ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 4966
Скачиваний: 49
составу и технологии изготовления зеркала и посуду в это "позднее" время встречаем
на поселении Ак-Тепе (в Таджикистане).
Напомним также, что абсолютное большинство зеркал джетыасарской коллек-
ции характеризуется не только единством качественного состава и технологии изго-
товления (часто независимо от типа зеркала) на протяжении значительного хроно-
логического периода. Одновременно
I-III
и Утипы зеркал коллекции, проявляя не-
обычайную устойчивость, довольно широко бытуют в данном регионе на протяже-
нии многих веков без каких-либо изменений во внешнем виде, в технологической и
качественной характеристиках.
Подводя итоги рассмотрению нашей многочисленной и разнообразной по своей
типологии коллекции зеркал, необходимо подчеркнуть еще два момента: 1) порази-
тельное сходство состава бронз, независимо от времени и типа зеркала (естественно,
не принимая во внимание импортных) и 2) особую длительность бытования
I-III,
V
типов при абсолютной неизменности и внешнего вида, и основных габаритов.
Вышесказанное заставляет с осторожностью относиться к аналогичным зерка-
лам на территории Средней Азии, Казахстана, Южной Сибири (в первую очередь)
как к датирующему явлению.
§8. ИРАНСКИЕ РЕЗНЫЕ КАМНИ
Как неоднократно упоминалось выше, в числе раскопанных во вто-
рой половине 80-х и в начале 90-х годов джетыасарских погребений около 89% ока-
зались разграбленными в древности, вскоре после совершения захоронений. Однако
немногочисленные остатки погребального инвентаря сохранили много любопытных
и ценных находок. Особый интерес представляет такая категория находок, как гем-
мы (Левина, 1986, с. 486; она же, 1988, с. 485-486). В трех соседних могильниках к
югу—юго-западу от городищ Джетыасар №3 (Алтын-асар) — некрополях Алтынасар
4а, 4в и 4о, а также в могильнике к северу от городищ Алтын-асар — Алтынасар 4т в
1986, 1988-89 и 1991 гг. найдено 17 гемм (13 халцедоновых, 3 сердоликовых и 1
хрустальная), две халцедоновые геммы сохранились в погребении 1 кургана №25
могильника Джетыасар 12 к северо-востоку от городища Джеты-асар №12 (Том-
пак-асар), одна халцедоновая же гемма была в погребении кургана №46 некрополя
Косасар 2 в окрестностях городища Джеты-асар №11. Помимо вышеотмеченных две
геммы были обнаружены на городищах Джеты-асар №2 (Бедаик-асар) в 1976 г. и Дже-
ты-асар №12 (Томпак-асар) в 1981 г. (Левина, Никитин, 1991, с. 53-65; они же, 1992,
с. 68-72).
Найденная на верхней центральной площадке городища Бедаик-асар, в одном
из поздних строительных горизонтов раскопа I, гемма (рис. 161,
1)
является наибо-
лее ранней. Гемма вырезана на овальном щитке из красно-коричневого альманди-
на, выпуклом с наружной стороны, представляющем собой вставку в перстень.
Изображен бюст бородатого мужчины в диадеме, обращенный вправо, волосы пере-
даны мелкими вертикальными штрихами на макушке и тремя длинными прядями
на затылке. По аналогии с одной из гемм из собрания Национальной библиотеки,
имеющей парфянскую надпись (Gignoux, 1978, pi. 24,
8, 6;
Horn, 1891, Taf. I,
№996), данная гемма может быть датирована не позднее
III
в. н.э. К парфянскому
времени (но не позднее первой половины
III
в. н.э.) считал возможным относить ее
и В.Г.Луконин, указывая на сходство манеры изображения со схематизированными
портретами на поздних аршакидских монетах. Городище Бедаик-асар принадлежит
к юго-западной группе городищ Джетыасарского урочища. Городища этой группы
окончили свое существование скорее всего в IV в. (возможно, в начале V в.) н.э. од-
новременно с прекращением стока вод в русле, на берегах которого они располага-
237
лись (см. Левина, Галиева, 19936). При этом городище Бедаик-асар, построенное на
боковом протоке этого русла, перестало функционировать прежде остальных горо-
дищ данной группы, так как его проток заилился раньше, чем пересохло основное
русло. Жители же городища Бедаик-асар, очевидно, вынуждены были перебраться
на одно из соседних городищ (в свою очередь, как выше говорилось, погибших
где-то в IV, м.б., нач.
