Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3391

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

III

154

154

азание

 

за

 

пор

ание

 

святыни

 

(Kolberg

 

DW

 

9:

 

9–11;

 

см.:

 

Ка стов

 

2004:

109–110).

Та им

 

образом,

 

подневольное

 

в лючение

 

иноверцев

 

в

 

рит алы

«доминир ющей»

 

онфессии

 

становилось

 

своеобразным

 

инстр мен-

том

 

морально о

 

нижения

 

(если

 

не

 

с азать

 

ничижительно о

 

подав-

ления)

 

оппонентов.

Особ ю

 

р пп

 

сюжетов

 

составляют

 

расс азы

 

о

 

профанации

 

ино-

верцами

 

христианс их

 

рит альных

 

действий

 

и

 

о

 

непременном

 

на а-

зании

 

виновни ов.

Подобная

 

история

 

зафи сирована

 

в

 

архивном

 

деле

 

XIX

 

в.,

 

хра-

нящемся

 

в

 

фондах

 

Национально о

 

историчес о о

 

архива

 

Белар си

 

в

.

 

Гродно,

   

отором

 

мы

 

и

 

обратимся.

Со ласно

 

материалам

 

Канцелярии

 

родненс о о

 

бернатора,

 

с

 

15

 

ап-

реля

 

1827

 

.

 

по

 

5

 

июня

 

1828

 

.

 

велось

 

дело

 

«о

 

расследовании

 

фа та

 

и

 

пре-

дания

 

с д

 

евреев

 

Слонимс о о

 

езда

 

Нохимовича

 

Мовш ,

 

Бер овича

 

Ян-

еля

 

и

 

др.,

 

сорвавших

 

с

 

реста

 

при

 

доро е

 

дер.

 

Новосёл и

 

Слонимс о о

 

.

изображение

 

Иис са

 

Христа»

 

(НИАБ

 

в

 

.

 

Гродно,

 

ф.

 

1,

 

оп.

 

2,

 

д.

 

2082).

 

Ка

след ет

 

из

 

дела,

 

евреи

 

Мовша

 

Нохимович,

 

Ян ель

 

Бер ович,

 

Ян ель

Лейбович,

 

Мовша

 

и

 

Еля

 

Рабиновичи,

 

Бер а

 

Абрамович

 

Ян елиович,

Морд х

 

Лейбович,

 

Морд х

 

Израелиович,

 

Гирш

 

Морд хович,

 

Гирш

Мовшович,

 

Мовша

 

и

 

Новхемия

 

Гиршоновичи,

 

Оре

 

Зевелиович,

 

Абрам

Ор ович,

 

Пинх с

 

Мовшович

 

и

 

еврей и

 

Сора

 

и

 

Хана

 

«преданы

 

с ждению

за

 

сорвание

 

с

 

реста

 

изображения

 

Иис са

 

Христа,

 

делание

 

над

 

оным

 

раз-

ных

 

пор

аний

 

и

 

произнесение

 

бо ох льных

 

слов»

 

(л.

 

52).

 

Сл чилось

 

это

1

 

марта

 

1827

 

.

 

во

 

время

 

еврейс о о

 

праздни а

 

«П рим

 

называемый»,

 

о-

да

 

«ночным

 

временем»

 

толпа

 

евреев

 

во

 

лаве

 

с

 

арендатором

 

орчмы

«сорвали

 

с

 

реста,

 

стояще о

 

на

 

доро е

 

при

 

деревне

 

Новосёл ах,

 

изображе-

ние

 

Иис са

 

Христа

 

и

 

били

 

оное

 

вместо

 

Гамана,

 

произносили

 

разные

 

бо о-

х льные

 

слова

 

<…>

 

по

 

сорвании

 

с

 

не о

 

 

реста]

 

изображения

 

Спасителя

наше о,

 

взяв

 

в

 

р

и

 

и

 

прибив

 

о

 

рест ,

 

ими

 

зделанном ,

 

ходили

 

и

 

пели

„Господи

 

помил й“,

 

что

 

все

 

видели

 

рестьяне

 

Тарас

 

Я овдзи

 

и

 

Андрей

Серват а»

 

(л.

