ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 234
Скачиваний: 1
137
МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЕС
игры и преобразование внутреннего
устройства третьих странах, в том числе
путем распространения ценностей и норм
(таких как демократия, права человека,
верховенство закона, рыночная экономи-
ка). Данный термин в последнее время
вошел в широкое употребление для описа-
ния внешнеполитической деятельности
Евросоюза.
Политика ЕС в этой области представ-
ляет собой выстраивание диалога и веде-
ние переговоров с третьими странами с
целью последовательного формирования
политических, правовых, экономических,
финансовых, социальных структур и струк-
тур безопасности в интересующих ЕС стра-
нах (концепция европеизации).
Структурная дипломатия ЕС имеет се-
рьезные ограничения, так как она предпо-
лагает неравноправие сторон, на что многие
страны не соглашаются. Примерами успеха
деятельности такого рода стала только по-
литика ЕС в отношении стран Центрально-
Восточной Европы, а также на Балканском
полуострове, то есть в тех регионах, где он
мог способствовать проведению структур-
ных изменений, предлагая «взамен членство
в союзе» [Keukeleire, Justaert 2012].
3
Европейские исследования существен-
ное внимание уделяют концептуализации
специфической международной субъект-
ности ЕС. Например, в одной из послед-
них работ Заки Лаиди характеризует инте-
грационное объединение как «мощь, избе-
гающую рисков» [Laidi 2010].
Растущую популярность в последнее
время приобрела концепция «Евросоюз –
малая мощь». Она призвана отразить «раз-
рыв между ожиданиями и возможностями»
в деятельности ЕС. Низким потенциалом
концепция объясняет оборонительный ха-
рактер стратегии ЕС на международной
арене и его стремление избегать рисков.
Яркий пример ограниченности участия ЕС
в международных делах: в ходе двадцати
двух миротворческих операций его воен-
нослужащие ни разу не были втянуты в во-
оруженное столкновение. Все военные
миссии Брюсселя были операциями малого
масштаба и проводились в тех регионах, где
риски неконтролируемой эскалация кон-
фликта практически отсутствовали [Toje
2010]. Еще одним доказательством тезиса
«Евросоюз – это малая мощь» может слу-
жить присоединение к ОПБО четырех ней-
тральных государств-членов ЕС [Toje 2010].
Невзирая на то что ЕС позиционирует
себя как одного из главных глобальных
участников кризисного и посткризисного
урегулирования, поле его деятельности
остается узким. Подобное положение ин-
теграционного объединения обусловлено
как внешнеполитическими установками
его членов, так и преимущественно меж-
правительственным характером принятия
решений в области внешней политики.
Согласно альтернативной точке зрения,
ЕС трактуется как «просвещенная мощь».
По мнению ирландского профессора Бен
Тонра, он стремится стать моделью, прооб-
разом такой мощи [Tonra 2009]. Подобный
взгляд предлагает очередное идеалистиче-
ское толкование субъектности ЕС, продол-
жая логику ранее сформулированных кон-
цепций «нормативной мощи» и «граждан-
ской мощи». Идентификация ЕС с норма-
тивной мощью [Sjursen 2004; Manners 2002]
была обусловлена его ролью одного из ло-
комотивов выработки ценностных прин-
ципов и правил поведения государств и
внедрения этих правил в практику межго-
сударственного общения [Богатуров 2003].
Аналогичным образом участие ЕС в
международных делах нередко характери-
зуются с помощью понятия «мягкой
мощи». Согласно определению американ-
ского теоретика Джозефа Ная, мягкая
мощь предполагает несиловое влияние на
международной арене. Она оказывает воз-
действие на международные отношения
путем формирования образца для подража-
ния, а не посредством принуждения или
применения силы [Nye 2004].
Ассоциирование Европы с прогрессом и
процветанием, цивилизованностью и куль-
турой, несомненно, составляют основу
«комплекса привлекательности» Евро сою за.
На глобальном уровне существует стойкое
ГАЛЫМ ЖУСИПБЕК
138
восприятие ЕС как субъекта, «разрешающе-
го конфликты исключительно мирными
средствами». Мягкая мощь ЕС более всего
заметна в его отношениях со странами быв-
шего советского блока и странами третьего
мира. Например, она находит свое воплоще-
ние в программах содействия реформирова-
нию экономик южных и юго-восточных со-
седей Евро союза [Троицкий 2007].
Таким образом, распространение и за-
щита европейских ценностей становится
одним из важных компонентов формиро-
вания общей внешней политики ЕС.
Лидерство в правозащитной деятельности
и, как следствие, в нормативной сфере дает
ему определенные дивиденды и рычаги
давления в международных отношениях и
обеспечивает его морально-политическое
влияние [Троицкий 2007].
Вместе с тем, как отмечает Ричард
Розекранс, то, что континент в недавнем
прошлом колонизировавший и эксплуати-
ровавший другие части света посредством
грубой политики империализма, в настоя-
щее время стал устанавливать норматив-
ные стандарты поведения для остального
мира, представляется парадоксальным
[Rosecrance 1998]. Известный британский
теоретик и дипломат, бывший заместитель
Высокого представителя по ОВПБ Роберт
Купер определяет принятие другими стра-
нами западных стандартов как «доброволь-
ный или либеральный» империализм и от-
крыто ратует за «постмодернистский импе-
риализм» [Cooper 2002].
Подобные трактовки поднимают вопрос
о цели, ради которой просвещенный субъ-
ект распространяет свои нормы. Не пре-
следует ли он в первую очередь собствен-
ные политические, экономические и со-
циокультурные интересы? Или подобная
политика стала следствием цивилизацион-
ной травмы, полученной европейцами в
результате двух мировых войн, многовеко-
вой колониальной политики и бурного
процесса демократизации и деколониза-
ции капиталистического мира во второй
половине XX века?
Обострению этих вопросов способствуют
двойные стандарты в деятельности интегра-
ционного объединения. При вер жен ность
ЕС «гражданским принципам», в частности
правам человека, довольно трудно назвать
последовательной и универсальной. Нор-
мативная мощь ЕС оказывается на втором
плане, если речь идет о сырьевых ресурсах
(особенно углеводородах) или привилегиро-
ванных условиях внешней торговли, инве-
стирования и доступа на рынки государств,
управляемых авторитарными режимами.
К тому же существуют вполне объективные
ограничения для «нормативной» мощи ЕС.
Среди них – ограниченная эффективность
применения норм международного права за
пределами ЕС, особенно в сфере соблюде-
ния прав человека.
В этой связи все большую популярность
приобретают концепции, которые прово-
дят разграничение между внутренней и
внешней средой деятельности ЕС. В част-
ности, Р. Купер характеризует ЕС как
«островок постмодерна». Среди особенно-
стей «постмодернистского» мира он отме-
чает отказ от применения силы в разреше-
нии конфликтов, стирание различий между
внутриполитической и внешнеполитиче-
ской сферами, взаимное вмешательство во
внутренние дела друг друга и взаимное на-
блюдение друг за другом, постепенное сни-
жение значения межгосударственных гра-
ниц [Cooper 2000].
По мнению британского исследователям,
для постмодернистской организации вме-
шательство в дела премодернистского мира
является «нормой жизни». В противном слу-
чае, наступит прямая угроза самой постмо-
дернистской системе и её ценностям.
«Объединенная Европа» вынуждена
приспосабливаться к миру двойных стан-
дартов: раз она оказалась в условиях «джун-
глей», то она должна руководствоваться
и их законами. В этой связи ей приходит-
ся подчас прибегать к применению самых
жест ких мер, обмана, превентивных атак.
Вместе с тем тезисы данной макиавелист-
ской концепции идут в столкновение с
представлением о «нормативной» или
«гражданской мощи» ЕС и постматериали-
стическими ценностями европейской об-
щественности.
139
МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЕС
Попытку снять это противоречия пред-
приняла также группа ученых Трирского
университета под руководством Ханса
Маула, которая модифицировали концеп-
цию «гражданской мощи» Ф. Дюшена.
Авторы исходят из того, что влияние долж-
но быть использовано для упорядочивания
международных отношений, находящихся
в состоянии анархии. Она стремится пре-
вратить международные отношения в
сферу цивилизованного взаимодействия,
организованную в соответствии с нормами
и законами. Следовательно, гражданская
мощь направлена на укрепление междуна-
родных режимов и международного права
[Maull 2005].
