ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1843
Скачиваний: 1
Обычно выделяют три уровня управления, но могут быть и другие варианты.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления. В его компетенции:
- утверждение устава, положения о Правлении банка, Положения о ревизионной комиссии;
- принятие решения о дополнительном выпуске акций и увеличении уставного фонда;
- избрание Совета банка и ревизионной комиссии;
- рассмотрение и утверждение баланса банка, отчета о прибыли и убытках за истекший операционный год, утверждение заключения и отчета ревизионной комиссии;
- установление порядка распределения прибыли банка, порядка образования и использования фондов банка;
- принятие решения о прекращении деятельности банка;
Регламент:
Собрание акционеров созывается ежегодно, не позднее чем через месяц после составления баланса банка за отчетный год.
Чрезвычайные собрания акционеров могут созываться по решению Совета банка, требованию ревизионной комиссии или акционеров, владеющих не менее чем 1/3 – 1/10 акционерного капитала.
Сообщение о проведении собрания и его дате публикуется в печати не менее чем за 30 дней до его проведения.
Голосование проходит по принципу: 1 акция – 1 голос. Могут быть и другие правила, если они заложены в Уставе банка и Условиях выпуска акций.
Для решения отдельных вопросов возможно проведение собрания методом письменного опроса (анкеты с вопросами на которые должны ответить акционеры рассылаются по почте).
Обязательно должен вестись протокол собрания, в котором фиксируется: присутствие акционеров; рассматриваемые вопросы и принятые по ним решения; результаты голосования.
Совет банка избирается Общим собранием акционеров (как правило, из числа наиболее крупных акционеров). Данный орган может иметь и иное название, например: Наблюдательный совет, Совет директоров и т.п.
Обычный срок полномочий избранного органа - 5 лет.
Количество членов Совета определяется общим собранием акционеров.
Члены Совета из своего состава большинством голосов выбирают Председателя Совета банка и его заместителей.
Члены Совета банка не могут быть одновременно членами Правления или членами ревизионной комиссии.
Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал.
В компетенции Совета банка находятся:
- определение стратегии и деловой политики банка;
- осуществление контроля за деятельностью Правления банка;
- избрание и утверждение на должность Председателя Совета банка (избирается из числа членов Совета);
- предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на собрание акционеров;
- организация выполнения решений Собрания акционеров;
- утверждение локальных документов стратегического значения;
- осуществление контроля за выполнением проводимой банком кредитной и инвестиционной политикой;
- назначение Председателя правления банка и др.
Общее собрание акционеров может делегировать (т.е. передать) часть полномочий Совету Банка (решение вопросов о внутригодовом распределении прибыли по фондам), что отражается в протоколе Общего собрания акционеров.
При Совете банка создается ревизионная комиссия. Она избирается Общим собранием акционеров.
В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета банка, а также другие лица, занимающие штатные должности в банке.
Цель работы ревизионной комиссии - подготовка отчета для Общего собрания акционеров об эффективности и законности деятельности банка, состоянии кассы и имущества банка, правильности распределения прибыли.
Правление банка.- это исполнительный орган, который осуществляет текущую деятельность и несет полную ответственность за результаты работы банка.
Члены Правления – работники банка. Состав правления утверждается Советом банка и избирается из числа руководителей структурных подразделений. Правление собирается не реже одного раза в месяц.
Компетенции Правления:
- организация и осуществление руководства оперативной деятельностью, обеспечивающее выполнение решений Собрания акционеров, совета банка;
- утверждение положений о структурных подразделениях банка, филиала.
-рассмотрение и утверждение внутренних (локальных) документов;
- утверждение тарифов на оказание банком услуг клиентам;
- организация подготовки, подбора и использования кадров;
- назначение структурных руководителей;
- рассмотрение отчетов о работе структурных подразделений банка.
При Совете банка создается ревизионная комиссия. Она избирается Общим собранием акционеров.
В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета банка, а также другие лица, занимающие штатные должности в банке.
Цель работы ревизионной комиссии - подготовка отчета для Общего собрания акционеров об эффективности и законности деятельности банка, состоянии кассы и имущества банка, правильности распределения прибыли.
Примечание: показать различия целей работы службы внутреннего аудита и ревизионной комиссии.
Правление банка может образовывать различные коллегиальные органы - различные комитеты (кредитный, финансовый, по управлению активами и пассивами и др.)
Возглавляет Правление банка председатель, который:
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на банк задач;
- как правило, выполняет свои функции на основании контракта и подотчетен Собранию акционеров и Совету банка;
- издает приказы и распоряжения по текущей деятельности банка;
- распоряжается имуществом и средствами банка;
- подписывает все виды договоров, гарантий, обязательств банка.
Тема 2: Порядок государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности
Банк имеет право осуществлять банковскую деятельность с момента его регистрации в НБ РБ.
Государственной регистрации подлежат:
- вновь созданные (реорганизованные) банки;
- изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.
Учредителям банков могут выступать физические и юридические лица, в том числе и государственные органы.
Для государственной регистрации вновь созданного банка его учредителям необходимо:
сформировать уставный фонд в установленном размере;
создать технические возможности для осуществления банковской деятельности;
обеспечить подбор кадров требуемой квалификации и деловой репутации;
разработать бизнес-план и подготовить другие необходимые для регистрации документы.