V B . Н.Э.).
Таким образом, слой, в котором была найдена гем-
ма, вряд ли можно датировать временем позднее III в. н.э.
Вторая гемма с городищ (рис. 161, //), на обломке перстня из оранжевого сер-
долика, найдена на второй нижней площадке городища Джеты-асар №12 (иначе
Томпак-асар), на поверхности раскопа VII. Сохранилась часть изображения лежа-
щего животного с загнутыми вверх длинными рогами над спиной, задней частью
туловища и коротким хвостом. Каменные-нерстни с подобными изображениями из-
вестны по многим коллекциям^санидских резных камней. Хотя само городище
Томпак-асар перестало функционировать в IV в. (возможно, в начале V в.) н.э.,
местоположение и характер Находки не исключают датировку этой геммы несколько
более поздним временем, чем момент гибели памятника.
Остальные двадцать гемм происходят из погребальных комплексов курганных
некрополей. Все они представляют собой "ложные перстни" из халцедона или сер-
долика (одна - из горного хрусталя) с различными изображениями, выполненными
в одной стилистической манере - так называемой "штриховой", или "эскизной"
(Борисов, Луконин, 1963, с. 23). Из вышеупомянутых гемм на "ложных перстнях"
75% было обнаружено в грунтовых подкурганных захоронениях и 25% - в подкур-
ганных же кирпичных гробницах-склепах.
Из пяти гемм, найденных в камерах склепов, две сохранились в склепе первого
типа (курган №73 некрополя Алтынасар 4а), а три - в склепах второго типа
(курганы №17 могильника Алтынасар 4а, №302 некрополя Алтынасар 4о, №481
могильника Алтынасар 4т), которые, однако, судя по остаткам погребального ин-
вентаря, могли бытовать уже в конце IV-V вв. н.э.
75% гемм на "ложных перстнях" из подкурганных грунтовых погребений рас-
пределяются следующим образом: 55% (то есть одиннадцать гемм) найдены в по-
гребениях в ямах с боковыми нишами для сосудов с заупокойной пищей и четыре
геммы (20%) - в ранних подбойных погребениях, датируемых временем не позднее
IV — началом V в. н.э.
В склепе второго типа кургана №481 могильника Алтынасар 4т, который, как
обычно, был разграблен в древности, но по остаткам погребального инвентаря мо-
жет быть датирован IV-V вв. н.э., найдена гемма на маленьком "ложном перстне" из
красного сердолика с изображением бородатого мужчины в картуше (рис. 161,
2).
Гемма с таким изображением, но большего размера, найдена в погребении с бо-
ковой нишкой кургана №283 могильника Алтынасар 4о. На гемме из халцедона мо-
лочно-белого цвета с темными прожилками выгравирован бюст бородатого мужчи-
ны с повернутой вправо головой (рис. 161,
3).
Аналогичные известны в музейных
коллекциях (Debvoise, 1938, р. 473, fig. 126, z; Bivar, 1969, pi. 4, fig. 3; Борисов, Луконин,
1963, с. 87, №74, с. 90, №93). Данная гемма лежала слева у пояса захороненной жен-
щины, очевидно в одной связке с крупной сердоликовой бусиной и второй геммой
из такого же качества халцедона.
На второй гемме из погребения кургана №283 (рис. 161,
4)
было профильное
изображение стоящей женской фигуры вправо с длинной косой за спиной и с цвет-
ком (или растением) в руке. Отличаясь лишь мелкими деталями изображения, эта
гемма очень близка встреченной в камере склепа "а" кургана №17 некрополя Алты-
насар 4а. В последнем случае на сердолике темно-вишневого цвета дано профиль-
ное изображение стоящей женской фигуры с длинной косой за спиной и с цветком
238
(или растением) в руке (рис. 161,
6).
