ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3492
Скачиваний: 2
Глава
III
154
154
азание
за
пор
ание
святыни
(Kolberg
DW
9:
9–11;
см.:
Ка стов
2004:
109–110).
Та им
образом,
подневольное
в лючение
иноверцев
в
рит алы
«доминир ющей»
онфессии
становилось
своеобразным
инстр мен-
том
морально о
нижения
(если
не
с азать
ничижительно о
подав-
ления)
оппонентов.
Особ ю
р пп
сюжетов
составляют
расс азы
о
профанации
ино-
верцами
христианс их
рит альных
действий
и
о
непременном
на а-
зании
виновни ов.
Подобная
история
зафи сирована
в
архивном
деле
XIX
в.,
хра-
нящемся
в
фондах
Национально о
историчес о о
архива
Белар си
в
.
Гродно,
отором
мы
и
обратимся.
Со ласно
материалам
Канцелярии
родненс о о
бернатора,
с
15
ап-
реля
1827
.
по
5
июня
1828
.
велось
дело
«о
расследовании
фа та
и
пре-
дания
с д
евреев
Слонимс о о
езда
Нохимовича
Мовш ,
Бер овича
Ян-
еля
и
др.,
сорвавших
с
реста
при
доро е
дер.
Новосёл и
Слонимс о о
.
изображение
Иис са
Христа»
(НИАБ
в
.
Гродно,
ф.
1,
оп.
2,
д.
2082).
Ка
след ет
из
дела,
евреи
Мовша
Нохимович,
Ян ель
Бер ович,
Ян ель
Лейбович,
Мовша
и
Еля
Рабиновичи,
Бер а
Абрамович
Ян елиович,
Морд х
Лейбович,
Морд х
Израелиович,
Гирш
Морд хович,
Гирш
Мовшович,
Мовша
и
Новхемия
Гиршоновичи,
Оре
Зевелиович,
Абрам
Ор ович,
Пинх с
Мовшович
и
еврей и
Сора
и
Хана
«преданы
с ждению
за
сорвание
с
реста
изображения
Иис са
Христа,
делание
над
оным
раз-
ных
пор
аний
и
произнесение
бо ох льных
слов»
(л.
52).
Сл чилось
это
1
марта
1827
.
во
время
еврейс о о
праздни а
«П рим
называемый»,
о-
да
«ночным
временем»
толпа
евреев
во
лаве
с
арендатором
орчмы
«сорвали
с
реста,
стояще о
на
доро е
при
деревне
Новосёл ах,
изображе-
ние
Иис са
Христа
и
били
оное
вместо
Гамана,
произносили
разные
бо о-
х льные
слова
<…>
по
сорвании
с
не о
[с
реста]
изображения
Спасителя
наше о,
взяв
в
р
и
и
прибив
о
рест ,
ими
зделанном ,
ходили
и
пели
„Господи
помил й“,
что
все
видели
рестьяне
Тарас
Я овдзи
и
Андрей
Серват а»
(л.
2–2
об.).
Далее
из
те ста
следственно о
дела
выясняются
любопытные
«этно рафичес ие»
подробности:
«…и
по
сознанию
самих
евреев,
принимая
они
на
себе
разное
лицо
(sic!),
а
Мовша
Нохимович
представлял
священни а,
носили
рест,
ими
сделанной,
ходя
толпою
по
Сен овщизне,
Бояры
и
Я нешицы,
имея
трещот и
и
с овород
вместо
оло ольца,
пели
молитвенные
слова,
потребляемые
христианами,
и
произносили
та овые
же
бо ох ления»
(л.
53).
Та
евреи
«производили
разные
бесчинства,
потом
опять
принесли
[изображение
Христа]
на
то
же
место
и
прибили
рест »
(л.
19).
Среди
«бесчинств»
поминается,
что
ев-
реи
«нар
ались
<…>
над
оным
[изображением]
в
я нешиц ой
мельнице
в
лице
[т.
