Файл: Дискретная математика - учебное пособие.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46 

разрядному  двоичному  коду,  содержащему  m единиц  (и  n нулей),  будет  соот-
ветствовать вполне определённый путь, соединяющий точки A и B. Например, 
кодом 0110111010 представлен путь, выделенный на рисунке 2.2 жирными ли-
ниями.  Следовательно,  чтобы  решить  поставленную  задачу,  достаточно  найти 
число (m + n)-разрядных двоичных кодов, содержащих n нулей и m единиц. Со-
гласно формуле (2.12), это число равно: 

 

.

!

!

)!

(

n

m

m

n

С

m

m

n

+

=

+

 

(2.14) 

Согласно условию n = 4, m = 6: 

6

4 6

(4 6)!

10!

7 8 9 10

210.

4! 6!

4! 6!

1 2 3 4

С

+

+

⋅ ⋅ ⋅

=

=

=

=

 ⋅

 ⋅

⋅ ⋅ ⋅

 

Таким образом, число N кратчайших путей, ведущих от А к В, равно 210; 
2) чтобы определить число кратчайших путей от А до В, проходящих че-

рез точку С, сначала найдём число N

1

 путей, соединяющих точки А и С, затем 

определим число N

2

 путей, соединяющих точки С и В. По формуле (2.14) нахо-

дим: 

4

1

6

6!

15;

4! 2!

N

С

=

=

=

 ⋅

   

2

2

4

4!

6.

2! 2!

N

С

=

=

=

 ⋅

 

По правилу произведения: 

N = 15·6 = 90. 

Таким образом, через точку C проходит 90 путей; 
3) число путей, ведущих от А к В и не проходящих через точку С, равно: 

210 – 90 = 120. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.25

 

  · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько  существует  семизначных  чисел  двоичной  системы  счисления,  в 

которых нет рядом стоящих единиц, если считать, что числа могут начинаться с 
нуля? 

Обозначим  искомое  число  буквой  N.  Оно  состоит  из  нескольких  слагае-

мых. Рассмотрим каждое из них: 

а) в числе нет единиц. Такое число существует только одно (оно состоит 

из семи нулей), следовательно, п

1

 = 1; 

б) в числе содержится точно одна единица. Таких чисел 7, т. е. п

2

 = 7; 


background image

47 

в) в числе содержатся точно две единицы и пять нулей. Запишем после-

довательность из пяти нулей. Между нулями, а также слева и справа от них по-
ставим  по  одной  точке.  Получим  шесть  точек.  Заменим  какие-либо  две  точки 
единицами,  а  все  остальные  точки  удалим.  Получится  семизначное  двоичное 
число, содержащее пять нулей и две единицы, которые стоять рядом не могут. 
Всего  существует 

2

6

С

 = 15  способов  замены  двух  точек  из  шести  единицами, 

следовательно, п

3

 = 15; 

г)  в  семизначном  числе  может  содержаться  три  единицы и  четыре  нуля. 

Запишем  нули  в  ряд  и  расставим  точки  по  аналогии  с  предыдущим  случаем. 
Получим пять точек. Заменить их тремя единицами можно 

3

5

С

 = 10 способами. 

Следовательно, п

4

 = 10; 

д) число, в котором четыре единицы и три нуля, существует только одно: 

1010101, следовательно, п

5

 = 1. 

Сумма всех найденных величин даёт искомое число: 

N = 1 + 7 + 15 +10 + 1 = 34. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.26

 

  · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько существует пятизначных десятичных чисел, не начинающихся с 

нуля, в которых цифры идут: 

1) в порядке возрастания слева направо? 
2) в порядке убывания слева направо? 
На первый взгляд ответы в обоих случаях должны быть одинаковыми. Но 

это не так: 

1)  запишем  десятичные  цифры  в  порядке  их  возрастания  слева  направо, 

удалив  нуль,  так  как  по  условию  с  нуля  пятизначные  числа  не  начинаются. 
Пять цифр из девяти можно выбрать 

5

9

С

 = 126 способами. Таким образом, отве-

том к первой задаче является число 126; 

2) вторая задача решается точно таким же образом, но с учётом того, что 

нуль не  удаляется. Все десятичные цифры записываем, начиная с 9, в порядке 
убывания слева направо. Так как нуль стоит в конце этой последовательности, 
то он не может оказаться первой цифрой в пятизначном числе. Следовательно, 
в сочетаниях участвуют все 10 цифр и количество пятизначных чисел, в кото-
рых цифры идут в порядке убывания, равно: 

5

10

С

 = 252. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

48 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.27

 

  · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Множество  A  состоит  из  4-значных  десятичных  чисел.  Повторы  цифр 

возможны.  Числа  могут  начинаться  с  нуля.  Сколько  в  этом  множестве  таких 
чисел, в которых:

 

1) единиц больше, чем нулей?  
2) нулей больше, чем единиц?  
3) нулей столько же, сколько единиц? 
Из этих трёх задач достаточно решить только одну, а ответы к остальным 

можно найти очень простыми рассуждениями. Однако в данном случае решим 
их независимо одна от другой. 

