ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
Резюме
Москва и Вашингтон остаются лидерами космических исследований, сохраняя отрыв от других
космических держав, прежде всего КНР и стран ЕС. В начале 2010-х годов, как и в 1960-х, только
у Соединенных Штатов и России есть материально-техническая база для проведения полного
спектра космических исследований.
Ресурсы России и США при этом различны. Соединенные Штаты обладают превосходством по коли-
честву космических аппаратов и объему решаемых ими задач. Преобладание Вашингтона закрепляет-
ся наличием у него единственной в мире системы глобальной спутниковой навигации и связи.
Российские программы в свою очередь нацелены на решение трех типов задач. Первый – сохранить
за Россией статус страны, по-прежнему способной осуществлять весь комплекс космических
исследований. Второй – предотвратить отрыв США по всему спектру космических исследований.
Третий – создать технологический фундамент для развития системы аэрокосмической обороны.
Цель настоящей статьи – сформировать представления о степени совместимости космических
программ обеих стран как оси формирующегося международного режима в сфере освоения кос-
моса, выявить потенциальные «риски сотрудничества» и перспективные преимущества коопера-
ции между Россией и США, оценив комплекс проблем двустороннего взаимодействия России
и США в области мирного освоения космоса.
Международное сотрудничество России с США в области космоса носит разносторонний харак-
тер, что связано с наличием огромного потенциала в данной отрасли в обеих странах. Тем не
менее на некоторых направлениях сотрудничества содержится ряд противоречий, вызванных тем,
что США являются не только нашим крупнейшим партнером, но и основным конкурентом.
Сложность российско-американскому партнерству в этой сфере добавляет тот факт, что речь идет
о сотрудничестве сопоставимых по мощи партнеров. Следовательно, каждой из держав приходит-
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В КОСМОСЕ
1
ТЕНДЕНЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЖИМА
Андрей БАйков
МГИМо (У) МИд россии, Москва, россия
Алексей БоГАтУров
научно-образовательный форум по международным отношениям, Москва, россия
Алексей Фененко
МГУ им. М.в. ломоносова, Москва, россия
1
статья подготовлена при поддержке гранта рГнФ № 13-07-00022 «становление режимов регу-
лирования в новых областях международных взаимодействий».
Для связи с авторами / Corresponding authors:
Email: a.baykov@obraforum.ru
57
россИйско-АМерИкАнское вЗАИМодействИе в косМосе
Непрерывное усиление конкурентных
начал взаимодействия в космической сфе-
ре стало характерной чертой между на род-
но-политической динамики с конца 1950-х
годов. На отдельных этапах – особенно в
связи с возникавшими в этой области рис-
ками военно-стратегического характера –
парадигма соперничества и даже противо-
борства дополнялась довольно существен-
ными кооперативными элементами
2
.
Обширные программы сотрудничества
в космосе в основном, разумеется, прости-
рались на сферы мирного использования
космического пространства в общечелове-
ческих целях прогресса науки и операцио-
нализации фундаментальных достижений
ученых для решения прикладных задач на-
циональной экономики, здравоохранения,
возможности перенесения жизнедеятель-
ности человека на другие планеты. Учи-
тывая весьма недолгую историю косми-
ческих проектов, разворачивавшуюся к
тому же в условиях острого двухполюсного
противостояния сверхдержав, отягченного
мощ ным идеологическим и военным ком-
понентами, по-настоящему глобальные
программы сотрудничества в космосе ста-
ли проявляться в 1990-х годах. В тот пери-
од к ним подключились бывшие против-
ники по гонке вооружений, что дало воз-
можность для частичной интеграции их
научно-технических и технологических
платформ. Сформировался своеобразный
треугольник, вершинами которого стали
США, Россия и ведущие, технологически
«продвинутые» государства Европейского
Сою за. К нему практически сразу подклю-
чилась Япония, накопившая благодаря пе-
риоду сверхбыстрых темпов экономиче-
ского роста в 1950-1980-х годах, а также
тесному технологическому взаимодейст-
вию с США, громадный научно-техни чес-
кий потенциал.
Наиболее убедительным результатом дан-
ной фазой кооперации стало создание
Международной космической станции, экс-
плуатация которой стартовала в 1998 го ду.