е.
в
прис тствии]
рестьянина
Со оловс о о»
(л.
53).
Учитывая
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
155
155
все
обстоятельства,
было
решено:
«…за
та овой
их
пост по ,
сопря аю-
щийся
с
явным
християнс ой
рели ии
нар
анием,
по
основанию
при-
веденных
в
том
определении
за онений
на азать
в
ороде
Слониме
при
народном
собрании
в
страхе
и
примере
др
им»
(л.
53–53
об.).
Исполни-
тели
«обряда»
были
биты
н том,
зачинщи и
при оворены
аторж-
ным
работам,
рестьяне,
не
донесшие
сраз
земс ой
полиции
о
виденном
происшествии,
были
арестованы
и
оштрафованы.
Есть
в
следственном
деле
и
не оторые
странности.
Та ,
параллель-
но
официальном
расследованию,
свое
собственное
дознание
провели
помещи
апитан
Волович
и
сендз
Я
тович,
оторые
представили
в
с д
свое
за лючение,
«что
ни а о о
сорвания
реста
не
было»,
а
«мельни
Со олович
—
пьяница,
веры
ем
нет»
(л.
59–59
об.).
Видимо,
а
ощ нственные
бесчинства
были
расценены
рит аль-
ные
действия
евреев
по
«пор
анию
Амана»,
пред смотренные
сценари-
ем
праздни а
П рим
и
в лючающие
обрядовое
ряженье
(ср.
выше:
«принимая
на
себе
разное
лицо»)
и
ничтожение
обрядово о
ч чела
(см.:
Lilientalowa
1919:
45–103;
Петр хин
2004:
92–94),
а
на азание
понесли
исполнители
традиционно о
еврейс о о
обряда?
Ка
по азывает
материал,
смешение
«своих»
и
«ч жих»
рит аль-
ных
моделей,
прое ция
«ч жой»
обрядности
на
привычн ю
для
себя
артин ,
сопровождаемые
станов ой
на
«разоблачение»
этничес их
соседей,
оторых
подозревают
в
постоянном
ощ нстве
по
отношению
«доминир ющей»
льт ре,
приводит
том ,
что
в
народном
созна-
нии
с ладывается
довольно
специфичес ое
отношение
и
«ч жой»
рит алисти е,
и
обрамляющим
ее
временным
рам ам.
Еще
раз
об
«опасных»
праздни ах.
Нам
же
приходилось
писать
об
осо-
бенностях
восприятия
славянами
и
евреями
«своих»
и
«ч жих»
празд-
ни ов
в
связи
с
традиционными
обрядами
и
поверьями
(Белова
2000д).
В
данном
разделе
хотелось
бы
подробнее
остановиться
на
представле-
ниях
об
особой
опасности,
отор ю
(со ласно
народным
верованиям),
таят
в
себе
мар ированные
алендарные
даты
и
периоды
(подробнее
об
этом
см.:
СМ:
388–389;
Толстая
2004).
В
этом
онте сте
отнюдь
не
сл чайным
ажется
онцентрация
во-
р
тех
или
иных
праздни ов
(и
прямая
ним
при роченность)
раз-
нообразных
сл хов
и
тол ов
довольно
мрачно о
хара тера,
призван-
ных
держать
онфессиональных
оппонентов
в
эмоциональном
напря-
жении.
К
этой
же
р ппе
явлений
след ет
отнести
разнообразные
сю-
жеты,
связанные
с
рели иозными
наветами
и
напрям ю
соотносимые
с
«праздничными»
рит алами
этничес их
соседей
(см.,
например:
Cała
1995:
56
и
сл.,
74
и
сл.,
128
и
сл.;
Zowczak
2000:
159–167;
II.5
).
Снова
обратимся
материалам
из
архива
в
Гродно.
Глава
III
156
156
30
сентября
1838
.
