Файл: Научная политика Китая.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

За  последние  десятилетия  Китайская 

Народная Республика (КНР) достигла зна-

чительных экономических успехов и стала 

самым  динамично  развивающимся  госу-

дарством  в  группе  «восходящих  рынков». 

По  данным  Мирового  банка,  в  2000–2011 

годах рост ВВП Китая составлял в среднем 

10,2%  в  год  и  даже  в  первые  кризисные 

го ды  достигал  отметки  в  9,6%  в  2008  г.  и 

9,2% в 2009 году, в то время как остальные 

страны  группы  БРИКС  демонстрировали 

либо весьма скромные темпы роста (3,9% в 

Резюме

Научно-техническое  и  инновационное  развитие  становится  одним  из  основных  факторов 

социально-экономического роста современных государств. Многие «догоняющие» страны стре-

мятся быстро восполнить недостаток инновационного потенциала за счет осуществления эффек-

тивной научной политики, часто на основе заимствованного практического опыта из-за рубежа. 

Китай представляет собой один из самых успешных примеров институционального и социально-

культурного  реформирования,  направленного  на  повышение  качества  науки,  технологий  и 

рыночных  механизмов,  способствующих  быстрой  коммерциализации  исследовательских  разра-

боток.  Хотя  инновационная  система  КНР  унаследовала  множество  характеристик  советской 

научной системы, недостаточно приспособленной к задачам рыночной экономики, широкомас-

штабная реформа высшего образования, поддержка технологических предприятий и особых зон 

развития и кластеров позволили Китаю стать одной из главных экономических и научных держав 

современности. Для того чтобы понять причины внушительных успехов КНР в статье рассматри-

ваются исторические и культурные особенности китайской науки и техники, ключевые параме-

тры институционального и политического развития Китая в сфере науки и инноваций и основ-

ные модели взаимодействия в научных коллективах. При этом достижения КНР сравниваются с 

успехами других государств, включая страны БРИКС и США. 

С учетом достижений последних лет, существуют возможности обмена опытом между Китаем и 

Россией по вопросам реформирования высшего образования, развития технологических класте-

ров, эффективного использования потенциала государственных предприятий для целей иннова-

ционного развития, улучшения взаимоотношений с научной диаспорой за рубежом, улучшения 

системы защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Данное исследование стало резуль-

татом обзора литературы и документов, библиометрического и патентного анализа, а также около 

тридцати интервью с высокопоставленными китайскими чиновниками, учеными, предпринима-

телями и инвесторами в Пекине, Шанхае и Сучжоу.

Ключевые слова:

Китай;  научная  политика;  инновационное  развитие;  институты;  университеты;  национальная 

культура; глобализация образованияю

НАУЧНАЯ  

И ИННОВАЦИОННАЯ 

ПОЛИТИКА КИТАЯ

1

ЕВГЕНИЙ  КЛОЧИХИН

Американский институт социальных исследований, Вашингтон, США
Институт инновационных исследований Манчестерского университета, Манчестер, Великобритания

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследо-

ваний, проект №12-06-00395.

Для связи с автором / Corresponding author:

Email: eklochikhin@gmail.com 


background image

ЕВГЕНИЙ  КЛОЧИХИН

38

2008 г. в Индии), либо вовсе потеряли часть 

своей экономики (в 2009 г. ВВП Бразилии 

упал  на  0,3%,  Южной  Африки  –  на  1,5%, 

России  –  на  7,8%).  В  2011  г.  Китай  стал 

второй  экономикой  в  мире,  обогнав  Япо-

нию. В своем докладе «Глобальные тренды 

2030»  Национальный  разведывательный 

совет США прогнозирует, что к 2030 г. КНР 

сможет перегнать по объему ВВП и США.

Большинство экспертов связывают впе-

чатляющий  экономический  рост  Китая  с 

дешевой рабочей силой, относительно мяг-

ким  законодательством  (особенно  в  части 

охраны  труда  и  окружающей  среды),  а 

также  с  аккумулированием  значительных 

инвестиций. В то же время часть исследо-

вателей  обращает  внимание  на  роль  науч-

но-технического  прогресса  в  становлении 

современной  модели  развития  Китая  и 

обеспечении  стабильного  экономического 

роста.  Так,  Сигурдсон  [Sigurdson  2005], 

Ли [Li 2006], Брезнитц и Мерфри [Breznitz, 

Murphree  2011]  указывают  на  особую  роль 

высокотехнологичных  компаний,  особен-

но в сфере информационных и телекомму-

никационных  технологий,  в  продвижении 

китайской  промышленности  на  внутрен-

нем и мировом рынках. Некоторые экспер-

ты  отмечают  растущий  вклад  новых  сек-

торов экономики, связанных с нано-, био- 

и  медицинскими  технологиями  [Zhou, 

Leydesdorff 2006; Sigurdson 2005].

