ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 457
Скачиваний: 1
Кроме договора банковского счета между предприятием и банком может быть заключен договор банковского вклада, по которому банк берет на себя обязательства хранения денежных средств, выплаты по ним доходов, возвращения данных сумм по требованию, выполнения поручений вкладчика по расчетам по вкладу. Вклад может быть внесен предприятием на определенный срок, с правом досрочного получения под меньший процент дохода либо для целевого использования данных средств в соответствии с поручением предприятия. Банковский вклад может быть оформлен депозитным сертификатом, который представляет собой письменное свидетельство банка о вкладе, удостоверяющее право вкладчика или его преемника на получение суммы депозита и процентов по нему по истечении установленного срока.
14. Организация безналичных расчетов. Основные формы безналичных расчетов
Общие положения. Безналичные расчеты осуществляются при соблюдении следующих условий:
1.плательщик имеет право отказаться от оплаты предъявленного документа полностью или частично в случаях предусмотренных законом;
2.без согласия плательщика или его поручения списание средств со счета, как правило, не осуществляется. Платежи осуществляются из собственных средств плательщика, в отдельных случаях за счет предприятия;
3.средства на счета получателя зачисляются после списания со счета плательщика;
4.плательщик выполняет правила документооборота разработанный БР и определение движения денег и денежных документов. Денежные документы для осуществления без наличных денежных расчетов должны соответствовать требованиям, установленным БР стандартов.
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
1 платежное поручение;
2 чек;
3 аккредитивы;
4 инкассовые поручения;
5 платежное требование
Расчетные документы принимаются банком к исполнению не зависимо от суммы платежа. Прием документов от предприятий производится банком в течении времени установленного кредитным учреждением для работы с клиентом. При этом, документы принятые банком от предприятия в операционное время по списании по счету проводятся в тот же день. Платежные документы выписываются с помощью технических средств, в необходимом банку количестве экземпляров для всех участвующих в расчете сторон. Исправления, помарки в этих документах не допускаются.
Банк обязан соблюдать установленную законом очередность платежей.
Банк соблюдает календарную очередь: при недостаточности средств на счете:
1:осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающих передачу или выдачу денежных средств об удовлетворении требований о возникновении вреда причиненных жизни и здоровью, а также требования о взыскании элементов.
2:по исполнительным документам предусматривающих выдачу или перечисление денежных средств для расчета с работниками по трудовому договору, в т.ч. по контракту, лицам работающим по выплате вознаграждения, по авторскому плану.
3: по платежным документам предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами работающими по трудовому договору (контракты), а также по отчислениям в ПФ, фонд социального страхования.
4: по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет или небюджетные фонды, которые не предусмотрены в 3 очереди, т.е. налоги.
5: производиться списание по использованным документам, предусматривающий условия других требований.
6: все остальные платежи по др. документам, в порядке календарной очереди.
15. Понятие и краткая характеристика ДБО. Виды
В настоящее время для осуществления расчетов между банком и корреспондентом используется дистанционное банковское обслуживание.
Электронный документ, который применяется в системе электронных расчетов идентичен бухгалтерским документам, используемых в соответствии с нормативными данными БР.
Как правило банки самостоятельно разрабатывают клиент-банк со своим ABS, со своим операционным банковским днем.
Используя такую систему корреспондент может эффективно работать со своим счетом, постоянно контролировать движения средств. Возможность управлять своим счетом, с любого места, где есть канал.
Ускорение расчетов достигается с заменой бумажных на электронные. С возможностью быстрой передачи последующих по каналам связи, а так же автоматизированной обработки электронных документов. Электронные документы являются основанием, как и бумажные, для осуществления расчетов. Т.о. использовать подобную систему банку удобно, т.к. корреспондент заполняет все платежные документы в соответствии с действующим законодательством.
Для обеспечения безопасности и конфиденциальности расчетов используются следующие процедуры:
1.подписание документов осуществляется специальным кодом, который формируется на основе содержимого документа и известен только подписавшему лицу;
2.защиту электронных документов от несанкционированной модификации, просмотра при возможном перехвате в канале связи, которые осуществляются путем маскирования;
3.обязательную проверку в соответствии содержимого документа требованиями системы защиты от несанкционированного доступа;
4.систему паролей для ограничения доступа, обеспечивающих защиту электронных документов от несанкционированной модификации и уничтожения документов.
Клиент может установить круглосуточную связь с банком. Программа – аппаратный комплекс банка, находиться в режиме ожидания, активной стороной при налаживании связи в процессе приема или передачи сообщения является клиент.