Европейская стратегия безопасности,
принятая в 2003 году, подчеркивает, что без-
опасность и процветание Европы всё боль-
ше зависят от эффективно функционирую-
щей международной системы, и ЕС заинте-
ресован в повышении роли международного
права. Российский ученый М. Троицкий
также обращает внимание на то, что «созда-
тели Европейских Сообществ зак репляли за
своим детищем роль международного лиде-
ра, структурирующего международную
среду посредством совершенствования
практик глобального управления». В то же
время Х. Маул подчеркивает, что «граждан-
ская мощь» не только не иск лючает, а скорее
даже предполагает применение военной
силы для упорядочивания международных
отношений (например, в форме гуманитар-
ной интервенции)или для индивидуальной
и коллективной самообороны. Более того,
концепция «граж данской мощи» требует ис-
пользования военных инструментов даже в
большей степени, чем это было характерно
для традиционных великих держав, которые
меньше были обеспокоены структурирова-
нием международной среды.
Таким образом, гражданская мощь не
означает «невозможность применения во-
енной силы или полного отмежевания от
применения военной силы как таковой», а
скорее предполагает использование воен-
ных инструментов только для достижения
определенных целей и только в определен-
ных рамках. Поэтому создание в рамках
ЕПБО/ОПБО оперативного потенциала
кризисного реагирования, предоставляю-
щего ЕС возможность применять военную
и гражданскую силу, никак не меняет сущ-
ность гражданской мощи ЕС [Maull 2005].
Создание ЕПБО само по себе показывает,
что европейцы не исключают полностью
применение инструментов военного воз-
действия [Anderson, Seitz 2006]. В этой
связи Евросоюз после создания оператив-
ной ЕПБО выступает в качестве мягкой
силы только тогда и там, когда и где для
этого существуют надлежащие условия.
Из Европейской стратегии безопасности
2003 г. также следует, что Евросоюз не ис-
поведует «пацифизм», хотя и рассматривает
применение военной силы как крайнею
меру. В документе отмечается, что «ЕС дол-
жен выработать такую стратегическую
культуру, которая санкционировала бы ран-
нее, быстрое и, при необходимости, жест-
кое вмешательство». Создание «боевых
групп быстрого реагирования» стало прак-
тическим подтверждением таких устремле-
ний [Verwick 2006]. Согласно «Белой книге
европейской обороны», подготовленной
специалистами Института исследований
безопасности ЕС, в некоторых случаях при-
менение жесткой силы бывает неизбежным
условием, создающим возможность после-
дующей эффективности мягкой силы.
Своеобразный итог современных дискус-
сий о субъектности ЕС подводит Дж. Хо-
ворт, который подчеркивает, что интеграци-
онное объединение нельзя поставить в один
ряд с глобальными державами в класси-
ческом понимании, так как оно не облада-
ет политическим и конституциональным
единст вом. Вместе с тем оно обладает по-
тенциалом направлять ход мировой исто-
рии и международных отношений в XXI веке
в позитивном ключе. При этом самому ЕС
стоит избегать попыток позиционировать
себя в качестве нормативной модели, ибо
бренд «Евросоюз» не предназначен для экс-
порта. Как субъект международных отно-
шений он призван способствовать форми-
рованию плюралистичного в политическом
и культурном плане и полицентричного
мира. Такой «интер-по люсный» порядок
ГАЛЫМ ЖУСИПБЕК
140
должен строиться на реальной многосто-
ронности, устойчивом развитии, стабиль-
ности, коллективной безопасности и спра-
ведливой торговле [Howorth 2010].
По утверждению Дж. Ховорта, появле-
ние и укрепление гражданского и военного
потенциала ЕС будет приветствоваться
США, Китаем, Индией, Бразилией, ООН,
Африканским Союзом, АСЕАН, которые
сегодня не склонны рассматривать норма-
тивную мощь ЕС как нечто серьезное
[Троицкий 2007].