Вместе с тем элементы соперничества в кос-
мосе не были полностью вытеснены из ми-
рового взаимодействия. Сегодня, как и в
конце 1950-х годов, первенство в космосе,
или во всяком случае зримое присутствие в
этом сегменте, по-прежнему служит свиде-
тельством наличия комплексного потенциа-
ла и серьезным аргументов в пользу мирово-
го или регионального лидерства. Действия в
этом направлении проявляются не только
по стратегической оси отношений между
США и Россией, но и в контексте подси-
стемных многосторонних отношений в
Азии, Латинской Аме рике, в Европе.
Данное соперничество проявляется дво-
яко: с одной стороны, как скрываемое, но
осознанное политическое и (военно-) тех-
нологическое состязание «великих держав»
за удержание лидерства в обладании и при-
менении новейших технологий, способных
помочь в достижении решающего превос-
ходства. В умах лидеров в Вашингтоне и
Москве по-прежнему сохраняет актуаль-
ность «идеальный образ» стратегической
неуязвимости, который продолжает оста-
ваться желанной моделью обеспечения на-
циональной безопасности в условиях
умножения источников угроз, рисков и
опасностей.
С другой стороны, противоборство в
космосе – это в том числе и обычная эко-
2
Подготовка и апробация первой версии данного исследования осуществлялись в ходе ситуацион-
ного анализа, проводимого на кафедре прикладного анализа международных проблем МГИМо под
руководством проф. т.А. Шаклеиной. Их результаты отражены в работе: ситуационные анализы.
вып. 3: Формирование режимов в отношении новых глобальных вызовов и угроз / т.А. Шаклеина,
А.А. Байков [и др.]; под ред. т.А. Шаклеиной. М.: МГИМо-Университет, 2013.
ся совмещать интересы защиты своих оригинальных наработок с задачами максимально возмож-
ного ознакомления с наработками партнера. Кроме того, необходимо сохранять некоторый ра-
зум ный уровень взаимного доверия, без которого партнерство не может состояться.
Ключевые слова:
мирное освоение космоса; международный режим; Россия; США.
Андрей БАйков, Алексей БоГАтУров, Алексей Фененко
58
номическая конкуренция за создание и
сбыт уникального космического оборудо-
вания, проектирование космодромов, реа-
лизацию коммерческих запусков, имею-
щих сегодня большую финансовую при-
влекательность.
В целом космос сохранит за собой роль
одного из базовых критериев лидерства в
мировой иерархии и будет определять меж-
дународные статусные характеристики всех
стран, стремящихся примерить на себя
роль «великой державы», несущей ответ-
ственность за поддержание мира и безо-
пасности на планете.
1
Космическая деятельность в 2010-х годах
продолжает оставаться одной из основных
сфер международного сотрудничества и
одновременно международной конкурен-
ции. В той или иной степени в нее вовлека-
ются все страны, способные претендовать
на политическое, экономическое и техно-
логическое лидерство не только на глобаль-
ном, но и на региональном уровнях – в Ев-
ропе, Азии, Латинской Америке. В миро-
вой конкурентной борьбе наряду с пра-
вительст вами и государствами участвуют
частные и по лучастные кор порации-пос-
тавщики и потребители космических услуг,
техники и технологий. Фактически форми-
руется новая среда международного косми-
ческого сотрудничества, объективными ха-
рактеристиками которой выступают как
резко расширившийся круг субъектов, так
и увеличившиеся технологические возмож-
ности применения космических разрабо-
ток. Со об разно этому происходит активное
переформатирование
существовавших
ранее моделей взаимодействия ключевых
игроков на рынке космических услуг и ин-
струментов его регулирования в интересах
устойчивого развития и международной,
региональной и локальной безопасности.
Речь идет о складывании нового
междуна-
родного режима мирной космической дея-
тельности
(понимаемого, по Краснеру, как
совокупность соответствующих регулятив-
ных институтов, принципов и норм с совпа-
дающими ожиданиями основных участни-
ков), стержневой осью которого выступает
обновленное российско-амери кан ское вза-
имодействие в этой области.
Международно-правовое, политико-дип-
ломатическое, финансово-эконо ми чес кое,
научно-техническое, орга ни за ци он но-ме-
неджерское и маркетинговое обес пече-
ние космической деятельности становятся
важ нейшими ответвлениями государствен-
ной политики и перспективными направ-
лениями высокодоходного бизнеса с ярко
выраженным транснациональным измере-
нием. Ключевая специфика кос мической дея-
тельности состоит в ее прямой связи с на-
циональной безопасностью участ вую щих в
ней стран, их военной и военно-техно ло ги-
ческой политикой, а так же международной
и глобальной безопасностью.
