ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 1121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1 Преобразование банковской системы в ходе проведения экономических реформ


До 1987г. банковская система характеризовалась следующими признаками:

центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, еобходимые для осуществления деятельности Банка России

Существовало три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР и система гострудсберкасс. Главенствующее место занимал Госбанк СССР.

Госбанк СССР в условиях командно-административной системы обладал неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Отделения Госбанка СССР на местах не имели юридической самостоятельности, так как работали в пределах прав, которые регламентировала головная контора Госбанка. Их роль сводилась к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и не цели, предусмотренные планом. Проводился анализ использования кредитных ресурсов, отчетность предоставлялась головным организациям.

Целями реорганизации банковской системы, начатой в 1987г. было изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.

Задачи первого этапа реорганизации:

  • создание двухуровневой банковской системы;

  • перевод специализированных банков на самофинансирование;

  • совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.

На Госбанк остались возложены функции координатора деятельности специализированных банков и проведение денежно-кредитной политики, а также эмиссионная деятельность.

Другие банки специализировались на кредитовании предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними. Это Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР.

Реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Усилилась связь банков с хозяйством, воздействие денежно-кредитных отношений на производство, улучшилась структура кредитных вложений. Однако эффективно действующая система экономического регулирования денежного процесса не была создана, что усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики.

Оказалось невозможным обеспечить реальную специализацию банков на уровне низовых звеньев. "Закрепление" клиентуры за спецбанками в зависимости от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками.


Не изменились принципиально кредитные отношения. Сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков. Причину ухудшения экономической ситуации в разрезе банковской сферы увидели в спецбанках и приняли меры к их реорганизации.

Второй этап банковской реформы был начат в 1988г. Характерной особенностью данного этапа было то, что он начался по инициативе снизу. Основной задачей было создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции в сфере движения кредитных ресурсов. Характерной особенностью нового этапа реформы было то, что она началась по инициативе "снизу".

Создание кредитных учреждений нового типа не сопровождалось формированием достаточной законодательной базы. Возникла ситуация, при которой новые банковские законы и инструкции не были созданы, а старые регулирующие акты не поспевали за практикой. Разумеется, в условиях, когда предприятия действовали по принципу "все можно, что не запрещено", создавалось поле для собственной интерпретации деятельности, разработки собственных правил ведения банковских операций.

В этот период была повторена ошибка периода НЭПа - "чем больше банков, тем больше денег". Центральный банк не мог реализовать контрольную функцию, так как была принижена его роль как "банк банков" и не было механизма денежно-кредитного регулирования. Бесконтрольная кредитная эмиссия привела к резкому увеличению денежной массы в стране, что явилось одним из факторов, влияющих на инфляцию.

В 1990г. были приняты банковские законы, регламентирующие банковскую деятельность. Но этот период характеризовался двоевластием законов: т.к. еще существовал СССР, то наряду с Законом "О Госбанке СССР" на территории России действовал еще и Закон "О Центральном Банке РФ". Деятельность коммерческих банков стала регулироваться Законом "О банках и банковской деятельности".

В Законе "О Центральном банке РФ" был определен его статус эмиссионного центра, его новые функции и задачи. Деятельность Центрального банка РФ должна была приобрести черты независимого эмиссионного института, использующего рыночные инструменты регулирования денежного оборота и управления банковской системой. В законе были определены нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков, порядок лицензирования и надзора.

В Законе "О банках и банковской деятельности" была сделана первая попытка на новой основе определить понятия "банк" и "банковская система", определить операции, выполняемые кредитными учреждениями.

При всех своих положительных свойствах банковское законодательство тех лет отличалось своим переходным характером и отражало те противоречия, которые сопровождали начальную стадию формирования банковской системы рыночного типа.


Новая редакция банковских законов появилась в 1995 и 1996гг., где частично были устранены недостатки прежних законов. Это сделало определенный шаг вперед в области совершенствования российского банковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными, что остается задачей для дальнейшего совершенствования банковского законодательства.

