ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2667
Скачиваний: 34
Victor Hugo. Le travailleur et le joueur en Bourse
Ч
асТЬ
1
БОГ И РАЗУМ
Французская республика непобедима подобно Разуму, она бессмер
-
тна как сама истина. Когда свобода совершила завоевание Франции,
никакая человеческая мощь не смогла ее оттуда выгнать.
Максимилиан Робеспьер
Везде, где буржуазия завоевывает господство, она разрушает
все феодальные, патриархальные, идеалистические порядки. Без
-
жалостная, она беспощадно рвет соцветие феодальных отноше
-
ний, которые связывают человека с его божественной природой,
чтобы не позволить прорезаться между людьми другим связям, бо
-
лее сложным и выходящим за пределы получения прибыли. Блажен
-
ная дрожь и священное рвение, кавалерийский энтузиазм, отупля
-
ющая меланхолия — все это она погрузила в ледяную воду чистого
эгоизма.
Карл Маркс
а
лен
с
ОРалЬ
ФРанЦУЗсКаЯ РеВОлЮЦиЯ
Н
ам следует начать с самого начала, так как сама по себе
История не имеет ни начала, ни конца. Впрочем, надеж-
да остается всегда, даже в наш век бесконечного преумножения
поражений, к которым можно отнести ликвидацию голлизма,
исчезновение компартии Франции, победу «да» в ходе голосо-
вания по Маастрихтским соглашениям, избрание коротышки
Николя, восхождение к власти Совета представителей еврей-
ских учреждений во Франции (CRIF)… Можно даже вести со
счетом 15:0, но в этой игре никто никогда не подаст финального
свистка, а подавляющее преимущество в один миг может по-
лучить вчерашний аутсайдер; сегодня — избранник, завтра —
жертва…
Ницше, высмеивая наивных и чересчур прямолинейных сто-
ронников «духа Истории», отмеченной идеалами Разума (на-
полеоновской скотобойни), Просвещения (верденская резня в
индустриальную эпоху) и Прогресса (ядерная бомбардировка
Хиросимы), призывает к «вечному возвращению»… Вечному
возвращению, которое нельзя рассматривать как сложившийся
концепт, но скорее как интуицию, некую неизменную данность.
Но если сама История никогда не заканчивается, как непре-
рывный ряд голов в бесконечном футбольном матче, то суще-
ствуют по крайней мере «моменты», межевые камни, качествен-
ные разрывы (Солженицын говорит об «узлах»), временные
отрезки, во время которых, вопреки всем торжествующим си-
юминутные победы, все начинает развиваться по диаметрально
противоположному сценарию.
И так как мы находимся во Франции и сами являемся фран-
цузами, наша История начинается не с Италии периода Бор-
джиа, не с кромвелевской Англии, даже если нечто принципи-
14
Ален Сораль
ально важное сейчас разыгрывается именно там, но с другого
великого момента, который принято называть Французской ре-
волюцией.
Однако речь должна идти не о революционной мифологии,
как неком начале исторического повествования французской
нации, с помощью чего народу по капле внушается подчинение
новому порядку, и речь заходит о борьбе хорошего, светлого,
прогрессивного против зла, мракобесия и абсолютизма, а сама
Французская революция рассматривается в «духе Истории», с
точки зрения Жюля Мишле; проще говоря, история о том, как
христианский Бог политически побеждается Разумом …
КаТОлиЦиЗМ КаК идеОлОГиЯ ЗнаТи и РаЗУМ
КаК РелиГиЯ БУРЖУаЗии
П
од Разумом не стоит понимать рационализм, который
получает преимущество лишь в точных науках (мате-
матике, физике), ведь это равносильно тому, если сказать, что
именно Французской революцией был логично преодолен ста-
рый религиозный мир, опережаемый новым миром научных ис-
тин. Такое представление отсылает нас к позитивизму Огюста
Конта и той настоящей резне Первой мировой войны, которая
положила конец экзистенциальной разочарованности.
История показывает нам, что за претензиями на научность—
гуманитарных наук, социологии, экономики… всегда стоит по-
бедившая идеология.
МиФ КОРОлеВсКОГО аБсОлЮТиЗМа
Т
ем, кто думает еще о «королевском абсолютизме», мы на-
помним о существовании «промежуточных сословий».
Итак, Encyclopœdia Universalis дает нам следующее опреде-
ление:
Старую Францию в период Средневековья составляли
группы людей, называемых сословиями: коллегии, общины, ас
-
социации людей одной и той же профессии в рамках одного
народа, объединенные для защиты своих личных интересов и
15
Понять Империю
интересов своего сообщества. Эти сообщества существова
-
ли с разрешения суверена и находились под его прямым покро
-
вительством, хотя их существование чаще предшествовало
даже учреждению самой этой власти; это были совещатель
-
ные органы, суды и советы при монархе, целые медицинские и
адвокатские корпуса, цеха и гильдии, торговые и промышлен
-
ные предприятия. Для них имелись свой собственный закон и
устав, который даже выводил их из-под действия общих за
-
конов, а также свободы и особые привилегии, которые защи
-
щали их от произвола и деспотизма. В качестве юридического
лица гильдия могла владеть имуществом или предъявлять иски,
чтобы заставить уважать свои сословные правила и обычаи;
в обществе существовала также система рангов, в соответ
-
ствии с которой воздавались почести и осуществлялась защи
-
та…
МиФ О единОдУШии РеВОлЮЦиОннОГО наРОда
Т
ем же, кто еще рассуждает о единодушном выступлении
народа против тирании, мы напомним «Шуанов».
То есть крестьян Бретани, Мена, Нормандии, Анжу, Аверо-
на, Лозера, Вандеи и Пуату, которые, чтобы противостоять но-
вому революционному и республиканскому порядку, присоеди-
нились к католическим и роялистским отрядам, так как вместе
с остальным народом считали старый режим вполне приемле-
мым…
МиФ О БРаТсКОЙ ЗаКОннОсТи
Н
аконец, тем, кто все еще верит, что именно революция
дала жизнь реальным чувствам законности и братства,
мы напомним «Закон Ле Шапелье».
То есть предательский удар в спину со стороны «прав чело-
века», который также стал ударом неожиданно грубого эконо-
мического либерализма по простым рабочим людям. Закон Ле
Шапелье, обнародованный во Франции всего два года спустя