 

2–2

 

об.).

 

Далее

 

из

 

те ста

 

следственно о

 

дела

 

выясняются

любопытные

 

«этно рафичес ие»

 

подробности:

 

«…и

 

по

 

сознанию

 

самих

евреев,

 

принимая

 

они

 

на

 

себе

 

разное

 

лицо

 

(sic!),

 

а

 

Мовша

 

Нохимович

представлял

 

священни а,

 

носили

 

рест,

 

ими

 

сделанной,

 

ходя

 

толпою

 

по

Сен овщизне,

 

Бояры

 

и

 

Я нешицы,

 

имея

 

трещот и

 

и

 

с овород

 

вместо

оло ольца,

 

пели

 

молитвенные

 

слова,

 

потребляемые

 

христианами,

 

и

произносили

 

та овые

 

же

 

бо ох ления»

 

(л.

 

53).

 

Та

 

евреи

 

«производили

разные

 

бесчинства,

 

потом

 

опять

 

принесли

 

[изображение

 

Христа]

 

на

 

то

 

же

место

 

и

 

прибили

   

рест »

 

(л.

 

19).

 

Среди

 

«бесчинств»

 

поминается,

 

что

 

ев-

реи

 

«нар

ались

 

<…>

 

над

 

оным

 

[изображением]

 

в

 

я нешиц ой

 

мельнице

 

в

лице

 

[т.

 

е.

 

в

 

прис тствии]

 

рестьянина

 

Со оловс о о»

 

(л.

 

53).

 

Учитывая


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

155

155

все

 

обстоятельства,

 

было

 

решено:

 

«…за

 

та овой

 

их

 

пост по ,

 

сопря аю-

щийся

 

с

 

явным

 

християнс ой

 

рели ии

 

нар

анием,

 

по

 

основанию

 

при-

веденных

 

в

 

том

 

определении

 

за онений

 

на азать

 

в

 

ороде

 

Слониме

 

при

народном

 

собрании

 

в

 

страхе

 

и

 

примере

 

др

им»

 

(л.

 

53–53

 

об.).

 

Исполни-

тели

 

«обряда»

 

были

 

биты

 

н том,

 

зачинщи и

 

при оворены

   

аторж-

ным

 

работам,

 

рестьяне,

 

не

 

донесшие

 

сраз

 

земс ой

 

полиции

 

о

 

виденном

происшествии,

 

были

 

арестованы

 

и

 

оштрафованы.

Есть

 

в

 

следственном

 

деле

 

и

 

не оторые

 

странности.

 

Та ,

 

параллель-

но

 

официальном

 

расследованию,

 

свое

 

собственное

 

дознание

 

провели

помещи

 

апитан

 

Волович

 

и

 

сендз

 

Я

тович,

 

оторые

 

представили

 

в

с д

 

свое

 

за лючение,

 

«что

 

ни а о о

 

сорвания

 

реста

 

не

 

было»,

 

а

«мельни

 

Со олович

 

 

пьяница,

 

веры

 

ем

 

нет»

 

(л.

 

59–59

 

об.).

Видимо,

 

а

 

ощ нственные

 

бесчинства

 

были

 

расценены

 

рит аль-

ные

 

действия

 

евреев

 

по

 

«пор

анию

 

Амана»,

 

пред смотренные

 

сценари-

ем

 

праздни а

 

П рим

 

и

 

в лючающие

 

обрядовое

 

ряженье

 

(ср.

 

выше:

«принимая

 

на

 

себе

 

разное

 

лицо»)

 

и

 

ничтожение

 

обрядово о

 

ч чела

(см.:

 

Lilientalowa

 

1919:

 

45–103;

 

Петр хин

 

2004:

 

92–94),

 

а

 

на азание

понесли

 

исполнители

 

традиционно о

 

еврейс о о

 

обряда?

