ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 4964
Скачиваний: 49
и, наоборот, притока целых групп "джетыасарцев" в прибрежные присырдарьинские
районы Отрарско-Каратауского региона, прежде всего в IV в. н.э. и позднее, в конце
V-VI в., а затем и в VII-VIII вв. н.э. (Левина, 1971, с. 224-242; она же, 19816, с.
170-178; она же, 1990, с. 27-36; она же, 19936, с. 76-77). Четыре из восьми гемм,
найденных в окрестностях городищ Коныр-тобе (Мардан-Куюк), Пчакчки-тобе,
происходят из раскопанного ЕА.Смагуловым частично разрушенного женского
погребения №65 могильника у городища Коныр-тобе. Автор отмечает вытянутое
положение захороненной и сильную искусственную деформацию ее черепа. Гемма
из случайных находок из халцедона желтого цвета (с изображением головы барана
между распахнутыми крыльями, см. Смагулов, 1993, с. 163) по изображению на
щитке и по качеству и цвету камня напоминает гемму, найденную в камере склепа
кургана №302 некрополя Алтынасар 4о.
Среди гемм из погребения №65, подвешенных, как и джетыасарские, на одной
связке с крупными бусинами (халцедон, янтарь, стекло и др.), но лежавших в облас-
ти грудной клетки, одна - с профильным изображением стоящей фигуры ("жреца",
по определению Е.А.Смагулова) с длинной косой за спиной и растением в руке,
чрезвычайно близка джетыасарским из камеры склепа "а" кургана №17 могильника
Алтынасар 4а и из погребения в яме с боковой нишкой кургана №283 некрополя
Алтынасар 4о (с профильным изображением стоящей женской фигуры с длинной
косой за спиной и каким-либо растением в руке, рис. 161,
4, 6).
Датировка
Е.А.Смагуловым погребения №65 IV-V вв. н.э. по комплексу импортных предметов
в погребальном инвентаре не вызывает возражений, но, к сожалению, автор ничего
не сказал о керамике из погребения. Представляется, что джетыасарские и отрар-
ские геммы являются одной группой гемм на "ложных перстнях". Однако отсутствие
керамического материала оставляет открытым вопрос об этническом происхожде-
нии захороненных с геммами: идет ли речь о носительницах джетыасарской (что,
судя по некоторым данным, весьма вероятно в случае с погребением №65 могиль-
ника Коныр-тобе) или отрарско-каратауской культур? Хотя возможно говорить уже
и о смешанном населении.
Исследования показали, что 85% джетыасарских погребений, в которых найде-
ны описанные выше геммы на "ложных перстнях", могут быть датированы в преде-
лах III-IV вв., реже IV— начала V в. н.э. (Левина, 1993а, с. 94-95; она же, 1994, с.
84), и лишь в трех случаях момент попадания геммы в камеру склепа, функциони-
ровавшего на протяжении IV-VI вв. н.э., или же в погребение V-V1 вв. остается ги-
потетичным.
Все геммы на "ложных перстнях" из джетыасарских курганов с различными
изображениями выполнены в "штриховой", или "эскизной", манере и имеют много-
численные аналогии среди сасанидских печатей из музейных коллекций. Иранское
происхождение джетыасарских гемм не вызывает сомнений. Некоторые изображе-
ния на них почти полностью идентичны уже известным в музейных собраниях и по
стилю и по сюжету.
