ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2669
Скачиваний: 34
216
А. Дугин.
Послесловие
отождествляют буржуазию и третье сословие в трехфункцио-
нальной модели, и на этом основании, отвергают коммунизм и
пролетариат, как четвертую касту, время правления шудр. Сами
коммунисты, в свою очередь, видят в буржуазии на сходном ос-
новании прогрессивный класс, солидарность с которым пред-
полагается на предварительных этапах — в эпоху ликвидации
феодального сословного общества и буржуазных революций.
Таким образом, консерваторы оказываются в лагере реакции
и подчас вместе с буржуазией, а социалисты и коммунисты
поддерживают буржуазию в ее борьбе против традиционного
общества. Это ошибка — убеждены мы, надо не просто ее ис-
править, но и понять ее истоки. Буржуазия стравливает левых с
правыми, пока и те и другие не изнурят друг друга в борьбе, за-
тем добивает и тех и других, и, наконец, заменяет и тех и других
псевдо-левыми и псевдо-правыми, симулякрами. Именно это и
происходит сегодня (о чем убедительно и красочно пишет Со-
раль).
Итак, Сораль в своей книге утверждает, что буржуазия не
является Третьим сословием, но лишь его частью, и узурпация
права говорить от своего Третьего сословия и есть преступле-
ние буржуазии, которое лежит в основе отрыва капитала от
нации, крестьянства и структуры традиционного общества.
Отсюда следует космополитизм буржуазии, и в дальнейшем,
глобализм. Это важнейшее замечание. В «Этносоциологии»
1
я развиваю это положение более детально. В силу его значи-
мости для Четвертой Политической Теории и создания нового
глобального антилиберального фронта я приведу основные со-
ображения, созвучные идеям Сораля.
Три главные социальные функции в индоевропейском обще-
стве, по Дюмезилю, представлены oratores (жрецами), bellatores
(вионами), laboratores (тружениками). Первых и вторых всегда
меньшинство, они составляют властную элиту. Третьих боль-
шинство. Это и есть Третье сословие. Оно состоит в абсолют-
1
Дугин А. Г. Этносоциология. М.: Академический проект, 2011.
217
Ален Сораль и Четвертая Политическая Теория
ном большинстве из свободных крестьян, которые и являются
экономической основой традиционного общества, так как соз-
дают практически все материальные богатства. Физиократы
(Кене) еще в XVIII веке жестко привязывали богатство наций к
земле и ренте, то есть к крестьянскому труду. Ремесленники и
купцы в процентном отношении составляли бесконечно малую
часть Третьего сословия. Совокупно именно laboratores и при-
нято называть «народом», в смысле «le peuple» (хотя в «Этносо-
циологии» я даю более нюансированную картину). По Соралю,
городские торговцы, в какой-то момент узурпируют право гово-
рить от имени всего «народа», то есть от лица крестьянства. С
этого момента и начинается капитализм.
На самом деле, это совершенно верно. Но встает вопрос, как
часть Третьего сословия оказывается в оппозиции Третьему со-
словию в целом? Здесь Сораль привлекает нечто аналогичное
теории заговора, хотя и в социологической версии: по Веберу и,
особенно по В. Зомбарту, главными силами буржуазного обще-
ства явились группы религиозных и этнических меньшинств,
лишенных возможности полноценно участвовать в сословном
католическом европейском обществе (протестантские секты у
Вебера, евреи у Зомбарта). Я предлагаю зайти с другой стороны
и внимательнее присмотреться к социологическому портрету
буржуа как таковых — отдельно от их принадлежности к со-
циокультурным меньшинствам. Это обращает нас к социологии
возникновения города. И здесь обнаруживаются очень интерес-
ные детали.
Город никогда исторически не является результатом укруп-
нения крестьянского поселения — деревни, веси, села. Город
создается изначально именно как город. Село, по мере достиже-
ния максимального числа жителей, которые могут прокормить-
ся с данного участка прилегающих земель, заставляет излишек
населения откочевывать и основывать другое село – на опреде-
ленном расстоянии. Так, село порождает только новое село, и
никогда город.
218
А. Дугин.
Послесловие
Город создают завоеватели, воины, bellatores, которые поко-
ряют сельчан и обкладывают их данью. Город есть крепость,
созданная воинами и предназначенная для обороны и хране-
ния дани, взимаемой с прилегающих к нему земель. Поэтому
у города и у села совершенно разный социальный состав. В го-
роде пребывают bellatores, в селе — laboratores. Исторически
bellatores тесно связаны с oratores, и составляют с ними общую
элиту — господа копья и господа слова. Но проживающая в го-
роде элита воинов и жрецов нуждается в обслуге, в холопах,
дворне, слугах. Холопы рекрутируются из бывших крестьян,
либо продающих себя в услужение, либо захваченных. Но их
социальный статус меняется, они больше не laboratores, тру-
женики, так как они не обрабатывают землю и не производят
доминантные формы материальных благ (пищу). Они-то и яв-
ляются матрицей буржуазии. Cлово «bourgeois» происходит от
слова Burg, то есть город. От этого же корня в русском языке
«горожанин» и «гражданин». Состав горожан-буржуа пополня-
ют всевозможные бастарды, продукты нелегальных отношений
элиты с женщинами низших социальных страт. Усложняясь,
эта модель пополняется не просто обслугой аристократии, но
и обслугой обслуги. Это и есть буржуа-горожане, совокупность
холопской прислуги, обитающей вокруг дворян в центре сбо-
ра дани с окружающего крестьянского населения (собственно,
«народа»). Это очень важно: буржуазия, по своему происхож-
дению, не есть просто часть народа, это совсем иной тип, ото-
рванный от народа, Третьего сословия (laboratores), но и не до-
пущенный в ряды аристократии (bellatores и oratores).