Ка

 

по азывает

 

материал,

 

смешение

 

«своих»

 

и

 

«ч жих»

 

рит аль-

ных

 

моделей,

 

прое ция

 

«ч жой»

 

обрядности

 

на

 

привычн ю

 

для

 

себя

артин ,

 

сопровождаемые

 

станов ой

 

на

 

«разоблачение»

 

этничес их

соседей,

 

оторых

 

подозревают

 

в

 

постоянном

 

ощ нстве

 

по

 

отношению

 

«доминир ющей»

 

льт ре,

 

приводит

   

том ,

 

что

 

в

 

народном

 

созна-

нии

 

с ладывается

 

довольно

 

специфичес ое

 

отношение

 

и

   

«ч жой»

рит алисти е,

 

и

   

обрамляющим

 

ее

 

временным

 

рам ам.

Еще

 

раз

 

об

 

«опасных»

 

праздни ах.

 

Нам

 

же

 

приходилось

 

писать

 

об

 

осо-

бенностях

 

восприятия

 

славянами

 

и

 

евреями

 

«своих»

 

и

 

«ч жих»

 

празд-

ни ов

 

в

 

связи

 

с

 

традиционными

 

обрядами

 

и

 

поверьями

 

(Белова

 

2000д).

В

 

данном

 

разделе

 

хотелось

 

бы

 

подробнее

 

остановиться

 

на

 

представле-

ниях

 

об

 

особой

 

опасности,

 

отор ю

 

(со ласно

 

народным

 

верованиям),

таят

 

в

 

себе

 

мар ированные

 

алендарные

 

даты

 

и

 

периоды

 

(подробнее

 

об

этом

 

см.:

 

СМ:

 

388–389;

 

Толстая

 

2004).

В

 

этом

 

онте сте

 

отнюдь

 

не

 

сл чайным

 

ажется

 

онцентрация

 

во-

р

 

тех

 

или

 

иных

 

праздни ов

 

 

прямая

   

ним

 

при роченность)

 

раз-

нообразных

 

сл хов

 

и

 

тол ов

 

довольно

 

мрачно о

 

хара тера,

 

призван-

ных

 

держать

 

онфессиональных

 

оппонентов

 

в

 

эмоциональном

 

напря-

жении.

 

К

 

этой

 

же

 

р ппе

 

явлений

 

след ет

 

отнести

 

разнообразные

 

сю-

жеты,

 

связанные

 

с

 

рели иозными

 

наветами

 

и

 

напрям ю

 

соотносимые

 

с

«праздничными»

 

рит алами

 

этничес их

 

соседей

 

(см.,

 

например:

 

Cała

1995:

 

56

 

и

 

сл.,

 

74

 

и

 

сл.,

 

128

 

и

 

сл.;

 

Zowczak

 

2000:

 

159–167;

 

II.5

).

Снова

 

обратимся

   

материалам

 

из

 

архива

 

в

 

Гродно.


background image

Глава

 

III

156

156

30

 

сентября

 

1838

 

.

 

состоялось

 

рассмотрение

 

с дебно о

 

дела

 

«о

 

рас-

пространении

 

сл хов

 

о

 

отовившемся

 

я обы

 

нападении

 

христиан

 

на

 

ев-

реев

 

во

 

время

 

их

 

бо осл жения»

 

(НИАБ

 

в

 

.

 

Гродно,

 

ф.

 

1,

 

оп.

 

19,

 

д.

 

1761).

14

 

сентября

 

1831

 

.

   

военном

 

начальни

 

.

 

Лида

 

явились

 

евреи

 

из

 

мес-

тече

 

Белицы,

 

Жол дов а,

 

Щ чин,

 

Эйшиш и

 

и

 

объявили,

 

«что

   

ним

дошли

 

сл хи,

 

я обы

 

жители

 

села

 

Крива

 

христиане

 

во

 

время

 

их

 

праздни а

больших

 

Босин,

 

о да

 

они

 

собер тся

 

с

 

вечера

 

на

 

всю

 

ночь

 

в

 

ш ол

 

для

 

бо-

омолия,

 

намерены

 

их

 

всех

 

в

 

оной

 

мертвить,

 

и

 

что

 

блис о

 

Эйшише

 

в

 

ле-

сах

 

собралась

 

шай а,

 

вышедшае

 

из

 

Вильна,

 

и

 

ожидают

 

толь о

 

то о

времени,

 

по

да

 

евреи

 

все

 

б д т

 

в

 

ш оле»

 

(л.