Другая основополагающая характери-
стика международного взаимодействия в
космической деятельности – информаци-
онная революция и расширение техноло-
гического инструментария наиболее раз-
витых стран, обеспечивающего им доступ к
инновационным разработкам и технологи-
ческим секретам конкурентов.
Сотрудничество технологически менее
сильных стран с государствами-лидерами
технологической сферы сопряжено со
стремлением первых гласно или негласно
обеспечить себе доступ к максимально
возмож ному кругу новинок, имеющихся у
партнера. Задача вторых в подобных ситуа-
циях – проявлять предельную осторож-
ность, дозируя поступление космических
технологий менее мощным государствам,
имея в виду риски собственной безопас-
ности, международной безопасности в
целом, а также, конечно, интересы сохра-
нений конкурентных преимуществ на рын-
ках космических услуг и техники.
Еще более сложной оказывается ситуация
в случае сотрудничества симметричных по
мощи партнеров, каковыми являются друг
для друга Россия и США. Каждой из держав
приходится постоянно совмещать интересы
защиты своих оригинальных наработок с за-
дачами максимально возможного отслежива-
ния наработок партнера. При этом очевид-
но, что двустороннее парт нерство не может
59
россИйско-АМерИкАнское вЗАИМодействИе в косМосе
работать в режиме односторонней передачи
информации. Нельзя ознакомиться с идея-
ми партнера, ничего не дав ему взамен.
Отсюда – вынужденная нацеленность сто-
рон на жесткую изби рательность.
Кроме того, международно-поли ти чес-
кая и экономическая среда российско-
американского двустороннего сотруд ни-
чества во многом определяется их сопер-
ничеством и одновременно попытками
сотруд ничества с третьими странами – Ки-
таем, странами ЕС, государствами Латин-
ской Америки и Азиатско-Тихоокеанского
региона и даже отдельными странами СНГ.
Многие третьи страны-партнеры и России,
и США будут с готовностью использовать в
своих целях возможные российско-амери-
канские расхождения.
Важность сотрудничества с США в кос-
мосе оттеняется его местом в общей систе-
ме двусторонних российско-американских
связей. Их хроническим недостатком в
послед ние 20 лет является нехватка реаль-
ного сотрудничества, так сказать «мяса» на
«несущих костях» важных, но общих по-
литических деклараций о партнерстве и
соглашений о сокращении военных потен-
циалов. В этом смысле совместные косми-
ческие проекты выглядят как взаимовы-
годные и крайне необходимые в условиях
нынешнего этапа развития двусторонних
отношений конкретные дела, осуществле-
ние которых приносит выгоду обеим стра-
нам-участницам.
Неудачи, которые происходили в некото-
рых космических проектах России в послед-
нее время, оказали на позиции Москвы в
отношениях с Вашингтоном двойственное
влияние. С одной стороны, они принесли
определенный ущерб технологическому
престижу российских производителей.
С другой – неудачи привлекли внимание
власти к накопившимся трудностям в кос-
мической деятельности. Российские руко-
водители предметнее осознают важность
государственной поддержки и государствен-
ного контроля в сфере космической дея-
тельности. Появился конкретный подвод
для
самокритичных
сравнений
с
Соединенными Штатами: в США вопрос о
поддержке космических проектов под со-
мнение в принципе никогда не ставится –
Конгресс имеет обыкновение только урезать
или замораживать ассигнования на отдель-
ные направления космической деятельно-
сти. Коммерческая деятельность в космосе и
повышение ее доходности приветствуются,
но она является, скорее, средством сниже-
ния затрат на космические проекты, чем
собственно источником их финансирова-
ния. Подобный подход, вероятно, было бы
целесообразно внед рить в обиход обсужде-
ний на уровне российского правительства и
в стенах Госу дарственной Думы.
Вместе с тем сотрудничество в космиче-
ской области с США сопряжено с немалы-
ми рисками и одновременно с потенциаль-
ными значительными приобретениями для
России.
Важно иметь в виду, что в 2000-х годах
американское руководство по существу вер-
нулось к идее обеспечения выхода на страте-
гическую неуязвимость США. На протяже-
нии примерно 40 предшествующих лет эта
идея считалась в США нереалистичной, и
концепция национальной безопасности
строилась на признании взаимной стратеги-
ческой уязвимости США и СССР (mutua lly
assured destruction). На этом постулате ба-
зировалась идея глобальной стратегической
стабильности. В настоящее время данная
концепция подвергается сомнению.
