ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2673
Скачиваний: 34
16
Ален Сораль
после взятия Бастилии, объявлял вне закона рабочие организа-
ции и крестьянские собрания. Этот же закон запрещал, на самом
деле, любые стачки и профсоюзы, а также все бесприбыльные
предприятия. Он не был нацелен ни на союзы предпринимате-
лей, ни на тресты, ни на монополистический сговор, который
уже тогда никого не тревожил, однако спровоцировал, начиная с
1800 года, возникновение частных рабочих союзов и «диких за-
бастовок», которые разрешалось подавлять до Наполеона III…
ГОсУдаРсТВеннЫЙ КаТОлиЦиЗМ или наШи
сТаРЫе ПРаВа ЧелОВеКа: БОЖиЙ МиР, ЗаЩиТа
сиРОТ и ВдОВ, сПРаВедлиВаЯ ВОЙна
Б
олее того, вопреки привычному мнению наших обыва-
телей из среды мыслящей интеллигенции, католическая
религия и идеология королевской власти не были одним лишь
обманом, лицемерием и предательством Христа в пользу зем-
ной власти.
Церковь лишь смягчала присущую власти жестокость в той
же мере, как сегодня «права человека» — эта религия буржуа-
зии — пытаются смягчить жестокость буржуазного либерализ-
ма, даже не ставя его легитимность под вопрос.
Эта попытка со стороны Церкви смягчить присущую вла-
сти жестокость, оставаясь в то же время рядом с королевской
властью, имела место, начиная с X века, например, в практике
«мира и Божьего умиротворения». Церковь была моральным и
духовным движением, которое старалось в те времена и в тех
условиях ограничить военную активность. Ее целью было по-
ложить конец многочисленным войнам между землевладельца-
ми, в ходе которых жертвами становились преимущественно не
способные себя никак защитить бедняки. Само это движение
умиротворения было инициировано Церковью, получившей
впоследствии опору царской власти и дворянства, чтобы стать
наряду с рыцарством основой христианской морали в «защите
вдов и сирот».
17
Понять Империю
В том же духе, но на более высоком социальном уровне воля
Пап была направлена на ограничение столкновений между хри-
стианскими королями и на переориентацию их военного энту-
зиазма за пределы европейского пространства, а именно против
Восточной Римской империи в ходе крестовых походов.
Еще один пример, подтверждающий миротворческую и хри-
стианскую роль Церкви, закреплен в теории «праведной вой-
ны», разработанной святым Фомой Аквинским. В общих чер-
тах война рассматривалась Церковью в рамках этой теории в
качестве справедливой, только если удовлетворяла следующим
критериям:
• были предприняты все меры, чтобы избежать конфликта;
• если запланированный результат, который можно ожи-
дать, был лучше, чем актуальное положение дел;
• если целью является общее благо, а не чей-то тайный ин-
терес;
• в конце концов, если эту войну можно было как-то огра-
ничить.
И на самом деле, мы не можем себе представить то, что позд-
нее Карл Шмитт называл «тотальной войной» при старом режи-
ме католических королей.
Впрочем, вспомним куда более близкие к нам события, а
точнее, ту роль, которую играла Церковь, пытаясь стать посред-
ником во избежание начала Первой мировой войны. Речь идет
о попытках заключения сепаратного мира с Австрией, которая
была отвергнута союзниками во главе с Клемансо, желавшими
полного уничтожения центральных империй …
КОнеЦ КаТОлиЧесКОГО ВсеМОГУЩесТВа
и РелиГиОЗнЫе ВОЙнЫ
Б
ез этого обоюдного движения умиротворения, со сторо-
ны дворянства по отношению к беднякам и между сами-
ми дворянами, средневековый Запад, раздираемый множеством
мелких междоусобных войн, никогда бы не стал так стреми-
18
Ален Сораль
тельно развиваться. Впрочем, Столетняя война, и прежде всего
религиозные войны, совпавшие с закатом католического могу-
щества, положили конец этому относительно мирному периоду,
модель правления которого, согласно Церкви, была учреждена
Святым Людовиком IX…
РасТУЩее сОПеРниЧесТВО КОРОлЯ и ЗнаТи
И
так, из опыта тысячелетнего царствования и сотрудни-
чества королевской власти и Церкви становится очевид-
ной глобальная миротворческая и административная роль этих
отношений во Франции. В условиях такого разделения полно-
мочий король и Церковь были зачастую двойным средством за-
щиты бедняков от угнетения знати. Французские короли, стре-
мительно утверждая и усиливая свою власть, брали под защиту
малых от сильных. Сравнительно раннюю отмену крепостного
права во Франции можно объяснить тем, что сам король был
крайне заинтересован в том, чтобы стать верховным сюзереном
огромного количества свободных людей.
