ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 272
Скачиваний: 1
ОДКБ
1. ФЗ «О б.и б.д. » от 2.12.1990 г №395 – I (ред. 3.02.96)
Состоит из 7 глав.
-
общ. полож-я. Рассм. общ положения, в кт рассм-ся стр-ра банк sis, виды КО, перечень банк опер, др сделок с КО, отношения с гос-вом, порядок регистрации КО и лицен-нии банк опер, обеспеч-ние стаб-ти банк sis, защита прав и интересов вкладчиков и Кр-ров, межбанк отношения и обслуживание клиентов, филиалы, предст-ва, дочерние пр-тия на тер-рии ин гос-ва, сберегат дело, БУ в КО и ндзор за их д-тью.
Банк sis двухуровневая: 1- ЦБ; 2-КО, филиалы и представ-ва ин банков
Кред. Орг-ция – юр. лицо, к-ое для извлеч-я прибыли как основ. цели своей деят-ти на осн-нии лицензии ЦБ РФ имеет право осущ-ть банк. операции. КО образ-ся на основе люб. формы собст-сти как хозяйст-ое общ-во.
Банк – КО, к-ая имеет исключ. право осущ.ть в совокупности банк. операции (первые 3).
Небанк. КО – КО, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.
Иностр.банк – банк, признанный таковым по закон-ву инос. Гос-ва, на тер-рии к-ого он зарегистрирован.
-
порядок регистр. КО и лиценз-ния банк. опер. Кто принимает реш. о гос. регистр. и порядок регистр. и выдачи лиц., необх-ые для этого док-ты, перечислены основания для отказа в гос. регистр. и выдачи лиц. Так же рассмотрены ?-сы регистрации КО с ин. инв. и филиала ин. банка и выдача им лиц., а также доп. требования к их созданию. Уделено вним. мерам ЦБ в порядке надзора в сл. нарушения КО ФЗ и НПА ЦБ, основания для отзыва лиц., рассмотрение споров с уч. КО. Рассм. филиалы и предст-ва КО, порядок ликвидации или реорг-ции КО, в т.ч. и по инициативе ЦБ.
-
обеспечение стабил-сти БС, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов КО. Обеспечение фин. надежности КО (т.е. созд. разл. резервов, классиф-ия активов, соблюдение нормативов и т.д.), рассмотрены нормативы обязат. резервов Б., понятие банк. тайны, наложение ареста и обращение взыскания на ден. ср-ва и иные ценности, находящиеся в КО.
-
межбанк. отнош-я и обслуж-е клиентов. Рассмотрены межбанк. опер., % ст. по кредитам, вкладам (депозитам) и комисс. вознагр. по операциям КО. Уделено вним. отношениям м/у БР, КО и клиентами, порядку осущ-ния расчетов КО, антимоноп. правилам, обесп. возвр-сти кредитов и объявлению должников несост. и погашению зад-сти.
5.филиалы, предст-ва и дочерние орг-ции КО на террит. ин. гос-ва. Рассмотрен ? создания на террит. ин. гос-ва филиалов с разрешения ЦБ и предст-в - после его уведомления и о порядке принятия решения БР.
6. сберегат. дело. Понятие банк. вкладов физ. лиц (д/с в валюте РФ или ин валюте, размещаемых ФЛ в целях хранения и получения доходов. М привлекать банки имеющие лицензию, участв-щие в sis С вкладов и стоящие на учете в орг-ции, осущ-щей ф-ции по обяз С вкладов. Для получения лицензии банк д просуществовать не менее 2 лет) вкладчиков КБ (м б ФЛ РФ, ин лица и лица без гражданства), сист. обязат. стр-я вкладов физ. лиц в КБ и фондов добров. стах-я вкладов.
7. БУ в КО и надзор за их деят-тью. Устан-ны правила БУ в КО, порядок осуществления надзора за деят-тью КО, аудит. проверок КО, Б.гр. и Б. холд. и состав их отч-сти.
Перечень банк. опер.:
1) привлечение ден. ср-в физ. и юр. лиц во вклады (до востреб. и на опред. срок);
2) размещение указанных привлеченных ср-в от своего имени и за свой сч;
3) открытие и ведение банк. счетов физ. и юр. лиц;
4) осущ-ние расчетов по поруч-ю физ. и юр. лиц, в т. ч. банков-корреспондентов, по их банк. счетам;
5) инкассация ден. ср-в, векселей, платежных и расчетных док-тов и касс. обслуж-е физ. и юр. лиц;
6) К-П ин. вал. в нал. и безнал. формах;
7) привлечение во вклады и размещение драг. мет.;
8) выдача банковских гарантий;
9) осущ-ние переводов ден. ср-в по поруч-ю физ. лиц без откр-я банк. сч. (за искл. почт. переводов).