Наиболее ранние из групп "штриховых" печатей, как правило крупные "ложные
перстни", намного реже - просто перстни, изготовленные в основном из халцедона
или сердолика. Все эти печати анэпиграфны. Изображения переданы схематично,
энергичными штрихами, контуры самих изображений обычно очерчены нечетко. К
этой группе, очевидно, принадлежат и геммы из джетыасарских могильников. Да-
тировать эту группу можно в пределах III-V вв. н.э. Одним из важных аргументов в
пользу относительно ранней датировки (не позднее V в. н.э.) той группы
"штриховых печатей", к которой относятся и найденные в джетыасарских курганах
геммы, можно считать почти полное отсутствие оттисков подобных печатей на са-
санидских глиняных буллах, происходящих из хорошо датированных комплексов
242
VI-VII вв.: из раскопок замка Каср-и Абу Наср в Южном Иране (оттиски более 400
различных печатей - Frye, 1973), городища Тахт-и Сулейман в Иранском Азербай-
джане (оттиски более 800 печатей, см. Gobi, 1976), замка Ак-депе у Артыка в Юж-
ном Туркменистане (оттиски нескольких десятков печатей, см. Губаев, 1971, с. 46;
Луконин, 1971, с. 50). Хотя срок бытования изготовленной из твердых пород камня
печати практически не ограничен и должно было пройти много времени, прежде
чем ранние "штриховые" геммы вышли из употребления, судя по вышеупомянутым
оттискам на буллах, на рубеже VI-VII вв. н.э. ими уже не пользовались.
Учитывая все вышесказанное (в том числе, не в последнюю очередь, и погре-
бальный инвентарь курганов), можно утверждать, что геммы из джетыасарских за-
хоронений датируются в пределах III-IV и IV-V вв. н.э.
Пока остаются проблематичными пути и способы проникновения иранских
резных камней в Восточное Приаралье, в районы расположения памятников дже-
тыасарской культуры. Еще в 1991 г. было предложено два варианта ответа на этот
вопрос: как результат торговых контактов или же в качестве военной добычи
(Левина, Никитин, 1991, с. 63). Новые находки гемм той же группы, что и джетыа-
сарские, в присырдарьинских областях Отрарского района (Смагулов, 1993) под-
тверждают высказанное предположение о миграционных и торговых путях в бас-
сейне Нижней и Средней Сырдарьи, пролегавших прежде всего по правому берегу
реки (Левина, 1971; она же, 19816). Учитывая хронологические периоды появления
носителей джетыасарской культуры на территории расположения памятников
отрарско-каратауских культур и наоборот, мы пока не можем связывать наличие са-
санидских гемм в вышеупомянутых районах лишь с грабительскими походами в
Иран каких-либо определенных племен (Смагулов, 1993). Представляется, что наи-
более ранние сасанидские геммы из джетыасарских могильников (как и парфянская
гемма из культурного слоя городища Бедаик-асар) могли попасть в Восточное При-
аралье в результате торговых связей с Ираном еще в III в. н.э., а уже в IV и в начале
V в. н.э. товары, полученные при торговых контактах, дополнялись и военной до-
бычей.
§9. ЗООМОРФНЫЕ
И АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
И ДРУГИЕ КУЛЬТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
В
материалах культурных слоев джетыасарских городищ, как и в
составе погребальных инвентарей курганов, неоднократно были встречены зоо-
морфные и антропоморфные изображения. Иконография их разнообразна: это гли-
няные и алебастровые статуэтки и идолы, прочерченные, прорезные, нарисован-
ные, налепные изображения на дереве, керамике, изображения на ручках сосудов,
бифигурные керамические и металлические зооморфные изображения на ручках
крышек, зеркал, наконец, зооморфные и антропоморфные металлические подве-
ски, бляшки и пряжки и т. п. Среди зооморфных изображений отмечаем изображе-
ния рыб, птиц, змей, баранов, собак (возможно, волков), сайгаков, оленей, верблю-
дов, лошадей, слона и др., а также множество весьма схематичных изображений.
Прочерченные и прорезные изображения рыб на дереве и керамическом сосуде
встречены были в культурном слое 10 строительного горизонта верхней площадки
(раскоп II) городища Бедаик-асар (инв. №76 Дж.-Ас./4090, рис. 163,
12)
и при ре-
когносцировочных раскопках на городище Кескен-Кукж-кала. Если в первом слу-
чае речь идет о стенке деревянной шкатулки, найденной в культурном слое, кото-
рый можно датировать рубежом или, скорее, первыми веками н.э., то во втором
243
случае это изображение на стенке джетыасарского кувшина, характерного для этапа
Джетыасар III (VII-IX вв. н.э.).
