Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4810

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

погребениях курганов №№376 и 422 могильников Алтынасар 4л и 4о, в захоронении

кургана некрополя Косасар 2 и др., рис. 169). Они были обнаружены как в камерах

кирпичных склепов, так и в подкурганных же грунтовых захоронениях, датируемых

периодом от последних веков до н.э. по V-VII вв. н.э. Поскольку более 84,4 % грун-

товых подкурганных погребений и все кирпичные склепы были разграблены в

древности, нельзя говорить с уверенностью о первоначальном положении всех най-

денных антропоморфных металлических фигурок, однако не вызывает сомнения их

связь лишь с детскими погребениями. В не потревоженных древними грабителями

захоронениях такие изображения зафиксированы только в погребениях девочек 4-7

лет (то есть добрачного возраста), в виде фаллического типа пряжек и бляшек, при-

шитых к одежде. Так, в погребении 5 кургана №44 некрополя Алтынасар 46 пара

подобных бронзовых бляшек была симметрично нашита на предплечье костюма де-

вочки 4-5 лет (рис. 169,

 9, II).

 Найденные в джетыасарских комплексах металличе-

ские антропоморфные изображения изготовлены из бронзы техникой литья в полую

форму, имеют достаточно устойчивую иконографию. Это мужская фигура с под-

черкнутыми половыми признаками, чаще всего с имитацией головного убора

(иногда конической формы). Моделирована лишь передняя часть фигурок, задняя

оставлена плоской, но часть изображений в области головы с задней стороны снаб-

жена петелькой. Следует обратить внимание на положение рук изображенных — это

могли быть слегка расставленные опущенные руки, либо сложенные на груди. Чет-

ко выражены некоторые антропологические характеристики — длиннолицые с тон-

ким носом, подчеркнуто раскосый разрез глаз, широкоскулый, круглолицый с вы-

ступающим носом, широколицые с тонким носом. 64 % таких бронзовых антропо-

морфных фигурок встречено в погребениях последних веков до н.э. — первых веков

н.э., 18 % их отмечено в погребениях IV-V вв. н.э., и 18 % — в материалах

V-VII вв. н.э.

Керамические налепы на сосудах близки вышеописанным бронзовым фигуркам

иконографически. Это налепы на стенках характерных для джетыасарской керами-

ки крупных красноглиняных, обычно красноангобированных сосудов, изготовлен-

ных тщательной ручной лепкой. Антропоморфные налепы, как правило, размещали

на верхней части тулова хумчей или крупных двуручных сосудов, реже — под ручка-

ми (рис. 170). Хронологические рамки этих изображений — с III в. по VII-VIII вв.

н.э. Абсолютное большинство их встречено в культурных слоях джетыасарских го-

родищ и лишь одно — в погребении кургана №14 могильника Косасар 3

(рис. 170,

 7).

 Как отмечалось выше, налепные антропоморфные изображения чрез-

вычайно близки иконографически бронзовым антропоморфным фигуркам. Это

также мужские изображения с подчеркнутыми половыми признаками, часто с высо-

ким головным убором. Однако керамические налепы еще более схематизированны

по сравнению с металлическими изображениями. Большинство таких налепных

фигурок имеют слегка расставленные руки и ноги, но наряду с вышеописанными

типами найдены и "танцующие" фигурки (как, например, из верхних слоев раско-

па V городища Бедаик-асар) и изображения с луками и стрелами (как, например, из

верхнего горизонта раскопа II городища Томпак-асар). Аналогии джетыасарским

керамическим налепам встречаем в материалах присырдарьинских памятников

отрарско-каратаускои культуры вместе с типичной джетыасарской керамикой этапа

Джетыасар II.

Хотя отдельные подобные джетыасарским бронзовые литые антропоморфные

фигурки обнаруживаем на обширной территории Средней Азии, Кавказа, Крыма

(подробно см. Левина, 1968, с. 170-174), где связанная с фаллическим культом тра-

диция имеет древние корни, массовые и наиболее близкие аналогии джетыасарским

247


background image

бронзовым антропоморфным фигуркам, части антропоморфных керамических на-

лепов, части зооморфных металлических подвесок, зооморфным изображениям в

виде медведей обнаруживаем прежде всего в зауральских степях. Именно здесь

удается найти и аналогии наиболее своеобразным антропоморфным изображениям

вроде "фигуры с луком и стрелами". Речь в первую очередь идет о литых металличе-
ских поделках из Сапоговского клада, Гляденова и из многих других прикамских и
зауральских памятников, охватывающих лесные районы периода с эпохи раннего

железа (но в основном с IV в. до н.э.) по VIII в. н.э. от верховьев Печоры и Камы до

Приобья (подробно см. Левина, Чижова, 1995, с. 185 и ел.; Чижова, 1983; она же,

1987).