В  научной  литературе  ключевая  роль 

сильного  инновационного  сектора  в  обе-

спечении  стабильного  экономического 

роста признается достаточно давно. Начи-

ная с классических работ Листа [List 1841] 

и  Маркса  [Marx  1867/1967],  технический 

прогресс  считается  неотъемлемой  частью 

успешного  национального  развития.  Он 

представляет  собой  фундамент  как  для 

роста  производства,  так  и  для  обществен-

ного и политического развития. В развитие 

этих  идей  в  середине  XX  в.  Солоу  [Solow 

1956]  определил  так  называемый  остаток 

Солоу  –  ту  часть  экономического  роста, 

которая не объясняется неоклассическими 

факторами  производства,  включая  труд, 

капитал  и  ренту.  Позднее  Ромер  [Romer 

1986]  в  своей  «новой  теории  роста»  смог 

выделить  и  подробно  описать  научные  и 

технологические  факторы  производства, 

которые  с  тех  пор  занимают  значительное 

место в экономическом анализе и государ-

ственной политике.

С  учетом  этих  и  других  исследований 

китайское  правительство  предпринимает 

энергичные усилия для того, чтобы обеспе-

чить ускоренное научно-техническое и ин-

новационное развитие и оказать необходи-

мую  поддержку  высокотехнологичному 

сектору экономики. 

В  то  же  время  существует  ряд  культур-

ных  и  институциональных  особенностей 

Китайской  Народной  Республики,  кото-

рые  не  позволяют  прибегать  к  простому 

копированию  политических  инструмен-

тов,  практик  и  институтов,  которые  дока-

зали свою эффективность и действенность 

в  более  развитых  странах.  В  связи  с  этим 

Гу и Лундвалл [Gu, Lundvall 2006] пишут об 

«адаптивной  инновационной  политике», 

которая  становится  необходимым  элемен-

том  перехода  к  эффективной  националь-

ной инновационной системе и построению 

конкурентоспособного  научно-техни чес-

кого сектора. 

Многие «адаптированные» инструменты 

уже успешно применяются китайским пра-

вительством,  университетами  и  частным 

сектором  и  обеспечивают  быстрое  разви-

тие  науки  и  инноваций.  Вместе  с  тем  се-

рьезные культурные и институциональные 

проблемы продолжают сдерживать переход 

к  рыночной  модели  инновационного  раз-

вития  и  создают  дополнительные  препят-

ствия  на  пути  реализации  амбициозных 

планов китайского государства.

В настоящем исследовании представлен 

анализ исторических и культурных особен-

ностей  Китая,  а  также  основных  параме-

тров институционального и политического 

развития этой страны в сфере науки и ин-

новаций.  В  нем  также  анализируются 

основные результаты и перспективы науч-

ной  и  инновационной  политики  КНР  на 

современном  этапе,  в  том  числе  в  сравне-

нии  с  Соединенными  Штатами  и  партне-

рами по БРИКС. Ключевые параметры на-

учной и инновационной политики Китая и 


background image

39

НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

роль  институтов  в  ее  реализации  рассма-

триваются  в  третьей  части  статьи.  Чет вер-

тый раздел посвящен анализу практик вза-

имодействия  в  научных  коллективах  и 

опыта межгруппового взаимодействия.

Предлагаемая  статья  стала  результатом 

обзора  литературы  и  документов,  библио-

метрического и патентного анализа, а так-

же  около  тридцати  интервью  с  высокопо-

ставленными  китайскими  чиновниками, 

учеными,  предпринимателями  и  инвесто-

рами в Пекине, Шанхае и Сучжоу.