1.2 Структура современной банковской системы


Различают два понятия кредитной системы:

  • функциональная форма - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. В этом аспекте кредитная система представлена всеми видами кредитов - банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным и специфическими формами отношений и методов кредитования, свойственных каждому виду;

  • институциональная форма - совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду. Ведущим звеном институциональной системы являются банки.

Банк - коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях срочности, возвратности и платности, а также осуществляет расчетные, комисионно-посреднические и иные операции.

Банк отличается от небанковских специальных институтов (прочих "кредитных учреждений") тем, что он с позиции законодательства становиться таковым только в случае, если выполняет три вытекающих из его сути операции, которые и получили название чисто банковских. Это депозитная, кредитная и расчетная операции. Банком считается такое учреждение, которое выполняет все три операции одновременно.

На первом уровне банковской системы в России находиться Центральный банк (да лее ЦБ РФ), на втором - коммерческие банки. Специализированные финансово-кредитные учреждения (в зависимости от степени своего развития) могут как входить во второй уровень банковской системы, так и выделяться в отдельный третий.

При всем единстве сущности банка на практике функционирует множество их видов.

Эмиссионные банки осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место, будучи "банками банков".

Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков. Коммерческие банки подразделяются на следующие типы:

В зависимости от характера выполняемых операций различают универсальные и специализированные банки. К универсальным относятся те из них, которые способны выполнять широкий круг разнообразных операций и услуг. С другой точки зрения, под универсальностью понимают тип деятельности, не ограниченной по отраслям народного хозяйства, по составу клиентской базы, количественно и регионально.

Специализированные банки чаще всего связаны с кредитованием какой-либо отрасли народного хозяйства, группы предприятий. Это могут быть ипотечные банки, инвестиционные, муниципальные, инновационные, учетные, ссудосберегательные, биржевые и т.д.


По типу собственности коммерческие банки подразделяются на государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные.

По масштабам деятельности выделяют банковские консорциумы, союзы, ассоциации, крупные, мелкие и средние банки.

По сфере обслуживания банки можно подразделить на региональные (местные), межрегиональные, национальные и международные.

В зависимости от наличия филиалов бывают бесфилиальные, филиальные и многофилиальные банки.

В зависимости от обслуживаемых отраслей выделяют многоотраслевые и одноотраслевые банки.

В деятельность специализированных финансово-кредитных институтов входят одна или две банковских операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБ РФ. Они имеют специфическую клиентуру. К таким институтам относят кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудосберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.

1.3 Центральный банк, его функции и роль


Деятельность Центрального банка регламентируется Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

  • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

  • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

  • в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.


Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

В зависимости от политики Центрального Банка выделяют различные типы денежно-кредитной политики.

Первый тип - рестрикционная денежно-кредитная политика, направленная на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок.

Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов и прочими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции.

Политика экспансии - "расширение" - наоборот, предполагает создание льготных условий для кредитования, понижение процентных ставок по кредитам - что ведет к увеличению денежной массы.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Коммерческие банки, привлекая ресурсы, обязаны до 20 процентов обязательств кредитной организации зарезервировать в Центральном Банке. Нормативы могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Порядок резервирования регламентируется Приказом ЦБР от 30 марта 1996 г. N 02-77 "Об утверждении Положения "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации" (с изменениями от 26 апреля 1996 г., 25 апреля, 6 июня, 4 июля, 18 ноября 1997 г., 25 февраля, 18 декабря 1998 г., 19 марта, 26 ноября 1999 г., 24 апреля, 25 декабря 2000 г., 23 апреля 2001 г.)

Обычно, коммерческие банки, привлекая средства населения, идут по возрастающей. И в определенный момент осуществляется не резервирование, а регулирование отчислений. Регулирование осуществляется раз в месяц по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным. Сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, рассчитывается по формуле средней хронологической за отчетный период.