ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 346
Скачиваний: 1
За последние десятилетия Китайская
Народная Республика (КНР) достигла зна-
чительных экономических успехов и стала
самым динамично развивающимся госу-
дарством в группе «восходящих рынков».
По данным Мирового банка, в 2000–2011
годах рост ВВП Китая составлял в среднем
10,2% в год и даже в первые кризисные
го ды достигал отметки в 9,6% в 2008 г. и
9,2% в 2009 году, в то время как остальные
страны группы БРИКС демонстрировали
либо весьма скромные темпы роста (3,9% в
Резюме
Научно-техническое и инновационное развитие становится одним из основных факторов
социально-экономического роста современных государств. Многие «догоняющие» страны стре-
мятся быстро восполнить недостаток инновационного потенциала за счет осуществления эффек-
тивной научной политики, часто на основе заимствованного практического опыта из-за рубежа.
Китай представляет собой один из самых успешных примеров институционального и социально-
культурного реформирования, направленного на повышение качества науки, технологий и
рыночных механизмов, способствующих быстрой коммерциализации исследовательских разра-
боток. Хотя инновационная система КНР унаследовала множество характеристик советской
научной системы, недостаточно приспособленной к задачам рыночной экономики, широкомас-
штабная реформа высшего образования, поддержка технологических предприятий и особых зон
развития и кластеров позволили Китаю стать одной из главных экономических и научных держав
современности. Для того чтобы понять причины внушительных успехов КНР в статье рассматри-
ваются исторические и культурные особенности китайской науки и техники, ключевые параме-
тры институционального и политического развития Китая в сфере науки и инноваций и основ-
ные модели взаимодействия в научных коллективах. При этом достижения КНР сравниваются с
успехами других государств, включая страны БРИКС и США.
С учетом достижений последних лет, существуют возможности обмена опытом между Китаем и
Россией по вопросам реформирования высшего образования, развития технологических класте-
ров, эффективного использования потенциала государственных предприятий для целей иннова-
ционного развития, улучшения взаимоотношений с научной диаспорой за рубежом, улучшения
системы защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Данное исследование стало резуль-
татом обзора литературы и документов, библиометрического и патентного анализа, а также около
тридцати интервью с высокопоставленными китайскими чиновниками, учеными, предпринима-
телями и инвесторами в Пекине, Шанхае и Сучжоу.
Ключевые слова:
Китай; научная политика; инновационное развитие; институты; университеты; национальная
культура; глобализация образованияю
НАУЧНАЯ
И ИННОВАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА КИТАЯ
1
ЕВГЕНИЙ КЛОЧИХИН
Американский институт социальных исследований, Вашингтон, США
Институт инновационных исследований Манчестерского университета, Манчестер, Великобритания
1
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследо-
ваний, проект №12-06-00395.
Для связи с автором / Corresponding author:
Email: eklochikhin@gmail.com
ЕВГЕНИЙ КЛОЧИХИН
38
2008 г. в Индии), либо вовсе потеряли часть
своей экономики (в 2009 г. ВВП Бразилии
упал на 0,3%, Южной Африки – на 1,5%,
России – на 7,8%). В 2011 г. Китай стал
второй экономикой в мире, обогнав Япо-
нию. В своем докладе «Глобальные тренды
2030» Национальный разведывательный
совет США прогнозирует, что к 2030 г. КНР
сможет перегнать по объему ВВП и США.
Большинство экспертов связывают впе-
чатляющий экономический рост Китая с
дешевой рабочей силой, относительно мяг-
ким законодательством (особенно в части
охраны труда и окружающей среды), а
также с аккумулированием значительных
инвестиций. В то же время часть исследо-
вателей обращает внимание на роль науч-
но-технического прогресса в становлении
современной модели развития Китая и
обеспечении стабильного экономического
роста. Так, Сигурдсон [Sigurdson 2005],
Ли [Li 2006], Брезнитц и Мерфри [Breznitz,
Murphree 2011] указывают на особую роль
высокотехнологичных компаний, особен-
но в сфере информационных и телекомму-
никационных технологий, в продвижении
китайской промышленности на внутрен-
нем и мировом рынках. Некоторые экспер-
ты отмечают растущий вклад новых сек-
торов экономики, связанных с нано-, био-
и медицинскими технологиями [Zhou,
Leydesdorff 2006; Sigurdson 2005].
