ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 726
Скачиваний: 2
Тема 2. Создание кредитных организаций и их структурных подразделений
1. Создание кредитной организации
2. Основания для отказа в гос. регистрации КО и выдаче ей лицензии:
3. Открытие (закрытие) подразделений КО на территории РФ
4. Ликвидация КО
1. Создание кредитной организации
Правовая основа создания российских КО, их гос. регистрации и лицензирования:
- ФЗ « О банках и банковской деятельности"
- ФЗ от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
инструкция ЦБ РФ от 2.04.10 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о гос. регистрации КО и выдаче лицензий на осуществление банк. операций"(ред. 09.12.11)
Учредителями (участниками) банка могут быть финансово самостоятельные юридические и дееспособные физ. лица. Учредители не имеют права выходить из состава его участников в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Юридическое лицо — учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собств.средств для внесения в уставный капитал КО, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед бюджетами разных уровней за последние три года.
КО — учредитель д.б.финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев.
Уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.
Решение о гос. регистрации банка принимает Банк России. Он же ведет книгу гос. регистрации КО. За гос. регистрацию взимается гос. пошлина.
Лицензия на осуществление банковских операций КО выдается после ее гос. регистрации. Банк имеет право осуществлять банковские операции только с момента получения лицензии. За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор.
Этапы создания кредитной организации:
1) Предварительный этап - согласование с Банком России названия будущей КО.
2) Этап подготовки и подписания учредительных документов.
Банк должен иметь следующие учредительные документы:
АО — устав, ООО и ОДО — учредительный договор и устав.. Банк обязан регистрировать все изменения, вносимые в его учредительные документы.
Устав банка должен содержать:
1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования,
2) указание на организационно-правовую форму;
3) сведения о месте нахождения органов управления и обособленных подразделений;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в т.ч. исполнительных органов и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
7) иные сведения, предусмотренные ФЗ
Осн. действия на данном этапе: учредители (участники) разрабатывают и подписывают учредительный договор (договор о создании КО), разрабатывают и подписывают проект устава.
3) Государственная регистрация.
Не позднее чем через один месяц после подписания учредительного договора учредители направляют в ТУ ЦБ РФ по предполагаемому местонахождению КО следующие документы:
1) заявление с ходатайством о гос. регистрации КО и выдаче лицензии на осуществление банковских операций
2 и 3) учредительный договор и устав (для КО в форме АО — только устав);
4) бизнес-план, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решение об утверждении устава КО, а также кандидатур на должности руководителя и гл. бухгалтера банка.
5) Документы об уплате гос. пошлины и лицензионного сбора.
6) Копии документов о гос. регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, подтверждение налоговыми органами выполнения учредителями — юрид. лицами обязательств перед бюджетами за последние три года.
7) анкеты кандидатов на должности руководителя КО, гл. бухгалтера, зам. гл. бухгалтера КО, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, гл бухгалтера, зам. гл. бухгалтера филиала КО, содержащие сведения:
а) о наличии у этих лиц высшего юрид. или экон. образования и опыта руководства подразделением КО, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года (при отсутствии спец.образования —не менее двух лет);
б) о наличии (отсутствии) у них судимости.
Бизнес - план — программа предпринимательской деятельности, документ на ближайшие два календарных года, содержащий программу действий КО, включая ожидаемые результаты деятельности, и позволяющий Банку России оценить:
а) способность КО обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, соблюдать требования законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;
б) способность КО к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации;
в) адекватность системы управления КО принимаемым рискам.
Банк России или его ТУ вправе отказать учредителю вновь создаваемой КО в гос. регистрации, а также действующей КО в расширении ее деятельности только в случае установления:
-
недостоверной, неполной или противоречивой информации в бизнес-плане;
-
несоответствия содержания бизнес-плана целям его представления в Банк России.
Бизнес-план КО должен отражать следующую информацию:
-
общая информация о банке;
-
цели, задачи, рыночная политика кредитной организации;
-
система управления банком;
-
учредители (участники) кредитной организации;
-
обеспечение деятельности банка;
-
иные существенные показатели, которые, по мнению КО, необходимы для раскрытия основных целей бизнес-плана.
Кроме того, бизнес-план кредитной организации должен соответствовать следующим требованиям по его оформлению и составу приложений:
-
сведения об утверждении бизнес-плана - на его титульном листе;
-
общая информация о банке;
-
расчетный баланс с расшифровкой отдельных его статей;
-
план доходов, расходов и прибыли с расшифровкой отдельных его статей;
-
прогноз выполнения отдельных обязательных нормативов;
-
прогноз выполнения обязательных резервных требований;
-
допущения, принятые в бизнес-плане.
Уставный капитал КО составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимал. размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых КО в наст. время составляет 300 млн. рублей.
Уставный капитал банка - АО составляется из номинальной стоимости его акций, приобретенных учредителями КО. Уставный капитал ООО или ОДО составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.