состоялось
рассмотрение
с дебно о
дела
«о
рас-
пространении
сл хов
о
отовившемся
я обы
нападении
христиан
на
ев-
реев
во
время
их
бо осл жения»
(НИАБ
в
.
Гродно,
ф.
1,
оп.
19,
д.
1761).
14
сентября
1831
.
военном
начальни
.
Лида
явились
евреи
из
мес-
тече
Белицы,
Жол дов а,
Щ чин,
Эйшиш и
и
объявили,
«что
ним
дошли
сл хи,
я обы
жители
села
Крива
христиане
во
время
их
праздни а
больших
Босин,
о да
они
собер тся
с
вечера
на
всю
ночь
в
ш ол
для
бо-
омолия,
намерены
их
всех
в
оной
мертвить,
и
что
блис о
Эйшише
в
ле-
сах
собралась
шай а,
вышедшае
из
Вильна,
и
ожидают
толь о
то о
времени,
по
да
евреи
все
б д т
в
ш оле»
(л.
1).
«Хоть
я
старался
их
пере верить,
—
пишет
далее
начальни
в
своем
рапорте,
—
что
се о
сл чая
не
б дет
и
ни о да
быть
не
может,
но
они
оставались
при
своем
верении,
просили
защиты,
оворя,
что
если
им
не
дастся
охранение,
то
они
все
по ибн т»
(л.
1–1
об.).
Были
приняты
меры:
военное
начальство
посетило
азанные
местеч и
и
запретило
христианам
«причинять
евреям
помешательства
во
время
производствия
ими
бо осл жения
в
ш олах»,
а
та же
велело
«пре ратить
нелепые
рос азни
христиан».
В
о рестностях
Эйшише
«ни а их
шае ,
при отовившихся
мерщвлению
евреев,
не
от рыто».
Выяснилось
та же,
что
сл хи
о
отовящемся
насилии
евреи
по-
л чили
«от
а о о-то
незна омо о
еврея
из
Вильно»
(л.
1
об.).
Праздни
под
названием
Босины
(
bosiny,
bosaki,
basinki
)
довольно
часто
фи
рир ет
в
этно рафичес их
свидетельствах
прошлых
лет:
по-
минается
он
в
череде
еврейс их
осенних
праздни ов
(Zowczak
2000:
173),
ино да
ассоциир ясь
с
С дным
днем
(см.
ниже),
или
а
поминальный
праздни
евреев
(
ś
wi to
zaduszne
)
(Kolberg
DW
45:
506;
Cała
1995:
80).
Мрачная
реп тация
это о
«праздни а»
представлена
и
в
се ретном
деле
1861
.
«о
распространившихся
в
Со ол ах
сл хах
о
намерении
пе-
ререзать
евреев»,
начатом
по
объявлению
со ольс их
евреев
Шм ля
Ша-
пиры
и
Лидмана
Штейна
(НИАБ
в
.
Гродно,
ф.
1,
оп.
22,
д.
1234).
В
рас-
пространении
сл хов
об
ничтожении
еврейс о о
населения
обвинялись
мещанин
К харевич
и
дворянин
Мацеевс ий.
Евреи
местеч а
Со ол а
объявили,
что
«в
Со ол ах
распространился
сл х,
что
2- о
сентября
в
с ббот
во
время
еврейс о о
праздни а,
о да
все
они
обязаны
быть
в
молитвенном
доме,
местные
жители
римс о- атоличес о о
исповедания
намерены
б дто
бы
всех
перерезать…»
(л.
1).
О
а ом
же
праздни е
идет
речь?
В
рапорте
со ольс о о
ородниче о
оворится:
«На
сих
днях
евреи
донесли
мне,
что
мещанин
К харевич,
в
орчме
бывши
совершенно
пья-
ным,
болтал
нелепость:
что
в
еврейс ий
с дный
день
чорт
передавит
всех
евреев.
За
что
я
это о
мещанина
выдержал
в
полиции
под
арестом
двое
с то ,
и
после
то о
ни а их
сл хов
нелепых
более
не
слышат
в
ороде»
(л.
