ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 348
Скачиваний: 1
56.Вал. позиция банка. Оценка вал. риска.
Вал. позиция(ВП) — остатки ср-в в ин. вал., кот. форм-ют А и П (с учетом внебаланс. обяз-тв) в соотв. вал. и создают в связи с этим риск получения доп. дох-в или расх-в при изменении обмен. курсов валют.Открыт.ВП — разница остатков ср-в в ин. валютах, кот. формир. колич-но не совпадающие А и П, отражающ. треб-я получить и обяз-ва поставить ср-ва в дан. валют. как завершенные расчетами в наст., так и истек. в будущем.Короткая открыт. ВП — открыт. ВП в отдельной ин. валюте, П и внебаланс. обяз-ва в кот. колич-но превышают А и внебал. треб-я в этой ин. валюте. Длинная открыт ВП — открыт ВП в отдельной ин. валюте, А и внебал. треб-я в кот. колич.превышают П и внебал. обяз-ва в этой ин. валюте. Закрыт.ВП — ВП в отдельн.ин. валютеА и П в кот. колич-но совпадают.
С целью огранич. валют. риска и контроля за сост.открытой ВП НБ РБ установил след. огранич-я:
• размер суммар. открыт. ВП по всем видам ин.валют и драг. мет. не м превышать 20 % собств.с-в (капитала) б.;*размер чистой открыт. ВП по кажд. виду ин. валюты и др. мет. отдельно не м. превышать 10 % собств. ср-в б.;*размер чистой откры.той ВП по форвардным сделкам по кажд. виду ин.валюты и драг. мет. отдельно не м превышать 10 % собств. ср-в б. .
К опер-ям, влияющим на измен. ВП, следует относить:*начисл-ие % и получ-ие опер.доходов в ин. вал.; *начисление % и оплату операц. расх-в, а также расх. на приобрет.с. ср-в в ин. вал.; *конверс.опер-и с немедл. поставкой ср-в (не позднее 2 раб. банк.дня от даты сделки) и поставкой их на срок (свыше 2 раб.банк. дней от даты сделки), вкл. опер-и с нал. ин. вал.и др.
ВП возникает на дату заключ-я сделки на покупку или продажу ин. вал.и иных вал. цен-й, а также дату начисления % дох-в (расх-в) и зачисления на счет иных доходов (расходов) в ин. валюте. Контроль за открыт. ВП уполномоч. б осущ-ся в рамках надзора за их деят-ю. В сл. грубых наруше-й НБ РБ принимает различ. меры воздействия к б.
Суммарная открыт.позиция по вал. риску = сумме след. значений :*наиб.размера из общ. длинной или общ. короткой ВП;*наиб. размера из общ. длинной или общ. короткой позиции в драг. металлах.
Размер вал. риска опред-ся на осн.позиций б, номинир. в ин. валюте, драг. металле рассчитывается:
ВР = ОВП х 0,08 = суммар.ОВП х 0,08 = 608,где ВР — вал риск; ОВП — суммар. открыт позиция по вал риску; 0,08 — число, установленное НБ РБ.
Стр-ая балансировка закл. в стремлении поддерживать такую стр-у А и П, кот. позволит перекрыть убытки от изменения вал. курса прибылью, получ. от этого же изменения по др. позициям баланса.
57. Орг-я кред-ия внеш. торговли. (частично)
Кред-ие внеш. Торг. вкл. кред-ие экс-та и им-та.
Фирменный (коммер.) кредит предст. собой кред. отнош-я, суб-ми кот. явл. фирмы. При этом платеж осущ. до или после получ. товарораспоряд. док-ов. В 1 случ. кредитором явл. импортер, кот.выдает аванс (100%-ую предоплату) эксп-ру, но еще не имеет товарораспоряд. и др.док-ты. Во 2 сл. кредитором явл. экс-р, кот. предост. имп-ру ссуду в виде отсроч.платежа за поставл. товары.
Фирм. кредит обычно оформл. векселем или предоставл. по откр.счету.
