Файл: Международное сотрудничество в космосе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Резюме

Москва и Вашингтон остаются лидерами космических исследований, сохраняя отрыв от других 

космических держав, прежде всего КНР и стран ЕС. В начале 2010-х годов, как и в 1960-х, только 

у  Соединенных  Штатов  и  России  есть  материально-техническая  база  для  проведения  полного 

спектра космических исследований. 

Ресурсы России и США при этом различны. Соединенные Штаты обладают превосходством по коли-

честву космических аппаратов и объему решаемых ими задач. Преобладание Вашингтона закрепляет-

ся наличием у него единственной в мире системы глобальной спутниковой навигации и связи.

Российские программы в свою очередь нацелены на решение трех типов задач. Первый – сохранить 

за  Россией  статус  страны,  по-прежнему  способной  осуществлять  весь  комплекс  космических 

исследований. Второй – предотвратить отрыв США по всему спектру космических исследований. 

Третий – создать технологический фундамент для развития системы аэрокосмической обороны.

Цель  настоящей  статьи  –  сформировать  представления  о  степени  совместимости  космических 

программ обеих стран как оси формирующегося международного режима в сфере освоения кос-

моса, выявить потенциальные «риски сотрудничества» и перспективные преимущества коопера-

ции  между  Россией  и  США,  оценив  комплекс  проблем  двустороннего  взаимодействия  России 

и США в области мирного освоения космоса.

Международное сотрудничество России с США в области космоса носит разносторонний харак-

тер,  что  связано  с  наличием  огромного  потенциала  в  данной  отрасли  в  обеих  странах.  Тем  не 

менее на некоторых направлениях сотрудничества содержится ряд противоречий, вызванных тем, 

что США являются не только нашим крупнейшим партнером, но и основным конкурентом.

Сложность российско-американскому партнерству в этой сфере добавляет тот факт, что речь идет 

о сотрудничестве сопоставимых по мощи партнеров. Следовательно, каждой из держав приходит-

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 

В КОСМОСЕ

1

ТЕНДЕНЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ 
ФОРМИРОВАНИЯ  
МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЖИМА  

Андрей БАйков

МГИМо (У) МИд россии, Москва, россия

Алексей БоГАтУров

научно-образовательный форум по международным отношениям, Москва, россия

Алексей Фененко

МГУ им. М.в. ломоносова, Москва, россия

1

 статья подготовлена при поддержке гранта рГнФ № 13-07-00022 «становление режимов регу-

лирования в новых областях международных взаимодействий».

Для связи с авторами / Corresponding authors:

Email: a.baykov@obraforum.ru


background image

57

россИйско-АМерИкАнское вЗАИМодействИе в косМосе

Непрерывное  усиление  конкурентных 

начал взаимодействия в космической сфе-

ре  стало  характерной  чертой  между на род-

но-политической динамики с конца 1950-х 

годов.  На  отдельных  этапах  –  особенно  в 

связи с возникавшими в этой области рис-

ками  военно-стратегического  характера  – 

парадигма соперничества и даже противо-

борства  дополнялась  довольно  существен-

ными кооперативными элементами

2

Обширные  программы  сотрудничества 

в космосе в основном, разумеется, прости-

рались  на  сферы  мирного  использования 

космического пространства в общечелове-

ческих целях прогресса науки и операцио-

нализации  фундаментальных  достижений 

ученых для решения прикладных задач на-

циональной экономики, здравоохранения, 

возможности  перенесения  жизнедеятель-

ности  человека  на  другие  планеты.  Учи-

тывая  весьма  недолгую  историю  косми-

ческих  проектов,  разворачивавшуюся  к 

тому же в условиях острого двухполюсного 

противостояния сверхдержав, отягченного 

мощ ным идеологическим и военным ком-

понентами,  по-настоящему  глобальные 

программы сотрудничества в космосе ста-

ли проявляться в 1990-х годах. В тот пери-

од  к  ним  подключились  бывшие  против-

ники  по  гонке  вооружений,  что  дало  воз-

можность  для  частичной  интеграции  их 

научно-технических  и  технологических 

платформ.  Сформировался  своеобразный 

треугольник,  вершинами  которого  стали 

США,  Россия  и  ведущие,  технологически 

«продвинутые»  государства  Европейского 

Сою за. К нему практически сразу подклю-

чилась Япония, накопившая благодаря пе-

риоду  сверхбыстрых  темпов  экономиче-

ского  роста  в  1950-1980-х  годах,  а  также 

тесному  технологическому  взаимодейст-

вию с США, громадный научно-техни чес-

кий потенциал. 