КО вправе осущ-ть следующие сделки:
1) выдачу поручит-ств за 3-их лиц, предусмат-щих исполнение обяз-в в ден. форме;
2) приобретение права требования от 3-их лиц исполнения обяз-в в ден. форме;
3) доверит. упр. ден. ср-ми и иным им-вом по договору с физ. и юр. лицами;
4) осуществление опер. с драг. мет. и драг. камнями в соотв. с зак-вом РФ;
5) предостав-ние в аренду физ. и юр. лицам спец. помещ. или сейфов для хран-я док-тов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультац. и информац. услуг.
КО вправе осуществлять иные сд. в соотв. с зак-вом РФ.
В рос. банк. практике принята модель универс. банка. В частности, КО имеет право осущ-ть проф. деят-ть на РЦБ в соотв. с фед. зак. Банки вправе осущ-ть выпуск, К-П, учет, хранение, дов. упр. ц/б по догов. с физ. и юр. лицами.
Банкам запрещено заниматься производственной, страх., торговой деят.
Для открытия филиалов и предст-в ин. банков необх. лицензия ЦБ РФ. Разрешается создание КО на основе любой формы соб-сти (акционерные, паевые).
КО – самост. субъект: не отвечает по обяз-вам гос. и БР. И наоборот, за искл. сл., когда гос-во или БР сами приняли на себя такие обяз-тва. Орг. гос. и исполн. вл. не имеют права вмешиваться в деят-сть КО. Все отнош-я между КО и их клиентами строятся строго на договорной основе. КО и БР гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов. Исключение сост-ют справки по операциям и счетам, к-ые выдаются кред. орг-цией судам и арбитраж. судам (судьям), Счет. палате РФ, органам гос. нал. службы, тамож. органам РФ в сл-ях, предусм-ых закон-ыми актами и т.д.
По состоянию на 01.07.06 в РФ насчит-лось: 1221 действ-щих КО; в т.ч. 1174 банка, 47 – небанк. КО; 935 – имеющих лицензию на привлеч-е вкладов нас-я; 825 - имеющих лицензию на провед-е операций в инвалюте; 290 – имеющих генер. лицензию; 4 - имеющих лицензию на осуществление операций с драг. металлами.
В Кем. обл.: 8 КО; 37 филиалов инорегион. банков.
2. Эк. основы деят-ти КО.
Осн. эк. цель деят-ти банка – получение Pr. Pr – разность м/у его доходами и расходами.
Для достижения max Pr банки д. min-ть свои издержки, т к работают с чужими ср-ми, д. проводить разумную рисковую пол-ку. Банковские риски д. б. классифицированы и рассчитаны. Заранее д. б. созд. резервы под возм. потери.
Классификация доходов банка:
1) По виду банковских операций: От ссудных опер, от вал. опер., от опер с ц/б., от гарантийных опер, от нетрадиц. услуг (лизинг., инф, консультат.), непредвиденного х-ра (от разовых сд., пр: продажа имущ-ва)
2) По форме получения: % (кр, по ц/б) и не% (дох. в форме комиссии от У банка 1-1,5%, пр. дох. (штрафы, неуст., курс. разницы, переоценка)
3) По х-ру дох.: Полученные от операц. д-ти банка (кредит. опер., расч.-кассов. обслужив. клиентов), полученные от др. видов д-ти (лизинг., факторинг., траст. опер.), дох., «не заработанные» банком (переоценка ц/ б, валютных ср-в)
4) стабильные и нестабильные (на фин рынке)
Классификация расходов банка:
1) По форме получения: % (расх. по привлечению рес-сов от вкладчиков и Кр-ров, выплаченные в виде %), не% ( уплата комиссионных, штрафов, неустоек; выплата з/п персоналу; расх. на содержание зд., сооруж., оборуд.)
2) По х-ру расх.: Операционные расх. (по привлечению рес-сов, по форм-нию кап, по займам на межбанк. рынке, т е кт банк несет по основ опер), расх., обеспеч. f-ние банка (з/п персонала, эксплуатац. расх., расх. на рекл.), расх. на покрытие рисков банка: а)резервы, созд. на покрытие разл. видов риска, б) штрафы, неустойки, кот. вынужден выплатить банк; в) убытки от спекулятивных опер. банка.
