Файл: Научная политика Китая.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

47

НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

Продолжение таблицы 3.

Программа

Год 

запуска

Цели

Основные параметры

Национальный фонд 

естественных наук 

Китая 

(Guo Jia Zi Ran Ke Xue 

Ji Jin)

1986

Поддержка фундаментальных 

исследований по проектному 

принципу

С момента учреждения в 1986 г. и до 2000 г., 

Национальный фонд естественных наук Китая 

поддержал более 52000 исследовательских 

проектов, вложив в них в общей сложности 

около 6,6 млрд юаней. Более 60000 ученых 

получили поддержку Фонда для проведения 

фундаментальных исследований.

Программа поддержки 

высоких технологий 

(Программа 863) 

(863 Ji Hua)

1986

Увеличение международной 

конкурентоспособности 

Китая и повышение  

научно-технического 

потенциала страны

Программа нацелена на развие технологий 

как гражданского, так и военного 

назначения. Она находится в совместном 

ведении Министерства науки и технологий  

и Комиссии по науке и промышленности для 

национальной обороны. Программа 

оказывает поддержкк 20 различным сферам 

научных исследований и технологических 

разработок, разделенным на восемь 

приоритетных областей: биотехнологии,

информационные технологии, автоматизация, 

энергетика, новые материалы, морские 

технологии, космос и лазерные технологии.

Национальная 

программа поддержки 

производства 

инновационных 

товаров и услуг

(Guo Jia Zhong Dian Xin 

Chan Pin Ji Hua)

1988

Создание и ежегодное 

обновление списка 

инновационных  

и высокотехнологичных 

товаров и услуг с целью  

их адресной поддержки  

через систему грантов  

и субсидий

В 2002 г. 71,86% финансирования программы 

осуществлялось через грантовую поддержку 

и 28,14% через субсидии.

Программа «Факел»

(Huo Ju Ji Hua)

1988

Поддержка развития 

высокотехнологичной 

промышленности путем 

создания наукоградов  

и бизнес-инкубаторов, 

прямого финансирования, 

улучшения кадрового 

потенциала и т.д.

К концу 2003 г. в наукоградах и бизнес-

инкубаторах, созданных при поддержке 

программы «Факел», были основаны  

28504 высокотехнологичных предприятия  

и создано 3,49 млн. новых рабочих мест. 

Через программу был профинансирован 

10261 проект.

Программа поддержки 

ключевых направлений 

развития 

фундаментальной 

науки 

(Программа 973)

(973 Ji Hua)

1997

Поддержка фундаментальных 

исследований

Программа 973 предполагает поддержку 

фундаментальных исследований в таких 

областях, как сельское хозяйство, 

энергетика, информационные технологии, 

ресурсоэффективность и защита 

окружающей среды, а также здравоохранение 

и медицина. Более того, программа нацелена 

на улучшение человеческого потенциала 

и создание новых исследовательских центров.

Инновационный фонд 

содействия развитию 

малых предприятий  

в научно-технической 

сфере 

(Ke Ji Xing Zhong Xiao Qi 

Ye Chuang Xin Ji Hua)

1999

Содействие развитию малых 

предприятий в научно-

технической сфере

Проекты Фонда связаны с результатами 

исследований, получивших поддержку 

Программы ключевых технологий, 

программы 863 и программы «Факел»,  

и ставят целью обеспечить эффективный 

технологический трансфер научно-

исследовательских разработок  

и их коммерциализацию.

Источник: Huang, Amorim, Spinoglio, Gouveia, Medina 2004: 10-11.


background image

ЕВГЕНИЙ  КЛОЧИХИН

48

научные исследования и опытно-конст рук-

тор ские  работы.  При  этом 

университеты

 

получают растущую долю финансирования, 

что фактически свидетельствует о переходе 

к  западной  системе  производства  научного 

знания  и  инноваций.  По  данным  Нацио-

нального  бюро  статистики  Китая  в  2009  г. 

около  7,9%  общих  затрат  на  НИОКР  при-

ходилось  на  высшие  учебные  заведения,  в 

которых работает около 12% всех занятых в 

научно-ис сле довательских разработках. Со-

бе сед ни ки  в  китайских  вузах  и  НИИ  под-

тверждают,  что  большинство  выступающих 

на  научных  конференциях  и  авторов  науч-

ных публикаций – сотрудники университе-

тов,  а  не 

Китайской  академии  наук  (КАН)

Осно вы ваясь на результатах детального би-

блиометрического  исследования,  Чжоу  и 

Лейдер сдорфф [Zhou, Leydesdorff 2006] ука-

зывают  на  то,  что 

современные  китайские 

университеты  производят  намного  больше 

публикаций,  чем  научно-исследовательские 

институты и учреждения КАН. 