Различают:Векс. кредит экс-ра предусм. выставление тратты на имп-ра, кот. получив ком. док-ты, акцептует его. Векс. кредит имп-ра предусм. выставление соло-векселя, дол-ком по кот. явл. экс-р.
При кред. по открыт. счету фирмы откр. в своих книгах др. др. счета, на кот. учит. обоюдную зад-ть. После отгрузки товара экс-р делает у себя запись в бух.книгах причитающейся суммы в Д-т откр. счета, а имп-р делает аналог. запись в К-т откр. экс-ру счета.
Преимущ. фирм. кредита: 1) независ-ть от гос. рег-ия; 2) относит. невмеш-во гос. органов в ком. сделки; 3) большие возм-ти соглас. ст-ти кредита непосред. м/у контраг-ми.
Недос-ки фирм.кредита:*огран-ть сроков и размеров кред-ия ср-ми и состоянием финн-ов фирмы-пос-ка; *необх-ть рефин-ия в б .; *связанность покупателя с опред. пост-ом; *повыш-ие цены товара по сравн. с ценой аналог. товара за наличные.
Банк. кред-ие экс. и имп. выступает в форме ссуд под залог тов-ов, товарных док-ов, векселей либо без формального обесп-ия.Различают: Экс-й кредит предст. собой кред-ие банка. страны имп-ра банком страны экс-ра для реализации кред. линии. Эти кр-ты носят целевой хар-ер. Фин. кредит дает возм-ть заем-ку исполь-ть ссуду для различ. целей, что усиливает преимущ-во этого вида кредита. Так, финн. кредит м.б. использ. для погаш.внеш. зад-ти, поддержки вал. курса, пополнения счетов в ин. валюте и др. целей.Крупные б. практикуют предоставление акцептного кредита, суть кот. закл.я в акцепте тратт банком, выст-ых экс-ом на имп-ра по предварит. догов-ти последних.
Одной из форм кредит-ия экс-та б. явл. кредит покуп-лю. Особ-ть такого кредита закл-ся в том, что б.эксп-ра кредитует не своего клиента, а заруб.пок-ля с отнесением зад-ти на б, обслуж-ий имп-ра или непосред. самого имп-ра. При этом искл-ся возм-ть завышения цены кредита, так как экс-р не участвует в кредитовании сделки. Т.о., б. выполняют фун-ии соорг-ов предприн-ой деят-ти клиентов, участвуя в переговорах о торгово-пром. сотруд-ве, являясь центрами эк. инф-ии и освобождая экс-ов, т. о., от различ.о рода финн. и ком. рисков.
Преим-ва банк. кредитов:*дают возм-ть получ-лю своб-ее использ-ть ср-ва на закупку тов-ов; *освобожд. от необх-ти обращ. за кредитом к фирмам-поставщикам; *дают возм-ть производить с фирмами-поставщ-ми расчеты за товары налич. за счет банк. кредита; *благодаря привлечению гос. средств и применению гарантий комм.банки могут предоставлять эксп-ые кредиты на 10-15 лет по ставкам ниже рын-х.Недостатки банковских кредитов:*банки, как правило, ограничивают использование кредита пределами своей страны; *нередко ставится усл-ие об использ. кред. на строго определенные цели, что придает банк. кредитам св-ва фирменных.
60. Сущ-ть ликвидности(Л) банка. Нормативы Л.
Банк. Л— СП-ть б. своеврем. и в полном V выполнять свои обяз!ва перед кред-ми и вкладчиками (не только своеврем., но и без сущ. потерь).
Банковская Л вкл в себя:Л б – сп-ть б своеврем выполнять свои договорные обяз-ва, причем не только за счет абсолютно ликвидных активов, нах-ся в ден. форме (ср-ва в кассе б и на его кор.счетах, в ЦБ и в др. б.), но и путем реализации иных активов.Баланс б считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации ср-в по активу покрывать сроч. обяз-ва по пассиву. Л б.системы – сп-ть всей б сис-ы страны своевременно и бесперебойно выполнять договорные обязательства, совершать платежи и обеспечивать необход. объемы внутреннего кредитования экономики. Обяз-ва банка: *Реальные - находят отражение в балансе банка и представлены в виде депозитов, привлеч. межбанк. ресурсов, других ср-в кредиторов; *Потенциальные учит-ся за балансом (выданные б гарантии).