Крестьянин занят трудом и пребывает в крестьянском кос-
мосе, укоренном в традиции. В этом его социологическая сущ-
ность. Воин занят войной и пребывает в стихии смерти и пира.
На этом он основывает свою практику власти.
Буржуа оказывается между этими пластами – он не произво-
дит продукты питания, не укоренен в традиционном космосе,
но он отстранен и от войны, и от властвования. Буржуа холуй-
219
Ален Сораль и Четвертая Политическая Теория
ствует. По сравнению с крестьянином он бездельник. По срав-
нению с воином — трус. Иными словами, буржуа не есть пред-
ставитель ни второго сословия, ни Третьего. Он изначально (!)
есть симулякр.
Буржуа становится торговцем, потому что торговля – это
зона обмена, и расположена на границе, – но сам буржуа со-
циально находится на границе между первой и второй функци-
ей. Не в особых социокультурных меньшинствах, протестантах
или евреях, следует, таким образом, искать истоки капитализ-
ма как социальной и психологической перверсии; капитализм
рождается из города и его социологической и социокультурной
стихии.
Каста холуев, дорвавшись до власти, порождает глобальный
холуйский строй. Это и есть капитализм. Он антитрадиционен,
антинароден и антинационален с самого начала. И именно ка-
питал, достигнув свободы от сословного общества, опрокинув
и поработив своих господ (клир и аристократию), становится
глобальным и космополитическим. Это не болезнь диспропор-
ции, это закономерное развития изначального уродства.
Отсюда вытекает важный вывод: буржуазия — не Третье со-
словие и не народ. Это подлый паразитический слой общества,
несущий в себе ressentiment (по Ницше и Шелеру) в качестве
главной силы. Презирая «народ», из которого буржуа вышел,
он ненавидит господ, которым служит. Так складывается мен-
тальность социального вырожденца, носителя аномии. Новое
время, Модерн, есть конструкт этого больного сознания, и этим
все объясняется.
Следовательно, традиционалисты и консерваторы ни при ка-
ких обстоятельствах не могут быть на стороне буржуазии, так
как этот тип является заведомо социальной патологией, носите-
лем десакрализации, зависти, лжи и подлости. И что еще мож-
но ожидать от идеологических потомков пресмыкающихся, но
злопамятных рабов и сжигаемых мстительностью бастардов…
Но и коммунисты, интуитивно осознающие порочность капи-
220
А. Дугин.
Послесловие
тализма, не должны дожидаться его победы, чтобы лишь затем
осуществить свою революцию. Манифест Коммунистической
партии Маркса и Энгельса во всем неправ: он настаивает на
том, что у коммунистов нет ничего общего с антикапиталисти-
ческими движениями сословного общества. У настоящих ком-
мунистов есть общее и этого общего очень много. Это, впрочем,
прекрасно описывает А. Сораль. Надо только отойти от схола-
стики и обратиться к реальному коммунизму. Этот реальный
коммунизм побеждал не в индустриальных и капиталистиче-
ских обществах, а, напротив, как раз в обществах традицион-
ных. Только те социалистические революции имеют шанс по-
бедить, которые будут народными, а не догматическими. Это
исторический факт, и a posteriori теоретический спор между
Марксом и Прудоном, между большевиками и народниками
выиграли Прудон и народники. Так было и так будет. Только
народный социализм способен на осуществление революции, а
догматический социализм обречен на провал, соглашательство
и рекуперацию буржуазной демократией.
Для консерваторов и традиционалистов, кстати, надо сделать
еще один вывод: если они хотят победить буржуа и наказать не-
легально дорвавшуюся до планетарную власти холуйскую сво-
лочь, им надо опереться на народ, учесть социокультурный код
настоящего Третьего сословия, то есть крестьянства. Поэтому
только народный консерватизм, революционный консерватизм
имеет шанс на политическое будущее — левый консерватизм,
социальный и заинтересованный в благополучии простых лю-
дей.
В принципе, эти мотивы в свернутом виде присутствуют в
книге А. Сораля. «Империю» может победить только альянс
аристократического духа, героизма и традиционалистского ин-
теллектуализма с широкими народными массами, ищущими
свободы и социальной справедливости.