Файл: Научная политика Китая.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ЕВГЕНИЙ  КЛОЧИХИН

42

вании  стратегий  национального  развития, 

в  том  числе  в  Национальной  комиссии  по 

реформе и развитию. Институт политики и 

управления  Китайской  академии  наук 

(КАН) участвует в разработке научно-тех ни-

ческой  политики  страны  и  регулярно  про-

водит экспертизу инновационных проектов.

2

Из приведенного исторического экскур-

са  видно,  что  в  современной  научной  и 

инновационной  системе  Китая  присут-

ствуют  как  эндогенные,  так  и  привнесен-

ные  элементы.  Многие  традиционные 

принципы и ценности продолжают оказы-

вать  влияние  на  формирование  научного 

знания и образовательной системы. Вместе 

с  тем  изменения  последних  двух  столетий 

привели  к  масштабным  заимствованиям 

практик  управления  научной  деятельно-

стью из-за рубежа: как из Западной Европы 

и  США,  так  и  из  Советского  Союза.  Как 

отмечают Ли, Гао и Ву [Li, Gao, Wu 2006], 

современный  инновационный  бизнес 

Китая предпочитает комбинировать тради-

ционные ценности конфуцианской культу-

ры  с  современными  западными  практика-

ми управления предприятиями. 

За  последние  20–30  лет  была  создана 

ин фраструктура,  способствующая  разви-

тию  инновационного  бизнеса  и  повыше-

нию научной мощи страны за счет увеличе-

ния  скорости  передачи  знаний  и  обмена 

информацией.  Любой  желающий  может 

сегодня совершить путешествие из Пекина 

в Шанхай (1500 км) за пять часов со скорос-

тью  300  км/ч,  в  то  время  как  всего  лишь 

12–15 лет назад подобное путешествие за-

няло бы не меньше суток при средней ско-

рости около 60 км/ч. По данным Миро вого 

банка, экспорт высокотехнологичной про-

дукции из Китая вырос с 41,7 млрд долла-

ров в 2000 г. до 348,3 млрд долларов в 2009 г. 

(см. Табл. 1).

Количество патентных заявок, поданных 

резидентами  Китая,  увеличилось  с  25346 

в 2000 г. до 229096 в 2009 г. (см. Рис. 1). Од-

но  временно  некоторые  современные  ис-

следователи указывают на то, что, несмот-

ря на быстрый рост количества патентных 

заявок  из  Китая,  их  качество  продолжает 

оставаться  относительно  низким  [Shapira, 

Wang  2010].  Впрочем,  подробное  иссле-

дование  Кролла  [Kroll  2011]  опровергает 

эту  критику:  патентная  активность  китай-

ских  заявителей  соответствуют  трендам 

патен тования  в  более  развитых  странах, 

несмотря  на  наличие  особенностей,  свя-

занных  с  большой  ролью  государства  и 

поли тики в определении основных направ-

лений  патентной  деятельности.  Кролл  за-

ключает, что данные о патентной активно-

сти китайских исследователей следует счи-

тать  приемлемыми  в  качестве  одного  из 

показателей  международной  конкуренто-

способности и развитости рынка страны, и 

«хотя  китайская  система  защиты  прав  ин-

теллектуальной  собственности,  возможно, 

Таблица 1. 

Основные макроэкономические и научно-технические показатели развития КНР в 2000–2009 годах

2000

2005

2009

ВВП (млрд. долл. США базисного 2000 г.)

1198,5

1908,8

2937,55

ВВП на душу населения (долл США базисного 2000 г.)

949

1464

2206

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (% от ВВП)

– включая затраты частного сектора на НИОКР (% от ВВП)

0,9

0,56

1,32

0,88

1,7

1,21

Экспорт высокотехнологичной продукции (млрд. долл. США)

41,7

215,93

348,3

Доля наукоемкой продукции в общем объеме экспорта (%)

13,09*

Патентные заявки, поданные резидентами

25346

93485

229096

Количество исследователей, задействованных в НИОКР (на млн. жителей)

548

856

1199*

Количество занятых в НИОКР (человеко-год)

675000

1365000

2290000

* – данные за 2008 г.

Источник: Klochikhin 2013, Мировой банк, Статистические ежегодники Китая (разные годы).


background image

43

НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

все  еще  не 

функционирует

  на  достаточном 

уровне,  она  уже  в  значительной  степени 

отражает

  основные  черты  национальной 

инновационной системы» [Kroll 2011:33].