Л б предполагает своеврем. выполнение всех взятых на себя обяз-в, в том числе и тех, которые могут возникнуть в будущем. Источ-и выполнения обяз-в б :1ден. ср-а в кассах б;2.ср-а на кор. счетах в НБ или в б;3активы, кот. быстро м реализовать и обратить в ден. форму (нап-р, гос. ц.б. и драг. мет.);4.межбанк. кредиты, оперативно привлекаемые от НБ или приобретаемые на межбанк.рынке.
Норм-вы Л для банков, установленные НБ РБ:
Мгновенная Л показ., какова способ-ть банка исполнить первоочередные обязательства (привлеч. до востреб. ср-ва банка, ср-ва ю и ф лиц, а также ресурсы, сроки возврата кот. уже наступили) за счет абсолютно ликвидных активов. Мгновенная Л = ∑ активов до востреб-я / ∑ (пассивов до востреб-я и с просроч сроками). Мин допуст-е знач-е-20%.
Текущая Л хар-ет сп-ть б исполнить свои обяз-ва не только на тек. момент, но и на ближайшую перспективу — до одного месяца. Текущ Л = ∑ активов с оставш-ся сроком погаш-я до 30дн, в т.ч. до востреб-я (текущ А) / ∑ пассивов с оставш-ся сроком возврата до 30дн, в т.ч. до востр-я и с просроч-ми сроками (текущ П).Мин доп-ое знач-70%.
Краткосрочная Л хар-ет степень сбалансир-ти А и П б по суммам и срокам в пределах 1 года.
Краткоср-я Л = А со сроками погаш-я до 1г. (фактич-я ликв-ть) / обяз-ва со сроками исполнения до 1г. (требуемая Л). Мин доп-ое знач-1 или 100%.
Соотношение высоколикв. и суммарных Аопределяет черту, в пределах кот. б. способен обеспечить себе ур-нь дох-ти при должном уровне Л. Мин доп-ое знач-20%.
ОДЦБ
61. Возн-е и эволюция ЦБ, их прав. статус, полномочия.
Причины возн-я ЦБ: наличие опр. частных учрежд., задачей кот. явл. получ. прибыли, и фин. помощь прав-ву.
1-й ЦБ – Риксбанк, 1668 г. Швеция, 1694 г. - Банк Англии.
Созд-е ЦБ происход. 2 путями: 1) на базе крупн. Б, в кот. с развитием ден-кред сис-мы происход. конц-я ден. эмиссии; 2) путем созд-я ЦБ самим гос-вом.
1. В теч. 19 века осн. задачей ЦБ было поддерж. стаб-ти цен. Единств-ое отличие от ком. б-ков – исключит-ые полномочия на выпуск в обращение ден. массы. 2. В нач. 20 в. необход-ть обеспеч-ия стабильной работы б-кой сис-мы побудила правит-ва возложить на ЦБ ф-ции оказания фин. помощи ком. б-кам – «ф-ции кредитора посл. инстанции». ЦБ получили законодат-ое право опред-ть правила и контр-ть д-ть своих должников. Для того, чтобы ЦБ действовали с необход. объективностью, им следовало прекратить коммерч. д-ть. 3) Оказание б-кам платежных услуг – след. ф-ция, выдел. ЦБ из среды ком. б-ков.
Форма собств. кап. ЦБ: гос., частн. (акц), смеш. Незав-мо от того, принадлежит гос-ву кап. ЦБ или нет, м/у ним и прав-ом всегда сущ-ют тесные связи.
Прав. статус ЦБ закреплен НПА: зак. о ЦБ и их уставах, зак. о банк. и кред. деят-ти, в вал. зак-ве.