 

1).

 

«Хоть

 

я

 

старался

 

их

пере верить,

 

 

пишет

 

далее

 

начальни

 

в

 

своем

 

рапорте,

 

 

что

 

се о

сл чая

 

не

 

б дет

 

и

 

ни о да

 

быть

 

не

 

может,

 

но

 

они

 

оставались

 

при

 

своем

верении,

 

просили

 

защиты,

 

оворя,

 

что

 

если

 

им

 

не

 

дастся

 

охранение,

то

 

они

 

все

 

по ибн т»

 

(л.

 

1–1

 

об.).

 

Были

 

приняты

 

меры:

 

военное

 

начальство

посетило

 

азанные

 

местеч и

 

и

 

запретило

 

христианам

 

«причинять

 

евреям

помешательства

 

во

 

время

 

производствия

 

ими

 

бо осл жения

 

в

 

ш олах»,

 

а

та же

 

велело

 

«пре ратить

 

нелепые

 

рос азни

 

христиан».

 

В

 

о рестностях

Эйшише

 

«ни а их

 

шае ,

 

при отовившихся

   

мерщвлению

 

евреев,

 

не

от рыто».

 

Выяснилось

 

та же,

 

что

 

сл хи

 

о

 

отовящемся

 

насилии

 

евреи

 

по-

л чили

 

«от

 

а о о-то

 

незна омо о

 

еврея

 

из

 

Вильно»

 

(л.

 

1

 

об.).

Праздни

 

под

 

названием

 

Босины

 

(

bosiny,

 

bosaki,

 

basinki

)

 

довольно

часто

 

фи

рир ет

 

в

 

этно рафичес их

 

свидетельствах

 

прошлых

 

лет:

 

по-

минается

 

он

 

в

 

череде

 

еврейс их

 

осенних

 

праздни ов

 

(Zowczak

 

2000:

 

173),

ино да

 

ассоциир ясь

 

с

 

С дным

 

днем

 

(см.

 

ниже),

 

или

 

а

 

поминальный

праздни

 

евреев

 

(

ś

wi to

 

zaduszne

)

 

(Kolberg

 

DW

 

45:

 

506;

 

Cała

 

1995:

 

80).

Мрачная

 

реп тация

 

это о

 

«праздни а»

 

представлена

 

и

 

в

 

се ретном

деле

 

1861

 

.

 

«о

 

распространившихся

 

в

 

Со ол ах

 

сл хах

 

о

 

намерении

 

пе-

ререзать

 

евреев»,

 

начатом

 

по

 

объявлению

 

со ольс их

 

евреев

 

Шм ля

 

Ша-

пиры

 

и

 

Лидмана

 

Штейна

 

(НИАБ

 

в

 

.

 

Гродно,

 

ф.

 

1,

 

оп.

 

22,

 

д.

 

1234).

 

В

 

рас-

пространении

 

сл хов

 

об

 

ничтожении

 

еврейс о о

 

населения

 

обвинялись

мещанин

 

К харевич

 

и

 

дворянин

 

Мацеевс ий.

 

Евреи

 

местеч а

 

Со ол а

объявили,

 

что

 

«в

 

Со ол ах

 

распространился

 

сл х,

 

что

 

2- о

 

сентября

 

в

с ббот

 

во

 

время

 

еврейс о о

 

праздни а,

 

о да

 

все

 

они

 

обязаны

 

быть

 

в

молитвенном

 

доме,

 

местные

 

жители

 

римс о- атоличес о о

 

исповедания

намерены

 

б дто

 

бы

 

всех

 

перерезать…»

 

(л.

 

1).

 

О

 

а ом

 

же

 

праздни е

 

идет

речь?

 

В

 

рапорте

 

со ольс о о

 

ородниче о

 

оворится:

 

«На

 

сих

 

днях

 

евреи

донесли

 

мне,

 

что

 

мещанин

 

К харевич,

 

в

 

орчме

 

бывши

 

совершенно

 

пья-

ным,

 

болтал

 

нелепость:

 

что

 

в

 

еврейс ий

 

с дный

 

день

 

чорт

 

передавит

 

всех

евреев.

 

За

 

что

 

я

 

это о

 

мещанина

 

выдержал

 

в

 

полиции

 

под

 

арестом

 

двое

с то ,

 

и

 

после

 

то о

 

ни а их

 

сл хов

 

нелепых

 

более

 

не

 

слышат

 

в

 

ороде»

(л.

 

17

 

об.).

 

Ита ,

 

подвыпивший

 

мещанин

 

выст пил

 

здесь

 

в

 

роли

 

ретран-

слятора

 

вполне

 

традиционно о

 

и

 

широ о

 

известно о

 

в

 

раинс ом,

 

бело-


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

157

157

р сс ом

 

и

 

польс ом

 

фоль лоре

 

сюжета

 

о

 

демоне

 

«хап не»,

 

похищающем

( бивающем)

 

евреев

 

в

 

С дн ю

 

ночь

 

 

на

 

Йом

 

Кип р

 

(подробнее

 

см.:

 

Бе-

лова

 

2001а;

 

Cała

 

1992:

 

99–100;

 

Cała

 

1995:

 

125–127;

 

Zowczak

 

2000:

 

171–

177).

 

Чем

 

же

 

оберн лись

 

для

 

Осипа

 

К харевича

 

е о

 

«фоль лорные»

 

раз-

оворы

 

в

 

шин е

 

Абрама

 

Мар

са,

 

де

 

он

 

«расп с ал

 

разные

 

тол и,

 

что

евреи

 

должны

 

ожидать

 

с оро

 

страшной

 

опасности»

 

(л.

 

18

 

об.)?

«На

 

мещанина

 

.

 

Со ол и

 

К харевича

 

последовали

 

след ющие

 

из-

веты

 

от

 

со ольс их

 

евреев:

1

е

)

 

Хаим

 

Абелиович

 

Штеин

 

объявил,

 

что

 

том

 

назад

 

три

 

недели

 

К -

харевич

 

с азал

 

ем ,

 

„подожди,

 

что

 

с

 

вами

 

б дет

 

в

 

праздни

 

Босины“;

2

е

)

 

Абрам

 

Хаимович

 

Мар

с

 

 

что

 

К харевич

 

был

   

не о

 

в

 

шин е

во

 

вторни

 

пред

 

праздни ом

 

их

 

Тр б и

 

и

 

оворил,

 

„посмотришь,

 

что

б дет

 

с

 

вами

 

завтра

 

в

 

вечер“;

3

е

)

 

Герш

 

Берх

 

 

что

 

К харевич,

 

зайдя

 

в

 

лав

 

е о,

 

с азал:

 

„Я

 

тебя

жалею,

 

выезжай

 

л чше

 

в

 

Белосто ,

 

ибо

 

завтра

 

б дет

 

с

 

вами

 

х до“.

За

 

та овые

 

тол и,

 

по

 

жалобе

 

евреев,

 

К харевич

 

по

 

распоряжению

ородниче о

 

был

 

выдержан

 

двое

 

с то

 

под

 

арестом

 

при

 

полиции,

 

а

 

по

освобождении,

 

придя

 

в

 

шино

 

Абрама

 

Мар

са,

 

де

 

пил

 

вод

,

 

с азал

хозяин :

 

„Мы

 

вас

 

вывешаем,

 

и

 

я

 

имею

 

собственн ю

 

землю,

 

что

 

дам

 

вам

на

 

ладбище“»

 

(л.

 

19).