Несколько  широкомасштабных  нацио-

нальных программ, включая проекты 211 и 

985,  направлены  на  совершенствование 

научно-образовательной  деятельности  ки-

тайских  университетов.  Промышленные 

предприятия  также  проявляют  растущий 

интерес к академической науке: к примеру, 

тайваньский гигант в сфере информацион-

ных  технологий  «Foxconn»  уже  вложил 

300 млн. юаней в Университет Цинхуа и со-

бирается вложить еще около 1 млрд. юаней 

в течение последующих десяти лет

4

.

Тем  не  менее 

роль  Китайской  академии 

наук

 в научной системе страны продолжает 

оставаться  стабильно  высокой.  Многие 

действительные члены КАН входят в выс-

шие  политические  органы  государства  и 

разнообразные  комитеты  КПК.  В  2005  г. 

правительство  предоставило  66,5%  от  об-

щего  объема  затрат  на  НИОКР  6901  на-

учно-исследовательскому  институту,  боль-

шую часть из которых представляли учреж-

дения КАН [Schaaper 2009].

В  последнее  время  китайские  власти 

также  стали  уделять  все  большее  внимание 

грантовой системе поддержки

. Бюджет круп-

нейшего  Национального  фонда  естествен-

ных  наук  Китая,  распределяющего  около 

70%  грантовой  поддержки  индивидуальных 

ученых и исследовательских групп, в 2012 г. 

составил  15  млрд.  юаней,  уве личившись  с 

6,43  млрд.  в  2009  г.  и  12  млрд.  в  2011  году. 

Фонд  поддерживает  самые  значимые  на-

правления  развития  науки  и  техники  и  на 

сегодняшний день получает бюджетные ас-

сигнования, в несколько раз превышающие 

расходы  на  другие  целевые  программы  по 

линии  Министерства  науки  и  технологий 

Китая. Более того, Фонд поддерживает тес-

ные взаимоотношения с зарубежными пар-

тнерами,  в  том  числе  с  Научно-иссле до ва-

тельским  сообществом  Германии  и 

Национальным научным фондом США.

Несмотря на достигнутые успехи, 

струк-

тура  планирования  научно-техно логи ческой 

политики

 в значительной степени продол-

жает  следовать  образцам  советской  систе-

мы управления. Коммунистическая пар тия 

Китая  утверждает  долгосрочные  планы 

развития  сроком  на  7–10  лет.  На  основе 

такого  планирования  Хуанг,  Амо рим, 

Спиноглио,  Гувейя  и  Медина  [Huang, 

Amorim,  Spinoglio,  Gouveia,  Medina  2004] 

выделили четыре основные стадии рефор-

мы  научной  и  инновационной  системы 

Китая в последние 35 лет.

– 

Реформа системы планирования

 (1978–

1984) – восстановление и совершенствова-

ние  научно-исследовательской  системы 

Китая  и  интеграция  ее  развития  в  план 

экономических  реформ  через  реабилита-

цию  и  улучшение  работы  институтов 

науки,  которые  смогли  пережить  годы 

«культурной революции», а также включе-

ние  целей  научно-технического  прогресса 

в Шестой пятилетний план (1980–1985).

– 

Переход  к  «рыночным»  принципам 

управления  наукой  и  технологиями

  (1985–

1991)  –  создание  инновационных  сетей  и 

расширение  связей  между  наукой  и  про-

мышленностью  путем  внедрения  проект-

ных  механизмов  финансирования,  слия-

ния исследовательских институтов с пред-

People’s Daily Online.2011. Foxconn to donate 1 billion yuan to Tsinghua University, 14 April 2011.


background image

49

НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

приятиями,  поддержки  малых  компаний, 

развития системы защиты прав ИС.

– 

Интегрирование  элементов  научно-

технической деятельности в структуру «ры-

ночной  экономики  социалистического  образ-

ца»

  (1992–1998)  –  повышение  эффектив-

ности  прикладных  НИИ  с  целью  их  более 

тесной интеграции в механизмы рыночной 

экономики  посредством  предоставления 

им большей автономии и укрупнения.

– 

Широкомасштабная  трансформация 

научно-исследовательских 

институтов

 

(с  1999  г.)  –  преобразование  практически 

всех  государственных  НИИ  в  рыночные 

предпрития,  некоммерческие  организа-

ции,  посреднические  фирмы  или  слияние 

их с университетами.