Наиболее убедительным результатом дан-

ной  фазой  кооперации  стало  создание 

Международной космической станции, экс-

плуатация  которой  стартовала  в  1998  го ду. 

Вместе с тем элементы соперничества в кос-

мосе не были полностью вытеснены из ми-

рового  взаимодействия.  Сегодня,  как  и  в 

конце  1950-х  годов,  первенство  в  космосе, 

или во всяком случае зримое присутствие в 

этом  сегменте,  по-прежнему  служит  свиде-

тельством наличия комплексного потенциа-

ла и серьезным аргументов в пользу мирово-

го или регионального лидерства. Действия в 

этом  направлении  проявляются  не  только 

по  стратегической  оси  отношений  между 

США  и  Россией,  но  и  в  контексте  подси-

стемных  многосторонних  отношений  в 

Азии, Латинской Аме рике, в Европе. 

Данное соперничество проявляется дво-

яко: с одной стороны, как скрываемое, но 

осознанное политическое и (военно-) тех-

нологическое состязание «великих держав» 

за удержание лидерства в обладании и при-

менении новейших технологий, способных 

помочь  в  достижении  решающего  превос-

ходства.  В  умах  лидеров  в  Вашингтоне  и 

Москве  по-прежнему  сохраняет  актуаль-

ность  «идеальный  образ»  стратегической 

неуязвимости,  который  продолжает  оста-

ваться желанной моделью обеспечения на-

циональной  безопасности  в  условиях 

умножения  источников  угроз,  рисков  и 

опасностей. 

С  другой  стороны,  противоборство  в 

космосе – это в том числе и обычная эко-

2

 Подготовка и апробация первой версии данного исследования осуществлялись в ходе ситуацион-

ного  анализа,  проводимого  на  кафедре  прикладного  анализа  международных  проблем  МГИМо  под 

руководством  проф.  т.А.  Шаклеиной.  Их  результаты  отражены  в  работе:  ситуационные  анализы. 

вып.  3:  Формирование  режимов  в  отношении  новых  глобальных  вызовов  и  угроз  /  т.А.  Шаклеина, 

А.А. Байков [и др.]; под ред. т.А. Шаклеиной. М.: МГИМо-Университет, 2013.

ся совмещать интересы защиты своих оригинальных наработок с задачами максимально возмож-

ного ознакомления с наработками партнера. Кроме того, необходимо сохранять некоторый ра-

зум ный уровень взаимного доверия, без которого партнерство не может состояться.

Ключевые слова:

мирное освоение космоса; международный режим; Россия; США.


background image

Андрей  БАйков,  Алексей  БоГАтУров,  Алексей  Фененко

58

номическая  конкуренция  за  создание  и 

сбыт  уникального  космического  оборудо-

вания, проектирование космодромов, реа-

лизацию  коммерческих  запусков,  имею-

щих  сегодня  большую  финансовую  при-

влекательность. 

В целом космос сохранит за собой роль 

одного  из  базовых  критериев  лидерства  в 

мировой иерархии и будет определять меж-

дународные статусные характеристики всех 

стран,  стремящихся  примерить  на  себя 

роль  «великой  державы»,  несущей  ответ-

ственность  за  поддержание  мира  и  безо-

пасности на планете.

1

Космическая деятельность в 2010-х годах 

продолжает  оставаться  одной  из  основных 

сфер  международного  сотрудничества  и 

одновременно  международной  конкурен-

ции. В той или иной степени в нее вовлека-

ются  все  страны,  способные  претендовать 

на  политическое,  экономическое  и  техно-

логическое лидерство не только на глобаль-

ном, но и на региональном уровнях – в Ев-

ропе,  Азии,  Латинской  Америке.  В  миро-

вой  конкурентной  борьбе  наряду  с  пра-

вительст вами  и  государствами  участвуют 

частные  и  по лучастные  кор порации-пос-

тавщики и потребители космических услуг, 

техники и технологий. Фактически форми-

руется новая среда международного косми-

ческого сотрудничества, объективными ха-

рактеристиками  которой  выступают  как 

резко  расширившийся  круг  субъектов,  так 

и увеличившиеся технологические возмож-

ности  применения  космических  разрабо-

ток. Со об разно этому происходит активное 

переформатирование 

существовавших 

ранее  моделей  взаимодействия  ключевых 

игроков на рынке космических услуг и ин-

струментов  его  регулирования  в  интересах 

устойчивого  развития  и  международной, 

региональной  и  локальной  безопасности. 

Речь идет о складывании нового 

междуна-

родного  режима  мирной  космической  дея-

тельности

 (понимаемого, по Краснеру, как 

совокупность  соответствующих  регулятив-

ных институтов, принципов и норм с совпа-

дающими  ожиданиями  основных  участни-

ков),  стержневой  осью  которого  выступает 

обновленное российско-амери кан ское вза-

имодействие в этой области.

Международно-правовое, политико-дип-

ломатическое,  финансово-эконо ми чес кое, 

научно-техническое,  орга ни за ци он но-ме-

неджерское  и  маркетинговое  обес пече-

ние космической деятельности становятся 

важ нейшими ответвлениями государствен-

ной  политики  и  перспективными  направ-

лениями  высокодоходного  бизнеса  с  ярко 

выраженным  транснациональным  измере-

нием. Ключевая специфика кос мической дея-

тельности  состоит  в  ее  прямой  связи  с  на-

циональной  безопасностью  участ вую щих  в 

ней  стран,  их  военной  и  военно-техно ло ги-

ческой политикой, а так же международной 

и глобальной безопасностью. 

Другая  основополагающая  характери-

стика  международного  взаимодействия  в 

космической  деятельности  –  информаци-

онная  революция  и  расширение  техноло-

гического  инструментария  наиболее  раз-

витых стран, обеспечивающего им доступ к 

инновационным разработкам и технологи-

ческим секретам конкурентов. 

Сотрудничество  технологически  менее 

сильных  стран  с  государствами-лидерами 

технологической  сферы  сопряжено  со 

стремлением  первых  гласно  или  негласно 

обеспечить  себе  доступ  к  максимально 

возмож ному  кругу  новинок,  имеющихся  у 

партнера. Задача вторых в подобных ситуа-

циях  –  проявлять  предельную  осторож-

ность,  дозируя  поступление  космических 

технологий  менее  мощным  государствам, 

имея  в  виду  риски  собственной  безопас-

ности,  международной  безопасности  в 

целом,  а  также,  конечно,  интересы  сохра-

нений конкурентных преимуществ на рын-

ках космических услуг и техники. 

Еще более сложной оказывается ситуация 

в  случае  сотрудничества  симметричных  по 

мощи  партнеров,  каковыми  являются  друг 

для друга Россия и США. Каждой из держав 

приходится  постоянно  совмещать  интересы 

защиты  своих  оригинальных  наработок  с  за-

дачами максимально возможного отслежива-

ния  наработок  партнера.  При  этом  очевид-

но, что двустороннее парт нерство не может 


background image

59

россИйско-АМерИкАнское вЗАИМодействИе в косМосе

работать в режиме односторонней передачи 

информации.  Нельзя  ознакомиться  с  идея-

ми  партнера,  ничего  не  дав  ему  взамен. 

Отсюда  –  вынужденная  нацеленность  сто-

рон на жесткую изби рательность.

Кроме  того,  международно-поли ти чес-

кая  и  экономическая  среда  российско-

американского  двустороннего  сотруд ни-

чества  во  многом  определяется  их  сопер-

ничеством  и  одновременно  попытками 

сотруд ничества с третьими странами – Ки-

таем,  странами  ЕС,  государствами  Латин-

ской Америки и Азиатско-Тихоокеанского 

региона и даже отдельными странами СНГ. 

