ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 1125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующее банковское законодательство представило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислении в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами (как это имело место в отношении хозрасчетных учреждений спец банков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующими законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операции коммерческий банк берёт на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риск и ликвидности. Ориентация на "общегосударственные интересы" не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Функции коммерческих банков определены Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.)

Основными функциями являются:

  • мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

  • кредитование государства, населения и предприятий;

  • выпуск кредитных денег;

  • осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

  • эмиссионно-учредительская функция;

  • консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Одной из важных функции коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающих в процессе кругооборота фондов предприятии и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиций должны составлять основную часть средств, необходимых для формирования экономики коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления.


Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложении.

Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами - при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единственный государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим риском, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение расчетных операции между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутри банковскими документами.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики.

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (инвестиционного брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические (агентские) функции при купле продажи ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.

Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантии по их размещению в пользу третьего лица; куплей продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т., е., объявляя на определенные ценные бумаги "цены продавца" и "цены покупателя", по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерство финансов РФ, дающий право на совершение операции с привлечением средств граждан.


1.5 Специализированные финансово-кредитные институты.


Итак, банковская система - важнейшая из структур рыночной экономики, проводящая, концентрирующая основную массу кредитных и финансовых операций.

Выделяют несколько понятий специализированных учреждений. Во-первых, специализированные банки, то есть классифицируются коммерческие банки в зависимости от критерия специализации.

Например - по функциональной специализации выделяют инвестиционные, инновационные, учетные, ссудосберегательные, ипотечные, депозитные и клиринговые банки.

По отраслевой специализации бывают сельскохозяйственные, строительные, энергетические, внешнеторговые банки.

По клиентской - биржевые, потребительские, страховые, коммунальные и т.д.

И по территориальной специализации можно выделить региональные (муниципальные) банки, межрегиональные и международные.

К сети так называемых "квазибанковских" (околобанковских) учреждений относят: факторинговые и лизинговые фирмы, кредитные союзы и товарищества, пенсионные фонды, финансовые компании и множество других специализированных кредитно-финансовых организаций - все эти структуры являются элементами парабанковской системы.

Специализированных банков на настоящий момент в России нет, т.к. все банки выполняют широкий круг банковских операций, ориентированный на различных клиентов. Даже Сберегательный банк утратил свою специализацию на обслуживание сбережений населения.

Муниципальные банки созданы в ряде регионов страны согласно специальных постановлений Правительства, но их роль в банковской системе РФ однозначно определить достаточно сложно.

Наибольшее развитие среди парабанковских учреждений получили ломбарды. Они создаются в общем порядке, установленных для все коммерческих структур и регистрируются в местных органах. Никаких специальных разрешений для их создания в ЦБ не требуется. Надзорные функции ЦБ на них не распространяются. В целом можно сказать что данный уровень банковской системы в РФ развит крайне слабо.

ГЛАВА 2.
Правовые и экономические основы деятельности банка


2.1.Понятие коммерческого банка и организационно-правовые формы

2.2.Принципы деятельности коммерческого банка

2.3.Открытие коммерческого банка

2.4.Управление и организационная структура коммерческого банка

2.5.Контроль за деятельностью коммерческого банка

2.6.Прекращение деятельности коммерческого банка

2.1 Понятие коммерческого банка и организационно-правовые формы


Однозначного толкования сущности банка нет.

Возможно юридическое определение: "Банк - коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях срочности, возвратности и платности, а также осуществляет расчетные, комисионно-посреднические и иные операции".


С исторической точки зрения возможно трактование сущности банка как предприятия, что в большей степени характеризует производительный характер его деятельности. Банк как специфическое предприятие производит особый продукт - товар в виде денег и платежных средств, отличный от сферы материального производства. Здесь возможна аналогия с торговым, посредническим предприятием. Банк "покупает" ресурсы, "продает" их, содействует обмену товарами. Но существует глобальное отличие банка от торгового предприятия - главное качество банка - кредитное дело.

С экономической точки зрения с учетом анализа специфики банка , его основы и структуры (банковский капитал, банковская деятельность, специалисты, производственный блок - техническое обеспечение) банк можно определить как денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах.

Банк как элемент банковской системы обладает определенными свойствами:

  • иметь статус банка, лицензию на банковскую деятельность;

  • выполнять законодательно и исторически установленные правила функционирования банковской системы;

  • иметь возможность быстрого реагирования на изменения в экономической среде с целью дальнейшего развития;

  • находиться во взаимосвязи с прочими элементами кредитной системы.

Коммерческие банки в РФ в основном создаются в двух организационно-правовых формах. В форме акционерного общества и в форме общества с ограниченной ответственностью (паевые банки). В силу специфики в каждой из форм есть свои недостатки и достоинства.

Акционерное общество позволяет более широко привлекать ресурсы и при создании, и при увеличении уставного капитала. При акционерной форме более реально осуществлять операции на международном рынке.

Но процедура открытия банка усложняется в связи с необходимостью регистрации проспекта эмиссии и организацией выпуска акций. И возможны расходы на дивиденды как по обыкновенным, так и по привилегированным акциям.

Банки на территории РФ и за рубежом могут открывать филиалы и представительства.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.
Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.


За открытие филиалов кредитных организаций взимается сбор в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного на момент уведомления Банка России об открытии филиала. Указанный сбор оплачивается кредитной организацией по месту ее нахождения и зачисляется в доход федерального бюджета.

Кредитные организации, открывающие филиалы для осуществления указанным филиалом банковских операций, должны:

  • соблюдать требования федерального законодательства и нормативных актов Банка России;

  • располагать помещением для размещения филиала;

  • представить для согласования на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиалов кандидатуры, отвечающие квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Порядок открытия и закрытия филиалов и представительств регламентируется федеральными законами и Инструкцией ЦБР от 23 июля 1998 г. N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" (с изменениями от 18 мая, 24, 28 июня 1999 г., 28 августа 2000 г., 20 декабря 2001 г.,5 июля 2002 г.)

Кредитная организация может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства.

Банк России не позднее трехмесячного срока с момента получения соответствующего ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе.

Филиал кредитной организации вправе начать осуществление банковских операций с даты внесения записи о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера.

2.2 Принципы деятельности коммерческого банка


Как уже более подробно отмечалось в предыдущей теме, деятельность банка в рыночной экономике придерживается определенных принципов.

Это:

1) работа в пределах реально имеющихся ресурсов, когда банк анализирует величину и сроки своих обязательств и исходя из этого осуществляет вложения;

В случае, когда банк не уделяет достаточного внимания "золотому банковскому правилу" возможны возникновение различных банковских рисков, в т.ч. риск несбалансированной ликвидности. Если же этот принцип не выполняется в долгосрочном периоде, то возможно даже банкротство кредитной организации.

2) свобода распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Этот принцип может существовать с определенными ограничениями. Законодательством устанавливаются определенные ограничения - количественные и качественные, которые преследуют различные цели. От необходимости денежно-кредитного регулирования до попыток держать под контролем банковские учреждения. Государство, как законодатель, балансирует между тем, чтобы обеспечивая регламентацию банковской деятельности не затруднить нормальную конкуренцию между кредитными институтами. Банковское законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов - как банков, так и их клиентов и государства.