* * *
«Объединенная Европа» становится
одним из формирующихся глобальных игро-
ков как в экономической, так и в политиче-
ской сферах. Кроме того, ЕС обладает ши-
роким набором инструментов кризисного и
посткризисного урегулирования. В этой
связи потенциал международного влияния
ЕС постоянно нарастает. За последние пят-
надцать лет ЕС оброс кругом функций,
ранее характерных исключительно для госу-
дарств, в частности в области внешней по-
литики и безопасности. В то же время
утверждать, что ЕС идет по пути превраще-
ния в сверхгосударство, было бы неверным.
ЕС остается своеобразным и уникаль-
ным формированием, сочетающим в себе
как наднациональные, так и межгосудар-
ственные черты. В одном из недавних ис-
следований международной субъектности
ЕС, он был охарактеризован как «много-
целевой, многоуровневый, полунаднацио-
нальный и полумежгосударственный субъ-
ект» [Toje 2010].
«ЕС был и будет военным субъектом
новой и необычной формации», – резюми-
рует в этой связи Дж. Ховорт [Howarth
2010: 466]. Действительно, в последние
пятнадцать лет он стал играть заметную
роль в предупреждении конфликтов и в их
разрешении. Можно даже говорить об осо-
бой модели миротворческих миссий ЕС,
комбинирующей наряду с «мягкой», неко-
торые элементы «жесткой» мощи. Будучи
уникальным образованием, в вопросах без-
опасности он обладает как большей леги-
тимностью по сравнению с НАТО, так и
большими возможностями и эффективно-
стью по сравнению с ОБСЕ и многими
другими региональными организациями.
ЕС располагает влиянием на междуна-
родную среду безопасности не только по-
тому, что располагает ОПБО с ее широким
набором инструментов кризисного и пост-
кризисного урегулирования, но и из-за
того, что имеет большой потенциал нево-
енных методов воздействия на междуна-
родную безопасность, прежде всего струк-
турную дипломатию.
Современный мир усложнился, и несрав-
ненно большую роль в его хитросплетениях,
по сравнению с эрой безраздельного го-
сподства Вестфальского порядка, в нем
играют финансовые, экономические, обра-
зовательные и нормативные факторы.
Думается, что Евросоюз располагает ком-
плексным инструментарием, отвечающим
обозначенным новым реалиям мировой по-
литики. Вместе с тем эволюционирующую
международную роль ЕС и его влияние на
международную среду безопасности сложно
определить однозначно. Наблю дается плю-
рализм нередко противоречивых оценок.
Современные исследователи напоминают
мудрецов из восточной притчи, которые с
завязанными глазами ощупывая слона, пы-
таются объяснить, с чем имеют дело.
Список литературы
Арбатова Н. 2011. ЕС и кризисное регулирование // ЕС и региональные конфликты. М.: ИМЭМО.
Байков А. 2010. Формы интеграционных взаимодействий в Восточной Азии: опыт проверки
Европейским Союзом // Сравнительная политика. №1.
Байков А. 2009. Эволюция подходов ЕС в сфере безопасности и интересы России // Россия в миро-
вой экономике и международных отношениях. М.: ИМЭМО.
Богатуров А. 2003. Современный международный порядок // Международные процессы. Т. 1. No. 1.
Январь-апрель.
Воронов К. 2011. Страны Северной Европы // ЕС и региональные конфликты. М.: ИМЭМО.
141
МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЕС
Данилов Д. 2002. Европейский союз: формирование политики безопасности и обороны // Космополис.
Электронный ресурс]. URL: http://www.rami.ru/cosmopolis/archives/1/danilov.html.
Троицкий М. 2007. Евросоюз в мировой политике //Международные процессы. Т. 5. № 3(15).
Сентябрь-декабрь 2007.
Anderson S., Seitz T. 2006. European Security and Defense Policy Demystified Nation-Building and Identity
in the European Union. Armed Forces and Society. Vol. 33. No. 1.
Annawitt Philipp. Global Security and Regional Responses: Conflict Management in a Fractured World,
GCSP Geneva Papers. Conference Series. No.°18.
Bailes A. 2005. Common Foreign and Security Policy (CFSP)/ European Security and Defence Policy (ESDP)
Challenges and Prospects. Hamburger Vortr ge am Institut f r Friedensforschung und Sicherheitspolitik,
Hamburg.
Bull H. 1982. Civilian Power Europe: A Contradiction in Terms? Journal of Common Market Studies. Vol. 21 No. 2.
Buzan B. 1991. People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post- Cold War
Era, Boulder: Lynne Rienner.
Cooper R. 2000. The Postmodern State and the World Order, London: Demos.
Cooper R. 2002. The New Liberal Imperialism. Guardian. 07 April.
Garavini Giuliano. 2010. «Foreign Policy beyond the Nation-State». In: Wolfram Kaiser (ed.). EU History
Themes. Palgrave, Macmillan.
Haseler S. 2004. Super-State: The New Europe and its Challenge to America, London: I.B. Tauris.
Howorth J. 2010. The EU as a Global Actor: Grand Strategy for a Global Grand Bargain?. Journal of
Common Market Studies. Vol. 48. No. 3: 455-474.
Inglehart R., Welzel C. 2005. Modernization, Cultural Change and Democracy, N.Y.: Cambridge University
Press
Keukeleire S., Justaert A. 2012. EU Foreign Policy and the Challenges of Structural Diplomacy: Compre-
hensiveness, Coordination, Alignment and Learning. DSEU Policy Paper 12.
Keukeleire S., Thiers R., Justaert A. 2009. Reappraising Diplomacy: Structural Diplomacy and the Case of
the European Union. The Hague Journal of Diplomacy. No. 4: 143-165.
Koenig Nicole. 2011. The EU and the Libyan Crisis: In Quest of Coherence? IAI Working Papers, No 11,
July 19, Istituto Affari Internazionali.
Kundnani H., Vaїsse J. 2011. EU foreign policy: moving on from Libya [Электроный ресурс]. URL: http://
www.opendemocracy.net/hans-kundnani-justin-vaїsse/eu-foreignpolicy- moving-on-from-libya
Laїdi Z. 2008. Norms over Force: The Enigma of European Power. New York: Palgrave.
Leonard M. 2005. Why Europe will run the 21st Century. London: Fourth Estate.
Liaidi Z. 2010. Europe as a Risk Averse Power. GARNET Policy Brief [Электронный ресурс]. URL: http://
www2.warwick.ac.uk/fac/soc/garnet/policybriefs/policybrief11.pdf.
Manners I. 2002. ‘Normative Power Europe: A Contradiction in Terms? Journal of Common Market
Studies. № 40: 245–252.
Manners I. 2010. Global Europa: Mythology of the European Union in World Politics. Journal of Common
Market Studies. Vol. 48, No. 1: 67–87.
Maull H. 2005. Europe and the New Balance of Global Order. International Affairs. Vol. 81. No 4: 779-780.
McCormick J. 2007. The European Superpower. London: Palgrave.
Menon A. 2008. Europe: The State of the Union. London: Atlantic Books.
Nye J. 2004. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs
Rieker Pernille. 2006. From Common Defence to Comprehensive Security: Towards the Europeanization of
French Foreign and Security Policy? Security Dialogue. Vol. 37, No 4.
Rosecrance R. 1998. The New Type of International Actor. In: Zielonka J. (ed.). Paradoxes of European
Foreign Policy, ed. The Hague: Kluwer Law International.
Salmon Trevor. 2005. The European Security and Defence Policy: Built on Rocks or Sand? European
Foreign Affairs Review. No. 10 (3).
Sjursen H. 2004. Changes to European Security in a Communicative Perspective. Cooperation and Conflict.
Vol. 39 No. 2:121-122.
Telo M. 2006. Europe: A Civilian Power? European Union, Global Governance, World Order, London:
Palgrave.
Toje A. 2010. The European Union as a Small Power. Journal of Common Market Studies. Vol. 49. No. 1.
Tonra B. 2009. The European Union as a Global Actor, October 7 [Электронный ресурс]. URL: http://
ssrn.com/abstract=1484740 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1484740.
Varwick J. 2006. European Union and NATO Partnership, Competition or Rivalry? Kieler Analysen zur
Sicherheitspolitik. No. 18.
White B. 2001. Understanding European Foreign Policy. Basingstoke: Palgrave.
Zwolski K. 2009. The European Union as a Security Actor: Moving Beyond the Second Pillar. Journal of
Contemporary European Research, Vol. 5, No. 1.