Согласно  сведениям  базы  данных  «Web 

of  Science»

3

,  количество  публикаций  ки-

тайских ученых в 1994–2011 годах увеличи-

лось  в  16  раз  (см.  Рис.  2).  Собеседники  в 

университетах и научно-исследовательских 

институтах  (НИИ)  отмечают,  что  большая 

часть китайских статей сегодня публикуется 

в  англоязычных  журналах,  что  свидетель-

ствует о стремлении КНР интегрироваться 

в  мировую  науку  и  повысить  качест во 

2000

0

50 000

100 000

150 000

200 000

250 000

300 000

350 000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Годы

Источник: Мировой банк.

Рисунок 1. 

Количество патентных заявок, поданных резидентами Китая, в 2000-2010 годах

1994

0

20 000

40 000

60 000

80 000

100 000

120 000

140 000

160 000

180 000

1995

1998

1996 1997

1999

2001 2002

2000

2003 2004

2006

2005

2008

2007

2009

2011

2010

Годы

Источник: собственные расчеты на основе данных из Thomson Reuters Web of Science (SCI-Expanded).

Рисунок 2. 

Количество научных публикаций китайских ученых, в период в 1994-2011 годах

База данных Web of Science – один из наиболее популярных источников данных для библиометри-

ческого  анализа,  поскольку  включает  в  себя  записи  большого  числа  крупнейших  научных  журналов 

и сборников статей по широкому спектру тем, преимущественно англоязычных, но также публикуемых 

и на других языках мира, в том числе китайском, русском, французском и др.


background image

ЕВГЕНИЙ  КЛОЧИХИН

44

своих исследований за счет формирования 

эффективной  системы  рецензирования 

(peer  review),  обеспечивающей  объектив-

ность  и  научную  значимость  полученных 

результатов. Желание публиковаться в анг-

лоязычных  изданиях  также  связано  со 

стремлением поддерживать связи с китай-

ской  научной  диаспорой  за  рубежом, 

основная часть которой работает в США.

Важно  отметить,  что  с  целью  обеспече-

ния  большего  контроля  над  направления-

ми  развития  мировой  науки  и  улучшения 

качества  собственных  исследований 

неко-

торые крупные университеты Китая, в том 

числе Пекинский университет, Университет 

Цинхуа и Чжэцзянский университет заклю-

чили  партнерские  соглашения  с  зарубежны-

ми издательствами, прежде всего «Springer», 

и  уже  начали  выпуск  собственных  англоя-

зычных журналов. 

Сравнение  основных  макроэкономичес-

ких и научно-технических показателей КНР 

с  другими  крупными  экономиками,  вклю-

чая  Индию,  Бразилию,  Россию  и  США, 

указывает  на  быстрое  сокращение  отстава-

ния Китая от более развитых стран и опере-

жение других «восходящих рынков» группы 

БРИКС, что может служить подтверждени-

ем  успешности  проводимой  политики 

трансформации  национальной  научной  и 

инновационной системы (см. Табл. 2).

В  этом  сравнении  важно  обратить  вни-

мание на тот факт, что за последние 20 лет 

в Китае установился стабильный повыша-

тельный тренд в экономике, науке и техно-

логиях,  в  то  время  как  некоторые  другие 

державы  испытывают  определенные  труд-

ности  в  обеспечении  последовательного 

инновационного  развития.  Например,  не-

смотря на очевидный рост расходов на на-

учные исследования и разработки в России 

в последние 10 лет, количество исследова-

телей упало с 2912 человек на млн. жителей 

в  2000  г.  до  2602  человек  на  млн.  жителей 

в 2009 году.

3

Институциональная  организация  науч-

ной и инновационной системы Китая пре-

терпела  значительные  изменения  с  начала 

Таблица 2. 

Основные макроэкономические и научно-технические показатели Китая, России, Бразилии, Индии и США в 2009 г.

Китай

Россия

Бразилия

Индия

США

Население (млн чел.)

1331,5

141,9

193,7

1155,3

307

ВВП (млрд. долл. США базисного 2000 г.)

2937,55

397,95

856,02

885,43

11250,7

ВВП на душу населения (долл. США 

базисного 2000 г.)

