ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2578

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

221

Ален Сораль и Четвертая Политическая Теория

 

ЭТНОПРОЛЕТАРИАТ

Е

ще одним важным концептом новой революционной ан-

тилиберальной идеологии является «этнопролетариат». 

Эта идея очень заинтересовала наших французских единомыш-

ленников (А. Сораля, А. де Бенуа, К. Буше), которые предло-

жили развить ее полнее. В развернутом виде она содержится в 

«Этносоциологии»

1

.

Третье  сословие  традиционного  индоевропейского  обще-

ства,  laboratores,  живет  в  условиях  folk-society  (Рэдфилд)  или 

в состоянии этноса. Этнос есть такая форма общества, где кол-

лективная  идентичность  преобладает  абсолютным  образом,  а 

индивидуальная идентичность едва намечена, либо вообще от-

сутствует. Кроме того, в этносе слабо выражены властные отно-

шения и доминирует общинный принцип. В этом смысле этнос 

представляет собой основной массив «народа». В высших со-

словиях уровень индивидуации повышается, но индивидуаль-

ность снова снимается, на сей раз, в героическом растворении в 

истории, судьбе, Боге и образует «личность». 

Тип буржуа находится между этносом (крестьянством, кол-

лективной  идентичностью)  и  героической  персональностью. 

Он представляет собой индивидуальность в чистом виде: ото-

рванную и от общей матрицы этноса и от героических сверх-

человеческих горизонтов воинов и жрецов. Буржуазия, таким 

образом,  является  носителем  особой  антропологии  —  усред-

ненной  и  индивидуалистической.  Именно  эта  антропология 

становится нормативной и признается за универсальный эталон 

в Новое время, кульминацией чего является либерализм. Поэто-

му и властные отношения в условиях капитализма утрачивают 

какую  бы  то  ни  было  «сакральность»  —  впервые  в  истории 

человек  (богатый)  властвует  над  другим  человеком  (бедным) 

именно как человек над человеком, без какого бы то ни было 

сакрального основания. Поэтому именно классовое господство 

1    

Там же.


background image

222

А. Дугин. 

Послесловие

буржуазии над пролетариатом является самой обнаженной фор-

мой доминации, насилием в его чистом, голом виде.

Это в целом прекрасно описал Маркс, и подробно развили 

марксисты. Но в отношении  пролетариата все оказалось слож-

нее.  Для  либералов  (например,  А.  Смита,  в  его  классическом 

примере с лавочником и наемным рабочим) пролетариата во-

обще  не  существует  как  самостоятельного  социологического 

явления. Крестьянин, по каким-то причинам попавший в город, 

становится наемным рабочим у буржуа. По Марксу, это и есть 

пролетарий, оторванный от традиции и земли, а значит, от этно-

са, превратившийся в «голый Труд». По А. Смиту, это не проле-

тарий, а будущий буржуа: поработав на лавочника, он может в 

будущем открыть свое дело, или так поступят его дети и внуки. 

В условиях города и капитализма (а капитализм есть город, рас-

пространенный на всю политическую территорию государства) 

все превращаются в буржуа, но только одни это делают быстрее 

других на равных стартовых возможностях. Маркс доказывал, 

что это не так, и что пролетариат есть особая метафизическая 

инстанция,  выражающая  в  себе  историческую  кульминацию 

стихии Труда. Пролетариат интернационален так же, как интер-

национальна буржуазия (почему буржуазия интернациональна, 

понятно: потому что она «антинародна» изначально), считают 

марксисты, но это другая сторона глобальности классов. Если 

принять идею Маркса о том, что пролетарская революция 

сле

-

дует за

 капитализмом, и возможна только после его глобальной 

и  окончательной  победы,  то  такое  определение  пролетариата, 

как силы, полностью очищенной от этноса и традиции, вполне 

логично. Но… но именно это и не подтверждено исторически. 

Более  того,  этот  прогноз  исторически  опровергнут,  так  как  в 

условиях устоявшегося капитализма и завершенной индустри-

ализации,  в  странах  с  наиболее  развитым  и  многочисленным 

городским пролетариатом, пролетарские революции не просто 

не состоялись, но и не могли состояться, а сам рабочий класс 

постепенно  вообще  исчез  с  исторической  сцены.  По  сути,  он 


background image

223

Ален Сораль и Четвертая Политическая Теория

был записан по логике либералов в «будущий средний класс», 

на него была спроецирована ментальность «комфортизма» (В. 

Зомбарт), и он растворился. Об этом пишет Сораль.

Но  ведь  в  некоторых  обществах  пролетарские  революции 

победили. В каких? — Там, где пролетариат был незначителен, 

в город перебрался недавно, сохранил связи с этносом, а инду-

стриализация  была  в  зачаточной  стадии.  Это  и  Россия,  и  Ки-

тай, и Вьетнам, и Корея, и страны Латинской Америки. Успех 

социалистической  революции  эмпирически  фиксируется  не  в 

условиях «голого пролетариата», а в ситуациях с «этнопролета-

риатом» и в традиционном обществе. Успех социалистической 

революции состоит только в ее народном (этническом) характе-

ре. Коммунизм бывает либо национальным, либо его не бывает 

вообще.

Иными словами, буржуазия есть, а пролетариата нет. В этом 

все дело.