В научной литературе ключевая роль
сильного инновационного сектора в обе-
спечении стабильного экономического
роста признается достаточно давно. Начи-
ная с классических работ Листа [List 1841]
и Маркса [Marx 1867/1967], технический
прогресс считается неотъемлемой частью
успешного национального развития. Он
представляет собой фундамент как для
роста производства, так и для обществен-
ного и политического развития. В развитие
этих идей в середине XX в. Солоу [Solow
1956] определил так называемый остаток
Солоу – ту часть экономического роста,
которая не объясняется неоклассическими
факторами производства, включая труд,
капитал и ренту. Позднее Ромер [Romer
1986] в своей «новой теории роста» смог
выделить и подробно описать научные и
технологические факторы производства,
которые с тех пор занимают значительное
место в экономическом анализе и государ-
ственной политике.
С учетом этих и других исследований
китайское правительство предпринимает
энергичные усилия для того, чтобы обеспе-
чить ускоренное научно-техническое и ин-
новационное развитие и оказать необходи-
мую поддержку высокотехнологичному
сектору экономики.
В то же время существует ряд культур-
ных и институциональных особенностей
Китайской Народной Республики, кото-
рые не позволяют прибегать к простому
копированию политических инструмен-
тов, практик и институтов, которые дока-
зали свою эффективность и действенность
в более развитых странах. В связи с этим
Гу и Лундвалл [Gu, Lundvall 2006] пишут об
«адаптивной инновационной политике»,
которая становится необходимым элемен-
том перехода к эффективной националь-
ной инновационной системе и построению
конкурентоспособного научно-техни чес-
кого сектора.
Многие «адаптированные» инструменты
уже успешно применяются китайским пра-
вительством, университетами и частным
сектором и обеспечивают быстрое разви-
тие науки и инноваций. Вместе с тем се-
рьезные культурные и институциональные
проблемы продолжают сдерживать переход
к рыночной модели инновационного раз-
вития и создают дополнительные препят-
ствия на пути реализации амбициозных
планов китайского государства.
В настоящем исследовании представлен
анализ исторических и культурных особен-
ностей Китая, а также основных параме-
тров институционального и политического
развития этой страны в сфере науки и ин-
новаций. В нем также анализируются
основные результаты и перспективы науч-
ной и инновационной политики КНР на
современном этапе, в том числе в сравне-
нии с Соединенными Штатами и партне-
рами по БРИКС. Ключевые параметры на-
учной и инновационной политики Китая и
39
НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
роль институтов в ее реализации рассма-
триваются в третьей части статьи. Чет вер-
тый раздел посвящен анализу практик вза-
имодействия в научных коллективах и
опыта межгруппового взаимодействия.
Предлагаемая статья стала результатом
обзора литературы и документов, библио-
метрического и патентного анализа, а так-
же около тридцати интервью с высокопо-
ставленными китайскими чиновниками,
учеными, предпринимателями и инвесто-
рами в Пекине, Шанхае и Сучжоу.
1
В современной теории научно-тех ни-
ческого и инновационного роста особое
внимание уделяется историческим и куль-
турным основаниям развития. В литерату-
ре наиболее широко распространился
систем ный подход к оценке инновацион-
ного развития, разработанный в конце
1980-х – начале 1990-х годов. Основываясь
на положениях институциональной и эво-
люционной экономической теории, груп-
па исследователей выдвинула концепцию
так называемых национальных инноваци-
онных систем. Лундвалл [Lundvall 1985],
[Lundvall 1992], Фриман [Freeman 1987],
[Freeman 1995], Нельсон [Nelson 1993] и
Эдквист [Edquist 1997] предположили, что
инновационный процесс представляет
собой сложную нелинейную цепочку вза-
имодействий между частным сектором,
университетами, исследовательскими ин-
ститутами и государственными структура-
ми, в ходе которых они вовлечены в про-
цесс постоянного обмена знаниями и
опытом, который впоследствии способ-
ствует созданию конечных продуктов,
процессов и ус луг, имеющих рыночную
ценность и со дейст вующих экономиче-
скому росту.
Хотя основным агентом инновацион-
ного развития считается коммерческая
фир ма, которая «единственная из всех
участников инновационной системы об-
ладает уникальными характеристиками
для комбинирования различных видов
знаний, необходимых для создания инно-
вационных продуктов и услуг» [Metcalfe,
Ramlogan 2008: 440], инновационные ком-
пании остаются частью «намного более
широкой со ци ально-экономической сис-
темы, в которой политические и культур-
ные факторы, рав но как и макроэкономи-
ческие стратегии, помогают определить
масштаб, направление и относительный
успех инновационной деятельности»
[Freeman 2002: 194].
Проведенные исследования подтверж-
дают особую роль историко-культурных
факторов национального развития при
обеспечении стабильного научного и ин-
новационного роста и, следовательно, при
формировании стратегии научно-техни-
ческого развития.