Осн. ф-ции, осущ-е всеми ЦБ: регул-е (упр-е совок. ден. обор.; рег-е ден-кред сферы; рег-е спроса и предл. на кредит), контр. (осущ-е контроля за функц-ем кред-банк. с-мы; вал. контроль) и обслуж-е (орг-я платежно-расч. отн-й Б; кред-е банк-х учрежд. и прав-ва; вып-е ЦБ роли фин. агента прав-ва).
62. Формы взаимод-я ЦБ разл. стран в усл-ях глобализ. Разд-е полномоч. и корд-я действий в рамках Европ. с-мы ЦБ (ЕСЦБ).
ЕСЦБ – междунар. банк. с-ма, сост-я из наднац-го Европ. ЦБ (ЕЦБ) и Нац-х ЦБ (НЦБ) стран–участниц «зоны евро».
Гл. цель созд. ЕСЦБ – поддерж. стаб-ти цен. Задачи:*опр-е и провед. единой ДКП;*хранение и упр-е офиц. вал. рез-ми стран-участниц, а т. осущ-е вал. опер.;*обеспеч. правил. функц-я плат-расч с-м.
Ф-ции:*эмис. банкн и монет; *сотр-во в области банк. надз.*консультативные ф-ии;*сбор стат. данных.
В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена незав-ть этих орг-й от др. орг-ов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых др. учрежд. «Генер-й принцип» - ЕСЦБ управл-ся руководством ЕЦБ (Советом Управляющих- СУ). СУ вкл. в себя всех членов Исполнит. Дирекции (6) и управл-х НЦБ только стран – участниц Евр. эк. и вал.союза.
Исполн. Дирекц включ. Презид., Вице-през. и 4 членов, отобр-х из числа кандид, имеющ. большой проф. опыт в фин. или банк. сфере. Должна проводить ден. пол-ку в соотв. с инстр. и правил, приним. СУ ЕЦБ.
Генер. Совет включ. През. и Вице-през. ЕЦБ и Управл-х НЦБ всех стран ЕС. Осн. задачи:*осущ-е консультац. ф-ий ЕСЦБ; *сбор и обраб. стат. инфо; *подготовка ежекв. и ежег. отчетов о деят-ти ЕЦБ, а т. еженед. консолидир-х фин. отчетов; *разраб. и принятие необх. правил по стандартиз. БУ и отч-ти по опер-ям, провод. НЦБ; *разраб. должн. инстр. и правил приема на работу в ЕЦБ; *организац. подг-ка к процедуре уст-ния окончат. фиксир. вал. курса нац. валют к евро.
През. ЕЦБ одновр. явл. председ. всех 3 его руководящих органов: СУ, Исполнит. Дирекции и Генер. Совета; при этом в 2 первых случ. он располаг. реш-щим голосом в случ. равного распр-я голосов. През. предст-ет ЕЦБ во внеш. орг-ях или назнач. довер. лицо. По отн-ю к 3-м лицам он, по зак-ву, предст-ет ЕЦБ.
СУ ЕЦБ уполномочен разраб-ть ДКП, а Исп. Дирекция – претворять ее в жизнь.
Под рук-вом СУ работают 13 Комитетов:
Посредники, позволяющ. ЕЦБ проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую ДКП, - его уполномоч. контрагенты. Они получ. доступ к возм-тям ЕСЦБ только ч/з Нац. ЦБ того гос-тва – уч-ка ЕЭВС, в кот. они располож. НЦБ собирают заявки на уч-е в опер. ЕЦБ и передают эти данные в центр. компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собр-х заявок ЕЦБ опр-ет рын. цену рес-в и спускает соотв. инстр. НЦБ, кот. и распр-ют опер. среди контрагентов.
64. Им-во НБ. УФ. РФ и иные фонды НБ. Прибыль НБ ее распр-е.
УФ предн-н для обеспеч. деят-ти и вып-я обяз-в НБ. Обр-ся за счет его прибыли, целевых пост-й и др. ист-в, не запрещ. зак-ом. Размер УФ НБ - – 250 млрд бел. руб.