17
об.).
Ита ,
подвыпивший
мещанин
выст пил
здесь
в
роли
ретран-
слятора
вполне
традиционно о
и
широ о
известно о
в
раинс ом,
бело-
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
157
157
р сс ом
и
польс ом
фоль лоре
сюжета
о
демоне
«хап не»,
похищающем
( бивающем)
евреев
в
С дн ю
ночь
—
на
Йом
Кип р
(подробнее
см.:
Бе-
лова
2001а;
Cała
1992:
99–100;
Cała
1995:
125–127;
Zowczak
2000:
171–
177).
Чем
же
оберн лись
для
Осипа
К харевича
е о
«фоль лорные»
раз-
оворы
в
шин е
Абрама
Мар
са,
де
он
«расп с ал
разные
тол и,
что
евреи
должны
ожидать
с оро
страшной
опасности»
(л.
18
об.)?
«На
мещанина
.
Со ол и
К харевича
последовали
след ющие
из-
веты
от
со ольс их
евреев:
1
е
)
Хаим
Абелиович
Штеин
объявил,
что
том
назад
три
недели
К -
харевич
с азал
ем ,
„подожди,
что
с
вами
б дет
в
праздни
Босины“;
2
е
)
Абрам
Хаимович
Мар
с
—
что
К харевич
был
не о
в
шин е
во
вторни
пред
праздни ом
их
Тр б и
и
оворил,
„посмотришь,
что
б дет
с
вами
завтра
в
вечер“;
3
е
)
Герш
Берх
—
что
К харевич,
зайдя
в
лав
е о,
с азал:
„Я
тебя
жалею,
выезжай
л чше
в
Белосто ,
ибо
завтра
б дет
с
вами
х до“.
За
та овые
тол и,
по
жалобе
евреев,
К харевич
по
распоряжению
ородниче о
был
выдержан
двое
с то
под
арестом
при
полиции,
а
по
освобождении,
придя
в
шино
Абрама
Мар
са,
де
пил
вод
,
с азал
хозяин :
„Мы
вас
вывешаем,
и
я
имею
собственн ю
землю,
что
дам
вам
на
ладбище“»
(л.
19).
Та
фоль лорный
расс аз
о
черте,
оторый
«передавит
евреев»,
в
стах
обиженно о
К харевича
оберн лся
вполне
жест ой
по ром-
ной
розой.
По
том
же
дел
проходил
и
второй
персонаж
—
«имен ющий
себя
дворянином
Гродненс о о
езда
о олицы
Мацеевич»
Иван
Мацеевс ий,
оторо о
еврей
Зыс о
Рожанс ий
обвинил
в
том,
что
Мацеевс ий
«пред
последним
их
праздни ом,
зайдя
в
е о
шино ,
советовал
Рожанс ом
нейти
в
ш ол
на
праздни
Босины,
ибо
е о
там
зареж т»
(л.
19–19
об.).
За
расп с ание
подобных
сл хов
Мацеевс ий
«по
донесению
евреев
о-
родовой
полиции
взят
был
под
арест»
(л.
19
об.),
одна о
на
следствии
все
отрицал,
оворя,
что
ниче о
не
помнит,
ибо
был
реп о
пьян.
Ита ,
именно
еврейс ом
С дном
дню,
о да,
по
поверьям,
ев-
реям
рожают
всячес ие
опасности
со
стороны
демоничес их
сил,
о азались
при рочены
и
вполне
реальные
а рессивные
проявления.
В
те стах,
ставших
предметом
анализа,
представлена,
на
наш
вз ляд,
«наст пательная»
модель
поведения
(само тверждения),
реализ емая
в
рам ах
этно онфессионально о
диало а:
одна
сторона
явно
провоцир ет
(п сть
даже
толь о
на
ровне
те ста)
не
ю
реа цию
онфессиональных
оппонентов,
но
эта
реа ция
же
не
становится
предметом
нарратива
—
по
определению,
др ая
сторона
ни о да
не
сможет
оберн ть
сит ацию
в
свою
польз
и
изначально
обречена
на
поражение
в
споре
«своих»
и
«ч жих».