Китай имеет долгую научную традицию,
уходящую корнями в древний период его
истории. Общеизвестны хрестоматийные
примеры изобретения китайцами пороха,
фарфора и некоторых других артефактов,
которые были неизвестны западной ци-
вилизации на протяжении многих веков.
Тем не менее, как и многие другие держа-
вы (например, Египет и Ирак), в последу-
ющие столетия Китай утратил свое науч-
ное и технологическое превосходство на
фоне бурной индустриализации западных
государств. Новые средства транспорта и
более совершенные вооружения позволи-
ли странам Западной Европы подчинить
большую часть азиатских и африканских
государств, а также колонизовать амери-
канский континент. Сам Китай фактиче-
ски приобрел полуколониальный статус,
а разорительные войны замедляли его пе-
реход к новому типу экономического и
социального развития.
К числу основных препятствий быстрой
модернизации Китая и его становления в
качестве великой державы в XIX и XX ве-
ках относятся незападная система цен-
ностей и специфическое отношение к ок-
ружающей среде. В детальном исследо-
вании, посвященном модели модерниза-
ции Китая [Виноградов 2008], отмечается,
что одно из главных составляющих китай-
ского типа мышления – созерцательное
отношение к природе и стремление к экс-
тенсивному развитию, основанному на
ЕВГЕНИЙ КЛОЧИХИН
40
эксплуатации имеющихся богатых при-
родных ресурсов, а не на создании новых
технологических укладов и производ-
ственных цепочек.
Вместе с тем Ли, Гао и Ву [Li, Gao, Wu
2006: 118] обращают внимание на ряд дру-
гих особенностей культуры китайского на-
рода, которые оказывают влияние на на-
учное и инновационное развитие страны,
включая: «критическую роль сильного ли-
дера и ориентацию на долгосрочное раз-
витие», понятия «Инь и Ян», «гармонии»,
«нейтральной точки зрения», «философии
целостности» и «способность китайской
культуры адаптироваться к меняющимся
условиям окружающей среды».
Ориентация на долгосрочное развитие,
предполагающая настойчивость в достиже-
нии стратегических целей и умение по-
жертвовать краткосрочными выгодами,
стала одной из наиболее обсуждаемых черт
китайской культуры, отличающей ее от за-
падной цивилизации и предоставляющей
конкурентные преимущества [Hofstede
1991]. При этом неотъемлемой чертой
большинства успешных китайских начина-
ний остается наличие сильного лидера
[Li, Gao, Wu 2006].
Способность китайцев принимать ней-
тральную точку зрению содействует бы-
строму и эффективному инновационному
росту, который часто связан с большими
рисками и неопределенностью в изменчи-
вых условиях рынка [Chen 2002, Chen
1992]. Философия целостности, или хо-
лизм, позволяет китайскому этносу нахо-
дить комплексные решения и формировать
устойчивые механизмы научной деятель-
ности и производства инноваций, где каж-
дая из частей процесса не может существо-
вать отдельно, так же, как и весь процесс
не может существовать без всех частей.
Природа научного знания рассматрива-
ется в китайской культуре совсем не так,
как на Западе. В классическом труде о ки-
тайском способе мышления политик конца
XIX века Чжан Чжидун писал, что «китай-
цы стремятся изучать сущность вещей, в то
время как западная цивилизация подчине-
на идее практического применения зна-
ний». Несмотря на устойчивую культурную
специфику, в китайском инновационном
бизнесе преданность устоявшейся системе
ценностей часто успешно сочетается с за-
падными практиками менеджмента. Сак-
сениан [Saxenian 2002] отмечает, что соче-
тание элементов различных культур дает
возможность китайским компаниям нала-
живать эффективные цепочки бизнеса, что
приводит к формированию международ-
ных кластеров, связывающих Кремниевую
долину, Хсинчу и Шанхай.
Еще одна немаловажная черта китай-
ского экономического и социально-поли-
тического уклада – сохранение ведущей
роли личных связей и знакомств (так на-
зываемых
guanxi
) в ведении бизнеса и по-
строении научной и профессиональной
карьеры. Все респонденты, опрошенные
для этого исследования в Китае, отмечали,
что «guanxi» по-прежнему имеют большое
значение в карьере и бизнесе. Вместе с тем
многие ученые подчеркивали, что роль
личных связей в научном сообществе по-
степенно снижается, что свидетельствует о
выстраивании новой модели взаимоотно-
шений между исследовательскими группа-
ми в инновационной системе Китая.
За последние десятилетия место науки и
инноваций в китайском общественном и по-
литическом дискурсе серьезно изменилось.