1

В  современной  теории  научно-тех ни-

ческого  и  инновационного  роста  особое 

внимание уделяется историческим и куль-

турным основаниям развития. В литерату-

ре  наиболее  широко  распространился 

систем ный подход к оценке инновацион-

ного  развития,  разработанный  в  конце 

1980-х – начале 1990-х годов. Основываясь 

на положениях институциональной и эво-

люционной экономической теории, груп-

па  исследователей  выдвинула  концепцию 

так называемых национальных инноваци-

онных  систем.  Лундвалл  [Lundvall  1985], 

[Lundvall  1992],  Фриман  [Freeman  1987], 

[Freeman  1995],  Нельсон  [Nelson  1993]  и 

Эдквист [Edquist 1997] предположили, что 

инновационный  процесс  представляет 

собой сложную нелинейную цепочку вза-

имодействий  между  частным  сектором, 

университетами,  исследовательскими  ин-

ститутами и государственными структура-

ми, в ходе которых они вовлечены в про-

цесс  постоянного  обмена  знаниями  и 

опытом,  который  впоследствии  способ-

ствует  созданию  конечных  продуктов, 

процессов  и  ус луг,  имеющих  рыночную 

ценность  и  со дейст вующих  экономиче-

скому росту. 

Хотя  основным  агентом  инновацион-

ного  развития  считается  коммерческая 

фир ма,  которая  «единственная  из  всех 

участников  инновационной  системы  об-

ладает  уникальными  характеристиками 

для  комбинирования  различных  видов 

знаний, необходимых для создания инно-

вационных  продуктов  и  услуг»  [Metcalfe, 

Ramlogan 2008: 440], инновационные ком-

пании  остаются  частью  «намного  более 

широкой  со ци ально-экономической  сис-

темы, в которой политические и культур-

ные факторы, рав но как и макроэкономи-

ческие  стратегии,  помогают  определить 

масштаб,  направление  и  относительный 

успех  инновационной  деятельности» 

[Freeman 2002: 194]. 

Проведенные  исследования  подтверж-

дают  особую  роль  историко-культурных 

факторов  национального  развития  при 

обеспечении  стабильного  научного  и  ин-

новационного роста и, следовательно, при 

формировании  стратегии  научно-техни-

ческого развития.

Китай имеет долгую научную традицию, 

уходящую  корнями  в  древний  период  его 

истории.  Общеизвестны  хрестоматийные 

примеры  изобретения  китайцами  пороха, 

фарфора  и  некоторых  других  артефактов, 

которые  были  неизвестны  западной  ци-

вилизации  на  протяжении  многих  веков. 

Тем не менее, как и многие другие держа-

вы (например, Египет и Ирак), в последу-

ющие  столетия  Китай  утратил  свое  науч-

ное  и  технологическое  превосходство  на 

фоне  бурной  индустриализации  западных 

государств.  Новые  средства  транспорта  и 

более  совершенные  вооружения  позволи-

ли  странам  Западной  Европы  подчинить 

большую  часть  азиатских  и  африканских 

государств,  а  также  колонизовать  амери-

канский  континент.  Сам  Китай  фактиче-

ски  приобрел  полуколониальный  статус, 

а разорительные войны замедляли его пе-

реход  к  новому  типу  экономического  и 

социального развития. 

К числу основных препятствий быстрой 

модернизации  Китая  и  его  становления  в 

качестве великой державы в XIX и XX ве-

ках  относятся  незападная  система  цен-

ностей и специфическое отношение к ок-

ружающей  среде.  В  детальном  исследо-

вании,  посвященном  модели  модерниза-

ции Китая [Виноградов 2008], отмечается, 

что одно из главных составляющих китай-

ского  типа  мышления  –  созерцательное 

отношение к природе и стремление к экс-

тенсивному  развитию,  основанному  на 


background image

ЕВГЕНИЙ  КЛОЧИХИН

40

эксплуатации  имеющихся  богатых  при-

родных  ресурсов,  а  не  на  создании  новых 

технологических  укладов  и  производ-

ственных цепочек.

Вместе  с  тем  Ли,  Гао  и  Ву  [Li,  Gao,  Wu 

2006: 118] обращают внимание на ряд дру-

гих особенностей культуры китайского на-

рода,  которые  оказывают  влияние  на  на-

учное  и  инновационное  развитие  страны, 

включая: «критическую роль сильного ли-

дера  и  ориентацию  на  долгосрочное  раз-

витие»,  понятия  «Инь  и  Ян»,  «гармонии», 

«нейтральной  точки  зрения»,  «философии 

целостности»  и  «способность  китайской 

культуры  адаптироваться  к  меняющимся 

условиям окружающей среды».