Должны напомнить, что металлические антропоморфные фигурки, частично

антропоморфные налепы на стенках сосудов, зооморфные изображения на ручках

горшков, кувшинов, кружек в виде медведей, бронзовые зооморфные подвески,

хотя и являются характерной особенностью джетыасарской культуры, распростра-
няются лишь на определенных ее этапах и не имеют корней в данной культуре.

Представляется, что появившиеся в джетыасарских комплексах в последние века до
н.э. бронзовые антропоморфные мужские фигурки, выполненные техникой литья в

одностороннюю форму, и керамические ручки на сосудах, изображающие медведей,
очевидно, связаны с притоком на данную территорию очередного пришлого насе-
ления. Безусловно, иконографически тесно связанные с бронзовыми антропоморф-

ными изображениями керамические антропоморфные налепы (как и часть метал-

лических фигурок) могли развиться уже в Восточном Приаралье, откуда позднее и
распространились в районах Средней Азии. В данном чрезвычайно обобщенном

описании мы могли лишь коснуться отдельных аспектов проблемы интеграции
столь разнообразных джетыасарских зооморфных и антропоморфных изображений,
которые станут темой исследования готовящейся автором работы. В то же время
можно отметить, что предполагаемый материал дает основания для разработки
нескольких различных направлений социокультурных особенностей джетыасарско-
го населения. Среди них, естественно, особое место занимают вопросы хронологии
тех или иных изображений, этнокультурные характеристики.

Ниже остановимся на описании такого интересного материала, как глиняные

"алтарики" и керамические курильницы. Безусловно, к культовым надо относить
курильницы, встреченные в камерах склепов. В склепах первого типа (№1 мог. Бе-

даикасар) была небольшая курильница без поддона, аналогичная широко распро-

страненным в материалах сарматских памятников (Смирнов, 1973, рис. 1, IV), сред-
неазиатских погребальных сооружениях последних веков до н.э. — первых веков
н.э., таких, как могильник Туз-гыр в Левобережном Хорезме, Кую-Мазарский мо-
гильник, Жаман-Тогай и др. (Лоховиц, Хазанов, 1979; Максимова, Мерщиев,
Вайнберг, Левина, 1968, с. 183, табл. II, I). В склепах переходного и второго типа
найдены курильницы на высокой, большей частью квадратной в сечении ножке,
хотя отметим и круглую в сечении ножку из склепа №181, с коническим или
сплошным поддоном, с подквадратным в плане резервуаром, часто с налепными

одинарными или сдвоенными шишечками, симметрично расположенными на углах
верхнего края резервуара (рис. 172). У нескольких курильниц (например, из склепа
№445) резервуар имел в плане округлую форму. Подобные курильницы, но с округ-
лой в плане ножкой и резервуаром распространены как в скифо-сарматских, так и в
среднеазиатских памятниках, особенно в присырдарьинских районах (Смирнов,

1973, рис. I, VIII; Кругликова, 1970, с. 27, рис. 18, 2, 4; 24, 2; Левина, 1971, рис. 59, 7,
171, 313; 68, 54, 34; 52, 35; 60, 32-36; Бернштам, 1950, табл. XI; Байпаков, Подуш-

кин, 1989, рис. 27, табл. IV, 158; Арсеньева, 1965, с. 188, рис.4, с. 192, табл. I). В

248


background image

джетыасарских памятниках подобные курильницы, как на высокой, так и на не-
большой ножке, круглой в сечении, иногда и с симметрично расположенными на-
лепами на краю резервуара, встречены в культурных слоях городищ всех этапов
культуры (Левина, 1971, рис. 15, 32, 187, 190). Часть из них, подобно курильницам
из джетыасарских склепов (как в склепах №№20, 147, 290, 481 и др.), имела рас-
краску в виде черных и красных пятен на белом фоне. Помимо культурных слоев
городища "Большого дома" Алтын-асара такие курильницы (но уже с квадратной в
сечении ножкой и подквадратным в плане резервуаром) отмечены в материалах по-
мещений №№7, 14 раскопа I и помещений 12, 14 раскопа IV городища Томпак-асар
(верхние слои). Судя по таким находкам, можно думать, что уже к III в. н.э. в дже-