В стр-ре банк. дох. и расх. опред-щее знач. имеют %-ные дох. и %-ные расх. Разница м/у ними – %-ная маржа. Она явл. осн. источником Pr КБ и д. покрывать превышение не% расх. над не% дох.
Ур. % маржи определяется ч/з коэф. достаточной (min) маржи и фактической маржи.
Коэф. фактич. маржи = (% дох. - % расх)/ активы, приносящие дох. в виде %. Коэф. дост. маржи = (общие банк. расх. не% хар-ра – дох. не% хар-ра)/ активы, приносящие дох. в виде %.
К. фактич. маржи д б. > К . дост. маржи. К. дост. маржи. Хар-зует сложившуюся вел-ну затрат, не покрытых полученными комиссиями и пр. дох. на кажд. руб. продуктивно размещенных ср-в. Т.е. он показывает минимально необходимый ур. маржи. Этот пок-ль м. б. определен как миним. разрыв в ставках по активным и пассивным опер-м банка, кт. позволяет банку покрывать расх., но еще не приносить прибыли.
Распределение Pr. Pr банка распр-ся по итогам работы за кв., в окончательном вар-те – за год. Из балансовой Pr вносятся налоги в бюджет. Оставшаяся сумма – ЧPr – остается в расп-нии банка и распр-ся по след. осн. напр-ям: в резервные фонды; в специальные фонды (фонд накопления, фонд потребления), на благотворит. цели; на выплату дивидендов акционерам (пайщикам).
3. Регулирование банковской деятельности
Д-ть банков подвержена жесткому рег-нию со стороны гос-ва. ?-ы регул-ия д-ти КБ в совр. усл. приобретают особую актуальность. Цель регул-ия – поддерж-ие устойч-ого фин. положения банков, ликвид-сти их балансов, а в кон. итоге – обеспеч-ие защиты интересов вклад-ков и кредиторов банка.
В целом под банк. регул. поним. сист. мер, с пом. кт. гос-во (к. п., ч/з ЦБ) обеспечивает стабильное f-вание банков, тем самым предотвращая дестабилизирующие тенденции.
Регул-ние прежде всего сводится к надзору за банк. д-тью.
Направления в регул-нии де-ти банков:
1) законодат. (юр.): ч/з принятие законов и последующий контроль за их вып.;
2) администрат.: ч/з нормативные акты ЦБ;
3) эк.: ч/з установление для банков эк. нормативов и контроль за их выпол.
4) ч/з фин. инструменты:
-
Требования ЦБ к min раз-ру УК, необх. для создания КО. (5 млн. евро для КБ, небанк. КО – 500 тыс. евро).
-
Ставка реф. (13%)
-
Резерв. требов-ия (норматив отчислений с 15.10.08 по 31.12.09 г 0,5% от привлеченных ср-тв)
Перечень эк. нормативов, порядок их расчета и допустимые знач. приводится в инструкции ЦБ №110-И «Об обязат. нормативах банка» от 16.01.04.
Норматив достат-сти собств. ср-в (кап-ла) банка (Н1) регул-ет (огран-ет) риск несостоят-сти банка и опред-ет требования по min вел-не собст. ср-в (кап) банка, необх. для покрытия кредит. и рын. рисков. Термин «достаточность капитала» отражает общую оц. надежности КБ, степ. его подверженности риску.
Осн. принцип достат-сти: раз-р СК д. покрывать опред. часть Ак с учетом степени их риска.
В инструкции приводится шкала рисков, в кт. все Ак разделены на гр по степени риска. Этот коэф. показывает, какую часть от суммы актива th-ки м. потерять КБ при осущ-нии данной операции. Для КБ с УК>5 млн. евро – 10%, 11% - если меньше.
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регул-ет (огран-ет) риск потери банком ликв-ти в теч. одного операц. дня и определяет min отношение ∑ высоколиквид. Ак к ∑ Пс по сч. до востреб. (высоколиквид. Ак – фин. Ак, кот. д. б. получены в теч. ближайшего календ. дня и(или) м. б. незамедлительно востребованы банком и(или) в сл. необх-сти реал-ны банком в целях незамедлит. получения ден. ср-в, в т. ч. ср-ва на кор. счетах КБ в БР, касса банка). Д.б. >15%.
Норматив тек. ликв. банка (Н3) регул-ет (огран-ет) риск потери банком ликв-ти в теч. ближайших к дате расчета норматива 30 календ. дн. и определяет min отношение ∑ ликвидных Ак к ∑ Пс банка по сч. до востреб. и на срок до 30 кал. дн. Д.б. > 50%
Норматив долгосроч. ликв. банка (Н4) регул-ет (огран-ет) риск потери банком ликв-ти в рез-те размещения ср-в в долгосроч. Ак и опред-ет max допустимое отношение кред. требований с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 кал. дн., к собств ср-вам (капиталу) банка и обяз-вам (Пс) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 кал. дн. Д. б.<120%.