Виды вкладов в уставный капитал КО:
-
денежные средства в валюте РФ;
-
матер. активы (например, здание, в котором располагается банк)
Материальные активы д.б. оценены и отражены в балансе КО в рублях. Денежная оценка материальных активов, вносимых в оплату части уставного капитала КО при ее создании, утверждается общим собранием учредителей (для АО производится советом директоров банка). Предельный размер (норматив) неденежной части уставного капитала создаваемой КО не должен превышать 20%.
Вклад в уставный капитал не может быть в виде:
-
имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральным законодательством или заключенными ранее договорами;
-
средств федерального бюджета и гос.внебюджетных фондов;
-
свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении федеральных органов гос. власти,
-
привлеченных денежных средств.
Срок рассмотрения документов в ТУ Банка России не может превышать четырех месяцев с даты их поступления.
В течение одного месяца после получения уведомления о гос. регистрации банка его учредители (участники) должны оплатить 100% ее уставного капитала, указанного в уставе.
IV. Получение лицензии на осуществление банковской деятельности
Право на осуществление банковской деятельности у вновь созданной КО возникнет только после получения лицензии на право осуществления банковских операций. Лицензии учитываются в реестре выданных лицензий, который публикуется в «Вестнике Банка России».
В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых КО имеет право, и валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юрид.лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с него всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юрид. лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
В соответствии с ФЗ от 03.06.2009 N 121-ФЗ с 1.01.10 года разрешается осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся КО, и индивидуальным предпринимателем (банковских платежных агентов - БПА)
КО вправе привлекать их для принятия от физ. лиц денежных средств, направленных органам гос. власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, а также прием платежей физических лиц (для оплаты товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет), для осуществления операций с использованием платежных карт.
БПА для осуществления приема платежей физ.лиц должен заключить с КО договор, по условиям которого он вправе от своего имени или от имени и за счет КО осуществлять прием платежей физических лиц и последующие расчеты с КО.
Вновь созданному банку могут быть выданы следующие лицензии:
1) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц),
2) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
3) Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (может быть выдана банку одновременно со второй лицензией);
4). Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, (может быть выдана банку одновременно с первой лицензией)
5) Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте (может быть выдана банку одновременно со второй лицензией).
6) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц)
7) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц)
В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» право привлечения во вклады денежных средств физ. лиц м.б. быть предоставлено банкам, с даты гос. регистрации которых прошло не менее двух лет.
Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц м.б. предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты гос. регистрации которого прошло менее двух лет, если:
1) размер уставного капитала не менее 3 600 миллионов рублей
2) банк раскрывает неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка.
Впоследствии полученные лицензии заменяются общим документом — генеральной лицензией, дающей право на ведение любой, не запрещенной законом банковской деятельности.
2. Основания для отказа в гос. регистрации КО и выдаче ей лицензии:
1. Несоответствие кандидатов, предлагаемых на руководящие должности КО установленным квалификационным требованиям:
-
Неудовлетворительное финансовое положение учредителей КО или неисполнение ими своих обязательств перед бюджетами за последние три года.
-
Несоответствие поданных документов установленным требованиям;
-
Несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) установленным квалификационным требованиям, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.
Решение об отказе в гос. регистрации КО и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям КО в письменной форме и д.б мотивировано. Отказ в гос. регистрации КО и выдаче ей лицензии м.б. обжалованы в арбитражный суд.
3. Открытие (закрытие) подразделений КО на территории РФ
КО вправе открывать на территории РФ:
/. Обособленные подразделения:
-
филиалы, сведения о которых должны содержаться в ее уставе;
-
представительства (они не имеют права осуществлять банковские операции).
2. Внутренние структурные подразделения вне местонахождения головной организации и филиала: дополнительные офисы;
-
кредитно-кассовые офисы,
-
операционные офисы,
-
операционные кассы вне кассового узла и др.
. Открытие (закрытие) обособленных подразделений
Решение о внесении соотв. изменений и дополнений в устав КО принимается уполномоченным органом КО на очередном (годовом) общем собрании
КО, вправе открыть филиал, письменно уведомив об этом ТУ ЦБР, осуществляющее надзор за деятельностью КО, и ТУ по месту открытия филиала.
Филиал КО должен иметь печать
За открытие филиалов КО взимается сбор в размере 100-кратного МРОТ по месту ее нахождения (зачисляется в доход федерального бюджета).
Кредитные организации, открывающие филиалы, должны:
-
соблюдать требования федер. законодательства и нормативных актов Банка России;
-
располагать помещением для размещения филиала;
-
представить для согласования на руководящие должности филиалов кандидатуры, отвечающие установленным квалификационным требованиям.
КО направляет уведомление об открытии филиала в ТУ ЦБР по месту открытия филиала и ТУ, осуществляющее надзор за деятельностью головной КО.
Вместе с уведомлением КО направляет:
-
Положение о филиале
-
анкеты и автобиографии кандидатов на руководящие должности филиала