Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3439

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

5

ОГЛАВЛЕНИЕ

В

ВЕДЕНИЕ

..............................................................................

7

Глава

 

I.

Ф

ОЛЬКЛОРНАЯ

 

ЭТНОЛОГИЯ

I.1. Происхождение

 

и

 

с дьба

 

народов

в

 

свете

 

фоль лорной

 

этноло ии........................................

15

I.2. «Ч жие»

 

 

воинственные

 

противни и

или

 

льт рные

 

ерои?...................................................

23

I.3. Славяне

 

и

 

евреи:

 

повседневность

 

и

 

мифоло ия

 

соседства .....

39

I.4. Фоль лорная

 

антрополо ия:

 

тело

 

инородца

 

......................

48

I.5. «В

 

аждом

 

селе

 

свой

 

а цент…» ........................................

64

Глава

 

II.

 

Р

ЕЛИГИЯ

 

И

 

ВЕРА

II.1. Концепт

 

«ч жой»

 

веры

 

в

 

народной

 

льт ре .....................

73

II.2. О

 

«жидовс ой

 

вере»

в

 

народных

 

представлениях

 

восточных

 

славян ..................

84

II.3. Славянс ие

 

народные

 

ле енды

 

о

 

«жидовс ом

 

Мессии» .......

90

II.4. Ч до

 

и

 

вера ................................................................... 100

II.5. Народные

 

версии

 

« роваво о

 

навета»:

 

мифоло изация

 

сюжета

в

 

славянс их

 

фоль лорных

 

нарративах ............................ 112

Глава

 

III.

Р

ЕЛИГИОЗНАЯ

 

ОБРЯДНОСТЬ

 

«

ЧУЖИХ

»

В

 

НАРОДНОЙ

 

ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 

СЛАВЯН

III.1.

 

Рит альные

 

пра ти и ................................................... 124

III.1.1.

 

Молитва

 

и

 

бо осл жение

........................................... 125

III.1.2.

 

Са ральные

 

те сты

 

«ч жих»

...................................... 128

III.1.3.

 

С ббота

.................................................................. 130

III.1.4.

 

Инте рация

 

в

 

«ч жой

 

рит ал»

 

................................... 131

III.2.

 

К льтовые

 

реалии

 

........................................................ 133

III.2.1.

 

Объе т

 

рели иозно о

 

по лонения

................................ 133

III.2.2.

 

Са ральные

 

изображения

.......................................... 134

III.2.3.

 

Отношение

   

льтовым

 

предметам

............................. 135

III.2.3.1.

 

Священные

 

ни и

................................................ 135

III.2.3.2.

 

Мез за

............................................................. 137

III.2.2.3.

 

Крест

.............................................................. 140


background image

О лавление

6

6

III.2.4.

 

К льтовые

 

места

...................................................... 141

III.2.4.1.

 

Сина о и,

 

остелы,

 

цер ви

..................................... 141

III.2.4.2.

 

Кладбища

.......................................................... 144

III.2.4.3.

 

Источни и

........................................................ 148

III.3. Модели

 

поведения

в

 

рам ах

 

этно онфессионально о

 

диало а........................ 148

Глава

 

IV.

 

П

РАЗДНИК

 

 

ОБРЯД

 

 

РИТУАЛ

IV.1. Этничес ие

 

соседи

 

о

 

«своих»

 

и

 

«ч жих»

алендарных

 

праздни ах ............................................... 159

IV.2. «Ч жой»

 

праздни

 

лазами

 

этничес их

 

соседей:

 

«К ч и» .... 176

IV.3. «Ч жой»

 

по ребальный

 

обряд

 

лазами

 

славян ................... 184

IV.4. «Ч жой»

 

в

 

мас е.

 

Образы

 

этничес их

 

соседей

в

 

обрядовом

 

ряженье ...................................................... 204

Глава

 

V.