Для государственной регистрации банка обязательным является создание минимального размера уставного фонда банка. УФ состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников).
Минимальный размер уставного фонда устанавливается НБ РБ. В настоящее время установлены единые требования по величине УФ - 5 млн. евро – для вновь создаваемых и реорганизуемых банков .
При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть полностью сформирован из денежных средств.
Для формирования уставного фонда могут использоваться только собственные средства учредителей. (Для формирования и увеличения УФ не могут быть использованы привлеченные средства). Денежные вклады в УФ могут быть внесены как в белорусских рублях, так и в иностранной (свободно-конвертируемой) валюте. При этом весь УФ должен быть объявлен в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты в национальную денежную единицу РБ осуществляется по официальному курсу, установленному НБ РБ на дату внесения вклада в УФ.
Денежные средства, вносимые в УФ банка, подлежат перечислению на временный (накопительный) счет, открываемый учредителями банка в НБ РБ (в отдельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Национальным банком).
К вкладам в неденежной форме относится имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности имущество и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства. Размер имущественных вкладов, вносимых в уставный фонд, не может превышать 20% уставного фонда этого банка.
Основными документами, представляемыми в НБ РБ для рассмотрения вопроса о регистрации, являются:
Заявление о государственной регистрации;
Устав банка. Он должен содержать: наименование банка, указание на его организационно-правовую форму, юридический адрес, перечень банковских операций и видов деятельности, сведения о размере УФ, сведения об органах управления и внутреннего контроля и др.;
Выписка из протокола учредительного собрания об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера банка;
Документы, подтверждающие формирование УФ в полном объеме;
Копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц;
Сведения об учредителях – физических лицах;
Анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера;
Бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком и др.
Документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления банковских операций.
Технические возможности, которыми должен располагать создаваемый банк, регламентируются действующим законодательством. В частности, банкам необходимо:
- оборудовать технически укрепленные кассовые узлы;
- иметь счетную, компьютерную и организационную технику, средства телекоммуникации, средства защиты информации и т.д.
При положительном решении вопроса о регистрации банка Национальный банк уведомляет об этом в письменной форме его учредителей.
На основании решения о государственной регистрации Национальный банк выдает;
свидетельство. о государственной регистрации банка;
разрешение на право изготовления печатей;
документы, подтверждающие постановку на учет в различных органах (налоговых государственной статистики и др).
Банку может быть отказано в регистрации в следующих случаях:
не сформирован уставный фонд;
установлено, что на формирование уставного фонда использованы привлеченные средства или доходы, полученные незаконным путем;
представлен не полный пакет документов;
устав банка или иные документы не соответствуют действующему законодательству или нарушен порядок создания банка;
в представленных документах выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком ;
несоответствие квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации руководителя и главного бухгалтера;
несоответствие статуса или финансового состояния учредителей установленным требованиям (не снята судимость с физического лица - учредителя банка, учредитель является общественным объединением, преследующим политические цели, учредитель – юридическое лицо, имеющее задолженность перед бюджетом или по зарплате и т.д.).
Не допускается отказ по мотивам нецелесообразности создания банка.
Следует иметь в виду, что существуют особые требования, предъявляемые к созданию и регистрации банков с иностранными инвестициями и дочерних иностранных банков на территории РБ.
Банк имеет право создавать территориально обособленные подразделения, т.е. подразделения, расположенные вне места нахождения головного банка. К таким подразделениям относятся филиалы (отделения), представительства, центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.
Обособленные подразделения банка можно классифицировать следующим образом:
в зависимости от содержания деятельности:
- выполняющие банковские операции - филиалы (отделения), центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;
- не выполняющие банковские операции - представительства;
В зависимости от организации движения средств:
- имеющие самостоятельный баланс - филиалы и отделения;
- не имеющие самостоятельного баланса - центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;
В зависимости от характера подчиненности:
- подчинение возможно только головному банку - филиалы (отделения) и представительства;
- подчинение возможно как головному банку, так и филиалу - отделения и обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса (центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.).
Филиал – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности..
Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком.
Перечень филиалов банка прилагается к уставу.
Руководитель филиала действует на основании доверенности.
Филиалы имеют самостоятельный баланс, входящий в состав сводного баланса банка.
Интересно знать: число филиалов, которые может открыть один банк, формально ничем не лимитируется. Однако организация их функционирования требует значительных затрат, поэтому в целях снижения расходов банки стремятся оптимизировать сеть своих обособленных подразделений. Развитие информационных технологий позволяет банкам применять стратегии обслуживания удаленных клиентов.
Представительства не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции. Прибыли не является целью его функционирования. Данное обособленное подразделение представляет интересы банка и осуществляет их защиту, рекламирует его услуги и продвигает их на новые рынки.
Как правило, банки открывают свои представительства в иностранных государствах, с резидентами которых заинтересованы развивать сотрудничество они сами и их клиенты.
Перечень представительств банка прилагается к уставу банка.
Банковская лицензия представляет собой специальное разрешение центрального банка на осуществление банковской деятельности, удостоверяющее право банка проводить указанные в ней банковские операции.
Это официальный документ установленной формы бессрочного характера действия.
В Республике Беларусь лицензирование банковских операций осуществляет Национальный банк. В определенных законодательством случаях он имеет право: