ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2684
Скачиваний: 34
Дугин А. Г.
АЛЕН СОРАЛЬ И ЧЕТВЕРТАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
НОНКОНФОРМИСТ СОРАЛЬ
А
лен Сораль — выдающийся французский социолог. Он
принадлежит к редкому в последнее время типу фран-
цузского интеллектуала-нонконформиста, который не боится
говорить вещи, категорически неприемлемые истеблишментом.
20—30 лет назад во Франции все было по-другому. Если интел-
лектуал не эпатировал, не дерзил, не шел против течения, то
на него мало кто обращал внимания. Постепенно интеллекту-
альный пейзаж Франции изменился до неузнаваемости. Сегод-
ня в нем царит настоящая идеологическая диктатура: тот, кто
имеет что-то против «левого либерализма» (li-li — liberalisme
libertaire) и особенно, если он не выступает при этом от имени
«правого либерализма», немедленно попадает в разряд «непри-
касаемых». Это называется «доминацией одной и той же мыс-
ли» (la pensée unique). Тех, кто осмеливается двигаться против
потока, можно пересчитать по пальцам: Ален де Бенуа в фило-
софии; Эдгар Морен в культурологии; Жан-Клод Мишеа, Серж
Латуш и Мишель Маффесоли в социологии; Эмрик Шопрад в
геополитике и Международных Отношениях; Жак Сапир в эко-
номике; Тьерри Мейсан в политической аналитике; Роже Гаро-
ди и Кристиан Буше в политологии; Оливье Молен в литерату-
ре; Дьёдонне в жанре ироничных пародий и это, пожалуй, всё
или почти всё. Причем давно уже не имеет большого значения,
пришли ли они к нонконформистской позиции справа или сле-
212
А. Дугин.
Послесловие
ва. Равно как и правящая «одна и та же мысль» основана на
соединении «правого рыночного либерализма» и «левого гло-
балистского глобализма».
В этой плеяде интеллектуалов-нонконформистов Ален Со-
раль занимает достойное место. Он один из них. И этим многое
сказано.
Ален Сораль — социолог, в центре его внимания общество.
Но настоящая западная социология всегда ставила задачу не
просто описать общество, но понять глубинные механизмы его
функционирования, что предполагало, кроме всего прочего, ра-
зоблачение массовых клише, выведение на чистую воду инстру-
ментов манипуляции и, соответственно, критику статус-кво. В
этом смысле Сораль вполне традиционен: его цель — подвер-
гнуть демонтажу и деконструкции современное западное обще-
ство, вскрыть его подноготную, обнаружить механизмы доми-
нации, отчуждения и манипуляции, лежащие в основе властной
практики и властного дискурса. Казалось бы, у него все шансы
попасть в мэйнстрим социологии. Как бы не так. Сораль по-
зволил себе заглянуть в святая святых: в аксиоматику буржу-
азной идеологии, в корни, откуда произрастает современный
капитализм и воздвигнутые им структуры планетарной власти.
И при этом он не ограничивается тем, что повторяет штампы
conventional wisdom лево-либеральной критики, а смело ата-
кует те стороны буржуазного строя, которые принято обходить
молчанием. За это Сораль платит по полной. Но поэтому он
чрезвычайно свеж и интересен. Как в свое время были свежи
и интересны Ж. Сорель или П. Ж. Прудон, В. Зомбарт или Э.
Дюркгейм, Ч. Р. Милс или Л. Дюмон, Ж. Дюмезиль или Ж. Дю-
ран, Ж. Лакан или Г. Дебор. Но, став классиками, они оказались
недосягаемые для «полиции мысли». Сораль же имеет несча-
стье быть нашим современником, «действующим социологом»,
и вынужден нести за это всю ответственность.
В чем состоит нонконформизм Алена Сораля? Это стано-
вится очевидным из прочтения данной книги, которая являет-
213
Ален Сораль и Четвертая Политическая Теория
ся программным обобщением его идей. Ален Сораль свободно
говорит о вещах, которые в современной Франции жестко та-
буированы: заговор космополитической буржуазии, религиоз-
но-фанатический характер секулярного мировоззрения, франк-
масонство, догматизм рационализма, антинародный характер
представительской демократии, израильское лобби в СМИ
и политике, двойные стандарты идеологии «прав человека»,
фикция среднего класса и многое другое. Все это составляет,
согласно его теории, Империю, социально-политическое, эко-
номическое, культурное, геополитическое, медийное царство
нового издания планетарной диктатуры — на сей раз не фа-
шистской, и коммунистической, но либеральной.
ПРАВЫЕ, ЛЕВЫЕ
И ЧЕТВЕРТАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
С
ораль ни на мгновение не оставляет места для сомне-
ний: он Империю ненавидит и призывает к ее сверже-
нию. И мы что, хотели бы, чтобы Империя его обласкала за это
или просто терпела?! Поэтому место Алена Сораля на перифе-
рии интеллектуального истеблишмента, в рядах радикальных
оппозиционеров, вполне заслуженно и оправдано. Тех, кто по-
настоящему опасны для Системы, Система не жалует. И соз-
дается впечатление, что самого Сораля это устраивает. Когда
он становится (а он становится время от времени) объектом
прямых репрессий или целевой агрессии, Сораль, по меньшей
мере, не спрашивает «за что?» Он знает «за что», и идет на это
осознанно и по своей воле.
