях
Косасар 2 в курганах №№18, 69 и Томпакасар в кургане №7 и др. (рис. 92, 93), рас-
пространены в материалах Казахстана, Юго-Западной Сибири, Алтая, Тянь-Шаня,
Средней Азии, Приуралья, Поволжья и других районов в первые века н.э.
(Сорокин, 1956; Литвинский, 1965, с. 75-91; он же, 1968а, с. 102, рис. 8; Кожомбер-
диев, 1960; Кожомбердиев, Худяков, 1987, с. 81 и ел., рис. 3, 4; Погодин, Труфанов,
1991, рис. 12; Худяков, 1986, рис. 3-6; Дьяконова, 1970, табл. 1). Крупные железные
ассиметрично-ромбические трехлопастные наконечники стрел, подобные встре-
ченным в кургане №488 некрополя Алтынасар 4т (рис. 93), отмечены в памятниках
тех же регионов в IV-VIII вв. н.э. (Арсланова, 1969, с. 45; она же, 1972, табл. 111,5,
9,
10, 12, 13,
IV,
3, 7, 10, 12, 20,
Плотников, 1981, с. 113). В материалах джетыасарских
поселений редки находки небольших черешковых трехлопастных железных нако-
нечников стрел. Они встречены в верхних строительных горизонтах городища
Джеты-асар 12 (Томпак-асар) (см. рис. 92).
Гораздо чаще в культурных слоях джетыасарских поселений встречались костя-
ные наконечники стрел, как правило тщательно залощенные и отполированные
(рис. 93). Некоторые из них имели пулевидную форму (например, из раскопов I, III
городища Томпак-асар). Один мелкий черешковый трехгранный наконечник яв-
ляется четкой копией такого же бронзового (помещение 7 раскопа IV городища
Томпак-асар). Но основная масса представлена черешковыми наконечниками с
ромбовидным или трехгранным сечением пера, иногда с двумя лопастями, часто с
насечками на выступающем черешке (например, из раскопов II, IV городища Беда-
ик-асар). Тождественные последним костяные наконечники стрел неоднократно
отмечены и в погребальных комплексах. Они были встречены и в погребении кур-
гана №1 могильника Бедаикасар 2 (Левина, 19936, рис. 11), в кургане №69 некро-
поля Косасар 2 и в кургане №7 могильника Томпакасар (см. Левина, 19936, рис. 49,
5, 6,
рис. 80,
9-11),
а также в курганах №№34, 149, 240, 268 и др. некрополей Ал-
тын-асар 4а, 4в, 4л, 4м (Левина, 1994, рис. 121). Ареал и хронологический диапазон
бытования таких костяных наконечников очень широк (по крайней мере от
VIII-VII вв. до н.э). Тождественные джетыасарским костяные наконечники стрел
есть и в памятниках тасмолинской культуры Центрального Казахстана, у саков бас-
сейна Жаныдарьи, Инкардарьи в Восточном Приаралье, в памятниках Тувы, Алтая,
Южной Сибири, Зауралья, Поволжья и др. (Дьяконова, 1970а, табл. II; Кызласов,
1979, рис. 55; Могильников, 19926, табл. 122; Хазанов, 1971, табл. XXII; Смирнов,
1989, табл. 64; Мошинская, 1965, с. 41, 49, табл. 1, 17, 18, 30; Грязное, 1956, с. 45, 79,
115; Кожин, 1972, с. 83, рис. 3, 22; Киселев, 1951, с. 252, табл. XXVI, 18; Членова,
1967, с. 264, табл. 13, 36, 42-45; Кызласов, 1960, с. 8, 87, 173; Мошкова, Генинг,
1972, с. 109, 111, 94, рис. 5, 6, 7, 8; 7,
3;
Збруева, 1952, с. 29, табл. 19, 28; Мелюкова,
1964, табл. 1, А-20; Бернштам, 1952, с. 307, рис, 133; он же, 1956). Наиболее близкие
джетыасарским костяные наконечники найдены среди материалов второго этапа
тасмолинской культуры Казахстана (Кадырбаев, 1966, рис. 66,
29-31).
Культурные
слои городищ, где найдены вышеописанные костяные наконечники стрел, как и
костяные накладки луков, относим к периодам " б" и " в " этапа Джетыасар I.
На городищах Бедаик-асар (раскоп I, помещение 24), в слоях четырнадцатого
строительного горизонта, и Томпак-асар, в одном из помещений жилой секции рас-
копа I, стратиграфически относимой к периоду 1в, обнаружены халцедоновые ско-
бы для прикрепления ножен меча (рис. 85). Находки подобных скоб многократно
зафиксированы прежде всего на территории Дальнего Востока (Кореи), в погребе-
199
ниях эпохи Хань, и в районах Поволжья, где они встречаются в погребальных па-
мятниках сарматов (подробнее о скобах см. Хазанов, 1971, с. 25-27, табл. XV, там же
сводка таких находок). Отдельные находки таких скоб отмечены в памятниках вос-
точноевропейских степей до V в. (Амброз, 1981, с. 109, рис. 5, 7).
Предметы конской сбруи в джетыасарских поселениях и погребениях встреча-
ются крайне редко. В помещениях городищ Бедаик-асар и Томпак-асар в тех же
культурных слоях, где отмечены вышеупомянутые костяные наконечники стрел,
найдены и двудырчатые роговые и костяные псалии, аналогичные псалиям из мате-
риалов памятников середины и второй половины I тыс. до н.э. (рис. 94). Аналогич-
ные псалии известны и из материалов погребений. Основная масса находок предме-
тов конской сбруи относится к некрополю Алтынасар 4м, а также к единичным
курганам, отличающимся от характерных джетыасарских, в могильниках Алтынасар
4т и 4ж. Бронзовые и железные удила, однокольчатые, двусоставные (рис. 94), упот-
реблялись вместе с двудырчатыми стержневыми роговыми (Левина, 19926, табл. 23,
50, 51) или деревянными псалиями, прямыми и слегка изогнутыми, иногда со спе-
циально вырезанным конусообразным или округлым украшением на концах. Близ-
кие по форме костяные псалии известны в материалах савроматских и раннесармат-
ских памятников (Смирнов, Петренко, 1963, табл. 16, 17; Мошкова, 1963, с. 36-37,
табл. 21,
2;
Смирнов, 1961, с. 150, рис. 48; Смирнов, 1989, табл. 67), а также в одно-
временных указанным и в более поздних памятниках Западной Сибири, Алтая
(например, в саргатской культуре, см. Могильников, 19926, табл. 123,4). Аналогии
алтынасарским роговым псалиям находим в ранних гуннских погребениях Алтая,
Забайкалья (Руденко, 1962а, с. 49, рис. 43; Коновалов, 1976, с. 180, табл. VI,
13).
По-
добные удила были распространены на обширнейшей территории в весьма протя-
женный промежуток времени, начиная с памятников савроматов и пазырыкских
памятников Саяно-Алтая.
В разграбленном погребении кургана №104 сохранилась выточенная из кости
крупного животного лука седла (рис. 95), подобная распространенным в культурных
слоях джетыасарских городищ начиная с первых веков н.э. (вероятно, с рубежа эр) и
по III-IV вв. н.э. (Левина, 19926, табл. 23, 58-59, 67). Некоторые из таких предметов
снабжены парными отверстиями. Вероятно, речь идет о каком-либо раннем вари-
анте твердого седла, возможно, промежуточного, переходного типа от мягкого к
твердому деревянному. В нескольких курганах могильника Алтынасар 4м обнару-
жены различной степени сохранности деревянные седла, положенные в переверну-
том виде в ногах захороненной (рис. 95). Эти деревянные седла, крыловидной фор-
мы, с высокой передней лукой, состояли из двух половинок, скрепленных на задней
части планкой. В погребениях курганов №№260, 261 на поверхности седел зафик-
сированы остатки кожаной обтяжки седла со следами красной краски. Аналогии
этим деревянным седлам широко известны в погребениях ранних тюрок Сая-
но-Алтая (Вайнштейн, 1966, с. 327 и ел., табл. X-XI; Амброз, 1973; Гаврилова, 1965;
Кызласов, 1979, с. 135-140, рис. 96; Могильников, 1981, с. 37, рис. 19, 96; Овчинни-
кова, 1990, с. 99-102, рис. 44). Проблемы, связанные со временем распространения
жесткого седла, этнической принадлежностью его изобретателей, хронологией и ти-
пологией седел, неоднократно являлись предметом дискуссий (Вайнштейн, 1966;
Амброз, 1973; Кызласов, 1973; он же, 1979 и др.). Мы не имеем возможности оста-
навливаться на данном вопросе, однако нам представляется более правомерной тео-
рия М.В.Крюкова и С.И.Вайнштейна о связи появления жесткого седла с хуннами
(Вайнштейн, Крюков, 1984). Вероятно, одним из подтверждений этого могут быть
находки костяных лук от жесткого седла в культурных слоях ранних джетыасарских
городищ (не позднее
III-IVBB. Н.Э.)
наряду с глиняной статуэткой, где изображено
и твердое седло (Левина, 1966, рис. 5, 1; она же, 19926, табл. 23, 58-59). Эти наход-
200
ки, как и ряд других из могильников Алтынасар 4, вероятно, могут быть связаны с
первым проникновением хуннов в Восточное Приаралье (I в. до н.э.), что подтвер-
ждают определенные предметы погребального инвентаря некоторых курганов нек-
рополя Косасар 2 (Левина, 19936, с. 76-78).
Железные стремена сохранились в двух курганах в могильниках Алтынасар 4ж и
4т. В ямном погребении кургана №165 среди остатков погребального инветаря были
округлого контура железные стремена, с петлеобразным ушком для~цетлища,
"восьмеркообразные", с гораздо более узкой по сравнению с остальными частями
стремени подножкой (рис. 94). От характерных раннетюркских (VI в.) стремян
Саяно-Алтая (Могильников, 1981, с. 37, табл. 19, 22; Овчинникова, 1990, с. 107)
стремена из кургана №165 отличаются более круглым контуром, отсутствием ребра
на очень узкой подножке. В погребении кургана №488 среди раскиданного древни-
ми грабителями погребального инвентаря найдены железные стремена арочной
формы, с петлеобразным ушком, с уплощенной подножкой (рис. 94). Аналогичные
стремена широко известны в тюркских памятниках VII-VIII вв. (Вайнштейн, 1966;
Амброз, 1973; Кызласов, 1973; Могильников, 1981, рис. 19, 72; Овчинникова, 1990,
с. 107-108, рис. 43).
В кургане №261, на деревянном седле, под железными удилами и деревянными
двудырчатыми псалиями найдены обрывки кожаного ремня, орнаментированного
двумя продольными рядами мелкого бронзового бисера, и крупная костяная под-
пружная пряжка. Такие пряжки встречены в целом ряде курганов в могильниках
Алтынасар и в некрополе Косасар 2 (рис. 96), как правило не более одной в погре-
бении, а также в верхнем строительном горизонте раскопа I Томпак-асара. Подоб-
ные костяные и роговые пряжки известны в курганах Тувы со скифского времени
(Мандельштам, 1992, с. 188, табл. 75, 83), распространяются в памятниках Западной
Сибири последних веков до н.э. — первых веков н.э. (Мандельштам, Стамбульник,
1992, табл. 81,
43;
Пшеницына, 1992, табл. 94, 76; Могильников, 1992в, табл.
106,
29).
Особенно широко представлены такие костяные и роговые пряжки в по-
гребениях тюрок Саяно-Алтая (Могильников, 1981, табл. 19, 25-26; Овчинникова,
1990, с. 113, рис. 48 и ел.). В курганах некрополей Алтынасар 4 были и единичные
находки костяных застежек от пут или уздечных (рис. 94), тождественных древне-
тюркским Западной Сибири (Могильников, 1981, табл. 19, 15; Овчинникова, 1990,
рис.51, 11).
Таким образом, рассмотренные предметы вооружения и конской упряжи пред-
ставляют значимую сферу джетыасарской материальной культуры, позволяющую
судить об определенных особенностях жизнедеятельности носителей этой культуры.