Аналогичные изображения, в том числе и близ-
кие по стилю, часто встречаются на сасанидских печатях (Horn, Steindorf, 1891,
Taf. 11, №1094; Debvoise, 1938, p. 473, fig. 126, aa; Bivar, 1969, pi. 7, N CC, 10; Борисов,
Луконин, 1963, с. 106, №182). И если погребальный инвентарь кургана №283 не позво-
ляет датировать захоронение в нем позднее III-IV вв. н.э., то остатки инвентаря в
склепе "а" кургана №17 дают возможность считать, что в нем продолжали хоронить и
BV-VI ВВ. Н.Э.
В уже упомянутом могильнике Алтынасар 4а, в кургане №34, в яме с боковой
нишкой, где было разграбленное в древности захоронение, обнаружена гемма
(рис. 161,
5)
из слоистого прозрачного сердолика светло-розового цвета с белыми
прожилками. С изображением скачущего всадника в шлеме, с копьем в руке. Над
крупом коня - шестилучевая звезда. Идентичную по сюжету и манере изображения
гемму Н.Дибвойз относил к парфянскому времени (Debvoise, 1938, р. 473,
fig. 126 bb).
В соседнем некрополе Алтынасар 46, в кургане №68, в таком же погребении в
яме с боковой нишкой, где было также разграбленное в древности захоронение под-
ростка, найден "ложный перстень" из халцедона молочно-белого цвета без изобра-
жения — заготовка для печати. Сохранившийся погребальный инвентарь позволяет
датировать погребение IV-V вв. н.э.
В могильнике Косасар 2, расположенном в 12 км южнее городища Алтын-асар,
в окрестностях одной из ранних джетыасарских крепостей Джеты-асар №11, в кур-
гане №46, содержавшем разграбленное в древности женское захоронение в яме с
боковой нишкой, сохранилась гемма из серого халцедона, где выгравировано изоб--
ражение двухголового животного (рис. 161,
7),
вероятно барана, с подогнутыми но-
гами, двумя головами с различающейся формой рогов ("тяни-толкай").
В некрополе Алтынасар 4о, в кургане №425, в частично разграбленном в древ-
ности захоронении в подбое, между верхними частями бедренных костей погребен-
ной женщины найдена гемма из прозрачного горного хрусталя (рис. 161,
8),
с изоб-
ражением бегущего барана с обращенной назад головой. Похожее изображение из-
вестно на геммах коллекции Британского Музея (Bivar, 1969, pi. 15, eq 5,7). Погре-
бальный инвентарь позволяет датировать данный курган в пределах конца IV-V в.
В погребении 2 кургана №117 могильника Алтынасар 4в, в сооруженном под
восточной продольной стенкой ямы подбое, в неразграбленном захоронении де-
вушки-подростка, слева от поясничных позвонков вместе с двумя крупными янтар-
ными бусинами находилась гемма из молочно-белого халцедона (рис.
16\,9),
с
изображением стоящего барана с большими изогнутыми рогами и короткими нога-
ми. Справа перед бараном - растение, слева вверху - шестилучевая звезда. Данная
гемма сравнима с изображением двух баранов на гемме из Британского Музея, вы-
полненным в той же стилистической манере (Bivar, 1969, pi. 17, ES 5). Погребаль-
ный инвентарь погребений кургана №117 и прежде всего керамика, характерная для
конца этапа Джетыасар I. не дают возможности датировать захоронение 2 позднее ру-
бежа
IV-VBB. Н.Э.
(Левина, 1971, с. 64-72, рис. 15; она же, 1994, с. 37-38, рис. 65).
В разграбленной в древности камере склепа кургана №302 могильника Алтына-
сар 4о найдена гемма из халцедона темно-желтого цвета с изображением обращен-
ной вправо головы барана над двумя распахнутыми крыльями (рис. 161,
10).
Справа
от головы барана - полумесяц. Аналогичные геммы, однако отличающиеся по сти-
лю изображения, известны в коллекциях Британского Музея и Государственного
Эрмитажа (Bivar, 1969, pi. 17, ER 1-7; 18, Fg 7; Борисов, Луконин, 1963, с. 135,
№394). Остатки погребального инвентаря датируют период функционирования
склепа кургана №302 концом IV-VI в. н.э., оставляя неясным время попадания в
камеру склепа вышеописанной геммы.
