ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3439
Скачиваний: 2
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
В
ВЕДЕНИЕ
..............................................................................
7
Глава
I.
Ф
ОЛЬКЛОРНАЯ
ЭТНОЛОГИЯ
I.1. Происхождение
и
с дьба
народов
в
свете
фоль лорной
этноло ии........................................
15
I.2. «Ч жие»
—
воинственные
противни и
или
льт рные
ерои?...................................................
23
I.3. Славяне
и
евреи:
повседневность
и
мифоло ия
соседства .....
39
I.4. Фоль лорная
антрополо ия:
тело
инородца
......................
48
I.5. «В
аждом
селе
свой
а цент…» ........................................
64
Глава
II.
Р
ЕЛИГИЯ
И
ВЕРА
II.1. Концепт
«ч жой»
веры
в
народной
льт ре .....................
73
II.2. О
«жидовс ой
вере»
в
народных
представлениях
восточных
славян ..................
84
II.3. Славянс ие
народные
ле енды
о
«жидовс ом
Мессии» .......
90
II.4. Ч до
и
вера ................................................................... 100
II.5. Народные
версии
« роваво о
навета»:
мифоло изация
сюжета
в
славянс их
фоль лорных
нарративах ............................ 112
Глава
III.
Р
ЕЛИГИОЗНАЯ
ОБРЯДНОСТЬ
«
ЧУЖИХ
»
В
НАРОДНОЙ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
СЛАВЯН
III.1.
Рит альные
пра ти и ................................................... 124
III.1.1.
Молитва
и
бо осл жение
........................................... 125
III.1.2.
Са ральные
те сты
«ч жих»
...................................... 128
III.1.3.
С ббота
.................................................................. 130
III.1.4.
Инте рация
в
«ч жой
рит ал»
................................... 131
III.2.
К льтовые
реалии
........................................................ 133
III.2.1.
Объе т
рели иозно о
по лонения
................................ 133
III.2.2.
Са ральные
изображения
.......................................... 134
III.2.3.
Отношение
льтовым
предметам
............................. 135
III.2.3.1.
Священные
ни и
................................................ 135
III.2.3.2.
Мез за
............................................................. 137
III.2.2.3.
Крест
.............................................................. 140
О лавление
6
6
III.2.4.
К льтовые
места
...................................................... 141
III.2.4.1.
Сина о и,
остелы,
цер ви
..................................... 141
III.2.4.2.
Кладбища
.......................................................... 144
III.2.4.3.
Источни и
........................................................ 148
III.3. Модели
поведения
в
рам ах
этно онфессионально о
диало а........................ 148
Глава
IV.
П
РАЗДНИК
—
ОБРЯД
—
РИТУАЛ
IV.1. Этничес ие
соседи
о
«своих»
и
«ч жих»
алендарных
праздни ах ............................................... 159
IV.2. «Ч жой»
праздни
лазами
этничес их
соседей:
«К ч и» .... 176
IV.3. «Ч жой»
по ребальный
обряд
лазами
славян ................... 184
IV.4. «Ч жой»
в
мас е.
Образы
этничес их
соседей
в
обрядовом
ряженье ...................................................... 204
Глава
V.
И
З
НАРОДНОЙ
ДЕМОНОЛОГИИ
V.1. Образ
«ч жо о»
в
народной
демоноло ии
славян ................ 213
V.2. Демоноло ичес ие
сюжеты
в
росс
льт рном
пространстве...................................... 219
V.3. «Про
Хап на,
я
д маю,
и
вы
слыхали...» .......................... 231
V.4. Народная
ма ия
в
ре ионах
этно
льт рных
онта тов ...... 240
П
РИЛОЖЕНИЕ
Про рамма-вопросни
«Этно
льт рные
стереотипы
в
народной
традиции:
славяне
и
их
соседи»
............................. 259
Б
ИБЛИОГРАФИЯ
...................................................................... 265
7
Введение
Кто
та ой
«лях-девятьденни »?
Почем
цы ан
чер-
ные
волосы,
а
евреев
весн ш и?
Правда
ли,
что
т р и
были
о-
да-то
бол арами?
Почем
есть
«мы»
и
«они»,
«свои»
и
«ч жие»
—
и
что
нас
различает?
Каждый
народ
пытается
осмыслить
себя,
свое
место
в
истории
и
льт ре
не
толь о
опираясь
на
письменные
источни и
и
историчес ие
фа ты,
но
и
обращаясь
(порой
бессознательно)
«фоль лорной
памя-
ти»,
ве овым
традициям
и
верованиям.
Нарисовать
для
себя
портрет
«ч жо о»
—
соседа,
ч жеземца
или
иноверца
—
это
значит
во
мно-
ом
осознать
себя
само о,
свою
ни альность
и
своеобразие.