В 2006 г. была принята Программа сред-

не- и долгосрочного развития науки и тех-

нологий Китая на период до 2020 года, ко-

торая  нацелена  на  преодоление  зависимо-

сти  страны  от  импортных  технологий  и 

создание  благоприятного  климата  для  эн-

догенного инновационного развития (zizhu 

chuangxin)  посредством  поддержки  иссле-

довательских  и  коммерческих  инициатив 

на местном уровне и создания сетей сотруд-

ничества,  охватывающих  все  компоненты 

национальной инновационной системы.

Несмотря  на  усилия  китайских  властей 

по созданию эффективной инновационной 

системы  и  содействию  развитию  наукоем-

ких и высокотехнологичных предприятий, 

Китай  продолжает  сталкиваться  с  серьез-

ными проблемами в сфере 

технологическо-

го трансфера. 

Из года в год эксперты Все-

мирного  экономического  форума  (ВЭФ) 

классифицируют КНР как страну с эконо-

микой, в которой рост производительности 

обеспечивается  за  счет  преимущественно 

неинновационных  факторов:  дешевая  ра-

бочая сила и экстенсивный рост продолжа-

ют  оказывать  наибольшее  влияние  на  ди-

намику экономического развития. Спе циа-

листы  ВЭФ  ставят  Китай  на  107-е  место 

среди стран мира по уровню технологичес-

кого развития и 71-е место в мире по спо-

собности  промышленных  предприятий  к 

внедрению  новых  технологий  [World 

Economic Forum 2012]. 

Одна из основных тому причин – отсут-

ствие  четких  правил  игры  на  китайском 

рынке, на котором права собственности не 

были гарантированы частным предприяти-

ям  и  домохозяйства  до  октября  2007  года. 

Изъяны в законодательстве привели к воз-

никновению сомнительных схем собствен-

ности, а также причудливых форм частно-

государственного  партнерства  [Breznitz, 

Murphree 2011; Huang 2008].

Некоторые  предприниматели  и  инве-

сторы,  с  которыми  автору  удалось  встре-

титься  в  Китае,  свидетельствовали,  что  в 

инновационной политике китайского пра-

вительства  сохраняются  «перекосы»,  свя-

занные с непрозрачной поддержкой одних 

предприятий  путем  включения  их  в  гос-

программы финансирования и бизнес-ин-

кубаторов и фактическим игнорированием 

других  предприятий,  обладающих  равны-

ми  или  даже  большими  возможностями 

для  инновационного  развития.  Прав да,  с 

начала  1990-х  годов  многие  государствен-

ные предприятия и научно-иссле до ва тель-

ские  институты  были  приватизированы 

или  трансформированы  в  акционерные 

общества,  что  привело  к  значительному 

рос ту  их  эффективности  и  прибыли,  дос-

тигшей 19,91 млрд юаней в 2001 году, что в 

1,5 раза выше чем в 1999 г. [Sigurdson 2005].

В  то  же  время  Беннер,  Лиу  и  Сергер 

[Benner,  Liu,  Serger  2012]  отмечают,  что 

эффект от этих изменений оказался невы-

соким  в  связи  с  институциональными  не-

достатками, особенно в банковской сфере 

и  механизмах  венчурного  финансирова-

ния.  Недостаток  финансовых  инструмен-

тов  привел  к  ограниченным  инвестициям 

в  инновационные  проекты  и  замедлил 

про цесс распространения технологий сре-

ди других участников национальной инно-

вационной  системы. 

Слабость  финансовой 

сис темы Китая

 связана и с тем, что банки 

продолжают оставаться в государственной 

собственности и потому в основном пред-

почитают  финансировать  государствен-

ные предприятия. Это объективно препят-

ствует  поддержке  высокорисковых  проек-

тов  в  сфере  частного  бизнеса  [Breznitz, 

Murphree 2011]. 


background image

ЕВГЕНИЙ  КЛОЧИХИН

50

4

Научное  сообщество  Китая  относят  к 

одному  из  наиболее  динамично  разви-

вающихся  в  мире.  Количество  университе-

тов  и  выпускников  вузов,  остающихся  в 

науке, неуклонно растет. Прием в китайские 

вузы вырос с 2,04 млн. студентов в 1991 г. до 

21,45 млн. студентов в 2009 году (см. Рис. 3).

В  2009  г.  девять  элитных  китайских  уни-

верситетов  объединилсь  в  Лигу  «С9»,  кото-

рая представляет собой независимый альянс 

лучших  высших  школ  Китая,  на  которые 

приходится  3%  исследователей  страны  и 

10% расходов на НИОКР. Эти университеты 

публикуют более 20% научных статей и обе-

спечивают  около  30%  цитируемости  всех 

публикаций Китая

5

. Со гласно рейтингу уни-

верситетов  мира,  опубликованному  «Times 

Higher Education» в 2012 году, два китайских 

университета – Пекинский и Цинхуа – по-

пали  в  первую  сотню  лучших  вузов  мира, 

заняв 46 и 52 места соответственно.