Весьма схематические единичные изображения птиц с распахнутыми крыльями,
в виде керамических налепов, вероятно украшавших ручки крышек сосудов
(рис. 163,
Г),
найдены в верхних культурных слоях городища Томпак-асар. Анало-
гичные известны в материалах памятников сарматского времени Зауралья. Бронзо-
вое изображение сидящей птицы (вероятно, навершие какого-либо предмета), най-
денное в культурных слоях городища Карак-асар (рис. 163, J) аналогично встречен-
ным на ранних памятниках среднесырдарьинских культур.
Изображения змей отмечены в виде горизонтальных налепов под горлом круп-
ных красноангобированных сосудов из верхних культурных слоев городищ
"Большой дом" комплекса Алтын-асар, Джеты-асар №9 (рис. 72,
1),
на концах
бронзовых браслетов в некоторых подбойных погребениях курганов могильников
Алтынасар 4 (например, №201, рис. 141). Среди налепов на стенках сосудов были и
изображения змеи с раскрытой пастью и высунутым жалом (Левина, 1971, с. 18,
рис. 15, 205). Погребальные комплексы и культурные слои городищ, где найдены
упомянутые выше изображения змей, датируются в пределах IV-VII вв. н.э.
Изображения животных вида сайгака, джейрана представлены прочерченными
и прорезными рисунками как на стенках типичного красноангобированного лоще-
ного сосуда (городище Джеты-асар №6, рис. 167, /), так и на стенке деревянного
предмета, встреченного в культурном слое 9 строительного горизонта раскопа II го-
родища Бедаик-асар (рис. 164, //). В последнем случае изображения выполнены в
"скелетной" технике, глубоко прорезанными штрихами, причем на этой плоскости
представлено несколько видов животных (возможно, и лошади).
Изображения баранов в материалах джетыасарских памятников довольно мно-
гочисленны (более 60 экземпляров) прежде всего в виде зооморфных выступов на
ручках характерных джетыасарских кружек, изредка ковшей (рис. 163). Однако в от-
личие от таковых в материалах среднесырдарьинских (каунчинской и отрар-
ско-каратауской) культур, где они полностью господствуют, подобные изображения
в джетыасарских комплексах довольно схематизированны и не составляют боль-
шинства среди других сюжетов. При этом единичные, весьма реалистичные изоб-
ражения барана на носике красноангобированных с характерным джетыасарским
лощением сосудов типа ритона были зафиксированы в культурных слоях городищ
этапа Джетыасар I (в частности, на городище Бедаик-асар, раскоп II, 10-й строи-
тельный горизонт, рис. 164). Почти столь же часты находки изображений головы
волка, собаки, лисы (рис. 164,
9),
главным образом в виде зооморфных выступов на
ручках кружек, кувшинов, крышек, ковшей. И среди них преобладают схематизиро-
ванные.
К концу периода 16 можно отнести сердоликовые подвески (рис. 163,
24)
в фор-
ме фигурки сидящего зверька (собаки?), аналогичные известным в античных па-
мятниках Причерноморья (Алексеева, 1975, табл. 13,
3, 12).
Изображения баранов, волков, лис, собак на ручках кружек, кувшинов, ковшей
встречены в материалах периодов 16 и 1в, в то время как еще более стилизованные
такие изображения (в основном бифигурные) на ручках дисковидных крышек полу-
чают распространение на этапе Джетыасар II (рис. 163; 67).
Изображения голов верблюдов также неоднократно отмечаем на ручках харак-
терных кружек этапа Джетыасар I, но наряду с ними встречены и металлические
изображения верблюжьих головок. Так, в одном из курганов на возвышенности
Кызыл-гыр, в погребении в простой могильной яме, с уступами на торцовых стен-
ках ямы для дополнительного перекрытия-настила, в мужском захоронении, где
вместе с типичными для этапа Джетыасар I сосудами первой группы было и оружие
244
(лук с костяными обкладками, железные наконечники стрел, меч и т. п.), рукоять
меча украшали две золотые головки верблюдов, инкрустированные бирюзой
(рис. 163,
28).