 

И

З

 

НАРОДНОЙ

 

ДЕМОНОЛОГИИ

V.1. Образ

 

«ч жо о»

 

в

 

народной

 

демоноло ии

 

славян ................ 213

V.2. Демоноло ичес ие

 

сюжеты

в

 

росс

льт рном

 

пространстве...................................... 219

V.3. «Про

 

Хап на,

 

я

 

д маю,

 

и

 

вы

 

слыхали...» .......................... 231

V.4. Народная

 

ма ия

 

в

 

ре ионах

 

этно

льт рных

 

онта тов ...... 240

П

РИЛОЖЕНИЕ

Про рамма-вопросни

 

«Этно

льт рные

 

стереотипы

в

 

народной

 

традиции:

 

славяне

 

и

 

их

 

соседи»

 

............................. 259

Б

ИБЛИОГРАФИЯ

...................................................................... 265


background image

7

Введение

Кто

 

та ой

 

«лях-девятьденни »?

 

Почем

   

цы ан

 

чер-

ные

 

волосы,

 

а

   

евреев

 

весн ш и?

 

Правда

 

ли,

 

что

 

т р и

 

были

 

о-

да-то

 

бол арами?

 

Почем

 

есть

 

«мы»

 

и

 

«они»,

 

«свои»

 

и

 

«ч жие»

 

 

и

что

 

нас

 

различает?

Каждый

 

народ

 

пытается

 

осмыслить

 

себя,

 

свое

 

место

 

в

 

истории

 

и

льт ре

 

не

 

толь о

 

опираясь

 

на

 

письменные

 

источни и

 

и

 

историчес ие

фа ты,

 

но

 

и

 

обращаясь

 

(порой

 

бессознательно)

   

«фоль лорной

 

памя-

ти»,

 

ве овым

 

традициям

 

и

 

верованиям.

 

Нарисовать

 

для

 

себя

 

портрет

«ч жо о»

 

 

соседа,

 

ч жеземца

 

или

 

иноверца

 

 

это

 

значит

 

во

 

мно-

ом

 

осознать

 

себя

 

само о,

 

свою

 

ни альность

 

и

 

своеобразие.

В

 

народной

 

льт ре

 

отношение

   

представителям

 

др

их

 

этно-

сов

 

во

 

мно ом

 

определяется

 

понятием

 

этноцентризма,

 

о да

 

«свои»

традиции,

 

«своя»

 

рели ия,

 

«свои»

 

обычаи

 

и

 

«свой»

 

язы

 

мыслятся

единственно

 

«настоящими»,

 

«правильными»

 

и

 

«праведными».

 

Все

«ч жое»

 

настороженно

 

отрицается

 

а

 

неприемлемое

 

и

 

реховное,

 

а

вся ий

 

представитель

 

иноэтничес ой

 

р ппы

 

воспринимается

 

а

с щество

 

опасное

 

и

 

почти

 

пот стороннее.

 

С

 

др

ой

 

стороны,

 

«ч -

жие»

 

(именно

 

в

 

сил

 

своей

 

связанности

 

с

 

«иным»

 

миром)

 

наделяют-

ся

 

в

 

народных

 

верованиях

 

сверхъестественными

 

свойствами,

 

ото-

рые

 

мо

т

 

быть

 

не

 

толь о

 

вредоносными,

 

но

 

и

 

полезными.

 

Без слов-

но,

 

в

 

та ом

 

двойственном

 

отношении

   

«ч жим»

 

преобладают

 

не

объе тивные

 

сведения

 

об

 

этничес их

 

соседях,

 

а

 

стереотипы,

 

сфор-

мированные

 

ве овой

 

мифоло ичес ой

 

традицией

 

и

 

обращенные

 

в

«с еверн ю»

 

перспе тив .

 

Фоль лорно-мифоло ичес ая

 

тра тов а

образа

 

«ч жо о»

 

динамично

 

развивается

 

межд

 

дв мя

 

полюсами

 

отторжения

 

и

 

толерантности,

 

сочетая

 

в

 

себе

 

на

 

первый

 

вз ляд

 

проти-

воречивые

 

и

 

несовместимые

 

хара теристи и.