тыасарской культуре появляются курильницы с квадратным в плане резервуаром и
подквадратной в сечении ножкой. Курильницы такой формы, но на короткой нож-
ке известны в слоях III в. н.э. в Танаисе (Арсеньева, 1965, рис. 4). Нам представ-

ляется возможным связывать происхождение подобных курильниц с кругом ранних

памятников сако-массагетского времени, в том числе и района Нижней Сырдарьи,
где отмечены каменные курильницы (алтарики?) на высокой ножке с подквадрат-
ным в плане резервуаром в материалах VII-V вв. до н.э. (Левина, 1979, рис. 6, 8).
Помимо раскраски красными и черными пятнами на джетыасарских курильницах

встречены узоры в виде изображения животного (оленя с ветвистыми рогами, дере-
ва и др.). К сожалению, рисунки выполнены очень нестойкой краской и в процессе
раскопок быстро разрушались. Как правило, в тех же, что и курильницы на высокой
ножке, склепах, в передней части очага или же непосредственно перед очагом, на-
против входа в камеру помещали своеобразные "алтарики" в виде керамических

брусков с подквадратными в плане трехъярусными уплощенными пирамидками на
концах (склепы курганов №№1, 20, 56, 141, 147, 290, 302, 451, 481 могильников

Алтынасар 4а, 4в, 4о, 4т и др., рис. 171). Лишь в одном случае фрагмент "алтарика" с

белой раскраской был в склепе первого типа (курган №228), но какова была его
полная форма, остается гипотетичным. Первоначальное местоположение куриль-
ниц часто из-за разграбления камер оставалось неизвестным. Но в тех случаях, ког-

да, безусловно, можно считать их положение in situ, курильницы были установлены
у ног погребенного и число курильниц равнялось количеству захороненных в тот
период в склепе (например, в склепах №№147, 445). К сожалению, нигде не было
зафиксировано непосредственной связи курильниц с алтариками. Однако представ-

ляется, что парные пирамидки на концах брусков, в передней части очага или перед

ним, в камерах склепов можно сопоставить с парными же конусовидными выступа-
ми на концах специального возвышения центральных открытых очагов основного
помещения каждой жилой секции (см. рис. 30 и др.) любого Джетыасарского горо-

дища, а сами очаги могли также иметь определенное культовое значение. Можно

напомнить, что на протяжении всего времени бытования каждого городища в лю-
бом строительном горизонте существовало помещение, по размерам равноценное

трехкомнатной секции, с подобным же очагом и пирамидками перед последним, а
также с огромной (чаще круглой в плане) лежанкой ( рис. 29, 30, ил. 35г). Вероятно,
подобное помещение могло служить местом сбора глав семей, своего рода "мужским

домом", либо каким-нибудь культовым местом. Сами же очаги с "пирамидками" в
жилых и "общественных" помещениях, как и "алтарики" перед очагом в склепах, без
сомнения, были связаны с определенными верованиями.

249


background image

Количественное распределение джетыасарских зеркал по типам

Таблица 3

1-3 - Подтипы: 1 - диск имеет бортик - "закраину"; 2 - диск - плоский без бортика; 3 - диск имеет широкий плоский валик по краю


background image

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ГЛАВЕ 3
(рисунки)

Рис. 63. Керамика первой группы этапа Джетыасар I (из культурных слоев городищ Бедаик-асар,

Томпак-асар, комплекса Алын-асар).

Рис. 64. Керамика первой группы этапа Джетыасар I (из курганов со склепами первого типа и по-

гребений в ямах с боковыми нишками).

Рис. 65. Металлические и керамические котлы (из курганов со склепами первого типа, погребений в

ямах с боковыми нишками, простых ямах и культурных слоев городищ):

 1 -

 курган № 131 мог.

Алтынасар 4в;

 2 -

 курган №92 мог. Алтынасар 4в;

 3 -

 курган №233 мог. Алтынасар 4л;

 4

 - курган

№41 мог. Косасар 2;

 5 -

 курган №36 мог. Косасар 2;

 6-

 курган №328 мог. Алтынасар 4о; 7- мог.

Косасар 2;

 8, 9 -

 гор. "Большой дом" Алтын-асара, верхние слои нижнего горизонта

("Зернотерок"). /,

 4, 5,

 7- бронза; остальные - керамика.