Погребальный инвентарь позволяет датировать данное погребение
II-IV вв. н.э. (Толстое, 19626, с. 142, 144).
Ч
Намного реже в джетыасарских памятниках фиксируются изображения лоша-
дей. Так, раскрашенные красными и черными полосками по белому фону глиняные
изображения на одной подставке двух развернутых в разные стороны коней найде-
ны в помещении 1 ("двор") раскопа Шв (верхняя площадка), в раскопе II пом. 13, в
культурных слоях, соответствующих периодам 16 и 1в (рис. 164,
8).
Бифигурные изображения голов коней встречены в одном из поздних курганов
(№32) некрополя Томпак-асар (вероятно, конец IV — нач. V в.). Особняком стоит и
схематизированная фигурка лошади с налепным "твердым седлом", найденная в
культурных слоях IV в. н.э. городища "Большой дом" комплекса Алтын-асар
(рис. 164,
7).
Но нужно отметить, что на ручках джетыасарских сосудов изображения
голов коней в материалах этапов Джетыасар I и II неизвестны, в то же время широко
распространяются на последнем этапе развития культуры в регионе (VII-IX вв.), ве-
роятно уже после гибели Джетыасарского урочища, на памятниках типа Сарлы-асар
и на так называемых "болотных городищах" в устье современного русла Сырдарьи
(Кескен-Куюк-кала, Куюк-кала и др., рис. 164,
4-6).
На тех же поздних поселениях в устье Сырдарьи (типа Кескен-Куюк-кала) и на
поселениях восточной группы типа Ак-тобе найдены сосуды со сплошным прорез-
ным орнаментом на тулове, где среди растительных узоров были и изображения
оленей. Одно из таких изображений оленя с ветвистыми рогами, в окружении
растений (возможно, и птиц) было на крупном кувшине с типичной для джетыасар-
ской культуры формой и технологией изготовления и покрытия, найденном в рас-
копе на городище Кескен-Куюк-кала (Левина, 1971, с. 81, рис. 20, 111). Изображе-
ние выполнено глубоко прорезанными линиями и заполнено точечными наколами
(рис. 167). Там же была найдена и подквадратная в сечении стела из обожженной
глины, завершающаяся изображением головы барана с закрученными рогами
(рис. 163,
10).
Нарисованное черной краской по белому фону контурное изображе-
ние оленя сохранилось на некоторых специфической формы курильницах, встре-
ченных в камерах склепов второго типа (как, например, кургана №147, рис. 172).
Среди джетыасарских зооморфных изображений выделяются металлические
литые подвески (слон, медведь, волк) и керамические ручки в виде медведей (см.
ниже). Как говорилось выше, иконография джетыасарских зооморфных изображе-
ний достаточно разнообразна при всей стилизации их. Мастер стремился сохранить
сходство с определенным видом животного, подчеркивая наиболее характерные
черты зверя (реже— птицы). В основном это изображения оленя, сайгака, барана,
волка (собаки), лошади, змеи и т. п., что хорошо отражает окружающую фауну. Од-
нако среди зооморфных находок в джетыасарских комплексах выделяются выше-
упомянутые изображения медведей. Это весьма значительное количество изображе-
ний, чтобы считать их случайными в общем наборе сюжетов (около четырех десят-
ков). Как правило, изображения медведей использованы в виде ручек самых разно-
образных, но характернейших по форме, технологии и отделке джетыасарских сосу-
дов — от крупных двуручных горшков и кувшинов до изящных шаровидных кружек.