Этнопролетариат есть переходная стадия от крестьянина к 

буржуа, то есть промежуточная фаза психосоциальной урбани-

зации. В первой половине этой фазы городской «пролетарий» 

остается еще «крестьянином», то есть носителем «этнического 

начала»  (это  прекрасно  видно  в  демографическом  поведении 

недавно перебравшихся в город — большое количество детей, 

сохранение общинным привычек и т.д.). Во второй он все боль-

ше становится «горожанином», то есть «буржуа» (и это легко 

заметить в демографии — второе, третье поколение переехав-

ших в город имеет намного менее многочисленные семьи). Па-

раллельно  этому  уходит  «этническое»  начало,  растет  уровень 

индивидуации.  Даже  оставаясь  в  положении  бедных,  горожа-

не начинают мысленно отождествлять себя с состоятельными 

слоями, подражать им, имитировать их поведение. По Марксу 

или  по  Лукачу,  классовое  самосознание  городского  пролета-

риата должно расти. Но на практике оно только угасает. Лишь 

апелляции к этносу (в социологическом смысле — как к Тре-

тьему сословию и особой культурной идентичности) способны 


background image

224

А. Дугин. 

Послесловие

зажечь революционный порыв, и то пока этническое начало не 

улетучилось. 

Так, мы приходим к идеям Устрялова и Никиша, что вполне 

закономерно.

DE PROFUNDIS CLAMAVIT

А

лен Сораль чрезвычайно важен для современной Рос-

сии.  Сам  он  видит  в  ней  возможность  фиксации  аль-

тернативного  миропорядка,  противостоящего  глобальной 

Империи.  Стремление  России  в  2000-е  годы  вывернуться  из-

под  диктата  США  и  глобальной  олигархии  вселяет  в  Сораля 

осторожную  надежду.  Демонизация  Путина  в  либеральных 

европейских  СМИ,  принадлежащих  Империи,  автоматически 

делает  его  симпатичным  для  нонконформиста  Сораля.  Такое 

понимание российской политики, впрочем, характерно для всех 

тех, кто отвергает однополярность, глобализм и либеральную 

диктатуру. Все они заведомо являются сторонниками суверен-

ной  России,  даже  если  имеют  о  российской  политике  самое 

отдаленное  представление.  Русофилия  сегодня  является  от-

личительной чертой нонконформизма в самом широком циви-

лизационном контексте. Этот взгляд со стороны очень важен, 

так как позволяет осмыслить наше общество и протекающие в 

нем процессы, в новом ключе. Нам кажется, что Империя (как 

форма  скрытой  либеральной  капиталистической  гегемонии)  в 

России свирепствует открыто и подчиняет себе политическую 

власть. Из Франции, где эта гегемония во стократ сильнее и от-

кровеннее, все видится не так плачевно. Истина где-то посреди-

не, но те, кто увлекают нас в Европу, явно толкают нас в бездну. 

В ту самую бездну, из которой взывает к нам, к тем, кто еще 

имеет уши, чтобы слышать, смелый и честный человек, социо-

лог, общественный деятель и политик Ален Сораль.


background image

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТЬ ИМПЕРИЮ ........................................................ 9

Часть 1. БОГ И РАЗУМ

 .......................................................................... 11

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ............................................................. 13

КАТОЛИЦИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ ЗНАТИ И РАЗУМ  

КАК РЕЛИГИЯ БУРЖУАЗИИ ....................................................... 14

МИФ КОРОЛЕВСКОГО АБСОЛЮТИЗМА .......................................... 14

МИФ О ЕДИНОДУШИИ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДА ............... 15

МИФ О БРАТСКОЙ ЗАКОННОСТИ ...................................................... 15

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАТОЛИЦИЗМ ИЛИ НАШИ СТАРЫЕ  

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: БОЖИЙ МИР, ЗАЩИТА СИРОТ  

И ВДОВ, СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА ........................................... 16

КОНЕЦ КАТОЛИЧЕСКОГО ВСЕМОГУЩЕСТВА  

И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ .......................................................... 17

РАСТУЩЕЕ СОПЕРНИЧЕСТВО КОРОЛЯ И ЗНАТИ ......................... 18

ПЕРЕМЕНЫ НИКОГДА НЕ БЫЛИ ВОСТРЕБОВАНЫ НАРОДОМ . 18

НАРОД — ЭТО ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ, НО ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ —  

ЭТО БУРЖУАЗИЯ .......................................................................... 19

КАК АРИСТОКРАТИЯ САМА СЕБЯ УБИЛА ...................................... 20

ТРИ СМЕРТИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ .......................................... 21

II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР ИЛИ ПРИЗЫВ  

К ВСЕОБЩЕМУ БРАТСТВУ ......................................................... 22

СТРАДАНИЯ И ЗАКАТ КАТОЛИЧЕСКОЙ БУРЖУАЗИИ .................. 24

СВЕТСКОСТЬ = ФРАНКМАСОНСТВО  ............................................... 25

МАСОНСТВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ ....................................................... 26

МАСОНСТВО — ОККУЛЬТНОЕ ДУХОВЕНСТВО РЕСПУБЛИКИ . 27

МАСОНСТВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ: CFR, ТРЕХСТОРОННЯЯ  

КОМИССИЯ, БИЛЬДЕРБЕРГ  ...................................................... 28

БОГ ИЛИ КЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО БЕЗ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ . 28

РЕАКЦИОНЕРЫ, КОНСЕРВАТОРЫ, ПРОГРЕССИСТЫ  

И ЛИБЕРАЛЫ ................................................................................. 29

МЕХАНИКА РЕВОЛЮЦИИ ................................................................... 30