1. Обозначим буквой M количество чисел, в которых единиц больше, чем 

нулей. Рассмотрим шесть случаев: 

а) в числе одна единица и нет нулей. Если число начинается с единицы, 

то в каждом из остальных разрядов может стоять одна цифра из восьми. Таких 
чисел возможно 512. Единица может занимать любое из четырёх мест в числе. 
Следовательно, всего возможно 512

⋅4 = 2 048 чисел, в которых нет нулей, и со-

держится точно одна единица; 

б)  в  числе  две  единицы  и  нет  нулей.  Так  как  два  места  в  числе  заняты 

единицами, то для других цифр остаётся также два места. Они могут быть заня-
ты 8 

⋅ 8 = 64 вариантами. Для размещения двух единиц существует 

6

2

4

=

C

 спо-

собов. Тогда чисел с двумя единицами и без нулей существует 

64 6 384

⋅ =

в) в числе две единицы и один нуль. С этими характеристиками возможно 

96

8

4

2

3

=

C

 чисел; 

г) в числе три единицы и нет нулей. Таких чисел существует 

;

32

8

1

4

=

C

 

д) в числе три единицы и один нуль. Так как других цифр нет, то числа 

можно рассматривать как двоичные: 

;

4

1

4

=

C

 

е) в числе четыре единицы. Это число 1111. 
Таким образом: 

M = 2048 + 384 + 96 + 32 + 4 + 1 = 2 565. 

Столько  возможно  чисел,  в  каждом  из  которых  единиц  больше,  чем  ну-

лей. 

2.  Количество  чисел,  в  которых  нулей  больше,  чем  единиц,  обозначим 

буквой N. Если чисел, в которых единиц больше, чем нулей, существует 2 565, 


background image

49 

то столько же возможно и тех чисел, в которых нулей больше, чем единиц, то 
есть 

N = M = 2 565. 

3.  Количество  чисел,  в  которых  нулей  столько  же,  сколько  единиц,  обо-

значим  буквой  K.  Как  и  в  первом примере,  разобьём  задачу  на  более простые 
подзадачи. Необходимо рассмотреть только три случая: 

а) в  числе  нет  нулей  и  нет  единиц.  Таких  чисел  существует 

8

4

 = 2

12

 = 4 096; 

б) в  числе  одна  единица  и  один  нуль.  Таких  чисел  возможно 

;

768

2

8

2

4

=

C

 

в)  в  числе  две  единицы  и  два  нуля:  1100,  1010,  1001,  0110,  0101,  0011 – 

шесть чисел. 

Таким  образом,  количество  чисел,  в  каждом  из  которых  нулей  столько 

же, сколько и единиц, равно: 

K = 4 096 + 768 + 6 = 4 870. 

Проверим решения. Так как в каждом числе либо единиц больше чем ну-

лей, либо нулей больше чем единиц, либо единиц и нулей поровну, то должно 
выполняться равенство: 

 

M + N + K = 10 000, 

(2.15) 

где 10 000 – это общее количество четырёхзначных чисел, которые могут начи-
наться  с  нуля,  и  в  которых  нет  ограничений  на  повторы  цифр.  Подставим  в 
(2.15) значения MN и K

2 565 + 2 565 + 4 870 = 10 000. 

Таким  образом,  равенство  (2.15)  выполняется,  следовательно,  ошибок 

нет. 

Заметим, что поскольку M = N, то формулу (2.15) можно записать в виде 
 

2M + K = 10 000. 

(2.16) 

Отсюда  следует,  что  хотя  в  данном  примере  приведены  три  задачи,  ре-

шать  их  все  нет  необходимости.  Достаточно,  как  уже  упоминалось,  решить 
только одну: найти число K. А числа M и N согласно (2.16) определить по фор-
муле: 

10 000

.

2

K

M

N

=

=

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   
 

 


background image

50 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Упражнения 

1.

  Сколько  существует  7-значных  двоичных  чисел,  в  каждом 

из которых содержится точно три единицы? Числа могут начинать-
ся с нуля.  

2.

  Сколько  существует  10-значных  двоичных  кодов,  содер-

жащих по 6 нулей? Коды могут начинаться с нуля.  

3.

  Сколько  существует  8-значных  двоичных  чисел,  начинаю-

щихся с нуля, если в каждом коде четыре нуля?  

4.

 Сколько существует 10-разрядных двоичных чисел, в кото-

рых четное число единиц? Числа могут начинаться с нуля.  

5.

  В шахматном  городе  размером 

n

×

  число  кратчайших 

диагональных путей, состоящих из 11 отрезков, равно 462. Найдите 
m и n, если 

m 

n,   m ≠ 1. 

6.

 В числе 32514768 три цифры заменили нулями. Получилось 

новое  число.  Если  в  заданном  числе  заменить  нулями  другие  три 
цифры,  получим  ещё  одно  число.  Сколько  новых  восьмизначных 
чисел можно получить, если нулями заменять какие-либо три циф-
ры? Новые числа могут начинаться с нуля.  

7.

  Замок  сейфа  открывается  одновременным  нажатием  трех 

кнопок с номерами ijk, где ijk = 1,2,3, …, 12; i 

 ji 

 kj 

 k

Тройка этих номеров образует кодовый ключ. Некто решил открыть 
сейф  путем  проб  и  ошибок  (будем  считать,  что  сирена,  подающая 
сигнал  тревоги  на  неправильный  код,  отключена).  Сколько  троек 
ему придется проверить в самом неблагоприятном случае?  

8.

  Сколько  существует  четырехзначных  десятичных  чисел,  у 

которых  каждая  следующая  цифра  больше  предыдущей?  С нуля 
числа не начинаются.  

9.

  Сколько  существует  четырехразрядных  десятичных  чисел, 

у которых каждая следующая цифра меньше предыдущей?  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·