РФ предн. для покрытия возм-х убытков по опер-ям НБ, по кот. не образ-ся спец. рез-вы общих банк. рисков, в т.ч. связ-х с предост-ем гарантий.
Отч-я в РФ произв-ся от П за отч. год, остающ. в расп-и НБ после переч-я в резерв Аг-ва по гарант-му возм. банк. вкл. (деп) ФЛ части П.
РФ форм-ся в размере не менее УФ НБ.
НБ ежегодно напр-ет в резерв Аг-ва 80 % П, опр-ой на осн-и его год. бухг. баланса, при наличии ауд. закл-я, подтв-го достов-ть бухг. (фин) отч-ти НБ, а ост. часть П исп-ет на увелич. (созд.) УФ, РФ и иных своих фондов.
Расходы НБ: уплата % по кред, деп, а также по выпущ. им ц/б; по опер-ям с ц/б; по опер-ям на вал. рынке, рынке драг. Ме и драг. камней; содерж-е его раб-ков; др., связ. с осущ-ем его деят-ти.
Тек. расх. и кап. влож-я НБ произв-ся в пределах сметы, утв. Правл-ем НБ.
Расх. на содерж-е и кап. влож-я осущ-ся НБ по согл-ю с През. РБ.
Затраты на долгоср. фин. влож., затраты кап. хар-ра произв-ся без исп-я собств. кап. по соглас. с През. РБ.
П орг-ций НБ подлежит налогообл-ю в соотв. с зак-вом.
65. Структура НБ. Правление.
Орган упр-я НБ Правл-е НБ – коллег. орган, опред-й осн. напр-я деят-ти НБ и осущ-й рук-во и упр-е им.
Ф-ции Правл-я НБ:
1. рассм-ет для предст-я совм. с Прав-вом РБ ежег. до 1 окт. През-ту РБ Осн. напр-я ДКП РБ на очер. год;
2. утв. год. отчет о работе НБ для ежег. его предст-я През-ту не позд. 15 апр. года, след. за отч;
3. уст. по согл-ю с През-м размер (квоту) уч-я ин. кап. в банк. с-ме РБ;
4. прин-ет реш-я: о рег-и кред. отн-й, ден. обр-я, об опр-и порядка расч-в, вал. рег-я; о гос. рег-ции, реорг-и и ликв. Б и НКФО; о выдаче спец. разр-й (лиц) на осущ-е БД; об уч-и в межд. орг-ях; о рег-и деят. Б и НКФО по ее безоп. и ликв. осущ-ю и др.
5. утв. регламент работы Правл-я НБ;
6. опр-ет стр-ру центр. аппарата и стр-х подразд. НБ;
7. утв-ет: пор-к пров-я опер-й НБ; нац. стандарты фин. отч-ти для НБ, Б и НКФО; методики бухг. учета и фин. отч. для НБ, Б и НКФО; полож-я о стр-х подразд-ях, уставы орг-й НБ, а т. полож-я о стр-х подразд. центр. аппарата НБ и др.
8.. опр-ет порядок форм-я рез-в Б и НКФО;
9. опр-ет порядок прим-я к Б и НКФО мер возд-я и т.д.
Правл. НБ проводит свои зас-я по мере необх-ти, но не реже 1 раза в мес.
71. Орг-я эмис. деят-ти НБ РБ.
Эмиссия (Э) в шир. смысле означ. выпуск в обращ-е денег, ц/б, расч-плат. док-в, пласт. карт. и др.
Ден. Э - выпуск денег, привод-й к увелич. ден. массы в обращ-и.
Виды: бюдж (казнач) и кред (банк). Формы кред. Э: депоз (безнал) и нал-ден (банкн).
НБ эмит-ет безнал. деньги, когда покуп. ин. вал., драг. Ме и камни, а т. свободно обращ-ся на ден. рынке гос. ц/б или в порядке краткоср. рефин-я Б в целях поддерж. ликв-ти отд. Б или банк. с-мы в целом и устойч-ти ден. обр-я, при предост. кредитов прав-ву РБ, местным орг. упр-я и др.