Развитие  научного  сообщества  Китая 

также  поддерживается  за  счет  возвращения 

ученых  и  специалистов,  получивших  обра-

зование  за  рубежом  (преимущественно  в 

США).  По  сведениям  газеты  «Financial 

Times», в 2010–2011 годах на учебу за рубеж 

выехали около 620000 китайских студентов, 

что  составило  больше  четверти  от  общего 

числа  китайцев,  выезжавших  на  учебу  за 

рубеж  с  1978  года

6

.  Стипендиальный  совет 

Китая  предоставляет  поддержку  китайским 

студентам и ученым, стремящимся работать 

с лучшими зарубежными исследовательски-

ми  группами,  а  программа  «Тысячи  талан-

тов»  предоставляет  беспрецедентную  фи-

нансовую поддержку ученым, вернувшимся 

после  работы  в  развитых  странах.  Она  обе-

спечивает не только высокую зарплату, но и 

новейшее  научное  оборудование  и  оплату 

работы лаборантов для проведения научных 

исследований мирового уровня. В результа-

те страна привлекает все большее число ки-

тайских  выпускников  зарубежных  универ-

ситетов,  которые  сегодня  предпочитают 

вернуться  обратно  в  КНР,  а  не  продолжать 

карьеру в других странах (см. Табл. 4). 

При этом ученые, вернувшиеся в Китай, 

продолжают  поддерживать  тесные  связи  с 

1991

0

5

10

15

20

25

1992

1995

1993 1994

1996

1998 1999

1997

2000 2001

2003

2002

2005

2004

2006

2009

2008

2007

Годы

Источник: Статистический ежегодник Китая за 2010 г.

Рисунок 3.

Количество студентов, зачисленных в вузы Китая в 1991-2009 годах

Times Higher Education. 2011. Eastern stars: Universities of China's C9 League excel in select fields, 

17 February 2011.

Hille  K.  Chinese  set  course  for  foreign  universities.  Financial  Times.  URL:  http://www.ft.com/

cms/s/0/bde3d892-7d6f-11e1-81a5-00144feab49a.html#axzz1xHpVMejC.


background image

51

НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

зарубежными партнерами, что обеспечива-

ет эффективную интеграцию страны в ми-

ровую  науку  и  содействие  ее  технологи-

ческому  развитию  [Jonkers,  Tijssen  2008]. 

Некоторые  исследователи  указывают  на 

большую роль этих ученых в развитии ин-

новационного бизнеса. К примеру, студен-

ты,  вернувшиеся  из-за  рубежа,  основали 

более  2100  компаний  в  технопарке  Чжун-

гуаньчунь [Cao 2004].

Библиометрический анализ показывает, 

что 

китайские  ученые  публикуют  значи-

тельное  количество  работ  в  соавторстве  с 

зарубежными  коллегами.

  В  сфере  нанонау-

ки, например, в последние годы резко воз-

росло  число  публикаций,  написанных  со-

вместно  с  американскими,  японскими  и 

немецкими учеными (см. Рис. 4).

Продолжают  укрепляться  связи  между 

различными  дисциплинами,  в  том  числе 

между  физикой,  химией,  биологией  и  ме-

дициной,  что  свидетельствует  о  достигну-

той зрелости китайской науки и готовности 

анализировать  сложные  природные  фено-

мены и системы. Правда, фундаментальные 

исследования в Китае скорее носят вторич-

ный,  производный,  нежели  передовой 

характер[Suttmeier 2008].

К  сожалению,  серьезное  воздействие  на 

саморегулирование  научного  сообщества  и 

0

500

1000

1500

2000

2500

Число работ, написанных в соавторстве

Год публикации

США

Япония
Германия
Сингапур

Австралия

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Источник: Klochikhin, Shapira 2012.

Рисунок 4.

Основные международные партнеры китайских ученых в сфере нанонауки (в 1996–2011 годах).

Таблица 4.

Число китайских студентов, выехавших на учебу 

за рубеж и вернувшихся в КНР (в 1991–2009 годах).

Год

Количество  

студентов, 

обучающихся 

за границей

Количество 

студентов, 

вернувшихся после 

учебы за рубежом

1991

2900

2069

1992

6540

3611

1993

10742

5128

1994

19071

4230

1995

20381

5750

1996

20905

6570

1997

22410

7130

1998

17622

7379

1999

23749

7748

2000

38989

9121

2001

83973

12243

2002

125179

17945

2003

117307

20152

2004

114682

24726

2005

118515

34987

2006

134000

42000

2007

144000

44000

2008

179800

69300

2009

229300

108300

Источник: Статистический ежегодник Китая 

за 2010 г.