239
В том же некрополе Алтынасар 4о, в подбойном погребении кургана №389, сле-
ва от поясничных позвонков захороненной женщины, очевидно, в одной связке с
двумя крупными янтарными бусинами были и две геммы из белого халцедона. Одна
из них (рис. 162,
I),
с изображением идущего вправо льва с поднятым хвостом,
имеет аналогии в тех же коллекциях Эрмитажа и Британского Музея (Борисов, Лу-
конин, 1963, с. 125, №320; Bivar, 1969, pi. 10, DD 3). На второй гемме (рис. 162,
5)
выгравировано изображение бегущего вправо зебу с шестилучевои звездой над ним.
Инвентарь погребения заставляет датировать его концом IV-V в. н.э.
Тем же временем датируется курган №25 в могильнике к северо-востоку от ран-
него городища Томпак-асар, где в погребении 1 кургана №25 в яме с боковой ниш-
кой, также ограбленной в древности, среди обрывков камышовой циновки, в цент-
ральной части ямы обнаружены две геммы из молочно-белого халцедона на одной
низке с двумя крупными янтарными бусинами. Грабители не заметили эту низку,
находившуюся слева от поясничных позвонков женщины вместе с остатками корро-
зированного железного кинжала. На одной из гемм (рис. 162,
2)
выгравирована сцена
нападения льва на зебуобразного быка. Аналогии известны среди гемм Берлинского
Музея и Государственного Эрмитажа (Horn, Steinford, 1891, Taf. 11, №1344; Бори-
сов, Луконин, 1963, с. 184, №742, №743). На второй гемме изображен цветок на
стебле с двумя поднимающимися вверх листьями (рис. 162,
7).
Подобные геммы
есть в коллекции Государственного Эрмитажа (Борисов, Луконин, 1963, с. 166,
№613).
В некрополе Алтынасар 4о, в кургане №321, в погребении 2 (Левина, 1994,
с. 143, рис. 25) в яме с боковой нишкой найдены две геммы из молочно-белого хал-
цедона, размещавшиеся слева у пояса погребенной женщины вместе с крупной
уплощенной янтарной бусиной-пуговицей желто-коричневого цвета рядом с остат-
ками коррозированного железного кинжала. На одной из гемм изображена та же
"сцена охоты", что и на гемме из погребения 1 кургана №25 могильника Том-
пак-асар: лев, нападающий на быка-зебу. Однако в данном случае звери обращены в
разные стороны (рис. 162,
3).
Этот сюжет распространен в сасанидской глиптике,
причем значительная часть камней с подобным сюжетом принадлежит к числу гемм
"штрихового" стиля, близких найденным в джетыасарских могильниках (Ackerman,
1938, vol. 1, pi. 256, q; Борисов, Луконин, 1963, с. 184, №№740, 744; Bivar, 1969, pi.
11, Dj-3; Gignoux, 1987, pi. XX,
33, 4).
На второй гемме помещено изображение
цветка на стебле (рис. 162,
8).
Сопровождающий погребение 2 кургана №321 погре-
бальный инвентарь характерней для этапа Джетыасар I (верхняя граница -
IV в. н.э., см. Левина, 1971, с. 64 и ел.); керамика, бронзовые зеркала (сарматского
типа и китайские, типичные для эпохи династии Хань), разнообразные украшения,
оружие не позволяют датировать курган №321 временем позднее III, возможно, на-
чала IV в. н.э.
В женском погребении 2 соседнего кургана №326, также в одном из двух одно-
временных погребений в ямах с боковыми нишками найдена гемма из молоч-
но-белого халцедона (рис. 162, <5) с изображением бегущего зебу с поднятым
хвостом. Аналогичные известны в коллекциях Государственного Эрмитажа, Бри-
танского Музея, Музея Метрополитен Нью-Йорка (Борисов, Луконин, 1963,
№№452, 455, 458, 465, 466; Bivar, 1969, pi. 16, ЕО 2: Brunner, 1978, г. 80, №91). Судя
по остаткам погребального инвентаря, данный курган №326 был возведен не позд-
нее IV в. н.э.
В могильнике Алтынасар 4в, в погребении кургана №125, разрушенном
древними грабителями до такой степени, что остался проблематичным тип подкур-
ганного захоронения (яма или яма с боковой нишкой?), найдена гемма из молоч-
но-белого халцедона (рис. 162,
10)
с изображением идущего животного с длинными,
слегка изогнутыми рогами, очевидно антилопы.