Та

 

фоль лорный

 

расс аз

 

о

 

черте,

 

оторый

 

«передавит

 

евреев»,

в

 

стах

 

обиженно о

 

К харевича

 

оберн лся

 

вполне

 

жест ой

 

по ром-

ной

 

розой.

По

 

том

 

же

 

дел

 

проходил

 

и

 

второй

 

персонаж

 

 

«имен ющий

 

себя

дворянином

 

Гродненс о о

 

езда

 

о олицы

 

Мацеевич»

 

Иван

 

Мацеевс ий,

оторо о

 

еврей

 

Зыс о

 

Рожанс ий

 

обвинил

 

в

 

том,

 

что

 

Мацеевс ий

 

«пред

последним

 

их

 

праздни ом,

 

зайдя

 

в

 

е о

 

шино ,

 

советовал

 

Рожанс ом

нейти

 

в

 

ш ол

 

на

 

праздни

 

Босины,

 

ибо

 

е о

 

там

 

зареж т»

 

(л.

 

19–19

 

об.).

За

 

расп с ание

 

подобных

 

сл хов

 

Мацеевс ий

 

«по

 

донесению

 

евреев

 

о-

родовой

 

полиции

 

взят

 

был

 

под

 

арест»

 

(л.

 

19

 

об.),

 

одна о

 

на

 

следствии

 

все

отрицал,

 

оворя,

 

что

 

ниче о

 

не

 

помнит,

 

ибо

 

был

 

реп о

 

пьян.

Ита ,

 

именно

   

еврейс ом

 

С дном

 

дню,

 

о да,

 

по

 

поверьям,

 

ев-

реям

 

рожают

 

всячес ие

 

опасности

 

со

 

стороны

 

демоничес их

 

сил,

о азались

 

при рочены

 

и

 

вполне

 

реальные

 

а рессивные

 

проявления.

В

 

те стах,

 

ставших

 

предметом

 

анализа,

 

представлена,

 

на

 

наш

 

вз ляд,

«наст пательная»

 

модель

 

поведения

 

(само тверждения),

 

реализ емая

 

в

рам ах

 

этно онфессионально о

 

диало а:

 

одна

 

сторона

 

явно

 

провоцир ет

(п сть

 

даже

 

толь о

 

на

 

ровне

 

те ста)

 

не

ю

 

реа цию

 

онфессиональных

оппонентов,

 

но

 

эта

 

реа ция

 

же

 

не

 

становится

 

предметом

 

нарратива

 

 

по

определению,

 

др ая

 

сторона

 

ни о да

 

не

 

сможет

 

оберн ть

 

сит ацию

 

в

 

свою

польз

 

и

 

изначально

 

обречена

 

на

 

поражение

 

в

 

споре

 

«своих»

 

и

 

«ч жих».


background image

159

IV

.1.

 

Этничес ие

 

соседи

 

о

 

«своих»

и

 

«ч жих»

 

алендарных

 

праздни ах

В

 

народной

 

льт ре

 

отношение

   

этничес и,

 

социально

или

 

онфессионально

 

«ч жом »

 

традиционно

 

определяется

 

целым

 

набо-

ром

 

этно

льт рных

 

стереотипов.

 

При

 

этом

 

«ч жом »

 

приписываются

сверхъестественные

 

свойства,

 

связь

 

с

 

пот сторонними

 

силами,

 

способно-

сти

   

ма ии

 

и

 

ведовств

 

( а

 

вредоносном ,

 

та

 

и

 

прод цир ющем ).

 

Эти

стойчивые

 

представления

 

охватывают

 

а

 

сам

 

фоль лорно-мифоло-

ичес

ю

 

фи

р

 

«ч жо о»,

 

та

 

и

 

связанные

 

с

 

ним

 

обряды

 

и

 

рит алы.

В

 

сфере

 

с еверных

 

представлений

 

о азывается

 

и

 

народный

 

алендарь

 

поверья

 

о

 

«ч жих»

 

праздни ах,

 

о

 

связанных

 

с

 

ними

 

приметах

 

и

 

ма иче-

с их

 

действиях.