В
народной
льт ре
отношение
представителям
др
их
этно-
сов
во
мно ом
определяется
понятием
этноцентризма,
о да
«свои»
традиции,
«своя»
рели ия,
«свои»
обычаи
и
«свой»
язы
мыслятся
единственно
«настоящими»,
«правильными»
и
«праведными».
Все
«ч жое»
настороженно
отрицается
а
неприемлемое
и
реховное,
а
вся ий
представитель
иноэтничес ой
р ппы
воспринимается
а
с щество
опасное
и
почти
пот стороннее.
С
др
ой
стороны,
«ч -
жие»
(именно
в
сил
своей
связанности
с
«иным»
миром)
наделяют-
ся
в
народных
верованиях
сверхъестественными
свойствами,
ото-
рые
мо
т
быть
не
толь о
вредоносными,
но
и
полезными.
Без слов-
но,
в
та ом
двойственном
отношении
«ч жим»
преобладают
не
объе тивные
сведения
об
этничес их
соседях,
а
стереотипы,
сфор-
мированные
ве овой
мифоло ичес ой
традицией
и
обращенные
в
«с еверн ю»
перспе тив .
Фоль лорно-мифоло ичес ая
тра тов а
образа
«ч жо о»
динамично
развивается
межд
дв мя
полюсами
—
отторжения
и
толерантности,
сочетая
в
себе
на
первый
вз ляд
проти-
воречивые
и
несовместимые
хара теристи и.
Но
именно
в
этой
по-
лярности
за лючена
ни альность
все о
омпле са
представлений
о
«ч жих»,
отразивше о
и
этно онфессиональн ю
полеми
,
и
обще-
ственное
противостояние,
и
льт рное
взаимовлияние,
и
«мифоло-
ию
соседства».
Поразительна
стойчивость
фоль лорных
представлений
о
«ч -
жих»:
э спедиционные
записи
онца
XX
—
начала
XXI
в.
обнар -
живают
дивительное
сходство
с
материалами,
зафи сированными
в
Полесье
или
в
Подолии
в
онце
XIX
столетия.
Именно
поэтом
в
этой
ни е
вполне
ор анично
сочетаются
материалы,
оп бли ован-
ные
в
онце
XIX
—
начале
XX
в.
фоль лористами
и
этно рафами
П.
П.
Ч бинс им,
М.
Федеровс им,
Н.
Я.
Ни ифоровс им,
Г.
А.
Б ла-
шевым,
В.
Гнатю ом,
О.
Кольбер ом,
и
сведения,
собранные
частни-
ами
этнолин вистичес их
э спедиций
последних
лет
в
Полесье,
По-
Введение
8
8
долию,
За арпатье,
Западн ю
Белор ссию.
Несмотря
на
изменение
бы-
тово о
лада,
а тивное
влияние
ородс ой
льт ры
и
размывание
системы
архаичес их
верований,
мифоло изированный
образ
«ч жо-
о»
по-прежнем
представляет
собой
фра мент
живой
фоль лорной
традиции.
Эта
ни а
посвящена
омпле сном
анализ
славянс их
народ-
ных
верований
о
«ч жих»
—
представителях
др
их
этносов
и
он-
фессий.
Образ
«ч жо о»
является
неотъемлемой
частью
фоль лорной
артины
мира
любо о
народа;
он
формир ется
а
общее
знание
от-
носительно
рели ии
и
быта,
обрядов
и
рит алов,
язы а
и
верований
этничес их
соседей.
Представления
о
«ч жой»
вере
и
«ч жом»
народе
находят
отражение
в
фоль лорных
ле ендах
и
связанных
с
ними
по-
верьях,
в
обрядовой
пра ти е
и
формах
повседневно о
общения.
Основой
для
моно рафии
стали
оп бли ованные
в
фоль лорно-эт-
но рафичес их
сводах
свидетельства
о
«ч жих»,
а
та же,
и
прежде
все о,
полевые
и
архивные
этнолин вистичес ие,
фоль лорные
и
этно-
рафичес ие
материалы,
собранные
в
наше
время
в
ре ионах
Восточ-
ной
Европы,
де
на
протяжении
ве ов
ос ществлялись
тесные
этно-
льт рные
онта ты
славянс их
народов
с
евреями,
т р ами,
тата-
рами,
цы анами.
Основная
часть
материалов,
ставших
базой
для
наше-
о
исследования,
происходит
из
западных
и
ю о-западных
восточно-
славянс их
ре ионов
(
раинс ое
и
белор сс ое
Полесье,
Подолия,
Карпаты,
Западная
Белор ссия)
и
восточных
областей
западнославян-
с о о
мира
(Подлясье,
Малопольша).
Одна о
мы
не
о раничивались
стро о
этими
ареалами,
привле ая
в
ачестве
типоло ичес их
парал-
лелей
и
сравнительно о
материала
данные
из
южнославянс их
ре ио-
нов,
де
традиции
этничес о о
соседства
имели
свою
бо ат ю
историю.