Ориентация  на  долгосрочное  развитие, 

предполагающая настойчивость в достиже-

нии  стратегических  целей  и  умение  по-

жертвовать  краткосрочными  выгодами, 

стала одной из наиболее обсуждаемых черт 

китайской культуры, отличающей ее от за-

падной  цивилизации  и  предоставляющей 

конкурентные  преимущества  [Hofstede 

1991].  При  этом  неотъемлемой  чертой 

большинства успешных китайских начина-

ний  остается  наличие  сильного  лидера 

[Li, Gao, Wu 2006].

Способность  китайцев  принимать  ней-

тральную  точку  зрению  содействует  бы-

строму  и  эффективному  инновационному 

росту,  который  часто  связан  с  большими 

рисками и неопределенностью в изменчи-

вых  условиях  рынка  [Chen  2002,  Chen 

1992].  Философия  целостности,  или  хо-

лизм,  позволяет  китайскому  этносу  нахо-

дить комплексные решения и формировать 

устойчивые  механизмы  научной  деятель-

ности и производства инноваций, где каж-

дая из частей процесса не может существо-

вать  отдельно,  так  же,  как  и  весь  процесс 

не может существовать без всех частей.

Природа  научного  знания  рассматрива-

ется  в  китайской  культуре  совсем  не  так, 

как на Западе. В классическом труде о ки-

тайском способе мышления политик конца 

XIX века Чжан Чжидун писал, что «китай-

цы стремятся изучать сущность вещей, в то 

время как западная цивилизация подчине-

на  идее  практического  применения  зна-

ний». Несмотря на устойчивую культурную 

специфику,  в  китайском  инновационном 

бизнесе преданность устоявшейся системе 

ценностей  часто  успешно  сочетается  с  за-

падными  практиками  менеджмента.  Сак-

сениан [Saxenian 2002] отмечает, что соче-

тание  элементов  различных  культур  дает 

возможность  китайским  компаниям  нала-

живать эффективные цепочки бизнеса, что 

приводит  к  формированию  международ-

ных кластеров, связывающих Кремниевую 

долину, Хсинчу и Шанхай.

Еще  одна  немаловажная  черта  китай-

ского  экономического  и  социально-поли-

тического  уклада  –  сохранение  ведущей 

роли  личных  связей  и  знакомств  (так  на-

зываемых 

guanxi

) в ведении бизнеса и по-

строении  научной  и  профессиональной 

карьеры.  Все  респонденты,  опрошенные 

для этого исследования в Китае, отмечали, 

что «guanxi» по-прежнему имеют большое 

значение в карьере и бизнесе. Вместе с тем 

многие  ученые  подчеркивали,  что  роль 

личных  связей  в  научном  сообществе  по-

степенно снижается, что свидетельствует о 

выстраивании  новой  модели  взаимоотно-

шений между исследовательскими группа-

ми в инновационной системе Китая.

За  последние  десятилетия  место  науки  и 

инноваций в китайском общественном и по-

литическом дискурсе серьезно изменилось.

В  Китае  ученые  всегда  пользовались 

большим уважением, однако практика по-

лучения научного знания и массовой пере-

дачи  его  последующим  поколениям  не 

была  институционализирована  до  конца 

XIX  века.  Лишь  в  1897  г.  было  открыто 

первое  в  Китае  высшее  учебное  заведе-

ние – Пекинский университет. Между тем 

в  Европе  университеты  берут  свое  начала 

еще со времен Средневековья, и там акаде-

мическое  сообщество  стало  одним  из 

основных  двигателей  экономического  и 

социально-политического  прогресса,  по-

служившего  стремительной  индустриали-

зации  и  модернизации  западного  произ-

водства начиная с Нового времени.

После  Синьхайской  революции  1911–

1913  годов  в  Китае  произошли  серьезные 

изменения, открывшие дорогу для быстро-


background image

41

НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

го  развертывания  научно-образовательной 

системы  по  западному  образцу.  Было  от-

крыто  несколько  десятков  университетов, 

а  в  1928  г.  была  основана  Академия  наук 

Китая  (Академия  Синика),  которая  впо-

следствии  заложила  основу  современной 

фундаментальной науки КНР.