Идея создания систем ПРО лишь часть
усилий для обеспечения стратегической
неуязвимости Соединенных Штатов, а ос-
воение космического пространства и при-
обретение преимуществ в нем – важная
составляющая поиска контуров политики
обеспечения такой неуязвимости. Цена
риска высока, и поэтому США уделяют
колоссальное внимание космической дея-
тельности всех держав, которые обладают
для этого соответствующим потенциалом.
Проекты сотрудничества с Россией в этом
смысле – один из инструментов постоянно-
го мониторинга уровня готовности России к
осуществлению космических программ того
или иного уровня сложности.
Но потенциально опасные действия
США не сводятся к «охоте за информаци-
Андрей БАйков, Алексей БоГАтУров, Алексей Фененко
60
ей». Проверенным способом связывания
рук конкуренту является стратегия, в рам-
ках которой российских партнеров вовле-
кают в проекты, которые на самом деле
могут приносить в кратко- и среднесроч-
ной перспективе заметные финансовые и
даже технологические выигрыши россий-
ской стороне. Для России приобретения
могут носить конкретно-прикладной, так-
тический характер. Но в долгосрочной
стратегической перспективе участие в под-
робных финансово выигрышных проектах
может отвлекать силы и ресурсы россий-
ских участников, например, от финансово
менее выгодных, но технологически более
перспективных, потенциально прорывных
направлений оригинальных исследований и
фундаментальных разработок.
Таким путем американские партнеры в
мягкой форме навязывают российским
участникам собственную «повестку дня»,
программу космической деятельности.
Российские корпорации могут оказаться
партнерами по важным и рентабельным,
но уже не имеющим ключевого, принци-
пиального значения проектам, фактически
уводящим или уходящими в стороны от тех
магистральных линий космических иссле-
дований, которые американцы разрабаты-
вают полностью самостоятельно. С учетом
относительной ограниченности ресурсов
(кадровых, финансовых, организационно-
институциональных, инфраструктурных)
российской стороны вероятность «утонуть»
в подобных вариантах сотрудничества с
США довольно велика.
2
Сотрудничество в космической области
с США имеет для России ряд несомненных
преимуществ
. Во-первых, оно так или иначе
позволяет российской стороне приобщать-
ся к некоторым технологическим достиже-
ниям американских партнеров. Во-вторых,
оно дает России средства политического
давления на третьи страны, например
Китай, которого взаимодействие россий-
ских и американских корпораций давно
раздражает и как политический символ
превосходства США и России в космосе, и
как своего рода центр «глобального управ-
ления развитием космической сферы на
двусторонней основе».
В-третьих, насколько можно заклю-
чить, сотрудничество с США является для
российской стороны коммерчески привле-
кательным, поскольку обеспечивает при-
ток средств, необходимых для развития
космических проектов самой России.
Кроме того, в ряде случаев оно позволяет
российской стороне экономить весьма зна-
чительные расходы на космическую дея-
тельность. В-четвертых, значение имеет
постоянное ознакомление со стандартами
качества в американском космическом
комплексе, которые по ряду направлений,
судя по публикациям, превосходят россий-
ские или просто являются более детально
разработанными и регламентированными
с практической точки зрения.
В-четвертых, взаимодействие с амери-
канской стороной позволяет российским
компаниям заимствовать элементы пере-
дового опыта управленческой и маркетин-
говой работы, что важно и для модерниза-
ции самой системы космической деятель-
ности в России, и для лучшей ориентации
российских компаний на мировом косми-
ческом рынке.
На практике Россия взаимодействует с
США в ряде важных областей: использова-
ние Международной космической станции
(МКС), космическая связь и навигация,
проект «Морской старт», экспорт ракетных
двигателей в США, сотрудничество на мно-
госторонних площадках. Кроме того, Моск-
ва и Вашингтон используют опыт друг друга
в организации космических исследований.
В начале 2010-х годов российский опыт стал
востребованным в США. Американские
эксперты проявляют интерес к деятельно-
сти российского Центра управления поле-
тами. Наконец, сотрудничество России и
США в космосе неотделимо от переговоров
по контролю над вооружениями.
По-видимому, пока наиболее реалистич-
ным сценарием взаимодействия между Рос-
сией и США в космосе выглядит возможное
сегментарное и ограниченное сотрудничество.
Оно может развиваться в сферах, где, во-