Такую ручку мастер композиционно располагал либо на тулове (как, например, у
кувшинов, симметрично по две или четыре ручки, рис. 165, 166), либо под венчи-
ком и на венчике кружки или горшка таким образом, чтобы изображение создавало
впечатление заглядывающего в сосуд зверя. В таком случае передние лапы зверя за-
хватывают венчик сосуда, когти лапы подчеркнуты и хорошо проработаны
245
(рис. 165). Изображения медведей на ручках сосудов встречены как в культурных
слоях городищ, так и в погребальных инвентарях курганов, прежде всего в могиль-
никах Косасар 2, Косасар 3, Томпакасар, значительно реже — в некрополях Алтына-
сар 4. Хронологический диапазон их в джетыасарских памятниках ограничен пе-
риодом с последних веков до н.э. до II-IV вв. н.э. Сосуды, на которых обнаружены
изображения медведей, характерны лишь для джетыасарского керамического ком-
плекса этапа Джетыасар I (Левина, 1971, с. 64 и ел.).
Медведь, животное, безусловно, неизвестное в том географическом регионе, где
расположены памятники джетыасарской культуры, но зато широко распространен-
ное в лесной полосе Евразии и особо почитаемое многими древними и современ-
ными северными народами (Соколова, 1972, с. 63-85). Изображения медведей в ви-
де металлических бляшек, подвесок и т. п. достаточно ярко представлены в культу-
рах Зауралья и Западной Сибири, относящихся к угро-самодийскому кругу, по
крайней мере с периода раннего железного века. Это и усть-полуйские комплексы
(Чернецов, 1953а, с. 240 ; Мошинская, 1953; Косарев, 1993; рис. 73, 11, с. 168 и ел.),
и гороховская, и саргатская культуры (Генинг, 1962, с. 89 и ел.; Чижова, 1983, с. 6;
Корякова, 1988, рис. 21, 8; Могильников, 19926, табл. 124, 72). Джетыасарские изоб-
ражения наиболее близки таковым металлическим, выполненным, по определению
Л. В. Чижовой, в "древовидном" стиле.
В тех же районах находят аналогии и джетыасарские литые металлические под-
вески (большинство их). Джетыасарские бронзовые литые зооморфные подвески с
отверстиями для крепления выполнены в силуэтном стиле, однако достаточно узна-
ваемы (рис. 164,
1-3).
Количество их невелико, но все они связаны с погребальными
сооружениями середины первого тысячелетия н.э.
В материалах джетыасарских памятников находим три вида антропоморфных
изображений. Это — глиняные идолы, бронзовые литые изображения и налепы на
стенках джетыасарских сосудов.
Глиняные идолы представляют собой весьма примитивные изображения из нео-
божженной или плохо обожженной глины в виде небольших фигурок без проработ-
ки деталей туловища, часто лишь с профилированной головой, где только накола-
ми, выпуклостями, прорезями намечены черты лица, у некоторых была и дополни-
тельная раскраска щек, рта, ушей. Шесть таких односторонне профилированных
идолов зафиксированы в синхронных этапу Джетыасар I различных культурных
слоях городищ Бедаик-асар и "Большой дом" комплекса Алтын-асар (Левина, 1968,
с. 167 и ел., рис. 1). Два идола с двусторонней профилировкой и яркой раскраской
были встречены в могильниках Алтынасар 4о и 4р, в погребальных комплексах
курганов №328 (склеп переходного типа) и №331. Оба идола, вероятно, были на-
вершием какого-либо крупного изделия, при этом экземпляр из подбойного погре-
бения кургана №331 имел поднятые вверх руки (рис. 168,
5).
Аналогичные примитивные глиняные, алебастровые или каменные идолы рас-
пространены в материалах первых веков н.э. Поволжья, Крыма, Северного Кавказа,
Средней Азии (Левина, 1968, с. 168-170) и других регионов, прежде всего в памят-
никах скотоводческих и скотоводческо-земледельческих культур.
Джетыасарские металлические антропоморфные бляшки и пряжки, как и ан-
тропоморфные налепы на стенках характерных джетыасарских сосудов, представле-
ны только мужскими изображениями. Коллекция металлических мужских антропо-
морфных изображений состоит из находок в погребальных памятниках различных
джетыасарских могильников (как, например, в погребениях курганов №№44, 71, 86
некрополя Алтынасар 46, в камере склепа и в могильной яме курганов №№56 и 108
могильника Алтынасар 4в, в камере круглого склепа некрополя Алтынасар 4т, в
246