Гражданская война (1946–1949) и осно-

вание  Китайской  Народной  Республики 

(1949) прервало процесс вестернизации ор-

ганизации  научной  деятельности.  Новое 

коммунистическое правительство приняло 

решение  практически  полностью  копиро-

вать  советскую  научную  систему,  многие 

элементы которой по-прежнему направля-

ют  развитие  науки  и  техники  в  современ-

ном Китае. Было закрыто 65 частных уни-

верситетов,  а  227  государственных  школ 

были  консолидированы  в  181  образова-

тельное  учреждение  (университеты,  поли-

технические  институты,  медучилища,  фи-

лиалы  и  т.д.)  [Xue  2006].  Как  и  в  СССР, 

новые  университеты  и  институты  были 

подчинены  Министерству  образования 

или профильным ведомствам. С 1952 г. ко-

личество  вузов  было  серьезно  увеличено. 

Общественный и политический статус уче-

ных  и  академических  исследователей  стал 

быстро повышаться.

Правда,  период  «подъема»  фундамен-

тальной науки продолжался недолго. В хо де 

реализации  политики  «большого  скачка» 

(1958–1960)  Коммунистическая  партия 

Китая  (КПК)  сделала  ставку  на  сельское 

население, полагая, что обильные людские 

ресурсы смогут обеспечить быструю инду-

стриализацию  и  увеличение  объемов  про-

изводства. Еще более пагубно на темпах и 

качестве  научно-технического  прогресса 

КНР  сказались  потрясения,  связанные  с 

«культурной  революцией»  1966–1976  го-

дов.  Подобно  «лысенковщине»  в  СССР, 

многие  области  науки  были  подвергнуты 

общественному  порицанию,  а  большин-

ство ученых попали в опалу. 

Только  в  1978  г.  новый  лидер  КПК  Дэн 

Сяопин  подверг  резкой  критике  подобное 

отношение  к  научным  и  инженерным  ка-

драм,  положив  начало  политике  «четырех 

модернизаций»

2

 и «открытых дверей». Дэн 

Сяопин  публично  назвал  научные  кадры 

«первой  по  значимости  производительной 

силой». В результате этих изменений коли-

чество студентов вузов резко увеличилось с 

0,86 млн. человек в 1978 г. до 9,03 млн. че-

ловек в 2002 году [Sigurdson 2005].

В 1985 г. в Китае стартовала масштабная 

образовательная реформа. Новая политика 

основывалась на двух доктринах, получив-

ших  в  англоязычной  литературе  название 

«трех Д» и «трех К» [Xue 2006]. «Три Д» под-

разумевают  децентрализацию  (decen tra li-

zation),  деполитизацию  (depoliticization)  и 

многообразие (diversity). Управление мест-

ными  университетами  было  передано  на 

провинциальный  и  муниципальный  уро-

вень. Вузы получили больше возможностей 

для  разработки  собственных  учебно-ме то-

ди ческих рекомендаций и курсов, не дожи-

даясь  одобрения  политического  руковод-

ства.  Принцип  многообразия  предполагал 

введение большого числа новых образова-

тельных  услуг,  а  также  разрешение  на  от-

крытие частных университетов и школ. 

«Три К» – это коммерциализация (com-

mer cialization),  конкуренция  (competition) 

и  сотрудничество  (cooperation).  Вузы  по-

лучили  большую  свободу  в  установлении 

партнерских  связей  и  заключении  кон-

трактных соглашений с частным сектором 

и местными органами власти, во введении 

платы  за  обучение,  а  также  в  разработке 

механизмов  конкурентной  борьбы  за  луч-

ших студентов, финансирование, ученых и 

субсидии.

Статус ученых и инженеров в китайском 

обществе  с  1978  г.  неуклонно  растет.  Ки-

тайские академические деятели стали при-

нимать непосредственное участие в разра-

ботке  политических  решений  и  формиро-

Доктрина  «четырех  модернизаций»  была  изначально  сформулирована  в  1963  г.  премьер-

министром Чжоу Эньлаем с целью содействия развитию четырех ключевых областей: сельского хозяй-

ства, промышленности, национальной обороны и науки и технологий. В 1978 г. эти цели были приняты 

на вооружение новым лидером КПК Дэн Сяопином и помогли сформулировать основные задачи пере-

ходного периода.