Это часть отечественной Истории французской монархии,
которая вопреки революционной и республиканской мифоло-
гии сводилась зачастую к столкновению царской власти про-
тив знати, пытавшейся либо восстановить, либо увеличить свои
привилегии. И некоторые даже могут сказать, что именно эта
неспособность монархии к ликвидации паразитического дво-
рянства, начиная с царствования Людовика XIV, и нежелание
опереться на буржуазию для достижения своей цели, как про-
изошло в ходе английских реформ, привели в результате к Ре-
волюции…
ПеРеМенЫ ниКОГда не БЫли ВОсТРеБОВанЫ
наРОдОМ
П
родолжая разрушать национальный миф, прибавим, что
никогда изменения не были востребованы самим наро-
19
Понять Империю
дом, и нет ничего более лживого, чем финальная сцена фильма
Тавернье «Пусть начнется праздник», в котором нас заставля-
ют поверить в ненависть простых крестьян к королевской вла-
сти. Так как по составу народонаселения Франция была на 80%
земледельческой страной (такое положение дел сохранялось до
середины XX века), народ был в массе своей крестьянским, и
крестьянами были все за исключением революционеров. Сре-
ди крестьян доминировала скорее склонность к уважению свя-
щенных авторитетов, то есть католицизма и короля, и в худшем
случае они выступали против них в условиях сбора плохого
урожая, а спорадические крестьянские восстания были направ-
лены скорее против локального дворянского паразитизма без
каких-то масштабных или теоретических революционных про-
ектов. Перед лицом явных злоупотреблений знати угнетенные
кричали даже не «Смерть тирану», а «Если бы добрый король
знал…».
На самом же деле, как в версии Тавернье, — вполне типич-
ной для культурного троцкизма левой буржуазии, которая лю-
бит говорить от лица народа, не являясь даже его частью, — все
разыгрывается в городах, в салонах, в клубах, в Париже…
наРОд
—
ЭТО ТРеТЬе сОслОВие,
нО ТРеТЬе сОслОВие — ЭТО БУРЖУаЗиЯ
Лишь о Париже теоретики революции могут с полной уве-
ренностью сказать, что его население — это «третье сословие»
(Tiers Etat), то есть ни знать, ни духовенство, люди, ни в коей
мере не относящиеся к производительным классам, а значит,
являющиеся паразитами.
Если из «третьего сословия» вычесть верных королю
крестьян, покорных Богу и ни в чем не революционных, из всего
народа не останется почти никого, кроме буржуазии. То есть это
лишь часть и без того малого класса, не столь многочисленного,
как знать, которая составляет около одного процента всего
человечества, но говорит при этом от лица народа: юристы,
20
Ален Сораль
адвокаты, клерки, стоящие за кулисами и не привязанные
к земле богачи. Всего лишь часть того класса, который уже
столько лет вообще не имеет отношения к народу, но держит
в руках все карты и играет ключевую партию, пользуется всей
полнотой власти…
КаК аРисТОКРаТиЯ саМа сеБЯ УБила
Но если революционная буржуазия так легко смогла убить
Бога, знать и короля, то это значит, что работа по разрушению
уже была проделана изнутри, и аристократия сама совершила
акт самоубийства заранее.
Все началось с Эдикта де ля Полетта (фр. — Édit de la Paulette),
который с помощью продажи должностей ввел буржуазных
червей под именем «дворянства мантии» в аристократическое
общество. Это было решением, с которого начался захват вла-
сти капиталом, крупными землевладельцами и военными; то
есть это было начало ревизии всевластия аристократии.
Затем, в эпоху Людовика XIV, согласно логике и политиче-
ской стратегии Версаля, где королевская власть, получившая
выражение во Фронде принцев, выбрала взамен проведения ре-
форм продление своего паразитического существования, весь
аристократический режим утратил доверие в глазах народа.
Это было двойное самоубийство, одной из сторон которого
было добровольное идеологическое самоуничтожение всего
высшего образованного дворянства, включая самого короля,
идеей Энциклопедии. В той же мере, как и новые идеи,
которые на глубинном уровне трансформировали старое
французское дворянство в интеллигенцию, что так хорошо
описано Жоржем Сорелем в «Иллюзии прогресса». Она
превращается в аристократию салонов, все более и более
оторванную от конкретных механизмов власти, которая уже
больше не понимает, — в точности как позднее и русская
дореволюционная метущаяся интеллигенция, вышедшая до
этого из рядов дворянства, — как сделать выбор между шармом