 

Особенно

 

яр о

 

проявляются

 

та ие

 

представления

 

в

 

ре-

ионах

 

тесных

 

этно

льт рных

 

онта тов

 

 

именно

 

та ими

 

областями

в

 

XVIII

 

 

первой

 

половине

 

XX

 

в.

 

были

 

Подолия,

 

раинс ое

 

и

 

белор с-

с ое

 

Полесье,

 

польс ое

 

Подлясье,

 

При арпатье

 

и

 

За арпатье.

 

Материа-

лы

 

из

 

этих

 

мест

 

и

 

ле ли

 

в

 

основ

 

наше о

 

исследования.

На

 

фоне

 

цело о

 

омпле са

 

мифоло ичес их

 

поверий

 

о

 

«ч жих»

представление

 

носителей

 

местной

 

традиции

 

о

 

с ществовании

   

этниче-

с их

 

соседей

 

др

о о

 

алендарно о

 

ци ла

 

делает

 

«ч жие»

 

даты

 

значи-

мыми

 

в

 

их

 

приложении

   

«своем »

 

алендарю,

 

о да

 

речь

 

идет

 

о

 

ма и-

чес ой

 

пра ти е,

 

по одных

 

или

 

а рарных

 

приметах.

 

Подобные

 

веро-

вания

 

нашли

 

отражение

 

в

 

самых

 

разных

 

фоль лорных

 

жанрах

 

 

ле-

ендах,

 

былич ах

 

и

 

ане дотичес их

 

историях.

Отче о

   

разных

 

народов

 

разные

 

праздни и?

 

В

 

ле енде

 

из

 

По

тья

 

(При-

арпатс ая

 

У раина)

 

оворится,

 

что

 

в

 

начале

 

света

 

«р сс ие»,

 

«поль-

с ие»

 

и

 

«еврейс ие»

 

праздни и

 

совпадали,

 

а

 

причина

 

их

 

расхождения

во

 

времени...

 

в

 

об ви.

 

Однажды

 

встал

 

еврей

 

рано

 

тром,

 

об лся

 

в

 

свои

«пантофли»

 

и

 

побежал

 

на

 

молитв

 

в

 

ш ол ;

 

просн лся

 

маз р,

 

надел

 

свои

«б ты»

 

и

 

тоже

 

пришел

 

молиться

 

Бо

,

 

но

 

позже

 

еврея;

 

а

 

р син

 

дол о

об вался

 

в

 

свои

 

«постолы»

 

(лапти)

 

и

 

пришел

 

последним.

 

С

 

тех

 

пор

 

все да

сначала

 

наст пает

 

еврейс ая

 

Пасха,

 

потом

 

атоличес ая

 

(«польс ая»),

 

а

потом

 

ж

 

приходит

 

православная

 

(«р сс ая»)

 

(Kolberg

 

DW

 

29:

 

77;

 

Gusta

wicz

 

1902:

 

391–392).

 

Сходная

 

ле енда

 

известна

 

и

 

в

 

Галиции,

 

с

 

той

 

толь о

разницей,

 

что

 

частни и

 

«соревнования»

 

раз ваются

 

и

 

первым

 

о азыва-

ется

 

еврей,

 

ле

о

 

сбрасывающий

 

с

 

но

 

свои

 

тапоч и

 

(Гнатю

 

1902а:

 

209).

Представляет

 

интерес

 

та же

 

расс аз

 

из

 

Подолии,

 

в

 

отором

 

отра-

зились

 

особенности

 

меж онфессиональных

 

отношений

 

в

 

этом

 

ре ионе:

«во

 

времена

 

польс ие»

 

православные

 

цер ви

 

на

 

У раине

 

были

 

арендо-

ваны

 

не им

 

евреем

 

Рахманом,

 

оторый

 

та

 

дол о

 

от рывал

 

их

 

на

 

пас-

хальные

 

праздни и,

 

что

 

ино да

 

проходила

 

целая

 

неделя.

 

Поэтом

 

пра-