В
современной
манитарной
на
е
проблеме
этничес их
стерео-
типов,
этно
льт рных
онта тов
славян
посвящены
мно ие
ф нда-
ментальные
исследования.
В
системе
традиционной
народной
ль-
т ры
отношение
представителям
др
их
народов
во
мно ом
опре-
деляется
понятием
этноцентризма,
оторое
тем
не
менее
не
ис лючает
элемент
«ч жо о»
из
принятой
вн три
«своей»
традиции
системы
цен-
ностей.
Более
то о,
онцепт
«ч жо о»
является
непременным
слови-
ем
для
формирования
целостной
артины
мира
и
одним
из
основных
лассифи аторов
самоидентифи ации
(см.,
например:
Bystroń
1935,
Bystroń
1980,
Mirga
1984,
Görög Karady
1992,
Hertz
1988,
Benedykto
wicz
2000,
Марзалю
2003
).
Тема
этностереотипов
в
язы е
и
льт ре
чрезвычайно
привле а-
тельна
для
исследователя
своей
мно о ранностью
—
и
обилием
объе -
тов
исследования
(для
аждой
ло альной
традиции
формир ется
свой
Введение
9
9
перечень
«ч жа ов»),
и
разнообразием
аспе тов,
в
оторых
находит
воплощение
ниверсальная
семантичес ая
оппозиция
«свой–ч жой».
За
последние
оды
видели
свет
мно очисленные
исследования,
посвященные
общим
проблемам
формирования
этностереотипов
в
славянс их
литерат рных
язы ах
и
диале тах,
анализ
стр
т ро-
образ ющих
элементов
стереотипа,
динами е
и
стати е
это о
явления
(исчерпывающий
обзор
язы оведчес их
работ
по
азанной
проблеме
см.:
Березович
1999).
В
р сле
наше о
исследования
чрезвычайно
по-
лезными
о азались
та ие
детально
проанализированные
лин вистами
призна и
язы ово о
этностереотипа,
а
избирательность,
оценоч-
ность,
ассоциативность,
обобщенность
и
иперболизация
(см.
подроб-
нее:
Толстая
1995;
Бартминьс ий
1997;
Bartmiński
,
Panasiuk
2001;
Березович
2000;
Крысин
2002;
Меч овс ая
2002;
Березович,
Г ли
2002).
Язы овые
портреты
этничес их
соседей
(евреев,
цы ан,
татар,
шведов,
немцев,
франц зов,
вен ров,
р синов,
чехов)
та же
представ-
лены
в
целом
ряде
интересных
работ,
наряд
с
лин вистичес ими
данными
широ о
привле ающими
этно рафичес ий
онте ст
и
на-
родные
верования
относительно
«ч жих»
(см.,
например,
Kotyła
1982;
Kowal
1983;
Г ли
2000;
Rozckowska
2003).
Образ
«ч жо о»
в
определенных
этно
льт рных
традициях,
сформированный
в
народном
сознании
и
воплощенный
в
жанрах
традиционно о
и
современно о
фоль лора,
та же
имеет
бо ат ю
библио рафию.
Из
наиболее
интересных
отметим
работы
об
образе
еврея
в
поль-
с ой
народной
льт ре
(
Bystroń
1935;
Bystroń
1980;
Hertz
1988
;
Stomma
1986
;
Jastrz bski
1989
;
Goldberg
-
Mulkiewicz
1989
;
Cała
1992
;
Cała
1995
;
Hryciuk
,
Moroz
1993
a;
Zowczak
2000;
Jakubiak
2003),
о
представлениях
о
евреях
в
бол арс ой
нижности
и
фоль лоре
(То-
дорова
1994
;
Тодорова
2001),
об
образе
т р а
в
бол арс ой
средневе о-
вой
нижности
(Градева
2001),
о
цы анах
в
бол арс их
народных
представлениях
(Попов
1992
;
Мар шиа ова,
Попов
1993),
об
образе
цы ана
и
еврея
в
словац ом
фоль лоре
(
Krekovičova
1995
;
Krekovi
čova
1995
a;
Krekovičova
1999),
о
цы анах
в
народных
представлениях
поля ов
(
Nowicka
1995
;
Mróz
1995),
о
стереотипе
«ляха»
и
«мос аля»
(
K piński
1990),
о
«польс ой
теме»
в
р сс ом
фоль лоре
—
были-
нах,
историчес их
и
солдатс их
песнях
(Смирнов
2002),
о
стереоти-
пе
поля а
и
еврея
в
массовом
сознании
полиэтнично о
орода
(Юдин
2000;
Добровольс ая
2003
;
Фролова
2003).
В
этой
ни е
мы
поставили
себе
задач
расс азать
об
образе
«ч жо о»
в
народной
славянс ой
льт ре
—
прежде
все о
в
фоль лоре,
веровани-
ях,
представлениях,
выделив
при
этом
основные,
значимые
составляю-