Норматив max-ного раз-ра риска на одного заемщика или гр. св. заемщиков (Н6) определяет max отношение совокуп. ∑ кред. требов. банка к заемщику или гр. св. заемщиков к собств. ср-вам (капиталу) банка. Д.б.< 25%
Взаимосвязанные - заемщики, св. м/у собой эк. или юр. (имеют общую соб-сть, взаимные обяз-ва и др.). Фин. трудности у одного из таких заемщиков вероятно вызовут фин. трудности у др.
Норматив max-ного раз-ра крупных кред. рисков (Н7) опред-ет max отношение совокуп. вел-ны крупных кред. рисков и раз-ра собств. ср-в (кап-ла) банка. Крупным кредит риском явл. ∑ кредитов, гарантий и поруч-в в пользу одного клиента, превышающая 5% собств. ср-в (кап-ла) банка.
Норматив max-ного раз-ра кредитов, банк. гарантий и поруч-в, предоставленных банком своим участ-кам (акц-рам) (Н9.1), опред-ет max отношение раз-ра кредитов, банк. гар. и поруч-в, предоставл-ых банком своим уч-кам , к собств. ср-вам (кап-лу) банка. Д. б. < 50%
Норматив совокуп. вел-ны риска по инсайдерам банка (Н10.1) (ФЛ, способные воздейст-ть на принятие решения о выдаче кр банком). Опред-ет max отношение совок. ∑ кред. требований к инсайдерам к собств. ср-вам банка. Д.б.< 3%
Норматив исп-ния собств. ср-в банка для приобретения акций (долей) др. юр. лиц (Н12) определяет max отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) др. юр. лиц, к собств. ср-вам банка. Д. б. < 25%
4. Межбанковские корреспондентские расчеты
Расчеты м/у банками осущ-ся ч/з к/с, кт. имеются на балансе каждого банка. Межбанк. расчеты осущ-ся на основе тех же принципов, что и все безнал. расчеты: все расчеты ведутся по сч.; платежи со счетов осущ-ся только по распор-ю владельцев счетов в порядке устан-ой ими очередности и в пределах ост-ка средств на счете(глав.); принцип «свободы выбора» форм расч-ов клиентами; принцип сроч-ти платежа; принцип обеспеч-сти платежа.
4 варианта организации межбанковских расчетов
Централизованный вариант (60% всех расчетов):
Расчеты между банками проводятся ч/з их к/сч., открытые в ЦБ. КО открывает только один кор.сч. в одном из РКЦ. Филиалы КО открывают корреспондентские субсчета. По ср-вом ПП.
Преимущество: расчеты проводятся под контролем ЦБ.
Недостатки: многозвенность расчетов и операционный риск; расчеты проводятся на валовой основе. Расчеты на валовой основе-осущ-ние расчетов путем реального перечисл-ния ср-тв по каждой операции. платежи осущ-ся послед-но в порядке поступления документов.
>-во платежей в системе БР производ-ся электронным способом. Sis этих платежей имеет 2-х уровнев основу: внутрирегион, межрегион-е. С 01.07.04 в действие вступило пол-е “О sis валов расчетов в режиме реальн вр БР” – опр правила ф-ния sis валов расчетов в режиме реальн вр называемое – sis банк электрон платежей (БЭСП)
По такому варианту банки осуществляют расчеты своим клиентам (с контрагентами, фин. органами), а также собственные платежи. Обяз. требование: ВСЕ платежи в бюджет производятся по централизованному варианту
Децентрализованный вариант:
Основан на корресп. отношениях КБ др. с др. Банки открывают др. у др. счета ЛОРО (чужой сч. в наш. банке) и НОСТРО (наш сч. в чужом банке). Осн сч ЛОРО, по сч НОСТРО операции ведутся по принципу зеркальн бух-рии
Преим-ва: оперативность, !!!возмож-ть взаимозачетов, получ-ие дох. в виде начисления % на остатки ср-в на кор.сч.
Недостатки: необх-сть откр-я мн-ва кор.сч. каж. банку для обслуж-ния расч. операций своих клиентов, кот. имеют мн-во контрагентов (распыленность ден. ср-в по мн-ву к/сч.), нет контроля ЦБ
Клиринговый вариант (взаимозачет):