 

Но

 

именно

 

в

 

этой

 

по-

лярности

 

за лючена

 

ни альность

 

все о

 

омпле са

 

представлений

 

о

«ч жих»,

 

отразивше о

 

и

 

этно онфессиональн ю

 

полеми

,

 

и

 

обще-

ственное

 

противостояние,

 

и

 

льт рное

 

взаимовлияние,

 

и

 

«мифоло-

ию

 

соседства».

Поразительна

 

стойчивость

 

фоль лорных

 

представлений

 

о

 

«ч -

жих»:

 

э спедиционные

 

записи

 

онца

 

XX

 

 

начала

 

XXI

 

в.

 

обнар -

живают

 

дивительное

 

сходство

 

с

 

материалами,

 

зафи сированными

 

в

Полесье

 

или

 

в

 

Подолии

 

в

 

онце

 

XIX

 

столетия.

 

Именно

 

поэтом

 

в

этой

 

ни е

 

вполне

 

ор анично

 

сочетаются

 

материалы,

 

оп бли ован-

ные

 

в

 

онце

 

XIX

 

 

начале

 

XX

 

в.

 

фоль лористами

 

и

 

этно рафами

П.

 

П.

 

Ч бинс им,

 

М.

 

Федеровс им,

 

Н.

 

Я.

 

Ни ифоровс им,

 

Г.

 

А.

 

Б ла-

шевым,

 

В.

 

Гнатю ом,

 

О.

 

Кольбер ом,

 

и

 

сведения,

 

собранные

 

частни-

ами

 

этнолин вистичес их

 

э спедиций

 

последних

 

лет

 

в

 

Полесье,

 

По-


background image

Введение

8

8

долию,

 

За арпатье,

 

Западн ю

 

Белор ссию.

 

Несмотря

 

на

 

изменение

 

бы-

тово о

 

лада,

 

а тивное

 

влияние

 

ородс ой

 

льт ры

 

и

 

размывание

системы

 

архаичес их

 

верований,

 

мифоло изированный

 

образ

 

«ч жо-

о»

 

по-прежнем

 

представляет

 

собой

 

фра мент

 

живой

 

фоль лорной

традиции.

Эта

 

ни а

 

посвящена

 

омпле сном

 

анализ

 

славянс их

 

народ-

ных

 

верований

 

о

 

«ч жих»

 

 

представителях

 

др

их

 

этносов

 

и

 

он-

фессий.

 

Образ

 

«ч жо о»

 

является

 

неотъемлемой

 

частью

 

фоль лорной

артины

 

мира

 

любо о

 

народа;

 

он

 

формир ется

 

а

 

общее

 

знание

 

от-

носительно

 

рели ии

 

и

 

быта,

 

обрядов

 

и

 

рит алов,

 

язы а

 

и

 

верований

этничес их

 

соседей.

 

Представления

 

о

 

«ч жой»

 

вере

 

и

 

«ч жом»

 

народе

находят

 

отражение

 

в

 

фоль лорных

 

ле ендах

 

и

 

связанных

 

с

 

ними

 

по-

верьях,

 

в

 

обрядовой

 

пра ти е

 

и

 

формах

 

повседневно о

 

общения.

Основой

 

для

 

моно рафии

 

стали

 

оп бли ованные

 

в

 

фоль лорно-эт-

но рафичес их

 

сводах

 

свидетельства

 

о

 

«ч жих»,

 

а

 

та же,

 

и

 

прежде

все о,

 

полевые

 

и

 

архивные

 

этнолин вистичес ие,

 

фоль лорные

 

и

 

этно-

рафичес ие

 

материалы,

 

собранные

 

в

 

наше

 

время

 

в

 

ре ионах

 

Восточ-

ной

 

Европы,

 

де

 

на

 

протяжении

 

ве ов

 

ос ществлялись

 

тесные

 

этно-

льт рные

 

онта ты

 

славянс их

 

народов

 

с

 

евреями,

 

т р ами,

 

тата-

рами,

 

цы анами.