Рис. 66. Керамика первой группы этапа Джетыасар II (из культурных слоев городищ "Большой дом"

Алтын-асара, Джеты-асар №9, курганов со склепами второго типа и погребений в подбоях).

Рис. 67. Керамика первой группы этапа Джетыасар II (из курганов со склепами второго типа и по-

гребений в подбоях).

Рис. 68. Керамика первой группы этапа Джетыасар III (из культурных слоев городищ Джеты-асар

№№ 3, 4, 7, 8, Сарлы-асар, Ак-курган, Кескен-Кукж-кала).

Рис. 69. Керамика второй группы этапа Джетыасар I (из культурных слоев городищ Бедаик-асар,

Томпак-асар, "Большой дом" Алтын-асара).

Рис. 70. Керамика второй группы (горшковидные сосуды) этапа Джетыасар I (из погребальных ком-

плексов).

Рис. 71. Керамика второй группы (фляги) этапа Джетыасар I.
Рис. 72. Керамика второй группы (горшковидные сосуды, фляги) этапа Джетыасар II.

Рис. 73. Керамика второй группы (кувшины) этапа Джетыасар I.
Рис. 74. Керамика второй группы (кувшины) этапа Джетыасар I.
Рис. 75. Керамика второй группы (кувшины) этапа Джетыасар II.
Рис. 76. Керамика второй группы (кувшины) этапа Джетыасар II.
Рис. 77. Керамика второй группы этапа Джетыасар I.
Рис. 78. Керамика второй группы этапа Джетыасар II.
Рис. 79. Керамика второй группы этапа Джетыасар III.

Рис. 80. Керамика второй группы этапа Джетыасар I.
Рис. 81. Керамика второй группы этапа Джетыасар II.
Рис. 82. Керамика второй группы этапа Джетыасар III.
Рис. 83. Керамика из погребений и культурных слоев городищ, нехарактерная для джетыасарского

комплекса.

Рис. 84. Керамика из погребений и культурных слоев городищ, нехарактерная для джетыасарского

комплекса.

Рис. 85. Оружие (мечи) из погребальных комплексов курганов №№: / - 355;

 2 -

 164;

 3 -

 238;

 4 -

 408;

5-365;

 6-

 159; 7-338; .У-478; .9-356 (могильники Алтынасар 4в, 4д, 4л, 4о, 4т).

Рис. 86. Оружие (кинжалы) из джетыасарских памятников:

 1-5, 7-14-

 кинжалы из курганов мо-

гильников Алтынасар 4а-4т, Косасар 2, Косасар 3, Томпакасар, Бедаикасар;

 6-

 скоба для под-

вешивания меча, городище Томпак-асар, раскоп I;

 15-

 наконечник копья, курган №11 мог.

Косасар 2.

 1-5, 7-15-

 железо; if-халцедон.

Рис. 87. Костяные накладки сложного лука из курганов №№:

 1-10-

 356;

 11-18-

 47;

 19-24-

 64;

 25-

33;

 26-29-

 16;

 30-34-

 1. №356 - могильник Алтынасар 4л, №№ 47, 64, 33, 16 - могильник Том-

пакасар, №1 - могильник Бедаик 2.

Рис. 88. Костяные накладки сложного лука из курганов №№:

 1-9-

 224;

 10-13-

 240;

 14-18-

 159;

 19-

21 -

 149;

 22-29-1.

 №224 - мог. Алтынасар 4к, №240 - мог. Алтынасар 4л, №159 мог. Алтынасар

4д, №149 - мог. Алтынасар 4в, №7 - мог. Томпакасар.

Рис. 89. Костяные накладки сложного лука из курганов №№:

 1-4-

 18;

 5-9-

 34;

 10-15-

 293;

 16-23-

165;

 24-30-

 70;

 31-33-

 98;

 34-249.

 №18 - мог. Косасар 2, №34 - мог. Алтынасар 4а, №293 - мог.

Алтынасар 4о, №165 - мог. Алтынасар 4ж, №№ 70, 98 - мог. Алтынасар 4в, №249 - мог. Алты-
насар 4л.

Рис. 90. Костяные накладки сложного лука из курганов №№:

 1-7-

 261,

 8-11-

 258;

 12-19-

 256;

 20,

21

 -400;

 22-

 11;

 23-

 65;

 24-7\%; 25-268; 26-45; 27-29-

 69. №№ 261, 258, 256, 268- мог. Ал-

251