Во имя чего Ален Сораль ведет борьбу с Империей, то есть
с глобальной доминацией космополитического Капитала, почи-
нившего себе страны, политические режимы, мировые и наци-
ональные СМИ, культуру, технику, экономику и т. д.? Во имя
народа. Народ, le peuple, ключевой концепт его теоретических
построений и его главный ориентир. Именно из-за предатель-
ства «народа» как единого и укоренного социального тела Со-
214
А. Дугин.
Послесловие
раль отвергает и правых и левых всегда, когда они оказывают-
ся в оппозиции народу в той или иной ситуации. Правые — за
счет приверженности буржуазному либерализму и рыночному
обществу. Левые — за счет апелляции к космополитизму и гло-
бализации. Как происходит в обоих случаях отчуждение от на-
рода и оппозиция ему, Сораль показывает в своей книге — кра-
тко, но убедительно. В этом легко распознать идеологический
код самого Сораля — он явно и эксплицитно ориентируется на
анархистские традиции европейского социализма, во многом
перекликающиеся и с русским анархизмом (Бакунин), а еще в
большей степени с народничеством.
Самое удивительное в этой книге — время и место ее напи-
сания. Уже одно это внушает энтузиазм: не все потеряно даже
в самый момент самого темного века; интеллектуальный поиск
нонконформистских мыслителей продолжается; левая, по сво-
им истокам, философия продолжает ставить и своеобразно ре-
шать фундаментальные мировоззренческие проблемы.
Слева Сораль, бывший член Коммунистической Партии
Франции, приходит к выводам, весьма сходным с теми, к кото-
рым справа пришли Ален де Бенуа, Жан Парвулеско или автор
данного послесловия. Для борьбы с Империей (Системой, гло-
бализмом, планетарной доминацией капитала, новым мировым
порядком и т. д.) необходимо объединить усилия всех политико-
идеологических сил, отвергающих либерализм и его мировое
господство. Для этого необходимо подвергнуть глубокой кон-
цептуальной ревизии и консерватизм и социализм, отказавшись
от того, что, так или иначе, связано с буржуазной системой цен-
ностей. Компромисс традиционалистов с буржуазией (на не-
которых этапах принимаемый Ю. Эволой) или социалистов с
космополитизмом (что является общей чертой классового под-
хода, но получает свое максимальное выражение в троцкизме)
следует категорически отвергнуть. А значит, мы получаем уже
не правое и не левое, и даже не их сочетание, а нечто иное. Я
определил это как движение в сторону «Четвертой Политиче-
215
Ален Сораль и Четвертая Политическая Теория
ской Теории»
1
. Показательно, что эту идею подержал Ален де
Бенуа
2
. А сам Ален Сораль написал предисловие к французско-
му переводу этой книги
3
.
Сораль показывает в своей книге, что ни коммунизм, ни фа-
шизм, не являются эффективными антитезами либерализму, ко-
торый признан всеми нами абсолютным злом. Эти идеологии
затронуты Модерном, прогрессизмом и в той или иной степени,
экономизмом. Их историческое поражение не просто случай-
ность, но доказательство их мировоззренческой недостаточ-
ности. Либерализм с конца 90-х годов ХХ века вошел в свою
финальную стадию, стал впервые по-настоящему глобальным.
Чтобы совладать с ним, опрокинуть его, атаковать извне или
взорвать изнутри, необходимы новые методы и новые теории.
Необходима Четвертая Политическая Теория. Данная книга
Алена Сораля является концептуальным вкладом в эту теорию.
И от этого приобретает дополнительное значение.
БУРЖУАЗИЯ И ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ?
В
о время моего визита во Францию зимой 2011 года я об-
суждал с Аленом Соралем очень важную тему, которая
нашла свое отражение в его книге — соотношение буржуазии
и Третьего сословия. Это в высшей степени интересовало в тот
момент меня и, как выяснилось, не в меньшей степени его. Это
не случайно, если мы хотим построить теорию, отвергающую
либерализм, где осью является буржуазия и капитализм, но
стремимся выйти за рамки и марксизма, и традиционалистского
консерватизма (Р. Генон, Ю. Эвола), этот ключевой вопрос дол-
жен быть поставлен в центр внимания. Так, традиционалисты
1
Дугин А. Г. Четвертая Политическая Теория. СПб: Амфора, 2009;
Четвертая Политическая Теория. Вып. 1-2. Москва, 2011.
2
Бенуа Ален де. Против либерализма. К Четвертой Политической
Теории. СПб: Амфора, 2010.
3
Soral A. Il faut lire Alexandre Douguine/ Douguine A. Quatrieme
Theorie Politique. P.: Ars Magna, 2012.