Многие третьи страны-партнеры и России, 

и США будут с готовностью использовать в 

своих целях возможные российско-амери-

канские расхождения. 

Важность сотрудничества с США в кос-

мосе оттеняется его местом в общей систе-

ме двусторонних российско-американских 

связей.  Их  хроническим  недостатком  в 

послед ние 20 лет является нехватка реаль-

ного сотрудничества, так сказать «мяса» на 

«несущих  костях»  важных,  но  общих  по-

литических  деклараций  о  партнерстве  и 

соглашений о сокращении военных потен-

циалов. В этом смысле совместные косми-

ческие  проекты  выглядят  как  взаимовы-

годные  и  крайне  необходимые  в  условиях 

нынешнего  этапа  развития  двусторонних 

отношений  конкретные  дела,  осуществле-

ние которых приносит выгоду обеим стра-

нам-участницам. 

Неудачи, которые происходили в некото-

рых космических проектах России в послед-

нее  время,  оказали  на  позиции  Москвы  в 

отношениях  с  Вашингтоном  двойственное 

влияние.  С  одной  стороны,  они  принесли 

определенный  ущерб  технологическому 

престижу российских производителей. 

С другой – неудачи привлекли внимание 

власти  к  накопившимся  трудностям  в  кос-

мической  деятельности.  Российские  руко-

водители  предметнее  осознают  важность 

государственной поддержки и государствен-

ного  контроля  в  сфере  космической  дея-

тельности.  Появился  конкретный  подвод 

для 

самокритичных 

сравнений 

с 

Соединенными  Штатами:  в  США  вопрос  о 

поддержке  космических  проектов  под  со-

мнение  в  принципе  никогда  не  ставится  – 

Конгресс имеет обыкновение только урезать 

или  замораживать  ассигнования  на  отдель-

ные  направления  космической  деятельно-

сти. Коммерческая деятельность в космосе и 

повышение  ее  доходности  приветствуются, 

но  она  является,  скорее,  средством  сниже-

ния  затрат  на  космические  проекты,  чем 

собственно  источником  их  финансирова-

ния.  Подобный  подход,  вероятно,  было  бы 

целесообразно  внед рить  в  обиход  обсужде-

ний на уровне российского правительства и 

в стенах Госу дарственной Думы. 

Вместе с тем сотрудничество в космиче-

ской области с США сопряжено с немалы-

ми рисками и одновременно с потенциаль-

ными значительными приобретениями для 

России. 

Важно  иметь  в  виду,  что  в  2000-х  годах 

американское  руководство  по  существу  вер-

нулось к идее обеспечения выхода на страте-

гическую  неуязвимость  США.  На  протяже-

нии примерно 40 предшествующих лет эта 

идея  считалась  в  США  нереалистичной,  и 

концепция  национальной  безопасности 

строилась на признании взаимной стратеги-

ческой  уязвимости  США  и  СССР  (mutua lly 

assured  destruction).  На  этом  постулате  ба-

зировалась идея глобальной стратегической 

стабильности.  В  настоящее  время  данная 

концепция подвергается сомнению. 

Идея  создания  систем  ПРО  лишь  часть 

усилий  для  обеспечения  стратегической 

неуязвимости Соединенных Штатов, а ос-

воение  космического  пространства  и  при-

обретение  преимуществ  в  нем  –  важная 

составляющая  поиска  контуров  политики 

обеспечения  такой  неуязвимости.  Цена 

риска  высока,  и  поэтому  США  уделяют 

колоссальное  внимание  космической  дея-

тельности  всех  держав,  которые  обладают 

для  этого  соответствующим  потенциалом. 

Проекты сотрудничества с Россией в этом 

смысле – один из инструментов постоянно-

го мониторинга уровня готовности России к 

осуществлению  космических  программ  того 

или иного уровня сложности.