Принятые от клиента пакеты документов и запросы, проходят автоматическую обработку в системе банка. Соглашение на РКО оговаривается.
Выписка из расчетных, валютных, текущих счетов предоставляется клиенту при заключении операционного дня банка.
Используя такую систему может возникнуть ситуация, когда банк отказывается от исполнения платежных электронных документов по следующим основаниям: недостаток средств для проведения операций на счете; неверно указанные реквизиты; несоответствие содержимого документа требованиям системы защиты от несанкционированного пользования.
С точки зрения используемых технологий можно выделить следующие виды ДБО:
классический «Банк-Клиент»(толстый клиент, remote banking, home banking) - на компьютере пользователя устанавливается отдельная программа клиент, которая хранит тут же все свои данные (выписки по счетам, платежные документы). Взаимодействие с банком может осуществляться по различным каналам связи (телефонные коммутируемые или выделенные линии, через сеть Интернет).
интернет-банкинг (интернет-клиент, тонкий клиент, On-line banking, Internet banking, WEB-banking) - это система дистанционного банковского обслуживания, работающая через обычный Интернет-браузер. С ее помощью можно осуществлять все те же действия, что и через традиционные системы, с тем отличием, что не требуется установка дистрибутива системы на компьютер пользователя.
мобильный банкинг(телефонный банкинг, SMS-banking) - оказание услуг ДБО с использованием телефонной связи. Как правило, такие системы имеют ограниченный набор функций. Чаще всего это информационный сервис (выписки об операциях по счетам, остаток на счете и т.п.).Но некоторые банки позволяют клиентам производить различные платежи и осуществлять денежные переводы с помощью мобильного телефона.
внешние сервисы - технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания (банкоматов, платежных терминалов, информационных киосков).
-
Расчеты платежными поручениями
При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. (Ст. 863 ГК).
Платежными поручениями могут производиться следующие перечисления:
-
Денежные средства за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги
-
Денежные средства в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды
-
Денежные средства в целях возврата (размещения) кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним
-
По распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета)
-
Денежных средств в других целях, предусмотренных договором.
В соответствии с условиями договора платежные поручения могут использоваться для предварительной, последующей оплаты товаров, работ, услуг или осуществления периодических платежей.
Платежное поручение принимается банком вне зависимости от наличия средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку неоплаченных в срок документов и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. При поступлении денег возможна частичная оплата.
Рис. Документооборот при расчетах платежными поручениями
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой документооборот, возможность для плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг (при последующей оплате), возможность использовать данную форму не только в расчетах по хозяйственным сделкам, но и по операциям нетоварного характера.
Недостатки – отсутствие для поставщика гарантий получения платежа по причине отсутствия средств на счете плательщика. Именно поэтому расчеты платежными поручениями за товары услуги в нашей стране в значительной части осуществляются в порядке предварительной оплаты
17. Расчеты по аккредитивам
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.
Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.
Допускаются частичные платежи по аккредитиву.
Плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке установленной формы, в котором, кроме обязательных реквизитов, плательщик обязан указать:
- вид аккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);
- условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);
- номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;
- срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;
- полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;
- наименование товаров (работ, услуг) для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.
В случае отзыва (полного или частичного) или изменения условий аккредитива, плательщиком представляется в банк-эмитент соответствующее распоряжение, составленное в произвольной форме в 3-х экземплярах. На каждом экземпляре распоряжения ответственный исполнитель банка проставляет дату, штамп и подпись. Один экземпляр распоряжения помещается к соответствующему внебалансовому счету, на котором учитываются аккредитивы в банке-эмитенте. Два экземпляра распоряжения не позже рабочего дня, следующего за днем его получения, пересылаются в исполняющий банк. Один экземпляр распоряжения передается исполняющим банком получателю средств, другой служит основанием для возврата денежных средств либо изменения условий аккредитива.
При установлении несоответствия документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка по покрытому аккредитиву возмещения сумм, выплаченных получателю средств, а по непокрытому аккредитиву – восстановления сумм, списанных с его корреспондентского счета.
Для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Они должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива.
Исполняющий банк обязан проверить соответствие документов, представленных получателем средств, документам, предусмотренным аккредитивом, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттиска печати получателя средств образцам, заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
При установлении нарушений в части представления документов, предусмотренных аккредитивом, а также правильности оформления реестров счетов платеж по аккредитиву не производится, документы возвращаются получателю средств. Получатель средств вправе повторно представить документы, предусмотренные аккредитивом, до истечения срока его действия.