2206

2805

4419

766

37016

Место в рейтинге глобальной 

конкурентоспособности  

Всемирного экономического форума  

(в 2012-2013/2011-2012 годах)

29/26

67/66

48/53

59/56

7/5

Затраты на НИОКР (% от ВВП)

1,7

1,24

1,08*

0,76**

2,79*

Экспорт высокотехнологичной продукции 

(млрд. долл. США)

348,3

4,6

8,3

10,1

141,5

Доля наукоемкой продукции в общем объеме 

экспорта (%)

13,09*

0,17*

15,41*

Патентные заявки, поданные резидентами

229096

25598

3921

7262

224912

Количество исследователей, задействованных  

в НИОКР (на млн. жителей)

1199*

2602

696*

4673**

* – данные за 2008 г.

** – данные 2007 г.

Источник: [Klochikhin 2012], Мировой банк.


background image

45

НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

реформ  в  1978  году.  В  1980-х  годах  китай-

ское  правительство  предприняло  ряд  уси-

лий  по  созданию  рыночной  и  конкурент-

ной  научно-образовательной  среды  для 

ускорения  коммерциализации  научных  и 

опытно-конструкторских  разработок  и 

обеспечения  международной  конкуренто-

способности  китайского  бизнеса.  Помимо 

серьезных  изменений  в  образовательной 

системе, упомянутых выше («три Д» и «три 

К»),  власти  КНР  приняли  решение  пере-

дать больше полномочий на региональный 

и  муниципальный  уровни.  В  результате 

реформы  в  Китае  было  образовано  боль-

шое  число  малых  предприятий  муници-

пального подчинения, которые отличались 

высокой  степенью  предприимчивости  и 

ориентации  на  рыночную  экономику. 

Однако  многие  подобные  предприятия  не 

имели  достаточного  инновационного  по-

тенциала и стабильных связей с универси-

тетами  и  исследовательскими  института-

ми,  что  препятствовало  осуществлению 

технологического прорыва [Huang 2008].

Реформы 1980-х годов привели к значи-

тельной разбалансировке институциональ-

ной  структуры  КНР,  которая  во  времена 

«культурной революции» представляла со-

бой строго иерархическую модель. В обще-

стве и экономике образовался дефицит ин-

ститутов, регулирующих взаимоотношения 

между  экономическими  агентами  и  поли-

тическим  руководством,  что  послужило 

причиной  роста  неформальных  связей 

(guanxi)  и  усиления  федерализма  во  взаи-

моотношениях  между  центром  и  региона-

ми [Thun 2004; Breznitz, Murphree 2011]. 

В  1985  г.  началась  длительная 

реформа 

системы  защиты  прав  интеллектуальной 

собственности  (ИС)

.  Был  принят  первый 

патентный  закон  КНР,  согласно  которому 

изобретатели  получили  возможность  па-

тентовать  свои  разработки  и  претендовать 

на получение платы за использование ИС. 

Законодательство  дважды  пересматрива-

лось в 1992 и 2000 годах с целью приведе-

ния его в соответствие с международными 

нормами.  После  вступления  Китая  во 

Всемирную торговую организацию (ВТО) в 

2001 г. национальная система защиты прав 

ИС подверглась дополнительной модерни-

зации,  что  содействовало  резкому  росту 

патентной активности в частном и на уч но-

исследовательском  секторе.  В  последнее 

время Китай превратился в одну из основ-

ных  лабораторий  НИОКР  для  крупных 

международных корпораций [Lu, Hu 2008]. 

В 2010 г. была принята Национальная стра-

тегия  развития  патентной  системы  на  пе-

риод  2011–2020  годов,  основной  целью 

которой  стала  тесная  интеграция  патент-

ной системы с долгосрочными целями эко-

номического и социального развития КНР 

[Lohr 2011].

Несмотря  на  серьезные  изменения  по-

следних лет, многие исследователи продол-

жают указывать на большое число наруше-

ний прав интеллектуальной собственности 

китайскими производителями, что создает 

препятствия  на  пути  интеграции  Китая  в 

мировую  экономику.  С  целью  скорейшего 

выхода  из  этой  непростой  ситуации  в  по-

следние  годы  китайское  правительство 

предприняло  серьезные 

усилия  по  внедре-

нию собственных технологических стандар-

тов

, призванных обеспечить конкурентные 

преимущества  национальным  про изво ди-

телям  и  определить  направления  патент-

ной деятельности на ближайшие 5–10 лет. 

Суттмейер  и  Йяо  отмечают,  что  новая  по-

литика является «неким средним знамена-

телем  между  стремлением  соответствовать 

нормам ВТО и введением дополнительных 

мер  поддержки  конкурентоспособности 

китайских предприятий и продвижения их 

вверх  в  международной  стоимостной  це-

почке» [Suttmeier, Yao 2008: 79]. 