159
IV
.1.
Этничес ие
соседи
о
«своих»
и
«ч жих»
алендарных
праздни ах
В
народной
льт ре
отношение
этничес и,
социально
или
онфессионально
«ч жом »
традиционно
определяется
целым
набо-
ром
этно
льт рных
стереотипов.
При
этом
«ч жом »
приписываются
сверхъестественные
свойства,
связь
с
пот сторонними
силами,
способно-
сти
ма ии
и
ведовств
( а
вредоносном ,
та
и
прод цир ющем ).
Эти
стойчивые
представления
охватывают
а
сам
фоль лорно-мифоло-
ичес
ю
фи
р
«ч жо о»,
та
и
связанные
с
ним
обряды
и
рит алы.
В
сфере
с еверных
представлений
о азывается
и
народный
алендарь
—
поверья
о
«ч жих»
праздни ах,
о
связанных
с
ними
приметах
и
ма иче-
с их
действиях.
Особенно
яр о
проявляются
та ие
представления
в
ре-
ионах
тесных
этно
льт рных
онта тов
—
именно
та ими
областями
в
XVIII
—
первой
половине
XX
в.
были
Подолия,
раинс ое
и
белор с-
с ое
Полесье,
польс ое
Подлясье,
При арпатье
и
За арпатье.
Материа-
лы
из
этих
мест
и
ле ли
в
основ
наше о
исследования.
На
фоне
цело о
омпле са
мифоло ичес их
поверий
о
«ч жих»
представление
носителей
местной
традиции
о
с ществовании
этниче-
с их
соседей
др
о о
алендарно о
ци ла
делает
«ч жие»
даты
значи-
мыми
в
их
приложении
«своем »
алендарю,
о да
речь
идет
о
ма и-
чес ой
пра ти е,
по одных
или
а рарных
приметах.
Подобные
веро-
вания
нашли
отражение
в
самых
разных
фоль лорных
жанрах
—
ле-
ендах,
былич ах
и
ане дотичес их
историях.
Отче о
разных
народов
разные
праздни и?
В
ле енде
из
По
тья
(При-
арпатс ая
У раина)
оворится,
что
в
начале
света
«р сс ие»,
«поль-
с ие»
и
«еврейс ие»
праздни и
совпадали,
а
причина
их
расхождения
во
времени...
в
об ви.
Однажды
встал
еврей
рано
тром,
об лся
в
свои
«пантофли»
и
побежал
на
молитв
в
ш ол ;
просн лся
маз р,
надел
свои
«б ты»
и
тоже
пришел
молиться
Бо
,
но
позже
еврея;
а
р син
дол о
об вался
в
свои
«постолы»
(лапти)
и
пришел
последним.
С
тех
пор
все да
сначала
наст пает
еврейс ая
Пасха,
потом
атоличес ая
(«польс ая»),
а
потом
ж
приходит
православная
(«р сс ая»)
(Kolberg
DW
29:
77;
Gusta
wicz
1902:
391–392).
Сходная
ле енда
известна
и
в
Галиции,
с
той
толь о
разницей,
что
частни и
«соревнования»
раз ваются
и
первым
о азыва-
ется
еврей,
ле
о
сбрасывающий
с
но
свои
тапоч и
(Гнатю
1902а:
209).
Представляет
интерес
та же
расс аз
из
Подолии,
в
отором
отра-
зились
особенности
меж онфессиональных
отношений
в
этом
ре ионе:
«во
времена
польс ие»
православные
цер ви
на
У раине
были
арендо-
ваны
не им
евреем
Рахманом,
оторый
та
дол о
от рывал
их
на
пас-
хальные
праздни и,
что
ино да
проходила
целая
неделя.
Поэтом
пра-