240
В некрополе Алтынасар 4а, в склепе первого типа кургана №73, были две геммы
из одинакового светло-серого халцедона с темными прожилками. На одной из них
выгравировано изображение фантастического существа с человеческой головой, но
с туловищем животного, копытами и коротким торчащим хвостом. Несколькими
штрихами на тулове переданы крылья. Возможно, это один из вариантов часто
встречающихся на сасанидских геммах изображений Гопатшаха или Сфинкса
(рис. 162,
9).
На второй гемме изображен лев в прыжке, с раскрытой пастью и под-
нятым вверх хвостом (рис. 162,4). Близкие аналогии этому изображению известны
на геммах из собраний Государственного Эрмитажа и Британского Музея (Борисов,
Луконин, 1963, с. 125, №321; Bivar, 1969, pi. 10, Nos. DD-3,6). Судя по комплексу ар-
хеологических находок и типу склепа кургана №73, последние погребения в нем про-
изведены в FV-V вв.
Исследования джетыасарских курганов позволили констатировать, что геммы на
"ложных перстнях" входили в состав погребального инвентаря прежде всего женских
захоронений. Лишь в одном случае (курган №34 некрополя Алтынасар 4а) речь бес-
спорно идет о мужском погребении. Во всех кирпичных склепах, где зафиксирова-
ны находки гемм, безусловно, были и захоронения женщин. 95% найденных в
джетыасарских погребениях гемм относятся к женским захоронениям. Как показал
анализ погребальных инвентарей, одна-две геммы из халцедона или сердолика, как
правило, сочетались в одной связке с одной, двумя крупными янтарными бусинами
(как в погребении 1 кургана №25 некрополя Томпакасар, погребениях 2 курганов
№№321 и 326 могильника Алтынасар 4о, погребении кургана №389 того же некро-
поля, погребении 2 кургана №117 могильника Алтынасар 4в, погребении в склепе
"а" кургана №17 некрополя Алтынасар 4а), или крупными же сердоликовыми буси-
нами (как в погребении кургана №283 могильника Алтынасар 4о), или же с различ-
ными по качеству крупными бусинами (как в камере склепа "а" кургана №17, где
вместе с янтарной рядом с геммой была такая же крупная стеклянная бусина, как в
погребении 2 кургана №117, где в одной связке с халцедоновой геммой были две
одинаково крупные, округлой формы янтарная и бронзовая бусины).
Сама же связка гемм с янтарными и другими по качеству крупными бусинами,
очевидно, подвешивалась к поясу женщины с левой стороны, рядом с кинжалом
или ножом (как, например, в погребении 1 кургана №25 некрополя Томпакасар, в
погребениях курганов №№283, 321, 389, 425 могильника Алтынасар 4о, погребении
2 кургана №117 некрополя Алтынасар 4в, в погребении кургана №46 могильника
Косасар 2, в камере склепа №73 некрополя Алтынасар 4а).
Возможно, геммы служили знаком привилегированного положения их владель-
ца (владелицы), но неизвестно, в какой степени использовали их по прямому назна-
чению в качестве личных печатей.
Любопытны факты находок сасанидских гемм на "ложных перстнях", чрезвы-
чайно близких по материалу, форме, сюжетам и стилю изображения к джетыасар-
ским в соседних присырдарьинских районах Отрарского оазиса (Смагулов, 1993,
с. 163-172). Регионы Средней Сырдарьи, прежде всего в современном Южном Ка-
захстане, с последних веков до н.э. и в первом тысячелетии н.э. были заселены но-
сителями отрарско-каратауской культуры (со всеми ее локальными вариантами),
тесно связанными с жителями джетыасарских городищ низовий Сырдарьи (Левина,
1971, с. 223-242; Акишев, Байпаков, Ерзакович, 1972, с. 72 и ел., 182 и ел.; Левина,
19816, с. 170-178). В указанный период представители этих двух культур отнюдь не
ограничивались лишь торговыми связями. Археологические изыскания позволили
зафиксировать факты появления отдельных групп носителей отрарско-каратауской
культуры (в первую очередь из предгорных районов долины верхней Арыси, Таласа)
на территории Джетыасарского урочища в последние века до н.э., в первые века н.э.
241