Но  потенциально  опасные  действия 

США не сводятся к «охоте за информаци-


background image

Андрей  БАйков,  Алексей  БоГАтУров,  Алексей  Фененко

60

ей».  Проверенным  способом  связывания 

рук конкуренту является стратегия, в рам-

ках  которой  российских  партнеров  вовле-

кают  в  проекты,  которые  на  самом  деле 

могут  приносить  в  кратко-  и  среднесроч-

ной  перспективе  заметные  финансовые  и 

даже  технологические  выигрыши  россий-

ской  стороне.  Для  России  приобретения 

могут  носить  конкретно-прикладной,  так-

тический  характер.  Но  в  долгосрочной 

стратегической перспективе участие в под-

робных  финансово  выигрышных  проектах 

может  отвлекать  силы  и  ресурсы  россий-

ских  участников,  например,  от  финансово 

менее  выгодных,  но  технологически  более 

перспективных,  потенциально  прорывных 

направлений  оригинальных  исследований  и 

фундаментальных разработок. 

Таким  путем  американские  партнеры  в 

мягкой  форме  навязывают  российским 

участникам  собственную  «повестку  дня», 

программу  космической  деятельности. 

Российские  корпорации  могут  оказаться 

партнерами  по  важным  и  рентабельным, 

но  уже  не  имеющим  ключевого,  принци-

пиального значения проектам, фактически 

уводящим или уходящими в стороны от тех 

магистральных  линий  космических  иссле-

дований,  которые  американцы  разрабаты-

вают полностью самостоятельно. С учетом 

относительной  ограниченности  ресурсов 

(кадровых,  финансовых,  организационно-

институциональных,  инфраструктурных) 

российской стороны вероятность «утонуть» 

в  подобных  вариантах  сотрудничества  с 

США довольно велика. 

2

Сотрудничество  в  космической  области 

с США имеет для России ряд несомненных 

преимуществ

Во-первых, оно так или иначе 

позволяет российской стороне приобщать-

ся к некоторым технологическим достиже-

ниям американских партнеров. Во-вторых

оно  дает  России  средства  политического 

давления  на  третьи  страны,  например 

Китай,  которого  взаимодействие  россий-

ских  и  американских  корпораций  давно 

раздражает  и  как  политический  символ 

превосходства США и России в космосе, и 

как своего рода центр «глобального управ-

ления  развитием  космической  сферы  на 

двусторонней основе». 

В-третьих,  насколько  можно  заклю-

чить, сотрудничество с США является для 

российской стороны коммерчески привле-

кательным,  поскольку  обеспечивает  при-

ток  средств,  необходимых  для  развития 

космических  проектов  самой  России. 

Кроме  того,  в  ряде  случаев  оно  позволяет 

российской стороне экономить весьма зна-

чительные  расходы  на  космическую  дея-

тельность.  В-четвертых,  значение  имеет 

постоянное  ознакомление  со  стандартами 

качества  в  американском  космическом 

комплексе, которые по ряду направлений, 

судя по публикациям, превосходят россий-

ские  или  просто  являются  более  детально 

разработанными  и  регламентированными 

с практической точки зрения.

В-четвертых,  взаимодействие  с  амери-

канской  стороной  позволяет  российским 

компаниям  заимствовать  элементы  пере-

дового опыта управленческой и маркетин-

говой работы, что важно и для модерниза-

ции  самой  системы  космической  деятель-

ности в России, и для лучшей ориентации 

российских  компаний  на  мировом  косми-

ческом рынке. 

На  практике  Россия  взаимодействует  с 

США в ряде важных областей: использова-

ние  Международной  космической  станции 

(МКС),  космическая  связь  и  навигация, 

проект «Морской старт», экспорт ракетных 

двигателей в США, сотрудничество на мно-

госторонних площадках. Кроме того, Моск-

ва и Вашингтон используют опыт друг друга 

в  организации  космических  исследований. 

В начале 2010-х годов российский опыт стал 

востребованным  в  США.  Американские 

эксперты  проявляют  интерес  к  деятельно-

сти  российского  Центра  управления  поле-

тами.  Наконец,  сотрудничество  России  и 

США в космосе неотделимо от переговоров 

по контролю над вооружениями.

По-видимому,  пока  наиболее  реалистич-

ным сценарием взаимодействия между Рос-

сией и США в космосе выглядит возможное 

сегментарное и ограниченное сотрудничество. 

Оно  может  развиваться  в  сферах,  где,  во-