 

Основная

 

часть

 

материалов,

 

ставших

 

базой

 

для

 

наше-

о

 

исследования,

 

происходит

 

из

 

западных

 

и

 

ю о-западных

 

восточно-

славянс их

 

ре ионов

 

(

раинс ое

 

и

 

белор сс ое

 

Полесье,

 

Подолия,

Карпаты,

 

Западная

 

Белор ссия)

 

и

 

восточных

 

областей

 

западнославян-

с о о

 

мира

 

(Подлясье,

 

Малопольша).

 

Одна о

 

мы

 

не

 

о раничивались

стро о

 

этими

 

ареалами,

 

привле ая

 

в

 

ачестве

 

типоло ичес их

 

парал-

лелей

 

и

 

сравнительно о

 

материала

 

данные

 

из

 

южнославянс их

 

ре ио-

нов,

 

де

 

традиции

 

этничес о о

 

соседства

 

имели

 

свою

 

бо ат ю

 

историю.

В

 

современной

 

манитарной

 

на

е

 

проблеме

 

этничес их

 

стерео-

типов,

 

этно

льт рных

 

онта тов

 

славян

 

посвящены

 

мно ие

 

ф нда-

ментальные

 

исследования.

 

В

 

системе

 

традиционной

 

народной

 

ль-

т ры

 

отношение

   

представителям

 

др

их

 

народов

 

во

 

мно ом

 

опре-

деляется

 

понятием

 

этноцентризма,

 

оторое

 

тем

 

не

 

менее

 

не

 

ис лючает

элемент

 

«ч жо о»

 

из

 

принятой

 

вн три

 

«своей»

 

традиции

 

системы

 

цен-

ностей.

 

Более

 

то о,

 

онцепт

 

«ч жо о»

 

является

 

непременным

 

слови-

ем

 

для

 

формирования

 

целостной

 

артины

 

мира

 

и

 

одним

 

из

 

основных

лассифи аторов

 

самоидентифи ации

 

(см.,

 

например:

 

Bystroń

 

1935,

Bystroń

 

1980,

 

Mirga

 

1984,

 

Görög Karady

 

1992,

 

Hertz

 

1988,

 

Benedykto

wicz

 

2000,

 

Марзалю

 

2003

).

Тема

 

этностереотипов

 

в

 

язы е

 

и

 

льт ре

 

чрезвычайно

 

привле а-

тельна

 

для

 

исследователя

 

своей

 

мно о ранностью

 

 

и

 

обилием

 

объе -

тов

 

исследования

 

(для

 

аждой

 

ло альной

 

традиции

 

формир ется

 

свой


background image

Введение

9

9

перечень

 

«ч жа ов»),

 

и

 

разнообразием

 

аспе тов,

 

в

 

оторых

 

находит

воплощение

 

ниверсальная

 

семантичес ая

 

оппозиция

 

«свой–ч жой».

За

 

последние

 

оды

 

видели

 

свет

 

мно очисленные

 

исследования,

посвященные

 

общим

 

проблемам

 

формирования

 

этностереотипов

 

в

славянс их

 

литерат рных

 

язы ах

 

и

 

диале тах,

 

анализ

 

стр

т ро-

образ ющих

 

элементов

 

стереотипа,

 

динами е

 

и

 

стати е

 

это о

 

явления

(исчерпывающий

 

обзор

 

язы оведчес их

 

работ

 

по

 

азанной

 

проблеме

см.:

 

Березович

 

1999).

 

В

 

р сле

 

наше о

 

исследования

 

чрезвычайно

 

по-

лезными

 

о азались

 

та ие

 

детально

 

проанализированные

 

лин вистами

призна и

 

язы ово о

 

этностереотипа,

 

а

 

избирательность,

 

оценоч-

ность,

 

ассоциативность,

 

обобщенность

 

и

 

иперболизация

 

(см.