В Китае ученые всегда пользовались
большим уважением, однако практика по-
лучения научного знания и массовой пере-
дачи его последующим поколениям не
была институционализирована до конца
XIX века. Лишь в 1897 г. было открыто
первое в Китае высшее учебное заведе-
ние – Пекинский университет. Между тем
в Европе университеты берут свое начала
еще со времен Средневековья, и там акаде-
мическое сообщество стало одним из
основных двигателей экономического и
социально-политического прогресса, по-
служившего стремительной индустриали-
зации и модернизации западного произ-
водства начиная с Нового времени.
После Синьхайской революции 1911–
1913 годов в Китае произошли серьезные
изменения, открывшие дорогу для быстро-
41
НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
го развертывания научно-образовательной
системы по западному образцу. Было от-
крыто несколько десятков университетов,
а в 1928 г. была основана Академия наук
Китая (Академия Синика), которая впо-
следствии заложила основу современной
фундаментальной науки КНР.
Гражданская война (1946–1949) и осно-
вание Китайской Народной Республики
(1949) прервало процесс вестернизации ор-
ганизации научной деятельности. Новое
коммунистическое правительство приняло
решение практически полностью копиро-
вать советскую научную систему, многие
элементы которой по-прежнему направля-
ют развитие науки и техники в современ-
ном Китае. Было закрыто 65 частных уни-
верситетов, а 227 государственных школ
были консолидированы в 181 образова-
тельное учреждение (университеты, поли-
технические институты, медучилища, фи-
лиалы и т.д.) [Xue 2006]. Как и в СССР,
новые университеты и институты были
подчинены Министерству образования
или профильным ведомствам. С 1952 г. ко-
личество вузов было серьезно увеличено.
Общественный и политический статус уче-
ных и академических исследователей стал
быстро повышаться.
Правда, период «подъема» фундамен-
тальной науки продолжался недолго. В хо де
реализации политики «большого скачка»
(1958–1960) Коммунистическая партия
Китая (КПК) сделала ставку на сельское
население, полагая, что обильные людские
ресурсы смогут обеспечить быструю инду-
стриализацию и увеличение объемов про-
изводства. Еще более пагубно на темпах и
качестве научно-технического прогресса
КНР сказались потрясения, связанные с
«культурной революцией» 1966–1976 го-
дов. Подобно «лысенковщине» в СССР,
многие области науки были подвергнуты
общественному порицанию, а большин-
ство ученых попали в опалу.
Только в 1978 г. новый лидер КПК Дэн
Сяопин подверг резкой критике подобное
отношение к научным и инженерным ка-
драм, положив начало политике «четырех
модернизаций»
2
и «открытых дверей». Дэн
Сяопин публично назвал научные кадры
«первой по значимости производительной
силой». В результате этих изменений коли-
чество студентов вузов резко увеличилось с
0,86 млн. человек в 1978 г. до 9,03 млн. че-
ловек в 2002 году [Sigurdson 2005].
В 1985 г. в Китае стартовала масштабная
образовательная реформа. Новая политика
основывалась на двух доктринах, получив-
ших в англоязычной литературе название
«трех Д» и «трех К» [Xue 2006]. «Три Д» под-
разумевают децентрализацию (decen tra li-
zation), деполитизацию (depoliticization) и
многообразие (diversity). Управление мест-
ными университетами было передано на
провинциальный и муниципальный уро-
вень. Вузы получили больше возможностей
для разработки собственных учебно-ме то-
ди ческих рекомендаций и курсов, не дожи-
даясь одобрения политического руковод-
ства. Принцип многообразия предполагал
введение большого числа новых образова-
тельных услуг, а также разрешение на от-
крытие частных университетов и школ.
«Три К» – это коммерциализация (com-
mer cialization), конкуренция (competition)
и сотрудничество (cooperation). Вузы по-
лучили большую свободу в установлении
партнерских связей и заключении кон-
трактных соглашений с частным сектором
и местными органами власти, во введении
платы за обучение, а также в разработке
механизмов конкурентной борьбы за луч-
ших студентов, финансирование, ученых и
субсидии.
Статус ученых и инженеров в китайском
обществе с 1978 г. неуклонно растет. Ки-
тайские академические деятели стали при-
нимать непосредственное участие в разра-
ботке политических решений и формиро-
2
Доктрина «четырех модернизаций» была изначально сформулирована в 1963 г. премьер-
министром Чжоу Эньлаем с целью содействия развитию четырех ключевых областей: сельского хозяй-
ства, промышленности, национальной обороны и науки и технологий. В 1978 г. эти цели были приняты
на вооружение новым лидером КПК Дэн Сяопином и помогли сформулировать основные задачи пере-
ходного периода.