Так, можно говорить о большей роли коневодства (Толстое, 1952, с. 19; данные
В.П.Дальниченко). В то же время надо отметить, что наличие предметов конской
упряжи в погребальных инвентарях отдельных курганов, как правило, сочетается с
присутствием там элементов "чужой" культуры (например, курганы №№261, 488 и
др.), но в значительной степени уже адаптированных "джетыасарскими". Стоит еще
раз подчеркнуть такую характерную деталь, как наличие массовых находок в куль-
турных слоях ранних джетыасарских поселений и в погребениях частей твердого
седла. Что же касается оружия, которое, несмотря на сплошные древние ограбле-
ния, представлено весьма широко, то оно является надежным свидетельством важ-
ной роли воина-всадника (и всадницы) в джетыасарском обществе.
201
§ 3. ОРУДИЯ ТРУДА И БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Ремесленное производство "джетыасарцев", к сожалению, практи-
чески почти не исследовано. Не вызывает сомнения существование гончаров. За-
фиксированы и гончарные печи для обжига керамики (например, к юго-востоку от
Бедаик-асара). Такие печи строились в стороне от жилья, в брошенном доме, но
чаще вне стен городища.
О наличии металлургического производства свидетельствуют косвенные дан-
ные, но скопления шлаков, обломки бракованных предметов найдены вблизи
многих джетыасарских городищ (как, например, к югу от городищ Джеты-асар
№10, №6, №2), реже - на территории самой крепости, но отдельно от жилых по-
строек (как на городище Южная Кос-кала). Обнаружено немало фактов, говорящих
о существовании косторезного ремесла и мастерских по изготовлению предметов из
костей животных и рыб. Множество готовых костяных изделий и полуфабрикатов
найдено на всех джетыасарских памятниках. Удалось проследить наличие такой
косторезной мастерской в одной из заброшенных башен (городище Томпак-асар,
раскоп I, западная башня), когда ее первоначальные оборонительные функции
из-за неоднократных перестроек и пристроек крепостных стен, поглотивших баш-
ню, были утрачены (очевидно, в период 1в). В это время в ней была организована
мастерская, вероятно, по изготовлению сложных луков с костяными и роговыми
концевыми и срединными накладками, наконечников стрел и др. предметов. Мно-
жество роговых и костяных лощил, скребков, проколок, рукоятей ножей и шильев,
части передней луки седла, псалии, великолепно отполированные наконечники
стрел разной формы (пулевидные, трехгранные черешковые, ромбического сечения
черешковые, ланцетовидные), пряжки и подвески, кольца и тончайшие цепочки -
все это говорит о высоком косторезном мастерстве джетыасарских ремесленников.
Постоянными находками в культурных слоях джетыасарских городищ являются
каменные оселки, лощила, терочники, зернотерки. Последние, вытянуто-овальной
или подпрямоугольной формы, почти обязательная принадлежность каждого жило-
го помещения на всех уровнях. Часто они находились в специальных глиняных
конструкциях у стены основного помещения жилой секции (рис. 10; 30; см. также
Толстов, 1958, рис. 115).
Каменные жернова были найдены лишь в верхних культурных слоях городищ
Джеты-асар №9 и "Большой дом" Алтын-асара, что позволило в свое время Толстову
отделить слои нижнего горизонта "зернотерок" от слоев верхнего горизонта
"жерновов" (Толстов, 1958, с. 229).
Даже в разграбленных мужских погребениях джетыасарских курганов оставались
точильные камни или оселки, изготовленные из серого песчаника, в виде прямо-
угольного или прямоугольно-овального в сечении бруска, равного по всей длине
или чуть расширяющегося книзу (см., например, погребение №36 некрополя Коса-
сар 2). В подбойных погребениях алтынасарских некрополей зафиксированы слу-
чаи, когда такие оселки в кожаном чехле были приторочены к поясу захороненного
(например, погребение I кургана №454). Подобные находки достаточно широко
распространены как территориально, так и хронологически, но ближайшие анало-
гии находим в памятниках савроматов Поволжья и Приуралья (Смирнов, Петренко,
1963, табл. 19, 23-31).
В культурных слоях городищ единичны находки железных рыболовных крючков
и тростниковых сачков с деревянной рукоятью. Такой сачок, например, лежал на
суфе в помещении одной из жилых секций раскопа I городища Бедаик-асар (на се-
верной пристройке).
Многочисленные железные ножи зафиксированы также и в культурных слоях
жилых помещений, и в погребальных памятниках. Лишь в джетыасарских курганах,
202