Первая  попытка  ввести  национальный 

стандарт  в  сфере  телекоммуникаций  была 

предпринята  китайским  правительством  в 

ноябре 2003 году, чем вызвала серьезное не-

довольство  других  государств  мира,  в  пер-

вую  очередь  США,  отстаивающих  права 

своих  производителей  по  доступу  на  все 

рынки,  входящие  в  ВТО.  Стандарт  «WLAN 

Authentication  and  Privacy  Infrastructure 

(WAPI)»,  предложенный  китайцами  в 

Международной организации по стандарти-

зации (ИСО), был отклонен международны-

ми  партнерами  в  связи  с  тем,  что  власти 


background image

ЕВГЕНИЙ  КЛОЧИХИН

46

КНР  предполагали  предоставить  доступ  к 

новым  технологиям  ограничен ному  кругу 

национальных  предприятий.  Подобное  по-

ложение  обеспечило  бы  им  конкурентные 

преимущества,  близкие  к  монопольным. 

Похожая ситуация сложилась и вокруг стан-

дарта  3G-телефонии  «TD-SCDMA»,  разра-

ботанном китайцами совместно с «Сименс»; 

стандарта цифрового видео «EVD»; стандар-

та аудио- и видеокодирования «AVS» и т.д.

Для стимулирования политики стандар-

тизации  китайских  технологий  и  эндоген-

ного инновационного развития, правитель-

ство  КНР  создало  разветвленную  сеть  на-

циональных  агентств  по  стандартизации, 

призванных  обеспечить  наиболее  мягкую 

трансформацию  инновационной  системы 

Китая  после  вступления  в  ВТО.  Сегодня  в 

стране действуют 264 техничес ких комитета 

и 386 подкомитетов по стандартам в разных 

областях  промышленности,  в  которых  за-

действовано  около  30000  технических  экс-

пертов  [Suttmeier,  Yao  2008].  Вместе  с  тем 

успешность  политики  внедрения  техноло-

гических  стандартов  все  еще  неочевидна  в 

связи  с  серьезным  противодействием  дру-

гих игроков на мировом рынке и на между-

народной политической арене.

С начала реформ значительные измене-

ния  претерпела  и 

система  финансирования 

науки и инноваций

. На сегодняшний день в 

Китае действует несколько десятков наци-

ональных  и  региональных  программ,  на-

правленных  на  поддержку  научных  иссле-

дований  и  коммерциализацию  НИОКР. 

Они  во  многом  аналогичны  действующим 

ныне в России федеральным целевым про-

граммам (см. Табл. 3).

Через  эти  и  другие  программы  прави-

тельство Китая выделяет более 1,7% ВВП на 

Таблица 3.

Основные научно-технические программы КНР

Программа

Год 

запуска

Цели

Основные параметры

Программа ключевых 

технологий

(Gong Guan Ji Hua)

1983

Концентрация ресурсов на 

ключевых направлениях 

технологического развития, 

необходимых для роста 

промышленного производства 

и социального благополучия

Цели программы, указанные в Десятом 

пятилетнем плане развития на 2001–2005 

года, включали в себя следующее:  

1) к 2005 г. отставание в основных 

сельскохозяйственных технологиях от 

развитых стран должно не превышать пяти 

лет; 2) уровень технологий и оборудования в 

основных секторах промышленности должен 

достигнуть уровня, развитых стран в 

середине 1990-х годов; 3) разработка 

технологий, направленных на улучшение 

окружающей среды; 4) поддержка 

главенствующей роли промышленных 

предприятий в процессе инновационного 

развития.

Программа ключевых 

лабораторий 

(Guo Jia Zhong Dian Shi 

Yan Shi Ji Hua)

1984

Поддержка ключевых 

лабораторий, находящихся в 

государственной или частной 

собственности

Программа нацелена на развитие 

исследований и подготовку кадров в 159 

лабораториях, принадлежащих 

университетам и НИИ, а также на создание 

целостной системы национальных 

инженерных центров.

Программа «Искра» 

(Huo Ju Ji Hua)

1986

Поддержка технологического 

трансфера в сельской 

местности с целью развития 

сельского хозяйства и 

поселений негородского типа

В 1990-х годах бюджетные ассигнования  

на эту программу не превышали 5%, 

поскольку основное финансирование 

осуществлялось за счет коммерческих 

предприятий и путем банковских займов, 

которые были гарантированы государством. 

В 2000 г. 16,8% всех затрат по этой программе 

осуществлялись за счет кредитных средств.