 

подроб-

нее:

 

Толстая

 

1995;

 

Бартминьс ий

 

1997;

 

Bartmiński

,

 

Panasiuk

 

2001;

Березович

 

2000;

 

Крысин

 

2002;

 

Меч овс ая

 

2002;

 

Березович,

 

Г ли

2002).

 

Язы овые

 

портреты

 

этничес их

 

соседей

 

(евреев,

 

цы ан,

 

татар,

шведов,

 

немцев,

 

франц зов,

 

вен ров,

 

р синов,

 

чехов)

 

та же

 

представ-

лены

 

в

 

целом

 

ряде

 

интересных

 

работ,

 

наряд

 

с

 

лин вистичес ими

данными

 

широ о

 

привле ающими

 

этно рафичес ий

 

онте ст

 

и

 

на-

родные

 

верования

 

относительно

 

«ч жих»

 

(см.,

 

например,

 

Kotyła

 

1982;

Kowal

 

1983;

 

Г ли

 

2000;

 

Rozckowska

 

2003).

Образ

 

«ч жо о»

 

в

 

определенных

 

этно

льт рных

 

традициях,

сформированный

 

в

 

народном

 

сознании

 

и

 

воплощенный

 

в

 

жанрах

традиционно о

 

и

 

современно о

 

фоль лора,

 

та же

 

имеет

 

бо ат ю

библио рафию.

Из

 

наиболее

 

интересных

 

отметим

 

работы

 

об

 

образе

 

еврея

 

в

 

поль-

с ой

 

народной

 

льт ре

 

(

Bystroń

 

1935;

 

Bystroń

 

1980;

 

Hertz

 

1988

;

Stomma

 

1986

;

 

Jastrz bski

 

1989

;

 

Goldberg

-

Mulkiewicz

 

1989

;

 

Cała

 

1992

;

Cała

 

1995

;

 

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a;

 

Zowczak

 

2000;

 

Jakubiak

 

2003),

 

о

представлениях

 

о

 

евреях

 

в

 

бол арс ой

 

нижности

 

и

 

фоль лоре

 

(То-

дорова

 

1994

;

 

Тодорова

 

2001),

 

об

 

образе

 

т р а

 

в

 

бол арс ой

 

средневе о-

вой

 

нижности

 

(Градева

 

2001),

 

о

 

цы анах

 

в

 

бол арс их

 

народных

представлениях

 

(Попов

 

1992

;

 

Мар шиа ова,

 

Попов

 

1993),

 

об

 

образе

цы ана

 

и

 

еврея

 

в

 

словац ом

 

фоль лоре

 

(

Krekovičova

 

1995

;

 

Krekovi

čova

 

1995

a;

 

Krekovičova

 

1999),

 

о

 

цы анах

 

в

 

народных

 

представлениях

поля ов

 

(

Nowicka

 

1995

;

 

Mróz

 

1995),

 

о

 

стереотипе

 

«ляха»

 

и

 

«мос аля»

(

K piński

 

1990),

 

о

 

«польс ой

 

теме»

 

в

 

р сс ом

 

фоль лоре

 

 

были-

нах,

 

историчес их

 

и

 

солдатс их

 

песнях

 

(Смирнов

 

2002),

 

о

 

стереоти-

пе

 

поля а

 

и

 

еврея

 

в

 

массовом

 

сознании

 

полиэтнично о

 

орода

 

(Юдин

2000;

 

Добровольс ая

 

2003

;

 

Фролова

 

2003).

В

 

этой

 

ни е

 

мы

 

поставили

 

себе

 

задач

 

расс азать

 

об

 

образе

 

«ч жо о»

в

 

народной

 

славянс ой

 

льт ре

 

 

прежде

 

все о

 

в

 

фоль лоре,

 

веровани-

ях,

 

представлениях,

 

выделив

 

при

 

этом

 

основные,

 

значимые

 

составляю-